г. Саратов |
|
11 июля 2019 г. |
Дело N А06-8542/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 08.07.2019 года.
Полный текст постановления изготовлен - 11.07.2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Смирникова А.В., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинской А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации муниципального образования "Город Астрахань", Общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Югнефтепродукт"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 27 марта 2019 года по делу N А06-8542/2018 (судья Колмакова Н.Н.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Былинки Григория Евгеньевича к Администрации муниципального образования "Город Астрахань" (ОГРН: 1033000821809, ИНН: 3015009178, 414000, г. Астрахань, ул. Чернышевского, д. 6)
третьи лица:
Общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Югнефтепродукт" (ОГРН: 1022301424254, ИНН: 2309051942, 350033, г. Краснодар, ул. Ставропольская, д. 2/1);
Управление муниципального имущества администрации муниципального образования "Город Астрахань" (ОГРН: 1103015001561, ИНН: 3015090933, 414000, г. Астрахань, ул. Ленина, д. 14)
о признании незаконным бездействия по не проведению в установленном законом порядке проверки.
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Былинка Григорий Евгеньевич (далее - ИП Былинка Г.Е., предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Администрации муниципального образования "Город Астрахань" в лице Управления муниципального контроля Администрации муниципального образования "Город Астрахань" (далее - Администрация) о признании незаконным бездействия по не проведению в установленном законом порядке проверки обращения Былинки Г.Е. от 26.06.2018 о проведении мероприятий земельного муниципального контроля в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Астрахань, пл. Заводская д. 82а, Трусовский район.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 27 марта 2019 года требования ИП Былинка Г.Е. удовлетворены в полном объёме. Признано незаконным бездействие Администрации муниципального образования "Город Астрахань" по не проведению в установленном законом порядке проверки обращения Былинки Г.Е. от 26.06.2018 "О проведении мероприятий земельного муниципального контроля в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Астрахань, пл. Заводская д. 82а, Трусовский район", на Администрацию муниципального образования "Город Астрахань" возложена обязанность проверить в установленном законом порядке обращение Былинки Г.Е. от 26.06.2018 и дать в течение 30 дней с момента вступления в законную силу настоящего решения мотивированный ответ о наличии или об отсутствии оснований для проведения внеплановой проверки.
Администрация муниципального образования "Город Астрахань", Общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Югнефтепродукт" не согласились с решением суда первой инстанции и обратились в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований ИП Былинка Г.Е. отказать.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 17.05.2019, 28.05.2019, 11.06.2019, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Как следует из материалов дела, в адрес Администрации муниципального образования "Город Астрахань" поступило обращение Былинки Г.Е. от 26.06.2018 по вопросам проведения мероприятий муниципального земельного контроля с целью установления отсутствия признаков недвижимого имущества у принадлежащих ООО "Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт" причалов по адресу: г. Астрахань, Трусовский район, пл. Заводская, 82А, соответствия таких причалов техническим паспортам, нормам СНИП и ГОСТам; обращения в течение 20 дней в суд с исковым заявлением о прекращении права собственности и освобождении земельного участка от причалов путем сноса, аннулировании записи о праве собственности.
В данном обращении предпринимателя содержится информация о наличии потенциальной угрозы экологии р. Волга в связи с нахождением конструкций и фрагментов причалов, расположенных на спорном участке, в критическом разрушенном состоянии, не отвечающим их функционалу, подлежащими демонтажу и утилизации (т. 1 л.д. 23-26).
К обращению было приложено техническое заключение ООО "Арком" от 22.05.2018, согласно которому причалы N 1, N 2, N 3, N 4, расположенные по адресу: г. Астрахань, Трусовский район, пл. Заводская, 82А, имеют потенциальную угрозу как экологии р. Волга, так и объектам судоходства (т. 1 л.д. 26, 46-75).
В ответ на обращение Былинке Г.Е. направлены ответы Управления муниципального имущества Администрации МО "Город Астрахань" от 24.07.2018 исх. N 30-1-02-6170/2018 с информацией о направлении заявления в Управление муниципального контроля Администрации МО "Город Астрахань" и Управления муниципального контроля Администрации МО "Город Астрахань" от 26.07.2018 N 07-03-01-1074 с информацией о наличии в производстве арбитражного суда дела N А06-4692/2018, в рамках которого судом будет установлено наличие объектов, принадлежащих на праве собственности ООО "Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт", после чего администрацией будет рассмотрен вопрос об обращении в суд с иском о прекращении права собственности на спорные объекты (т. 1 л.д. 27, 28).
