город Воронеж |
|
15 июля 2019 г. |
Дело N А14-4441/2019 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Малиной Е.В.,
без вызова сторон и назначения судебного заседания, в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 47,49 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 10 от 18.04.2017 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве",
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже на решение Арбитражного суда Воронежской области от 20.05.2019 по делу N А14-4441/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Баркова Е.Н.), по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже (ИНН 3666145300, ОГРН 1033600021091) к обществу с ограниченной ответственностью Торговый дом "Рекорд-Сервис" (ИНН 3662044911, ОГРН 1033600021091) о взыскании 6 136 руб. 62 коп. убытков,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Воронеже (далее - УПФР в г. Воронеже, Управление Пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Торговый дом "Рекорд-Сервис" (далее - ООО Торговый дом "Рекорд-Сервис", Общество) о взыскании 6136 руб. 62 коп. убытков.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 19.03.2019 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 20.05.2019 в удовлетворении заявленного Управлением Пенсионного фонда требования отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Управление обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование своего несогласия с обжалуемым решением суда Управление Пенсионного фонда ссылается на то, что судом области не дана надлежащая оценка факту представления Обществом сведений по форме СЗВ-М за ноябрь 2016 с нарушением установленного срока - 12.04.2017, тогда как именно указанные действия повлекли причинение Управлению Пенсионного фонда убытков в виде необоснованно выплаченной страховой пенсии по старости Шалимову В.В. за период с 01.02.2017 по 31.05.2017 в сумме 6136 руб. 62 коп.
При этом, то обстоятельство, что ООО Торговый дом "Рекорд-Сервис" были представлены доказательства своевременного представления сведений по форме СЗВ-М за последующие после ноября 2016 отчетные периоды, по мнению УПФР в г. Воронеже, не имеет никакого правового значения, поскольку свидетельствует лишь об исполнении Обществом своих обязанностей по своевременному представлению индивидуальных сведений в отношении застрахованных лиц в последующем.
От ООО Торговый дом "Рекорд-Сервис" отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО Торговый дом "Рекорд-Сервис" зарегистрировано в качестве юридического лица и в качестве страхователя в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже.
От Общества в адрес УПФР в г.Воронеже поступали сведения СЗВ-М о застрахованных лицах за ноябрь 2016 года (11.04.2017), за декабрь 2016 года (16.01.2017), за январь 2017 года (01.02.2017), за февраль 2017 года (09.03.2017), за март 2017 года (11.04.2017), за апрель 2017 года (11.05.2017), на основании которых Управление производило расчет и выплату страховых пенсий застрахованным лицам с учетом их индексации.
Выявив факт излишней выплаты Шалимову В.В. пенсии за период с 01.02.2017 по 31.05.2017 в сумме 6136 руб. 62 коп., произошедшей вследствие несвоевременного представления Обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М на указанное лицо за ноябрь 2016, о чем был составлен протокол о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии от 02.10.2018 N 4053, Управлением Пенсионного фонда 23.11.2018 было вынесено решение об уведомлении страхователя о факте совершения правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 05-27/41732, которым ООО Торговый дом "Рекорд-Сервис" было предложено рассмотреть вопрос о возможности погашения в добровольном порядке необоснованно выплаченной суммы пенсии в размере 6136 руб. 62 коп.
В связи с отказом Общества возместить перерасход средств в добровольном порядке Управление обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с рассматриваемым исковым заявлением о взыскании убытков.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь, в том числе, положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), исходил из того, что Пенсионным фондом не доказаны виновные действия Обществ, в результате которых произошла излишняя выплата пенсии работнику Шалимову В.В.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" ООО Торговый дом "Рекорд-Сервис" является страхователем по обязательном пенсионному страхованию.
Статьей 26.1 Закона N 400-ФЗ установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Так, пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 названного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с этим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 данного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, производится без заявления пенсионера, прекратившего работать, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Данные сведения представляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (часть 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что Шалимов В.В. является получателем страховой пенсии по старости в Управлении, что также подтверждается справкой УПФР в г. Воронеже от 13.03.2019 (т.1 л.д.27).
Согласно протоколу от 02.10.2018 N 4053 Управлением был выявлен факт излишней выплаты страховой пенсии по старости Шалимову В.В. за период с 01.02.2017 по 31.05.2017 в сумме 6136 руб. 62 коп. в связи с непредставлением ООО Торговый дом "Рекорд-Сервис" сведений о работе указанного лица на момент индексации 01.02.2017.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, обязан предоставлять о каждом работающем у него застрахованном лице сведения по форме СЗВ-М (утверждена постановлением Правления Пенсионного Фонда России от 01.02.2016 N 83п).
