г. Ессентуки |
|
15 июля 2019 г. |
Дело N А63-23767/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.07.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.07.2019.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Цигельникова И.А., судей: Афанасьевой Л.В., Семенова М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Антоновой Е.Н., при участии: от Администрации города Пятигорска - Осипян П.А. по доверенности от 15.05.2019 N 2333/01-4; от Администрации города Пятигорска Осипян П.А. (доверенность от 15.05.2019 N 2333/01-4); от МУ "Управление муниципальных отношений администрации города Пятигорска - Осипян П.А. по доверенности от 05.02.2019 N06, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Лисовского Сергея Николаевича на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.04.2019 по делу NА63-23767/2018 (судья Батурин В.А.) по заявлению индивидуального предпринимателя Лисовского Сергея Николаевича (г. Пятигорск, ОГРН313265110800299, ИНН263211545108) к Администрации города Пятигорска (г. Пятигорск, ОГРН1022601627575 ИНН2632033540) о признании незаконным отказа от 12.07.2018 N4850, выразившегося в несовершении, предусмотренных частью 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N159-ФЗ юридически значимых действий по заявлению от 05.07.2018 о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого недвижимого имущества муниципальной собственности города Пятигорска: нежилого здания литерА общей площадью 70,5 кв.м., нежилого здания литер Б, общей площадью 73 кв.м., расположенных по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, западный склон горы Машук, "Поляна песен"; обязании в двухнедельный срок с момента вступления в законную силу решения суда принять решение об условиях приватизации недвижимого имущества муниципальной собственности города Пятигорска: нежилого здания литер А общей площадью 70,5 кв.м., нежилого здания литер Б, общей площадью 73 кв.м., расположенных по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, западный склон горы Машук, "Поляна песен" за сумму, определенную в отчете об определении рыночной стоимости N567Э18 от 18.10.2018, направить проект договора купли продажи названного имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях его приватизации, при участии в судебном заседании представителя заявителя Гальченко И.В. по доверенности от 12.12.2018, представителя заинтересованных лиц Осипян П.А. по доверенностям от 09.01.2019, 05.02.2019, третье лицо: Муниципальное бюджетное учреждение культуры клубного типа "Городской дом культуры N1 г. Пятигорска" (г. Пятигорск, ОГРН1032600740083, ИНН2632067719),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Лисовский Сергей Николаевич (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Администрации города Пятигорска (далее - Администрация), муниципальному учреждению "Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска" (далее - Учреждение), третье лицо: муниципальное бюджетное учреждение культуры клубного типа "Городской Дом культуры N 1 г. Пятигорска", о признании незаконным отказа от 12.07.2018 N 4850, выразившегося в несовершении предусмотренных частью 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ юридически значимых действий по заявлению от 05.07.2018 о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого недвижимого имущества муниципальной собственности города Пятигорска: нежилого здания литер А общей площадью 70,5 кв.м., нежилого здания литер Б, общей площадью 73 кв.м., расположенных по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, западный склон горы Машук, "Поляна песен"; обязании в двухнедельный срок с момента вступления в законную силу решения суда принять решение об условиях приватизации недвижимого имущества муниципальной собственности города Пятигорска: нежилого здания литер А общей площадью 70,5 кв.м., нежилого здания литер Б, общей площадью 73 кв.м., расположенных по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, западный склон горы Машук, "Поляна песен" на сумму, определенную в отчете об определении рыночной стоимости N 567Э18 от 18.10.2018, направить проект договора купли продажи названного имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях его приватизации (уточненные требования).
Решением суда от 03.04.2019 в удовлетворении заявленных требований Предпринимателя отказано. Судебный акт мотивирован соответствием оспариваемого отказа Администрации требованиям законодательства. У Предпринимателя не возникло преимущественного права на приобретение в собственность арендуемых ранее площадей. Спорные объекты являются составной частью объекта социально-культурного назначения, предназначенного и используемого для обслуживания жителей муниципального образования.
Предприниматель обжаловал решение суда в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт, об удовлетворении исковых требований. Считает отказ в предоставлении преимущественного права приобретения в собственность арендуемого нежилого помещения незаконным. Спорные помещения не являются объектами социально-культурного назначения.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу возражает по существу доводов Предпринимателя, считает решение суда законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие Предпринимателя (его представителя) и представителя муниципального бюджетного учреждения культуры клубного типа "Городской Дом культуры N 1 г. Пятигорска".
