г. Пермь |
|
19 сентября 2019 г. |
Дело N А71-8872/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 сентября 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.
судей Васевой Е.Е., Грибиниченко О.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шадриной Ю.В.,
при участии:
от заявителя Управления Федеральной службы войск национальной гвардии
Российской Федерации по Удмуртской Республике: не явились;
от заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Частное охранное предприятие Агентство "ЛУКОМ-А-Пермь" (ИНН 5902189473, ОГРН 1025900526750): Стихин А.А. по доверенности от 06.05.2019, Амелин И.В. предъявлен паспорт, протокола от 14.01.2019;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Частное охранное предприятие Агентство "ЛУКОМ-А-Пермь"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 27 июня 2019 года по делу N А71-8872/2019,
принятое судьей Бушуевой Е.А.,
по заявлению Управления Федеральной службы войск национальной гвардии
Российской Федерации по Удмуртской Республике
к обществу с ограниченной ответственностью "Частное охранное предприятие Агентство "ЛУКОМ-А-Пермь"
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее административный орган) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Частное охранное предприятие Агентство "ЛУКОМ-А-Пермь" (далее ООО Агентство "ЛУКОМ-А-Пермь") к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27.06.2019 заявленные требования удовлетворены; ООО Агентство "ЛУКОМ-А-Пермь" привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО Агентство "ЛУКОМ-А-Пермь" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. В апелляционной жалобе ссылается на отсутствие состава административного правонарушения, отмечая, что Камбарская нефтебаза относится к объектам нефтепродуктообеспечения, а не к объектам нефтяной промышленности, следовательно, не является объектом, на который частная охранная деятельность не распространяется; отмечает, что спорный объект с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства отнесен к низкой категории опасности, который может охраняться частной охранной организацией, на что указано в паспорте безопасности данного объекта. Также ссылается на то, что имеется правовая неопределенность, противоречия между нормами ч.1. ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" и п. 21 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587; отмечает, что решением Верховного Суда Российской Федерации от 21.08.2019 N АКПИ19-453 признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу п. 21 Перечня объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587, в той мере, в какой распространяется запрет на осуществление частной охранной деятельности в отношении объектов нефтяной, нефтехимической, газовой и газохимической промышленности в не зависимости от категории объектов и паспорта безопасности.
Присутствовавшие в судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ООО Агентство "ЛУКОМ-А-Пермь" поддержали данные доводы, заявили ходатайство о приобщении к материалам дела копии выписки из Паспорта безопасности объекта ТЭК Камбарская нефтебаза.
Данное ходатайство судом апелляционной инстанции рассмотрено в порядке ст. 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и удовлетворено, указанный документ приобщен к материалам дела.
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике с доводами апелляционной жалобы не согласно по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Административный орган о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителей не направил, что на основании ч. 3 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ООО Агентство "ЛУКОМ-А-Пермь" имеет лицензию от 07.04.2015 N ЛСП3553/3 ЧО N 048614 на осуществление частной охранной деятельности.
24.04.2019 в 16 часов 20 минут сотрудниками Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике на основании распоряжения от 23.04.2019 N 566/100-р проводились оперативно-профилактические мероприятия, направленные на проверку условий хранения оружия и патронов гражданами, объектов, охраняемых частными охранными организациями, предупреждению и пресечению административных правонарушений и преступлений на территориях оперативного обслуживания.
В ходе данных мероприятий было выявлено, что в период с 01.01.2019 по 24.04.2019 ООО ЧОП Агентство "ЛУКОМ-А-Пермь" по договору на оказание охранных услуг от 18.09.2013 N 5 7 8.Д-13 оказывало услуги ООО "ЛУКОЙЛ-Транс" в виде охраны объектов и имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объекте охраны - Камбарская нефтебаза, расположенного по адресу: УР, Камбарский район, с.Камское, ул.Советская, 27 (парк резервуарный "Камбарка" магистрального продуктопровода Территориально-производственного управления г.Пермь ООО "ЛУКОЙЛ-Транс").
Согласно свидетельству о регистрации от 13.09.2018 АО 1-06392, выданному Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, парк резервуарный "Камбарка" магистрального продуктопровода Территориально-производственного управления г.Пермь ООО "ЛУКОЙЛ-Транс" внесен в реестр опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности производственных объектов" (per. номер А01-06392-0027 от 13.09.2018, I класс опасности).
Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике сделан вывод о об оказании ООО ЧОП Агентство "ЛУКОМ-А-Пермь" охранных услуг с нарушением п. 21 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 587, подп. "а" п. 8(1) Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498.
В связи с чем должностным лицом Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике в отношении ООО Агентство "ЛУКОМ-А-Пермь" составлен протокол от 20.05.2019 N 18ЛРР5665200519510053 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
На основании ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ протокол об административном правонарушении и иные материалы административного дела направлены Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике в арбитражный суд с заявлениями о привлечении ООО Агентство "ЛУКОМ-А-Пермь" к административной ответственности по ч. 4 ст.14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о наличии в действиях ООО Агентство "ЛУОМ-А-Пермь" состава административного правонарушения.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В примечании к данной статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом. Лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В силу п. 32 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" частная охранная деятельность подлежит лицензированию.
В силу ст. 11.2 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится органами внутренних дел. Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует на всей территории Российской Федерации. В лицензии указывается (указываются) вид (виды) охранных услуг, которые может оказывать лицензиат.
В подп. "а" п. 8 (1) Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498, указано, что грубыми нарушениями лицензионных требований при осуществлении частной охранной деятельности является охрана объектов, предусмотренных Федеральным законом от 27.05.1996 N 57-ФЗ "О государственной охране", а также объектов, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации частная охранная деятельность не распространяется.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 "Вопросы негосударственной (частной) охраны и негосударственной (частной) сыскной деятельности" утвержден перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется.
