г. Владимир |
|
11 июля 2019 г. |
Дело N А11-17595/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июля 2019 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богуновой Е.А.,
судей Долговой Ж.А. Кириловой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горевой О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального бюджетного учреждения культуры "Уляхинское централизованное клубное объединение" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 30.04.2019 по делу N А11-17595/2018, принятое судьей Степановой Р.К., по иску общества с ограниченной ответственностью "Энергосбыт Волга" (ОГРН 1177746828225, ИНН 7704440018) к муниципальному бюджетному учреждению культуры "Уляхинское централизованное клубное объединение" (ОГРН 1073304000417, ИНН 3314005990), при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" в лице филиала "Владимирэнерго" о взыскании 689 520 руб. 56 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца - не явился, извещен;
от ответчика - не явился, извещен;
от третьего лица - не явился, извещен,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Энергосбыт Волга" (далее - ООО "Энергосбыт Волга", Гарантирующий Поставщик, истец) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с исковым заявлением к муниципальному бюджетному учреждению культуры "Уляхинское централизованное клубное объединение" (далее - МБУК "Уляхинское централизованное клубное объединение", Учреждение, ответчик) о взыскании задолженности в сумме 689 520 руб. 56 коп. по акту неучтенного потребления электрической энергии.
Решением от 15.03.2019 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу решением, Учреждение обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель указывает, что снятые показания приборов учета за весь период их действия на спорных участках были приняты обеими сторонами, никем не оспаривались, а также не оспаривался и размер оплаты по передаваемым показаниям. Контрольные приборы учета на момент составления акта о безучетном потреблении электроэнергии находились на месте, и были подключены к сети.
Так же апеллянт считает, что суд первой инстанции не принял во внимание такие обстоятельства, как отсутствие нарушений пломбы, повреждений прибора учета, не выявлены несанкционированные подключения дополнительной мощности и изменения схемы подключения, отсутствуют сведения о вмешательстве абонента в схему прибора учета. Учреждение отмечает, что материалами дела документально не подтверждено, какие виновные действия совершил ответчик, которые привели бы к искажению данных об объеме потребления электрической энергии и не доказан факт искажения данных об объеме ее потребления.
Истец направил отзыв на апелляционную жалобу, в котором изложил свои возражения по доводам жалобы.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу в суд не направило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей от сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, что между ООО "Энергосбыт Волга" (гарантирующий поставщик) и МБУК "Уляхинское ЦКО" (абонент) заключен договор энергоснабжения от 01.04.2018 N 33600401000829, в соответствии с которым гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу абоненту электрической энергии (мощности) и урегулировать отношения по оказанию услуг по передаче электрической энергии и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса энергоснабжения абонента, а абонент обязуется оплачивать поставленную электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги в порядке, предусмотренном договором (пункт 1.1. договора).
В соответствии с пунктом 5.1 договора фактический объем поставленной электрической энергии (мощности), неотъемлемой частью которого является объем услуг по передаче электрической энергии, определяется исходя из показаний приборов учета (в том числе входящих в состав измерительных комплексов, систем учета) либо расчетным способом в порядке, предусмотренном приложением N 4 к договору.
Сведения о приборах учета, установленных в отношении энергопринимающих устройств абонента (в том числе места расположения приборов учета, заводские номера, дата государственной поверки, показания на дату и время начала исполнения ООО "ЭСВ" договора), указываются в приложении N 2.
Из материалов дела следует, что 15.03.2018 представителями ПАО "МРСК Центра и Приволжья" проведена плановая проверка работы приборов учета по адресу: Гусь-Хрустальный район, д. Парахино, ул. Парахино 2, д. 60.
По результатам проверки составлен акт проверки приборов учета и состояния схемы измерений электрической энергии от 15.03.2018 N 32, согласно которому выявлено истечение срока государственной поверки трансформаторов тока. Потребителю указано в срок до 25.03.2018 заменить трансформаторы тока.
23.10.2018 представители ПАО "МРСК Центра и Приволжья" провели плановую проверку состояния приборов учета электрической энергии в присутствии представителя потребителя на объекте, расположенном по адресу Гусь-Хрустальный район, д. Парахино. ул. Парахино 2, д. 60 (Дом культуры), (электросчетчик: Меркурий 230 AM-03, заводской номер N 15538491), в ходе которой выявлено невыполнение указания относительно замены трансформаторов тока и отклонение от нормальной погрешности 13% (недоучет).
