г. Хабаровск |
|
15 июля 2019 г. |
А37-2211/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дроздовой В.Г.,
судей Иноземцева И.В., Усенко Ж.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зиновенко О.А.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "КБК СоцСтрой" (ОГРН 1133850005300): представитель не явился,
от Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области (ОГРН 1024900958708): представитель не явился,
от общества с ограниченной ответственностью "МагаданСтройЭксперт" (ОГРН 1144910001554): представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области
на решение от 19.03.2019
по делу N А37-2211/2018
Арбитражного суда Магаданской области,
принятое судьей Макаревич Е.М.
по иску общества с ограниченной ответственностью "КБК СоцСтрой"
к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "МагаданСтройЭксперт"
о взыскании 2 672 760,18 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "КБК СоцСтрой" (далее - ООО "КБК СоцСтрой", истец) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области (далее - Министерство, ответчик) о взыскании задолженности по государственному контракту от 02.05.2017 N 4/2017 в сумме 2 672 760,18 руб. (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 АПК РФ привлечено общество с ограниченной ответственностью "МагаданСтройЭксперт" (далее - ООО "МагаданСтройЭксперт").
Решением Арбитражного суда Магаданской области от 19.03.2019 иск удовлетворен в полном объеме.
Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 19.03.2019 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы указывает, что подрядчиком при производстве строительных работ по контракту от 02.05.2017 N 4/2017 вместо предусмотренных контрактом титульных временных зданий и сооружений, затраты на которые включены в цену контракта, возведены нетитульные здания и сооружения. Считает, что нетитульные здания подлежат учету и оплате по нормам накладных расходов. Поясняет, что в цену контракта входят также накладные расходы, в составе которых и предусмотрены затраты по сборке временных зданий и сооружений (нетитульных), которые устанавливались истцом.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "КБК СоцСтрой" просит оставить решение от 19.03.2019 без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещались о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представители в суд не прибыли.
На основании статьи 156 АПК РФ с учетом разъяснений, приведенных в пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Исследовав приобщенные к материалам дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, по результатам электронного аукциона между Министерством (государственный заказчик) и ООО "КБК СоцСтрой" (застройщик) заключен государственный контракт от 02.05.2017 N 4/2017, предметом которого является выполнение строительно-монтажных работ (далее - работы) по объекту "Реконструкция котельной в пос. Дукат" (далее - объект).
Согласно разделу 1 контракта от 02.05.2017 N 4/2017 застройщик обязуется в установленные настоящим контрактом сроки выполнить собственными и/или привлеченными силами и средствами комплекс работ на основании переданной государственным заказчиком проектно-сметной документации по объекту, технического задания, графика выполнения и оплаты строительно-монтажных работ по объекту. Финансирование производится за счет средств областного бюджета Магаданской области и средств федерального бюджета в соответствии с графиком финансирования.
На основании пунктов 4.2.1, 4.2.2, 4.2.6 контракта от 02.05.2017 N 4/2017 в обязанности государственного заказчика входят, в том числе: в течение 10 календарных дней с момента обращения застройщика передать застройщику проектно-сметную документацию по объекту; производить оплату принятых работ по объекту в порядке, установленном разделом 2 контракта; произвести приемку работ, выполненных застройщиком и принять от застройщика законченный строительством объект.
Пунктом 2.2 контракта от 02.05.2017 N 4/2017, с учетом дополнительного соглашения от 01.02.2018 N 1, его цена составляет 203 760 314,12 руб.
В соответствии с пунктом 2.4 контракта от 02.05.2017 N 4/2017 в цену контракта включена стоимость всех затрат застройщика, необходимых для выполнения работ по контракту, в том числе: стоимость выполнения всех работ на объекте; затраты, связанные с обеспечением строительства рабочими, в том числе иностранными, включая заработную плату, транспортные и командировочные расходы, питание, проживание, страхование рабочих и строительной техники; накладные расходы, сметная прибыль, лимитированные затраты, страхование строительных рисков, охрана объекта, затраты на временные здания и сооружения, удорожание работ в зимнее время, а также все налоги, действующие на момент заключения контракта; иные затраты, сопряженные со строительством и сдачей объекта.