Следовательно, Общество как страхователь обязано было представить индивидуальные сведения в отношении застрахованного лица Шалимова В.В. по форме СЗВ-М за ноябрь 2016 не позднее 12.12.2016.
Из материалов дела следует, что отчет по форме СЗВ-М за ноябрь 2016 получен Фондом 11.04.2017 (извещение о доставке - т.1 л.д.29), что подтверждается также представленным Управлением решением о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 17.07.2017 N 046S19170013699 (т.1 л.д.73-74).
Поскольку сведения о застрахованном лице работодателя за ноябрь 2016 не были получены Фондом в установленный законом срок, Фонд принял решение о выплате Шалимову В.В. пенсии, исчисленной с учетом индексации с 01.02.2017.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 1064 ГК РФ для возникновения обязанности по возмещению убытков в действиях причинителя вреда должен быть установлен полный состав гражданского правонарушения, состоящий из таких элементов, как: наличие вреда, причиненного потерпевшему; противоправность поведения причинителя вреда; причинно-следственная связь между причиненным вредом и противоправным поведением причинителя вреда; вина причинителя вреда.
В соответствии с пунктами 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Управление, требуя возмещения ущерба, должно доказать наличие всех указанных элементов ответственности в их совокупности.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 12, 15, 1064, 1082 ГК РФ, пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ и статьи 28 Закона N 400-ФЗ, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии причинно-следственной связи между предоставленными несвоевременно работодателем сведениями за ноябрь 2016 и понесенными Фондом расходами в виде выплаты излишних сумм пенсии за период с 01.02.2017 по 31.05.2017, учитывая наличие своевременного представления сведений за последующие после ноября 2016 года периоды, в связи с чем отказал в удовлетворении требований.
В пункте 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ указано, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Аналогичные положения содержатся и в части 5 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (далее - Правила).
Согласно пункту 84 Правил выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, осуществляющим (прекратившим) работу и (или) иную деятельность, в период выполнения которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ) производится в порядке, предусмотренном статьей 26.1 Закона N 400-ФЗ.
Из пункта 85 Правил следует, что определение размера сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате пенсионерам, указанным в статье 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
В пункте 86 Правил предусмотрено, что выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, указанным в статье 26.1 Закона N 400-ФЗ, осуществляется на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Согласно пункту 88 Правил в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил).
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что страхователем в установленные сроки в Управление были представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2017 года (16.01.2017), за январь 2017 года (01.02.2017), за февраль 2017 года (09.03.2017), за март 2017 года (11.04.2017), за апрель 2017 года (11.05.2017), в том числе и о Шалимове В.В., в отношении которого Фондом было принято решение о выплате фиксированной выплате к страховой пенсии с учетом индексации с 01.02.2017.
Таким образом, на основании сведений по форме СЗВ-М за декабрь 2016, полученных в 16.01.2017, за январь 2017 - 01.02.2017 Фонд имел возможность не принимать решение о выплате Шалимову В.В. индексации фиксированной выплаты к страховой пенсии (либо принять решение о прекращении выплаты индексации) с 01.02.2017, что следует из положений частей 6 и 7 статьи 26.1 Закона N 400 и пунктов 86, 88 и 90 Правил, то есть принять меры для выплаты пенсии Шалимову В.В. в установленном размере.
Также суд апелляционной инстанции отмечает, что об осуществлении трудовой деятельности пенсионерами территориальный орган Пенсионного фонда уведомляется страхователем не только в отчете по форме СЗВ-М, предоставляемой помесячно, но и в расчете формы РСВ-1, предоставляемой ежеквартально. Расчет по форме РСВ-1 предназначен для получения контролирующим органом информации о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования по каждому застрахованному лицу и внесения этой информации на лицевые счета застрахованных лиц.
В связи с чем из расчета по форме РСВ-1 за 4 квартал 2016 Фонд также мог получить необходимую информацию.
В связи с этим суд апелляционной инстанции считает, что Управлением не доказана совокупность обстоятельств, влекущих применение ответственности в виде взыскания ущерба, а именно наличия причинно-следственной связи между действиями страхователя по несвоевременному представлению сведений за ноябрь 2016 по форме СВЗ-М и возникновением у Фонда убытков за период с 01.02.2017 по 31.05.2017 в сумме 6136 руб. 62 коп.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции отказано правомерно.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, основанные на фактических обстоятельствах, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм судом права.
Иное толкование Пенсионным фондом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении или нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже и отмены решения Арбитражного суда Воронежской области от 20.05.2019 по настоящему делу не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая, что в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже, как заявителя апелляционной жалобы, не разрешается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 20.05.2019 по делу N А14-4441/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции лишь по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.В. Малина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-4441/2019
Истец: УПФР в г. Воронеже Воронежской области
Ответчик: ООО ТД "Рекорд-Сервис"