Арбитражный суд апелляционной инстанции, заслушав пояснения представителя Администрации и Учреждения, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
08.07.2013 между Учреждением (арендодатель) и Предпринимателем (арендатор) на срок до 08.07.2018 был заключен договор аренды имущества муниципальной собственности г. Пятигорска N 85У13 (далее - договор аренды), во исполнение условий которого во временное владение и пользование Предпринимателю по акту приема-передачи от 08.07.2013 переданы объекты недвижимости, расположенные по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, западный склон горы Машук, "Поляна песен": нежилое здание литер А общей площадью 70,5 кв.м., нежилое здание литер Б, общей площадью 73 кв.м. Указанные объекты являются муниципальной собственностью, что подтверждается соответствующими записями от 13.11.2008 и от 05.02.2009 в Едином государственном реестре недвижимости.
05.07.2018 Предприниматель обратился в Учреждение с заявлением о предоставлении ему преимущественного права на приобретение арендуемых нежилых помещений в собственность, в порядке положений Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ).
12.07.2018 Учреждение в письме N 4850 отказало Предпринимателю в реализации преимущественного права приобретения арендуемого имущества, указав на то, что арендуемые помещения входят в состав имущественного комплекса "Поляна песен", являющегося объектом социально-культурного назначения, предназначенного для организации массового отдыха населения города Пятигорска. Создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения, являются полномочиями органов местного самоуправления городского округа, в связи с чем, на основании статьи 30 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ), арендуемое имущество не подлежит приватизации. Учреждение уведомило Предпринимателя о расторжении договора аренды в одностороннем порядке.
Предприниматель, считая, что указанный отказ в реализации преимущественного права приобретения арендуемого имущества является незаконным, а Администрация и Учреждение уклоняются от совершения действий по предоставлению преимущественного права выкупа муниципального имущества, действий, предусмотренных частью 3 статьи 9 Закона N 159-ФЗ, не совершают, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, регулируются Законом N 178-ФЗ. При этом в соответствии со статьей 1 названного Закона под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Пунктом 5 статьи 3 Закона N 178-ФЗ предусмотрено, что особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены федеральным законом.
Таким федеральным законом является Закон N 159-ФЗ, который регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства.
Устанавливая для субъектов малого и среднего предпринимательства особенности условий и порядка приватизации арендуемого ими государственного и муниципального имущества, заключающиеся в обязательности его продажи публичными властями по желанию арендатора, Закон N 159-ФЗ не расширяет круга разрешенных к приватизации объектов недвижимости. Реализация права преимущественного выкупа, предоставленного Законом N 159-ФЗ субъектам малого и среднего предпринимательства, возможна лишь по имуществу, приватизация которого допускается Законом N 178-ФЗ, и при соблюдении предусмотренных им ограничений.
Особенности приватизации объектов социально-культурного назначения определены статьей 30 Закона N 178-ФЗ. Согласно пункту 1 данной статьи объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта) могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия за прямо перечисленными исключениями, в числе которых названы используемые по назначению объекты культуры, предназначенные для обслуживания жителей соответствующего поселения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Закона N 178-ФЗ эти объекты приватизации не подлежат и передаются в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством. Таким образом, Закон N 178-ФЗ содержит запрет на приватизацию используемых по назначению для нужд населения объектов культуры, указывая, что эти объекты должны находиться в муниципальной собственности. Суд первой инстанции отказывая в удовлетворении заявленных требований Предпринимателя исходил из того, что заявленные к выкупу здания, входят в имущественный комплекс "Поляна песен", представляя из себя единый комплекс, состоящий из разнородных объектов, предназначенных для обеспечения единой цели - функционирования концертной площадки под открытым небом "Поляна песен" и организации досуга населения, имеют единое назначение и являются составной частью сложной вещи.
Имущественный комплекс "Поляна песен", являющийся концертной площадкой под открытым небом, состоит из: сцены (N 2), именуемой в техническом паспорте как ограждение; площадки для зрителей (N 1), именуемой в техническом паспорте как замощение; трибуны для зрителей (N 3), именуемой в техническом паспорте как подпорная стенка, и прилегающих к сцене (по краям) зданий литер А и литер Б (спорные объекты). По своему функциональному назначению прилегающие к сцене здания литер А и литер Б (спорные объекты) являются гримерными комнатами или иными техническими помещениями, предназначенными для функционирования концертной площадки под открытым небом, учитывая, что иные закрытые помещения в комплексе "Поляна песен" отсутствуют. Крыша зданий литер А и литер Б может использоваться в качестве дополнительной площадки для размещения зрителей.