Цена контракта является твердой на весь период строительства объекта и может быть изменена исключительно в случаях, установленных действующим законодательством Российской Федерации, что оформляется сторонами дополнительным соглашением к контракту (п. 2.5 контракта от 02.05.2017 N 4/2017).
Пунктом 2.8 контракта от 02.05.2017 N 4/2017 согласовано, что расчеты производятся путем перечисления денежных средств на расчетный счет застройщика.
В соответствии с пунктом 2.11 контракта от 02.05.2017 N 4/2017 оплата производится государственным заказчиком поэтапно, исходя из объема таких работ и цены контракта в соответствии с графиком выполнения и оплаты строительно-монтажных работ по объекту.
Оплата выполненных работ производится государственным заказчиком в течение 60 календарных дней с момента предоставления застройщиком справки стоимости выполненных работ (форма КС-3) за отчетный период в пределах лимитов финансирования на соответствующий год (п. 2.12 контракта от 02.05.2017 N 4/2017).
Согласно пункту 2.14 контракта от 02.05.2017 N 4/2017 окончательный расчет производится в течение 60 календарных дней с момента подписания сторонами акта приемки законченного строительством объекта формы КС-11.
На основании пункта 3.1 контракта от 02.05.2017 N 4/2017 срок начала выполнения работ - с момента заключения контракта; конечный срок выполнения работ - 25.12.2018.
Установлено судом первой инстанции из представленных в дело документов, по которым получено положительное заключение государственной экспертизы от 02.11.2011 N 49-1-5-0055-11 (проектной документации; расчета-обоснования начальной (максимальной) цены контракта, утвержденного Министерством 15.02.2017; сводных сметных расчетов стоимости строительства), что при производстве работ на объекте строительства предусмотрены затраты на временные здания и сооружения в соответствии с ГСН 81-05-01-2001 (в процентах от сметной стоимости работ), которые составляют 2,56% от сметной стоимости СМР.
В пункте 5.2.26 контракта от 02.05.2017 N 4/2017 согласовано, что застройщик обязан установить все необходимые временные здания и сооружения в соответствии с утвержденным ПОС. Выполнить устройство на строительной площадке временных сантехнических сооружений (биотуалеты), а также установить временное освещение и ограждение.
В соответствии с пунктами 6.3, 6.5, 6.7, 6.8, 6.9 контракта от 02.05.2017 N 4/2017 застройщик обязан известить государственного заказчика о готовности ответственных конструкций и скрытых работ за 3 рабочих дня до начала приемки таких работ. Застройщик приступает к выполнению последующих работ только после приемки скрытых работ и составления актов освидетельствования этих работ государственным заказчиком либо представителем организации, уполномоченной государственным заказчиком на проведение строительного контроля. Акты освидетельствования скрытых работ подписываются застройщиком и государственным заказчиком либо представителем организации осуществляющей строительный контроль (при наличии). Застройщик обязан направлять государственному заказчику акты выполненных работ (форма КС-2) в соответствии со сроками, указанными в проекте производства работ. Государственный заказчик совместно с представителем организации, осуществляющей строительный контроль, рассматривает акты выполненных работ в течение 3-х рабочих дней с момента их получения и при отсутствии замечаний подписывает их либо направляет застройщику мотивированный отказ от подписания. Акты выполненных работ (форма КС-2) подписываются государственным заказчиком. При наличии сторонней организации, осуществляющей строительный контроль, акты выполненных работ (форма КС-2) подписываются государственным заказчиком лишь при наличии согласования такой организации. На основании актов выполненных работ формы КС-2 застройщиком составляется справка о стоимости выполненных работ формы КС-3.
Строительный контроль на объекте осуществляло ООО "МагаданСтройЭксперт" на основании государственных контрактов, заключенных с Министерством.
Во исполнение условий контракта от 02.05.2017 N 4/2017 в соответствии со сводно-сметным расчетом государственный заказчик производил оплату застройщику сумм за временные здания и сооружения в процентном выражении от сметной стоимости строительно-монтажных работ в период с июня 2017 года по февраль 2018 года; акты КС-2 и справки КС-3 NN 1-9 подписаны Министерством без замечаний.