В п. 21 Перечня указаны объекты электроэнергетики - гидроэлектростанции, государственные районные электростанции, тепловые электростанции, гидроаккумулирующие электростанции, электрические подстанции, геотермальные станции, объекты передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, объекты нефтяной и нефтехимической промышленности, газовой и газохимической промышленности, отнесенные к опасным производственным объектам, за исключением объектов, которые предназначены для добычи, переработки, транспортирования, хранения продукции, поставляемой по государственному контракту, а также стратегических предприятий, стратегических акционерных обществ и их дочерних обществ.
Вместе с тем в соответствии с ч. 1, ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" система физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса представляет собой совокупность направленных на предотвращение актов незаконного вмешательства организационных, административных и правовых мер, инженерно-технических средств охраны и действий подразделений охраны, имеющих в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства.
Для обеспечения физической защиты объекта топливно-энергетического комплекса могут привлекаться подразделения и (или) организации федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, подразделения ведомственной охраны, частные охранные организации в зависимости от категории объекта и в соответствии с паспортом безопасности объекта топливно-энергетического комплекса.
В ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" установлено, что на основании результатов категорирования объекта топливно-энергетического комплекса составляется паспорт безопасности данного объекта в зависимости от степени его потенциальной опасности, а также на основании оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта при террористических угрозах согласно требованиям, определенным Правительством Российской Федерации в соответствии со ст. 7 данного Федерального закона.
Категорирование объектов топливно-энергетического комплекса (объекты высокой, средней m низкой категории опасности) проводится для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности объектов с учётом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий (ч. 1, ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса").
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 21.08.2019 по делу N АКПИ19-453 признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу п. 21 Перечня объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587, в той мере, в какой распространяется запрет на осуществление частной охранной деятельности в отношении объектов нефтяной, нефтехимической, газовой и газохимической промышленности в не зависимости от категории объектов и паспорта безопасности.
При этом Верховный суд Российской Федерации указал, что исходя из приведенных законоположений, федеральный законодатель определил, что физическая защита объектов топливно-энергетического комплекса, система которой направлена на предотвращение актов незаконного вмешательства, может осуществляться частными охранными организациями в зависимости от категории объекта и в соответствии с паспортом безопасности объекта топливно-энергетического комплекса. Так, Федеральный закон "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", предусматривая для обеспечения физической защиты объекта топливно-энергетического комплекса привлечение, в том числе, частных охранных организаций в зависимости от категории объекта в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" и в соответствии с паспортом безопасности объекта. _ В оспариваемой части п. 21 Перечня указаны объекты нефтяной и нефтехимической промышленности, газовой и газохимической промышленности, то есть перечисляются объекты не в соответствии с приведенным законоположением. _Исходя из буквального и смыслового толкования п. 21 Перечня в системе взаимосвязанных с ним норм действующего законодательства, следует сделать вывод, что содержащееся в нем нормативное положение в оспариваемой части не отвечает общеправовому критерию формальной определенности, ясности и недвусмысленности нормы.
Материалами настоящего дела подтверждается, что в период с 01.01.2019 по 24.04.2019 ООО Агентство "Луком-А-Пермь" по договору на оказание охранных услуг от 18.09.2013 N 5 7 8.Д-13 оказывало услуги ООО "ЛУКОЙЛ-Транс" в виде охраны объектов и имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объекте охраны - Камбарская нефтебаза, расположенного по адресу: УР, Камбарский район, с.Камское, ул.Советская, 27 (парк резервуарный "Камбарка" магистрального продуктопровода Территориально-производственного управления г.Пермь ООО "ЛУКОЙЛ-Транс").
Согласно свидетельству о регистрации от 13.09.2018 АО 1-06392, выданному Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, парк резервуарный "Камбарка" магистрального продуктопровода Территориально-производственного управления г.Пермь ООО "ЛУКОЙЛ-Транс" внесен в реестр опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности производственных объектов" (per. номер А01-06392-0027 от 13.09.2018, I класс опасности).
Согласно выписки из Паспорта безопасности объекта Топливно-Энергетического комплекса Камбарская нефтебаза ТПУ г. Пермь ООО "ЛУКОЙЛ-Транс" настоящему объекту по совокупности максимального ущерба, который может быть нанесен в результате террористического акта, и по степени потенциальной опасности присвоена "Низкая категория опасности", а также указано, что охрану объекта осуществляет ООО Агентство "Луком-А-Пермь". Данный документ согласован в установленном порядке Председателем антитеррористической комиссии 16.10.2018.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, руководствуясь положениями вышеназванных норм права, принимая во внимание правовую позицию, содержащуюся в решении Верховного суда Российской Федерации от 21.08.2019 по делу N АКПИ19-453, а также во вступившем в законную силу решении Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2019 N АКПИ19-87 о непределенности утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 п. 21 Перечня объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, учитывая установленные по настоящему дела обстоятельства (в согласованном в установленном порядке председателем антитеррористической комиссии паспорте безопасности объекта спорному объекту по степени потенциальной опасности присвоена "низкая категория опасности", и указано, что охрану объекта осуществляет ООО Агентство "Луком-А-Пермь"), суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в материалы дела не представлено доказательств противоправности и виновности в действиях общества.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу подп. 2 п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что в удовлетворении заявленных административным органом требований о привлечении ООО Агентство "ЛУКОМ-А-Пермь" к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, следует отказать. В связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27 июня 2019 года по делу N А71-8872/2019 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Н.В. Варакса |
Судьи |
Е.Е. Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-8872/2019
Истец: Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике
Ответчик: ООО "Луком-А-Пермь"