г. Хабаровск |
|
19 сентября 2019 г. |
Дело N А73-7296/2019 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Швец Е.А.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края
на решение от 05.07.2019
по делу N А73-7296/2019
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Зверевой А.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Расчетно-кассовый центр"
к Комитету по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Расчетно-кассовый центр" (далее - заявитель, общество, ООО "РКЦ") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее - административный орган, Комитет) от 02.04.2019 N 4-ю которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Решением суда от 05.07.2019 оспариваемое постановление изменено в части назначенного штрафа, размер штрафа снижен до 50 000 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, Комитет оспорил его в апелляционном порядке. В обоснование доводов жалобы ссылается на ошибочность вывода суда первой инстанции о возможности снижения штрафа ниже низшего предела.
Общество в представленных возражениях на жалобу выразило несогласие с доводами последней, просило оставить судебный акт в силе как законный и обоснованный.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что должностным лицом административного органа в связи с поступившим обращением гр. Долговой Е.Н., проживающей по адресу: Хабаровский край, Верхнебуреинский район, пос.Герби, ул.Саратовская, д. 10, кв. 7 по вопросу правомерности применения тарифа при формировании платы за коммунальную услугу по водоотведению, в отношении ООО "РКЦ" 24.01.2019 вынесено определение о возбуждении дела по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, и проведении в порядке статьи 28.7 КоАП РФ административного расследования.
В ходе административного расследования установлено, что ООО "РКЦ", осуществляя регулируемый вид деятельности, в нарушение постановления комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 09.12.2015 N 37/20 (в редакции постановления комитета от 22.11.2017 N 34/45) "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение, для потребителей общества с ограниченной ответственностью "БАМсервис" в Верхнебуреинском муниципальном районе на 2016 - 2018 годы" (далее - постановление N 37/20), в период с июля по декабрь 2018 года, предъявило указанному потребителю плату за водоотведение, рассчитанную с учетом применения тарифа в размере 93,33 руб./куб.м., что ниже тарифа, установленного комитетом постановлением N 37/20, на период с 01.07.2018 по 31.12.2018, в размере 99,21 руб./куб.м. (для населения с НДС).
22.02.2019 должностным лицом Комитета составлен протокол об административном правонарушении, рассмотрев который, а также иные материалы административного дела вынесено постановление от 02.04.2019 N 4-ю о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в сумме 100 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением ООО "РКЦ" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного постановления незаконным и его отмене.
Рассмотрев спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава вменяемого правонарушения, вместе с тем, с учетом материального положения общества, суд счел возможным снизить размер штрафа до 50 000 руб.
В соответствии с частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения является посягательство на установленный государством порядок ценообразования. Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей. Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение. При этом следует исходить из того, что ценообразование - это процесс формирования цен на товары и услуги, характеризуемый методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам.
Объективной стороной выступает нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Субъектом правонарушения выступает лицо, виновное в нарушении государственной дисциплины цен.
В силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 регулируемые государством цены (тарифы) применяются на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено актами законодательства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 04.06.2010 N 142-пр утверждено Положение о комитете по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее - Положение), административный орган является органом исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за порядком ценообразования.
В силу пункта 3.3 данного Положения, административный орган является органом регулирования тарифов, осуществляющим регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги водоснабжения и водоотведения на территории Хабаровского края.
Согласно пункту 4.2.1 Положения, административный орган регулирует тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствии с пунктом 4.4.9 Положения о комитете по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, административный орган проводит проверки обоснованности установления, применения и изменения тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса и организаций, осуществляющих регулируемый вид деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения.
Постановлением административного органа от 09.12.2015 N 37/20 были утверждены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение для потребителей ООО "БАМсервис" в Верхнебуреинском муниципальном районе на 2016-2018 годы.
Так, за коммунальную услугу "водоотведение" утверждены тарифы с 01.07.2018 по 31.12.2018 в размере 99,21 руб. за куб.м.
Между тем, как следует из платежных документов, потребителю, в период с июля по декабрь 2018 года, в нарушение постановления N 37/20, ООО "РКЦ" предъявило плату за коммунальную услугу - "водоотведение" с применением тарифа в размере 93,33 руб./куб.м.
При таких обстоятельствах, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Факт рассматриваемого правонарушения подтверждается материалами дела: протоколом об административном правонарушении от 22.02.2019, обращением гр. Долговой Е.Н., квитанциями об оплате, иными материалами дела.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно данной формулировке вины субъекты административного производства не лишены возможности доказывать, что нарушение обязательных правил и норм вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для соответствующих отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том, что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения законодательно установленных правил (норм), и что с их стороны к этому были приняты все меры.
Следовательно, сделать выводы о невиновности лица возможно только при наличии объективно непредотвратимых обстоятельств либо непредвиденных препятствий, находящихся вне контроля данного лица.
Исследовав и оценив материалы дела с учетом положений статьи 71 АПК РФ, апелляционный суд не установил объективных причин, препятствовавших соблюдению обществом требований, за нарушение которых оно было привлечено к административной ответственности.
Доказательств невозможности исполнения обществом требований указанных норм в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.
Имеющиеся в деле доказательства суд апелляционной инстанции находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания общества виновным в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Руководствуясь вышеизложенным, суд апелляционный инстанции признает правильным вывод суда первой инстанции о том, что в действиях ООО "РКЦ" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы дела, коллегия установила, что производство по делу об административном правонарушении в отношении общества соответствует требованиям КоАП РФ, процессуальные права лица, привлеченного к административной ответственности, не были нарушены.
При решении вопроса о назначении административного наказания суд первой инстанции, применив правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 25.02.2014 N 4-П, с учетом действующей редакции частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, исходя из принципа соразмерности и справедливости назначения наказания, счел возможным снизить размер административного штрафа ниже низшего предела, но не менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ, назначив наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Указанный вывод суда первой инстанции является обоснованным, соответствует установленным по делу обстоятельствам, оснований для переоценки суд апелляционной инстанции не усматривает.
В связи с вышеизложенным, апелляционная жалоба Комитета подлежит отклонению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 05.07.2019 по делу N А73-7296/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Швец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-7296/2019
Истец: ООО "Расчетно-кассовый центр", ООО "Расчетно-кассовый центр", ген.директор Хатыленко Э.В.
Ответчик: Комитет по Ценам и Тарифам Правительства Хабаровского Края