За указанный период с июня 2017 года по февраль 2018 года государственный заказчик выплатил застройщику за временные здания и сооружения 1 035 333,76 руб., что не оспаривается сторонами.
В период с апреля 2018 года по октябрь 2018 года государственный заказчик перестал производить начисления и выплаты за временные здания и сооружения, от подписания представленных застройщиком актов формы КС-2 и КС-3 с выделенными затратами на временные здания и сооружения отказался.
Кроме того Министерство направило в адрес застройщика письмо от 14.06.2018 N 2685/025-22 с требованием о возврате ранее уплаченных средств за временные здания и сооружения в сумме 1 035 333,76 руб.
В претензии от 29.06.2018 N 142, направленной в адрес государственного заказчика, застройщик потребовал оплатить задолженность по невыплаченным денежным средствам за временные здания и сооружения.
В повторной претензии от 04.07.2019 ООО "КБК СоцСтрой" просило Министерство осуществить доначисления в процентном выражении от сметной стоимости сданных строительно-монтажных работ и произвести оплату по временным зданиям и сооружениям.
Министерство в ответ на претензии направило в адрес ООО "КБК СоцСтрой" письмо от 05.10.2018 N 10169, в котором сообщило, что в нарушение пункта 5.2.26 контракта от 02.05.2017 N 4/2017 застройщик не обеспечил установку временным зданий и сооружений в объеме и виде, предусмотренном ПОС, в связи с чем основания для оплаты затрат на непредусмотренные условиями контракта временные здания и сооружения отсутствуют. Одновременно государственный заказчик предложил застройщику исключить затраты на временные здания и сооружения из актов и справок, предъявляемых к оплате, либо представить к осмотру временные здания и сооружения установленные в соответствии с пунктом 5.2.26 контракта и ПОС.
Из дальнейшей переписки сторон усматривается, что застройщиком на протяжении исполнения контракта направлялись формы КС-2 и КС-3 с указанными в них затратами на временные здания и сооружения, однако по вышеизложенным основаниям Министерство их отклоняло, указывая, что оплата будет производиться без учета таких затрат.
В связи с чем застройщик представил документы повторно, без отражения расходов на временные здания и сооружения, чтобы своевременно получить денежные средства.
Полагая незаконными действия Министерства по удержанию затрат застройщика на временные здания и сооружения в сумме 2 672 760,18 руб., ООО "КБК СоцСтрой" обратилось в арбитражный суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что правоотношения сторон регулируются нормами главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором (п. 2 ст. 740 ГК РФ).
На основании пункта 1 статьи 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
Пунктом 1 статьи 746 ГК РФ установлено, что оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 настоящего Кодекса.
В соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004 (далее - МДС 81-35.2004) осуществляется составление сметной стоимости строительства.
Так, на основании пункта 4.71 МДС 81-35.2004 сводные сметные расчеты стоимости строительства предприятий, зданий, сооружений или их очередей рассматриваются как документы, определяющие сметный лимит средств, необходимых для полного завершения строительства всех объектов, предусмотренных проектом. Утвержденный в установленном порядке сводный сметный расчет стоимости строительства служит основанием для определения лимита капитальных вложений и открытия финансирования строительства. Сводные сметные расчеты стоимости строительства рекомендуется составлять и утверждать отдельно на производственное и непроизводственное строительство.
Пунктом 4.73 МДС 81-35.2004 предусмотрено, что в сводных сметных расчетах стоимости производственного и жилищно-гражданского строительства средства рекомендуется распределять по следующим главам:
1. "Подготовка территории строительства".
2. "Основные объекты строительства".
3. "Объекты подсобного и обслуживающего назначения".
4. "Объекты энергетического хозяйства".
5. "Объекты транспортного хозяйства и связи".
6. "Наружные сети и сооружения водоснабжения, канализации, теплоснабжения и газоснабжения".
7. "Благоустройство и озеленение территории".
8. "Временные здания и сооружения".
9. "Прочие работы и затраты".
10. "Содержание службы заказчика-застройщика (технического надзора) строящегося предприятия".
11. "Подготовка эксплуатационных кадров".
12. "Проектные и изыскательские работы, авторский надзор".
В соответствии со Сборником сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений ГСН 81-05-01-2001, утвержденным постановлением Госстроя от 07.05.2001 N 45 (далее - ГСН 81-05-01-2001) к временным зданиям и сооружениям относятся специально возводимые или приспосабливаемые на период строительства производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства.
Временные здания и сооружения подразделяются на титульные и нетитульные.
В пункте 4.83 МДС 81-35.2004 предусмотрено, что в главе 8 "Временные здания и сооружения" включаются средства на строительство и разборку титульных временных зданий и сооружений (специально возводимых или приспособляемых на период строительства производственных, складских, вспомогательных, жилых и общественных зданий и сооружений, необходимых для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства). Рекомендуемый перечень работ и затрат, относящихся к титульным временным зданиям и сооружениям, приведен в приложении N 7 к настоящей Методике.
Как следует из приложения N 7, к титульным временным зданиям и сооружениям, которые учтены сметными нормами, относятся, в том числе работы и затраты по перемещению конструкций и деталей производственных, складских, вспомогательных, жилых и общественных контейнерных и сборно-разборных мобильных (инвентарных) зданий и сооружений на строительную площадку, устройство оснований и фундаментов, монтаж с необходимой отделкой, монтаж оборудования, ввод инженерных сетей, разборка и демонтаж, восстановление площадки, перемещение конструкций и деталей на склад, амортизационные расходы, расходы на текущий ремонт мобильных (инвентарных) зданий контейнерного сборно-разборного типа, расходы на временные сооружения, связанные с противопожарными мероприятиями, а также устройство и содержание временных железных, автомобильных и землевозных дорог и проездов, проходящих по стройплощадке или трассе, разборка дорог и проездов.
Согласно приложению N 2 к ГСН 81-05-01-2001 в Перечень работ и затрат, относящихся к титульным временным зданиям и сооружениям, учтенных в составе сметных норм, включены в том числе: перемещение конструкций производственных, складских, вспомогательных контейнерных зданий и сооружений на строительную площадку, устройство оснований и фундаментов, монтаж с необходимой отделкой, монтаж оборудования, разборка и демонтаж, восстановление площадки (пункт 4), временные обустройства (площадки, платформы и др.) для материалов, изделий, конструкций и оборудования, а также для погрузо-разгрузочных работ (пункт 7), электростанции, включая пусконаладочные работы (пункт 9), устройство оснований и фундаментов под машины и механизмы (пункт 22).
Таким образом, как МДС 81-35.2004, так и ГСН 81-05-01-2001 к временным зданиям и сооружениям относят не только вновь построенные основные средства, но и материальные затраты застройщика, к ним относящиеся.
Согласно пункту 5.6 СНиП 12-01-2004 "Организация строительства", введенных в действие постановлением Госстроя России от 19.04.2004 N 70 (далее - СНиП 12-01-2004), состав временных зданий и сооружений, размещаемых на территории строительной площадки, должен быть определен стройгенпланом, разрабатываемым в составе проекта организации строительства.
Как следует из ПОС, выдержки из которого на бумажном носителе представлены ответчиком в материалы дела, проектной документации полностью представленной истцом на диске, потребность во временных зданиях и сооружениях производственного назначения определена исходя числа рабочих на стройплощадке в наиболее загруженный период - 34 человека (мужчин - 24 чел., женщин - 10 чел.). Расчет потребности для гардеробных и сушилок осуществляется на общее число рабочих, занятых на строительной площадке. При расчете площади гардеробных, душевых, уборных принято отношение численности мужчин и женщин, % - 70:30 от числа работающих в наиболее многочисленную смену. Расчет для столовой производится исходя из численности посещающих для наиболее многочисленной смены. Нормативная номенклатура инвентарных зданий, необходимых для обеспечения строительства предприятия, определена по трем функциональным группам согласно ГОСТ 25957-83 с учетом технологической специфики работ и вида потребляемых ресурсов: 1) здания производственного назначения - мастерские и лаборатории; 2) здания складского назначения - склады, кладовые и навесы; 3) здания вспомогательного назначения - контора, диспетчерская, столовая, гардеробная, умывальная, сушилка, помещение для обогрева рабочих, уборная.