Все указанные элементы (составные части) имущественного комплекса "Поляна песен", являющегося концертной площадкой под открытым небом, имеют общее стилистическое оформление, цвет стен и элементов.
Таким образом, указанное в техническом паспорте имущество (ограждение (N 2); замощение (N 1); подпорная стенка (N 3), здания (литер А, Б) представляет собой единый объект культурного назначения и является концертной площадкой под открытым небом "Поляна песен". Указанные элементы конструктивно и функционально связаны между собой и используются как единый имущественный комплекс. Имущественный комплекс "Поляна песен" имеет единое функциональное назначение. При этом особенность эксплуатации концертной площадки под открытым небом заключается в том, что ценность всего объекта зависит от его использования исключительно по целевому назначению.
Каждый из указанных элементов не может быть самостоятельно использован: концертная площадка без гримерки или иных технических закрытых помещений не может быть использована самостоятельно, как и указанные здания без концертной площадки, сцены и трибун. В отсутствие концертной площадки, сцены, трибун и путей доступа к ним (дорожек, терренкуров, тропинок) заявленные предпринимателем здания не будут иметь функционального назначения и потребительских свойств, поскольку в отсутствие указанных элементов комплекса "Поляна песен" и вообще в отсутствие этого комплекса, здания будут являться просто строениями в лесу, без какого либо функционального назначения и потребительских свойств.
Имущественный комплекс "Поляна песен", являющийся концертной площадки под открытым небом, необходим для решения вопросов местного значения, а именно, для создания условий для массового отдыха жителей городского округа, организации обустройства мест массового отдыха населения и создания условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры на территории муниципального образования город Пятигорск.
Пунктами 17 и 20 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесены создание условий для массового отдыха жителей городского округа, организация обустройства мест массового отдыха населения и создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры.
С учетом изложенных обстоятельств судом первой инстанции сделан вывод о том, что реализация права на приобретение испрашиваемых Предпринимателем объектов повлечет невозможность исполнения муниципальных функций и прекращение существования имущественного комплекса "Поляна песен", как общедоступной концертной площадки под открытым небом, что также является недопустимым в целях его сохранения.
У Предпринимателя не имеется права на преимущественный выкуп названных объектов, поскольку реализация субъектами малого и среднего предпринимательства данного права возможна только в отношении объектов, разрешенных к приватизации.
Заявленные Предпринимателем к выкупу объекты относятся к тем объектам культуры, приватизация которых на основании положений Закона N 178-ФЗ не допускается, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Временное использование Предпринимателем арендуемых помещений по иному назначению не может свидетельствовать в безусловном порядке об изменении функционального назначения объекта - имущественного комплекса "Поляна песен", являющегося концертной площадкой под открытым небом.
Довод Предпринимателя об отсутствии возможности защищать свою позицию по делу несостоятелен. Предпринимателем не указано в чем именно были ущемлены его права при рассмотрении дела, какие заявления, ходатайства были необоснованно отклонены судом первой инстанции или не рассмотрены.
Как следует из материалов дела Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением 27.11.2018 (т.1, л.д. 4-8). Заявление Предпринимателя принято к производству суда. 22.01.2019 Предприниматель уточнил заявленные требования (т.3, л.д. 12-14). В процессе рассмотрения дела Предпринимателем представлялись суду письменные пояснения (т.4, л.д. 2-7). Представитель Предпринимателя принимал участие в судебных заседаниях и им даны пояснения по делу. Таким образом, оснований для выводов о невозможности Предпринимателю защищать свои права не имеется.
Суд первой инстанции при рассмотрении настоящего дела правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.04.2019 по делу N А63-23767/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Цигельников |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-23767/2018
Истец: Лисовский Сергей Николаевич
Ответчик: "УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПЯТИГОРСКА", АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПЯТИГОРСКА
Третье лицо: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ КЛУБНОГО ТИПА "ГОРОДСКОЙ ДОМ КУЛЬТУРЫ N1 Г. ПЯТИГОРСКА", "УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПЯТИГОРСКА", АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПЯТИГОРСКА