г. Челябинск |
|
12 июля 2019 г. |
Дело N А07-25231/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,
судей Карпачевой М.И., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации сельского поселения Буруновский сельсовет муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.03.2019 по делу N А07-25231/2018 (судья Напольская Н.Е.).
В судебном заседании приняли участие представители:
Прокуратуры Республики Башкортостан - Смолина Е.В. (поручение от 11.06.2019 N 8-17/2-160-2018/35230, удостоверение).
Администрация муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан (далее - Администрация района, истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан к администрации сельского поселения Буруновский сельсовет муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан (далее - Администрация поселения, ответчик) с исковым заявлением о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности сельского поселения Буруновский сельсовет на следующие земельные участки категории земель сельскохозяйственного назначения:
- с кадастровым номером 02:19:000000:2593 площадью 1852983 кв. м, расположенного по адресу: РБ, Гафурийский район, с/с Буруновский, сразрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства, запись о регистрации права 02-04/129-04/329/001/2016-2263/1 от 02.07.2016; - с кадастровым номером 02:19:000000:2702 площадью 407869 кв. м, расположенного по адресу: РБ, Гафурийский район, южнее д. Базиково, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства, запись о регистрации права 02-04/129-04/329/001/2016-2264/1 от 02.07.2016; - с кадастровым номером 02:19:230602:358 площадью 819962 кв. м, расположенного по адресу: РБ, Гафурийский район, примыкает с западной границе с. Буруновка, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства, запись о регистрации права 02-04/129-04/329/001/2016-2266/1 от 02.07.2016;
- с кадастровым номером 02:19:230602:375 площадью 4467+/-585 кв. м, расположенного по адресу: РБ, Гафурийский район, Буруновский сельсовет, в 450 м по направлению на запад от с. Буруновка, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства, запись о регистрации права 02/129/2018-1 от 03.08.2018;
- с кадастровым номером 02:19:230301:86 площадью 365981 кв. м, расположенного по адресу: РБ, Гафурийский район, с/с Буруновский, д. Базиково в 1370 м. по направлению на юг с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства, запись о регистрации права 02-04/129-04/329/001/2016-2265/1 от 02.07.2016;
- с кадастровым номером 02:19:000000:2548 площадью 25784 кв. м, расположенного по адресу: РБ, Гафурийский район, с/с Буруновский, д. Базиково с разрешенным использованием - для размещения автомобильных дорог, запись о регистрации права 02-04/129-04/329/001/2016-2262/1 от 02.07.2016. (т.1 л.д.12-18).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечены: Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - Управление Росреестра); Прокуратура Республики Башкортостан (далее - Прокуратура), Колхоз "Россия", Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений РБ по Гафурийскому району (далее - Комитет).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.03.2019 (резолютивная часть объявлена 18.03.2019) требования истца удовлетворены в полном объеме (т.1 л.д.143-152).
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация поселения (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), обратилась в арбитражный суд с жалобой, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм права.
Судом применен закон, не подлежащий применению, а именно, вывод суда об отсутствии у Администрации поселения полномочий на принятие земельных участков в собственность основан на ст. 3.3 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 334-ФЗ, вступившего в силу 01.01.2017. Как полагает апеллянт, данные изменения не отменили право сельских поселений, у которых в соответствующем порядке утверждены Генеральный план и Правила землепользования и застройки распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Вместе с тем право собственности поселения было приобретено 02.07.2016 т.е. до введения примененного судом закона. В момент приобретения права собственности, действующая редакция закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не запрещала принимать в собственность землю, находящуюся в пределах сельского поселения.
С учетом изложенного апеллянт настаивает на отмене решения и принятии нового судебного акта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В судебном заседании принял участие представитель Прокуратуры, иные участвующие в деле лица, явку своих представителей не обеспечили.
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена без участия не явившихся лиц.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не установил оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Администрацией сельского поселения Буруновский сельсовет муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан издано постановление от 24.05.2016 N 60 "О принятии в муниципальную собственность сельского поселения Буруновский сельсовет муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности" (т. 1, л. д. 26 - 27).
Из текста названного постановления следует, что Администрация сельского поселения постановила принять в муниципальную собственность сельского поселения Буруновский сельсовет муниципального района Гафурийский район РБ земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения:
- площадью 1852983 кв. м с кадастровым номером 02:19:000000:2593, расположенный по адресу: РБ, Гафурийский район, с/с Буруновский, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства; - площадью 407869 кв. м с кадастровым номером 02:19:000000:2702, расположенный по адресу: РБ, Гафурийский район, южнее д. Базиково, сразрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства;
- площадью 849067 кв. м с кадастровым номером 02:19:230602:358, расположенный по адресу: РБ, Гафурийский район, примыкает с западнойгранице с. Буруновка, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства;
- площадью 365981 кв. м с кадастровым номером 02:19:230301:86, расположенный по адресу: РБ, Гафурийский район, с/с Буруновский, д. Базиково в 1370 м по направлению на юг с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства, запись о регистрации права 02-04/129-04/329/001/2016-2265/1 от 02.07.2016;
- площадью 25784 кв. м с кадастровым номером 02:19:000000:2548, расположенный по адресу: РБ, Гафурийский район, с/с Буруновский, д. Базиково с разрешенным использованием - для размещения автомобильных дорог.