Иных ответов ни от Администрации, ни от Управления муниципального имущества Администрации в ответ на заявление предпринимателя не поступало.
Не согласившись с названным ответом и полагая, что Администрацией МО "Город Астрахань" по существу не дан ответ о наличии или отсутствии оснований для проведения внеплановой проверки, предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что заинтересованное лицо ответа о принятии решения о проведении внеплановой проверки или ответа об отсутствии оснований для проведения внеплановой проверки заявителю не направило. Представленные в материалы дела письма Управления муниципального имущества Администрации от 24.07.2018 исх. N 30-1-02-6170/2018 и Управления муниципального контроля Администрации от 26.07.2018 N 07-03-01-1074 таких сведений не содержат, что нарушает как процедуру рассмотрения обращений, проведения проверок, так и права заявителя.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1, 2 ст. 17.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Далее - Закон N 294-ФЗ).
Закон N 294-ФЗ предусматривает специальную процедуру проведения внеплановых проверок на основании поступления в органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан и юридических лиц о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (подпункт "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ).
Под муниципальным земельным контролем согласно статье 72 Земельного кодекса Российской Федерации понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением, в том числе гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность. Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.
В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора, который в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии указанного акта проверки обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления (пункты 5, 6 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации).
Этой же статьей Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что
муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений данной статьи (пункт 2).
Закон N 131-ФЗ осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа относит к вопросам местного значения городского округа (пункт 26 части 1 статьи 16).
Постановлением администрации города Астрахани от 29.05.2013 N 4569 утвержден административный Регламент по исполнению муниципальной функции "Осуществление муниципального земельного контроля на территории муниципального образования "Город Астрахань" (далее - Регламент).
В соответствии с пунктом 1.5. Регламента предмет муниципального контроля составляют организация и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Согласно абзацу "в" подпункта 3.6.2 пункта 3.6 Регламента основанием для проведения внеплановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей являются:
в) мотивированное представление должностного лица органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в сфере земельных правоотношений.
В соответствии с п. 3.5.1. Регламента, основанием для начала административной процедуры является поступление в Управление обращения.
Пункт 3.5.2. Регламента предусматривает, что административная процедура "Прием, рассмотрение обращений и принятие по ним решений" осуществляется в течение 30 дней и состоит из следующих административных действий:
- прием обращений;
- рассмотрение, принятие решения по поступившему обращению;
- направление ответа заявителю.
Пунктом 3.5.4. Регламента предусмотрена процедура "Рассмотрение, принятие решения по поступившему обращению".
В соответствии с названной процедурой, должностное лицо отдела рассматривает обращение, проверяет обращение на наличие в нем сведений о нарушении земельного законодательства.
Результатом исполнения данного административного действия является определение наличия либо отсутствия в обращении сведений о нарушении физическими лицами земельного законодательства, либо фактов, указанных в абзаце "в" подпункта 3.6.2 пункта 3.6 административного Регламента, принятие решения о подготовке проекта распоряжения руководителя, заместителя руководителя органа муниципального контроля о проведении внеплановой проверки.
Пункт 3.5.5. Регламента предусматривает направление ответа заявителю.
При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в абзаце "в" подпункта 3.6.2 пункта 3.6 административного Регламента, должностными лицами отдела может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В ходе проведения предварительной проверки принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, проводится рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении.
Управлением, при необходимости проводятся мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований органа муниципального контроля. В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.
При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, получении достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в абзаце "в" подпункта 3.6.2 пункта 3.6 настоящего административного Регламента, должностное лицо отдела подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в данном абзаце. По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются.
Должностное лицо отдела:
- в случае отсутствия в обращении сведений о нарушении физическими лицами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями земельного законодательства либо фактов, указанных в абзаце "в" подпункта 3.6.2 пункта 3.6 административного Регламента, готовит проект ответа (письма) об отсутствии оснований для проведения внеплановой проверки (далее - ответ (письмо);
- в случае наличия в обращении сведений о нарушении физическими лицами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями земельного законодательства, либо фактов, указанных в абзацах "б", "в" подпункта 3.6.2 пункта 3.6 административного Регламента, готовит проект ответа (письма) о принятии решения о проведении внеплановой проверки (далее - ответ (письмо);
- предоставляет проект ответа (письма) на подпись руководителю Управления;
- направляет заявителю ответ (письмо), подписанный руководителем Управления.
Срок исполнения данного административного действия составляет не более 27 дней.
В соответствии с п. 3.5.6. Регламента, после проведения внеплановой проверки заявителю направляется повторно ответ о выявленных нарушениях и принятых мерах.
Таким образом, как следует из п. 3 Постановления администрации города Астрахани от 29.05.2013 N 4569 "Об утверждении административного регламента по исполнению муниципальной функции "Осуществление муниципального земельного контроля на территории муниципального образования "Город Астрахань" исполнение административного Регламента возложено на Управление муниципального контроля администрации города.
Управление муниципального контроля администрации муниципального образования "Город Астрахань" является структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Астрахань", осуществляет муниципальный земельный контроль, принимает меры по устранению и предотвращению нарушений требований законодательства в пределах своей компетенции, выдает предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований на основании Постановления администрации муниципального образования "Город Астрахань" от 07.06.2016 N 3622 "Об утверждении Положения об управлении муниципального контроля администрации муниципального образования "Город Астрахань" и его отделах".
Судом первой и апелляционной инстанций установлено, что заявление Былинки Г.Е. содержало сведения о наличии потенциальной угрозы экологии р. Волга в связи с нахождением конструкций и фрагментов причалов, расположенных на спорном участке, в критическом разрушенном состоянии, не отвечающим их функционалу, подлежащими демонтажу и утилизации.
К обращению было приложено техническое заключение ООО "Арком" от 22.05.2018, согласно которому причалы N 1, N 2, N 3, N 4, принадлежащие на праве собственности ООО "Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт", расположенные по адресу: г. Астрахань, Трусовский район, пл. Заводская, 82А, имеют потенциальную угрозу как экологии р. Волга, так и объектам судоходства (т. 1 л.д. 45-75).
Согласно акту обследования земельного участка от 23.07.2018 Управлением муниципального земельного контроля Администрации при визуальном осмотре установлено, что на территории по адресу: г. Астрахань Трусовский район, пл. Заводская, 82А причальные сооружения N 1, N 2, N 3, N 4 находятся в разрушающемся состоянии и не эксплуатируются, территория не огорожена, доступ к объектам не ограничен, оформленные в установленном порядке документы землепользования у ООО "Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт" на данную территорию отсутствуют (т. 1 л.д. 106).
Заявителем в материалы дела представлен акт обследования спорного земельного участка, проведенный управлением муниципального имущества Администрации от 09.01.2019 на основания определения Арбитражного суда Астраханской области от 10.12.2018 по делу N А06-4692/2018, согласно которому территория участка расположена в непосредственной близости от нефтебазы ООО "Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт", доступ на обследуемую территорию ограничен металлическим ограждением с установленными воротами, причалы N 1, N 3 находятся в удовлетворительном состоянии, причалы N 2, N 4 предположительно находятся в стадии разрушения приблизительно на 75% (т. 1 л.д. 139-140).
Таким образом, в соответствии с п. 3.5.5. Регламента, предусмотрено направление ответа заявителю о принятии решения о проведении внеплановой проверки или направление ответа заявителю об отсутствии оснований для проведения внеплановой проверки в течение 30 дней с момента приема обращения.
Однако, как обоснованно указано судом первой инстанции, заинтересованное лицо ответа о принятии решения о проведении внеплановой проверки или ответа об отсутствии оснований для проведения внеплановой проверки заявителю не направило.
Представленные в материалы дела письма Управления муниципального имущества Администрации от 24.07.2018 исх. N 30-1-02-6170/2018 и Управления муниципального контроля Администрации от 26.07.2018 N 07-03-01-1074 таких сведений не содержат, что нарушает как процедуру рассмотрения обращений, проведения проверок, так и права заявителя.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно установлено, что оспариваемое бездействия не соответствуют закону и нарушает права и законные интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы заявителей апелляционных жалоб не опровергают сделанных судом первой инстанции выводов.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения апелляционных жалоб Администрации муниципального образования "Город Астрахань", Общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Югнефтепродукт", не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 27 марта 2019 года по делу N А06-8542/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.