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 23.10.2018 N 142.
По результатам проверки представителем ПАО "МРСК Центра и Приволжья" составлен акт от 23.10.2018 N 142 о неучтенном потреблении электрической энергии.
На основании акта от 23.10.2018 N 142 Гарантирующий Поставщик выставил в адрес Учреждения счет-фактуру от 31.10.2018 N 336040110294 на сумму 689 520 руб. 56 коп.
Расчет безучетного потребления электрической энергии произведен истцом в соответствии с пунктами 194, 195 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии N 442.
Неисполнение ответчиком обязанности по оплате безучетно потребленной электроэнергии послужило основанием для обращения Гарантирующего Поставщика в арбитражный суд с исковыми требованиями.
Повторно оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела документы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно статьям 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (пункт 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по утверждению основных положений функционирования оптового рынка и основных положений функционирования розничных рынков.
В пределах компетенции Правительство Российской Федерации постановлением от 04.05.2012 N 442 утвердило "Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии" (далее - Основные положения N 442), которыми предусмотрено, что реализация электроэнергии на розничном рынке производится на основании договоров, заключаемых субъектами розничного рынка (энергоснабжение, купля-продажа, поставка, оказание услуг по передаче электрической энергии и др.). В них же установлены последствия безучетного потребления электрической энергии.
Согласно пункту 2 Основных положений N 442 "безучетное потребление" - потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействия), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).
Требования к приборам учета, порядок их проверки и допуска в эксплуатацию установлен разделом X Основных положений N 442.
Согласно пункту 137 Основных положений N 442 приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля (далее - расчетные приборы учета).
Пунктом 155 Основных положений N 442 установлена обязанность собственника прибора учета обеспечить проведение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, периодических поверок прибора учета, а если прибор учета установлен (подключен) через измерительные трансформаторы - то также и периодических поверок таких измерительных трансформаторов.
Периодическая поверка прибора учета, измерительных трансформаторов должна проводиться по истечении межповерочного интервала, установленного для данного типа прибора учета, измерительного трансформатора в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Результаты поверки прибора учета удостоверяются знаком поверки (поверительным клеймом) и (или) свидетельством о поверке.
В силу подпункта 17 статьи 2, пункта 1 статьи 5 и статьи 9 Федерального закона N 102-ФЗ от 26.06.2008 "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон N 102-ФЗ) использование средств измерения, срок поверки которого истек, не допускается.
Пунктом 1 статьи 13 Закона N 102-ФЗ установлено, что средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, в процессе эксплуатации подлежат периодической поверке. Юридические лица, применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.
Поверка средств измерений - совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям (п. 17 ст. 2 Закона N 102-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 13 Закона N 102-ФЗ поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации юридические лица и индивидуальные предприниматели (далее - аккредитованные юридические лица или индивидуальные предприниматели).
В силу части 5 статьи 13 Закона N 102-ФЗ порядок проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.
В целях исполнения указанного Закона приказом Минпромторга России от 02.07.2015 N 1815 утвержден Порядок проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке" (Зарегистрировано в Минюсте России 04.09.2015 N 38822) (далее - Порядок).
Согласно пункту 4 Порядка результаты поверки средства измерений удостоверяются знаком поверки и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерения, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки.
В силу пункта 13 Порядка результаты поверки действительны в течение межповерочного интервала.
В соответствии с пунктом 14 Порядка срок действия результатов поверки для средства измерения, на которые выдается свидетельство о поверке с нанесенным знаком поверки, - до даты, указанной в свидетельстве о поверке средства измерения.
При этом согласно пункту 18 Порядка периодической поверке подвергается каждый экземпляр средства измерения, находящийся в эксплуатации, через установленный межповерочный интервал.
Таким образом, достоверность сведений, полученных с помощью приборов учета, обеспечивается путем соблюдения сторонами нормативно установленных требований к техническим характеристикам приборов, порядку их установки и принятию в эксплуатацию, периодичности поверки и сохранению средств маркировки, сохранности в ходе эксплуатации.
Из вышеприведенных норм следует, что по истечении срока поверки средств измерений, их показания о количестве поставленного энергоресурса не могут считаться достоверными и приравниваются к неисправности прибора учета.
Истечение срока проверки измерительных трансформаторов рассматривается в качестве одного из вида безучетного потребления энергии.
Пунктом 172 Основных положений N 442 установлено, что проверки расчетных приборов учета осуществляются сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)), в отношении которых установлены подлежащие проверке расчетные приборы учета, если иное не установлено в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном такой сетевой организацией с другой сетевой организацией.
Проверки расчетных приборов учета включают визуальный осмотр схемы подключения энергонринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) и схем соединения приборов учета, проверку соответствия приборов учета требованиям настоящего документа, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, а также снятие показаний приборов учета. Указанная проверка должна проводиться не реже 1 раза в год и может проводиться в виде инструментальной проверки.
23.10.2018 сотрудниками ПАО "МРСК Центра и Приволжья" проведена плановая проверка состояния приборов учета электрической энергии на объекте ответчика по адресу Гусь-Хрустальный район, д. Парахино. ул. Парахино 2, д. 60 (Дом культуры), в ходе которой выявлен факт истечения межповерочного интервала трансформаторов тока.
По данному факту сотрудниками ПАО "МРСК Центра и Приволжья" составлен акт о безучетном потреблении электроэнергии N142 от 23.10.2018.
Ответчик не оспорил факт истечения срока межповерочного интервала на трансформаторах тока. Вопреки положениям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Учреждение не представило относимых и допустимых доказательств, подтверждающих проведение поверки средства измерения трансформаторов тока в установленном порядке.
Поскольку ответчиком доказательства оплаты задолженности по акту неучтенного потребления электрической энергии не представлены, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование истца.
Доводы жалобы Учреждения о том, что истечение межповерочного интервала трансформаторов тока не привело к искажению сведений об объемах потребленной ответчиком электрической энергии, отклоняются апелляционной коллегией судей.
В соответствии с вышеприведенными положениями действующего законодательства использование расчетных информационно-измерительных систем, не прошедших поверку, не допускается.
Измерительные трансформаторы тока и напряжения относятся к встроенным в энергооборудование средствам электрических измерений и также подлежат поверке.
По истечении срока поверки показания прибора учета о количестве поставленного энергоресурса не могут считаться достоверными и приниматься для определения объема потребления.
То есть в рассматриваемом случае ответчик в нарушение условий договора не обеспечил достоверный учет электрической энергии и надлежащее техническое состояние эксплуатируемых приборов и оборудования.
Бездействие, выражающееся в отсутствии надлежащей технической эксплуатации со стороны потребителя, в том числе непроведение поверки прибора учета, также образует состав безучетного потребления электроэнергии. Ответчик заблаговременно предупреждался сетевой организацией об окончания срока поверки трансформаторов тока и (акт проверки от 15.03.2018 N 32). Однако, никаких действий, направленных на соблюдение требований законодательства и договорных обязательств ответчик не совершил.
Последующее признание измерительного комплекса пригодным в целях коммерческого учета не исключает верности квалификации потребления электрической энергии в период, когда срок поверки являлся истекшим, как безучетного, поскольку с момента истечения срока поверки и до признания прибора учета пригодным в целях коммерческого учета потребление осуществлялось без надлежащего учета. Результаты последующей поверки не подтверждают факт верности показаний приборов учета в спорный период и не могут освобождать потребителя от уплаты стоимости безучетного потребления.
Учитывая вышеизложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Аргументы заявителя апелляционной жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены в связи с вышеизложенным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 30.04.2019 по делу N А11-17595/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального бюджетного учреждения культуры "Уляхинское централизованное клубное объединение" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.А. Богунова |
Судьи |
Ж.А. Долгова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-17595/2018
Истец: ООО "ЭНЕРГОСБЫТ ВОЛГА"
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ "УЛЯХИНСКОЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ КЛУБНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ"
Третье лицо: ПАО "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЦЕНТРА И ПРИВОЛЖЬЯ"