город Воронеж |
|
19 сентября 2019 г. |
Дело N А64-2652/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 сентября 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Малиной Е.В.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от индивидуального предпринимателя Михайловой Екатерины Михайловны: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от ИФНС России по г. Тамбову: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 24.06.2019 по делу N А64-2652/2019 (судья Игнатенко В.А.), по заявлению индивидуального предпринимателя Михайловой Екатерины Михайловны (ОГРНИП 312682906000010, ИНН 682962741122), г.Тамбов к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (ОГРН 1126829004554, ИНН 6829083507) г. Тамбов, о признании незаконным бездействия, выразившегося в не возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов за 2014, 2015, 2016 гг. и обязании возвратить излишне уплаченные страховые взносы,
третье лицо: ИФНС России по г. Тамбову, г. Тамбов,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Михайлова Екатерина Михайловна (далее - ИП Михайлова Е.М.) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (далее - УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области, Управление, пенсионный фонд), выразившегося в не возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов за 2014, 2015, 2016 годы, обязании Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области возвратить индивидуальному предпринимателю Михайловой Екатерине Михайловне излишне уплаченные страховые взносы за 2014 год в сумме 46891 руб., за 2015 год в сумме 6451 руб., за 2016 год в сумме 21860,78 руб.
Решением от 24.06.2019 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, пенсионный фонд, обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, что судом первой инстанции ошибочно применена правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении от 30.11.2016 N 27-П. Кроме того, пунктом 13 статьи 26 Федерального закона N 212-ФЗ определено, что заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Данный срок является пресекательным и восстановлению не подлежит. Суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с дохода, превышающего 300 тыс. руб. за 2014 год уплачены Михайловой Е.М. 08.04.2015. С заявлением о перерасчете страховых взносов с учетом понесенных расходов, в том числе и за 2014 год, Михайлова Е.М. обратилась 03.10.2018, то есть с пропуском трехлетнего срока, установленного законом для обращения за возвратом страховых взносов.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве ИП Михайлова Е.М. возражает против доводов апелляционной жалобы УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области, указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В судебное заседание участники процесса не явились.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, ИП Михайлова Е.М. в 2014, 2015, 2016 годах применяла упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), объект налогообложения: доходы, уменьшенные на величину расходов.
Согласно представленным в ИФНС по г. Тамбову декларациям по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2014, 2015, 2016 годы ИП Михайловой Е.М. получен доход за 2014 год в размере 4989569 руб., за 2015 год - 998544 руб., за 2016 год - 2468078 руб., при этом расходы составили за 2014 год - 4951441 руб., за 2015 год - 891473 руб., за 2016 год - 2468078 руб.
Из материалов дела следует, что ИП Михайловой Е.М. уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с сумм дохода, превышающего 300 000,00 руб., за 2014, 2015, 2016 годы в общей сумме 75202,78 руб., из них: 46891 руб. за 2014 год, 6451 руб. за 2015 год, 21860,78 руб. за 2016 год (л.д. 33-35).
10.09.2018 в связи с принятием Постановления Конституционного Суда РФ от 30.11.2016 N 27-П, разъясняющего порядок исчисления страховых взносов, ИП Михайлова Е.М. обратилась в ИФНС России по г. Тамбову о возврате суммы переплаты за 2016 год.
Решением от 31.10.2018 ИФНС России по г. Тамбову отказала ИП Михайловой Е.М., указав в качестве причины отказа, что в соответствии со ст. 21 N 250-ФЗ решение о возврате излишне уплаченных страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимаются соответствующими органами ПФР.
03.10.2018 ИП Михайлова Е.М. обратилась в УПФР в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов за 2014, 2015, 2016 годы (л.д. 16-19).
Ввиду отсутствия ответа со стороны Управления на указанное заявление и не возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов, ИП Михайлова Е.М. обратилась в Арбитражный суд Тамбовской области с рассматриваемым заявлением.
Апелляционный суд считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон от 03.07.2016 N 250-ФЗ) с 01.01.2017 утратил силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
До 01.01.2017 отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование регулировались Федеральным законом от 24.07.09 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации являются индивидуальные предприниматели.
Исходя из части 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
В соответствии с требованиями части 11 статьи 26 Закона N 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по заявлению плательщика страховых взносов, поданному в письменной форме или в форме электронного документа, в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления.
Согласно части 1.1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: 1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего закона, увеличенное в 12 раз; 2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в 4 Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
В силу пункта 3 части 8 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ в целях применения положений части 1.1 настоящей статьи, устанавливающей порядок определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход для плательщиков страховых взносов, применяющих УСН, учитывается в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В соответствии со статьей 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 НК РФ.
Таким образом, при определении объекта налогообложения учитываются доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.
Между тем, Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 N 27-П разъяснил, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ и статьи 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.
Вместе с тем, согласно положениям статьи 346.14 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных п. 3 ст. 346.14 НК РФ), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
Статья 346.15 НК РФ устанавливает порядок учета доходов для определения объекта налогообложения. Положения статьи 346.16 НК РФ содержат перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением упрощенной 5 системы налогообложения.
Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 НК РФ на предусмотренные статьей 346.16 НК РФ расходы.
Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 N 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации при определении размера страхов^1х взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, применяющими УСН, и выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Указанная правовая позиция соответствует правовой позиции, изложенной в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017)", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017, Определениях Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 304 -КГ16-16937, от 30.05.2017 N 304-КГ16-20851, от 13.06.2017 N 306-КГ17-423, от 03.08.2017.N 304-ЭС17-1872, от 22.11.2017 N 303-КГ17-8359.
С 01.01.2017 в связи с введением в действие Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" Главы 34 Кодекса "Страховые взносы", Федеральный закон N 212-ФЗ утратил силу, порядок исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование стал регулироваться нормами главы 34 НК РФ.
Согласно подпункта 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования - индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
В пункте 3 статьи 420 НК РФ установлено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 419 НК РФ, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 Кодекса.
В абзацем 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ определено, что плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ (плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам), уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 9 статьи 430 НК РФ в целях применения положений пункта 1 настоящей статьи доход учитывается для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, в соответствии со статьей 346.15 НК РФ. В положения статьи 346.15 НК РФ, в связи с введением главы 34 НК РФ, изменения не вносились.
При этом, согласно пункту 3.1 статьи 346.21 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ; распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2017) индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в размере, определенном в соответствии с пунктом 1 статьи 430 НК РФ.
Исходя из изложенного и учитывая конструкцию пункта 2 части 1.1 статьи 14 и пункта 3 части 8 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ и указанных положений статей 420 и 430 НК РФ во взаимосвязи с названными положениями главы 26.2 НК РФ, следует, что признание Федерального закона N 212-ФЗ утратившим силу и введение в действие главы 34 НК РФ не изменили конструкцию правого регулирования порядка определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в отношении индивидуальных предпринимателей - плательщиков страховых взносов, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам, выбравших УСН с объектом налогообложения как "доходы, уменьшенные на величину расходов", так и "доходы", в связи с чем вышеизложенный правовой подход не изменился.
Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 12.02.2018 N 03-15-07/8369 в силу требований статьи 13 АПК РФ не относится к числу нормативных правовых актов, применяемых арбитражными судами при рассмотрении и разрешении соответствующих споров.
При этом, как верно указал суд первой инстанции, сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего закона, увеличенное в 12 раз.
Рассматриваемый по настоящему делу спор касается порядка определения размера страховых взносов, подлежащих уплате плательщиком страховых взносов, поименованным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, применяющим упрощенную систему налогообложения и выбравшим в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Как следует из материалов дела, ИП Михайловой Е.М. первоначально рассчитаны и уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с сумм дохода, превышающего 300000,00 руб., за 2014, 2015, 2016 годы в общей без учета произведенных расходов, что противоречит изложенной выше позиции.
Согласно налоговым декларациям предпринимателя по УСН размер доходов, уменьшенных на величину расходов составил: за 2014 год - 38128 руб., за 2015 год -107071 руб., за 2016 год - 0 руб., то есть не превысил в указанные периоды 300000 руб.
Следовательно, уплаченные ИП Михайловой Е.М. страховые взносы за 2014 в размере 46891 руб., за 2015 год - 6451 руб., за 2016 год - 21860,78 руб. являются переплатой и подлежат возврату ИП Михайловой Е.М. как излишне уплаченные.
Довод УПФР в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области об истечении срока исковой давности для предъявления Михайловой Е.М. требований о перерасчете страховых взносов за 2014 год, не может быть судом, поскольку не соотносится с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Таким образом, суд первой инстанции пришел верному выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения не имеется.
Оснований для взыскания с УПФР в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не имеется согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 24.06.2019 по делу N А64-2652/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Е.В. Малина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-2652/2019
Истец: Михайлова Екатерина Михайловна
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области
Третье лицо: ИФНС России по г.Тамбову