В качестве временных мобильных зданий непосредственно на строительной площадке будут использоваться помещения для кратковременного отдыха и обогрева рабочих, контора, уборные и производственные здания, согласно следующему перечню: контора, помещение для обогрева, столовая, туалетная кабина, закрытый склад.
В соответствии с пунктом 4.84 МДС 81-35.2004 размер средств, предназначенных для возведения титульных зданий и сооружений, может определяться:
по расчету, основанному на данных ПОС в соответствии с необходимым набором титульных временных зданий и сооружений;
по нормам, приведенным в Сборнике сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений (ГСН 81-05-01-2001 и ГСНр 81-05-01-2001), в процентах от сметной стоимости строительных (ремонтно-строительных) и монтажных работ по итогам глав 1-7 (1-5) сводного сметного расчета и дополнительными затратами, не учтенными сметными нормами.
Расчеты за временные здания и сооружения могут производиться по установленным нормам или за фактически построенные временные здания и сооружения. При этом расчеты за фактически построенные временные здания и сооружения производятся на основе проектно-сметной документации, а по установленной норме - в соответствии с договорными условиями.
Порядок определения в сводных сметных расчетах размера средств на строительство временных зданий и сооружений в зависимости от вида строительства установлен ГСН 81-05-01-2001.
Согласно пункту 1.2 ГСН 81-05-01-2001 сметные нормы затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений определяются в процентах от сметной стоимости строительных и монтажных работ по итогам глав 1-7 (графы 4 и 5) сводного сметного расчета стоимости строительства. При этом согласно пункту 3.1 рассматриваемых ГСН размер средств на строительство титульных временных зданий и сооружений может определяться по нормам рассматриваемого Сборника либо по расчету, основанному на данных ПОС (проекта организации строительства).
В силу пункта 3.2 ГСН 81-05-01-2001 расчеты между заказчиками и подрядчиками за временные здания и сооружения производятся за фактически построенные временные здания и сооружения.
При этом из пункта 3.3 ГСН 81-05-01-2001 следует, что между заказчиком и подрядчиком должен быть установлен порядок расчетов за временные здания и сооружения, применяемый от начала и до конца строительства.
Построенные титульные временные здания и сооружения принимаются в эксплуатацию, зачисляются в основные средства заказчика (кроме временных автомобильных дорог, подъездных путей и архитектурно оформленных заборов) и передаются в пользование подрядчику в порядке, установленном договором подряда (пункт 3.4 ГСН 81-05-01-2001).
В приложении N 1 ГСН 81-05-01-2001 (пункт 2.4) сметная норма затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений для объекта "Самостоятельная котельная" установлена в размере 3,2% от стоимости СМР.
Согласно второму абзацу пункта 2.1. ГСН 81-05-01-2001 при составлении сметной документации на капитальный ремонт производственных зданий, реконструкцию и расширение действующих предприятий, зданий и сооружений, строительство последующих очередей на территории действующих предприятий или примыкающих к ней площадках к указанным нормам применяется коэффициент 0,8.
В связи с этим в сводном сметном расчете согласована сметная норма по временным зданиям в размере 2,56% (из расчета 3,3% х 0,8), что с учетом начисленных лимитированных затрат и налогов составляет сумму 4 183 860 руб.
Согласно главе 8 сводного сметного расчета сметная стоимость временных зданий и сооружений по контракту составляет 2,56% от сметной стоимости строительных и монтажных работ.
Данный сводный сметный расчет прошел государственную экспертизу в МОГАУ "Управление государственной экспертизы", о чем указано в тексте расчета-обоснования начальной (максимальной) цены государственного контракта, вошедшего в состав аукционной документации.