На основании указанного постановления 02.07.2016 произведена государственная регистрация права собственности Сельского поселения Буруновский сельсовет на земельные участки с кадастровыми номерами 02:19:000000:2593, 02:19:000000:2702, 02:19:230602:358, 02:19:230301:86, 02:19:000000:2548.
В результате раздела Администрацией сельского поселения Буруновский сельсовет МР Гафурийский район РБ земельного участка с кадастровым номером 02:19:230602:358 был образован земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 02:19:230602:375 площадью 4467+- 585 кв. м., расположенный по адресу: РБ, Гафурийский район, Буруновский сельсовет в 450 м по направлению на запад от с. Буруновка с разрешенным использованием "для сельскохозяйственного производства", о чем 03.08.2018 в ЕГРН произведена государственная регистрация права собственности Сельского поселения Буруновский сельсовет.
Ссылаясь на отсутствие у Администрации сельского поселения полномочий на распоряжение земельными участками путем передачи их в собственность поселения и на недействительность оснований государственной регистрации права собственности, Администрация района обратилась в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что право сельского поселения распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляемое Администрацией поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, не является основанием возникновения права собственности, в силу чего такое право за сельским поселением зарегистрировано в отсутствие законных оснований.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
В силу пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ) права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии установленных законом оснований для регистрации права собственности сельского поселения на спорный земельный участок.
Согласно п. 1 ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности; а также те земельные участки, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, является одним из принципов земельного законодательства , согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (подп. 9 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
Основания и порядок разграничения государственной собственности на землю регулировались с 20.12.2001 по 01.07.2006 Законом N 101-ФЗ, с 01.07.2006 - Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
Согласно п.3 ст. 3.1 Закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Спорные земельные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства либо для размещения автомобильных дорог.
Зданий, строений, сооружений, находящихся в собственности сельского поселения на участках не имеется, казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным Администрацией поселения в целях сельскохозяйственного использования спорные участки не предоставлялись.
Пунктом 4 статьи 2 Закона N 137-ФЗ закреплено, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные данным Законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Вступившим с 01.03.2015 в силу Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ) внесены изменения в статью 3.3 Закона N 137-ФЗ. По смыслу положений пункта 2 приведенной статьи наделение органов местного самоуправления поселений полномочиями по предоставлению земельных участков, которые не могут быть отнесены по предусмотренным статьей 3.1 Закона N 137-ФЗ основаниям к какой-либо из форм собственности, в силу чего относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, не является основанием для такого разграничения и не означает возникновение у них прав собственности на данные земельные участки.
Предусмотренный статьей 3.3 Закона 137-ФЗ порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, может быть изменен.
Указанное и произошло с 01.01.2017, когда Федеральным законом от 03.07.2016 N 334-ФЗ в абзац третий пункта 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ были внесены изменения, в соответствии с которыми распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Апелляционная коллегия отмечает, что право распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, которое было делегировано органам местного самоуправления, не
тождественно праву собственности и не является основанием возникновения такого права на земельные участки у муниципального образования (сельского поселения или района).
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о том, что постановление администрации сельского поселения Буруновский сельсовет муниципального района Гафурийский район РБ от 24.05.2016 N 60, представленное в качестве основания возникновения права собственности сельского поселения, таковым не является, в силу чего основания возникновения права собственности сельского поселения на спорный земельный участок отсутствовали, а регистрация права собственности поселения произведена незаконно, следует признать обоснованным.
Учитывая, что с 01.01.2017 лицом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, является Администрация муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан иск Администрации района о признании отсутствующим права собственности поселения на земельные участки направлен по существу на устранение конфликта между правами истца на распоряжение указанными участками и правом собственности сельского поселения на земельный участок, зарегистрированным в отсутствие установленных законом оснований.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у Администрации района полномочий на обращение с указанным иском и выборе истцом надлежащего способа защиты, поскольку данный способ защиты в рассматриваемом случае ведет к восстановлению как нарушенных прав Российской Федерации как собственника земельных участков, так и прав Администрации района на распоряжение данными участками.
Доводы апеллянта о том, что внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 N 334-ФЗ изменения в ст. 3.3 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не отменили право сельских поселений, имеющих утвержденные Генеральный план и Правила землепользования распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а так же о том, что ранее действовавшая редакция закона Федерального закона N 137-ФЗ не запрещала принимать в собственность землю, находящуюся в пределах сельского поселения, подлежат отклонению.
Данные доводы основаны на неправильном понимании земельного законодательства, нормами которого возможность приобретения муниципальным образованием, права собственности на участок из государственной собственности на основании наличия у него полномочий по распоряжению таким участком, не предусматривалась
С учетом изложенного арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, отмене не подлежит.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.03.2019 по делу N А07-25231/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации сельского поселения Буруновский сельсовет муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.П. Ермолаева |
Судьи |
М.И. Карпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-25231/2018
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ГАФУРИЙСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: Администрация сельского поселения Буруновский сельсовет МР Гафурийский район
Третье лицо: КОЛХОЗ "РОССИЯ", КУС МЗИО РБ по Гафурийскому району, Прокуратура РБ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