Дав оценку по правилам статьи 71 АПК РФ имеющимся в материалах дела доказательствам, в том числе: условиям контракта от 02.05.2017 N 4/2017, фотографиям объекта, суд первой инстанции установил, что ООО "КБК СоцСтрой" во исполнение пункта 5.2.26 названного контракта выполнены обязательства по установке необходимых временных зданий и сооружений (контейнерные здания, в том числе контора и помещения для обогрева (6 шт.), здание столовой, выполненный из досок туалет, склады).
Исходя из анализа представленных в материалы дела актов КС-2 и справки КС-3 N N 1-9, суд первой инстанции установил, что за период с июня 2017 года по февраль 2018 года, Министерством приняты и оплачены застройщику, в том числе расходы на временные здания и сооружения в процентном выражении от сметной стоимости строительно-монтажных работ.
В связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу о том, что государственным заказчиком на начальном этапе строительства фактически признано и не оспорено наличие у ООО "КБК СоцСтрой" расходов на временные здания и сооружения, рассчитанных застройщиком по нормативам сборника ГСН 81-05-02-2001, а также на основании ПОС, ППР и сводного сметного расчета, с учетом коэффициента 2,56% за титульные здания и сооружения (выполнены в виде отдельной строки в актах о приемке выполненных работ).
В силу пункта 3.3 ГСН 81-05-01-2001 между заказчиком и подрядчиком должен быть установлен порядок расчетов за временные здания и сооружения, применяемый от начала и до конца строительства.
Таким образом, с учетом установленной контрактом твердой цены, в состав которой включен резерв средств на временные здания и сооружения, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у Министерства оснований для отказа от оплаты расходов застройщика на временные здания и сооружения.
Расчет поименованных расходов в сумме 2 672 760,18 руб., осуществленный ООО "КБК СоцСтрой", проверен судом, признан арифметически верным, с чем соглашается апелляционная коллегия.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно взыскал в пользу истца задолженность по государственному контракту от 02.05.2017 N 4/2017 в заявленной сумме.
Основания для иных выводов у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы о возведении застройщиком нетитульных зданий и сооружений, не подлежащих оплате, аналогичные доводам, приведенным ответчиком в суде первой инстанции, отклоняются на основании следующего.
Так, согласно нормам МДС 81-35.2004 и ГСН 81-05-01-2001 в перечень работ и затрат, относящихся к титульным временным зданиям и сооружениям, включается в том числе перемещение конструкций производственных, складских, вспомогательных контейнерных зданий и сооружений на строительную площадку.
Как следует из проектно-сметной документации объекта, под термином "временные здания и сооружения" понимаются затраты застройщика по транспортировке объектов до пос. Дукат Омсукчанского района Магаданской области, и далее до непосредственных мест производства работ, затраты по их размещению, монтажу/демонтажу, текущему ремонту и прочее, что не противоречит действующему законодательству.
Как установлено судом из материалов дела, передвижные строительные вахтовые вагончики (контейнерного типа) и другие временные здания и сооружения, предусмотренные на площадке ответчика, кроме туалета, возведенного из досок, транспортированы на строительную площадку застройщиком на период проведения работ.
Таким образом отнесение ответчиком контейнерных зданий, в том числе здания конторы и помещения для обогрева (6 шт.), здания столовой, выполненного из досок туалета, складов к нетитульным зданиям является ошибочным, противоречащим нормам МДС 81-35.20040, ГСН 81-05-01-2001.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения и несостоятельности доводов апелляционной жалобы, что исключает ее удовлетворение. Выводы суда первой инстанции основаны на правильном установлении фактических обстоятельств дела и оценке представленных сторонами доказательств.
Нарушение норм материального права, неправильное применение норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом не допущено.
От уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы заявитель освобожден на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Магаданской области от 19.03.2019 по делу N А37-2211/2018 оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Г. Дроздова |
Судьи |
И.В. Иноземцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-2211/2018
Истец: ООО "КБК СоцСтрой", ООО "КБКСтрой"
Ответчик: Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области
Третье лицо: ООО "КБК СоцСтрой"