г. Тула |
|
18 сентября 2019 г. |
Дело N А09-16878/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.09.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.09.2019.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Бычковой Т.В., судей Грошев И.П. и Селивончика А.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Лисицыной О.В., при участии в судебном заседании: от общества с ограниченной ответственностью "Жилкомхоз" - представителя Артамоновой О.П. (доверенность от 09.01.2019, личность установлена на основании паспорта), от общества с ограниченной ответственностью "Брянская коммунальная служба" - представителя Свиридовой Н.М. (доверенность от 13.05.2019, личность установлена на основании паспорта), в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомхоз" на решение Арбитражного суда Брянской области от 20.05.2019 по делу N А09-16878/2017 (судья Матвеева Н.И.), принятое по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилкомхоз" (г. Сельцо Брянской области, ИНН 3255501880, ОГРН 1083254000851) к обществу с ограниченной ответственностью "Брянская коммунальная служба" (г. Брянск, ИНН 3257015981, ОГРН 1143256004650) третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "Региональный Информационно-Расчетный Центр" Брянской области, г. Брянск, о взыскании 650 535 рублей 31 копеек,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилкомхоз" (далее - ООО "Жилкомхоз", истец) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Брянская коммунальная служба" (далее - ООО "БКС", ответчик) о взыскании 50 000 руб., в том числе 45 000 руб. в счет частичного погашения долга за отпущенную питьевую воду и прием сточных вод по договору N 145 от 01.08.2014 в период с октября 2016 года по сентябрь 2017 года и 5 000 руб. в счет частичного погашения пени за просрочку оплаты за период с 25.10.2016 по 30.11.2017.
В ходе рассмотрения дела истец заявил ходатайство об уточнении периода задолженности и увеличении размера исковых требований, просил суд взыскать с ответчика 585 527 руб. 45 коп., в том числе 517 896 руб. 23 коп. долга за отпущенную питьевую воду и прием сточных вод по договору N 145 от 01.08.2014 в период с октября 2016 года по август 2017 года и 67 631 руб. 22 коп. пени за просрочку оплаты долга за период с 11.11.2016 по 30.09.2017 (т.1, л.д.137-138).
Позднее в ходе рассмотрения дела истец заявил ходатайство об увеличении размера исковых требований в части взыскания пени до 132 639 руб. 08 коп., просил взыскать 650 535 руб. 31 коп., в том числе 517 896 руб. 23 коп. долга за отпущенную питьевую воду и прием сточных вод по договору N 145 от 01.08.2014 в период с октября 2016 года по август 2017 года и 132 639 руб. 08 коп. пени за просрочку оплаты долга за период с 06.12.2016 по 15.03.2019 (т.2, л.д.141, 142).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 20.05.2019 с ООО "БКС" в пользу ООО "Жилкомхоз" взыскано 191 801 руб. 06 коп., в том числе 146 546 руб. 48 коп. долга и 45 254 руб. 58 коп. пени. В остальной части иска отказано.
ООО "Жилкомхоз" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Брянской области от 20.05.2019 по делу N А09-16878/2017, в которой просит отменить указанное решение и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявитель жалобы ссылается на то, что ранее Арбитражным судом Брянской области рассматривалось аналогичное дело N А09-4877/2016, в рамках которого судом установлено, что ООО "Жилкомхоз" правомерно произвел расчет за период с июля 2015 года по сентябрь 2016 года методом расчетного среднемесячного количества поданной воды, используемого на основании приборов учета. По мнению апеллянта судебный акт, вынесенный по делу N А09-4877/2016 имеет преюдициальное значение для рассмотрения спора.
От ООО "БКС" в суд поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому ответчик возражает по доводам апелляционной жалобы и просит отказать в ее удовлетворении.
В судебном заседании представитель ООО "Жилкомхоз" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ООО "БКС" возражал по доводам апелляционной жалобы. Поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителей для участия в судебном заседании не направили. Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.08.2014 между ООО "БКС" (потребитель) и ООО "Жилкомхоз" (поставщик) заключен договор N 145 (т.1, л.д.8-12), по условиям которого поставщик обеспечивает отпуск холодной воды (водоснабжение) и прием сточных вод (водоотведение). Количество отпущенной потребителю воды определяется согласно расчету водопотребления и водоотведения или согласно показаний водосчетчика. Количество сточных вод приравнивается количеству водопотребления (пункт 1.1 договора).
В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 договора стоимость услуг по водоснабжению и канализации (водоотведению) принимается согласно тарифам, установленным Приказом управления. Стоимость услуг составляет с 01.07.2014: водоснабжение - 10,98 руб./куб. м; водоотведение - 16,00 руб./куб. м (НДС не выделяется).
Согласно пункту 3.4 договора оплата услуг производится потребителем ежемесячно перечислением на расчетный счет ООО "Жилкомхоз" в течение пяти дней с момента предъявления счета.
Договор заключается с 01 августа 2014 года по 31 июля 2015 года и считается продленным на следующий срок, если за месяц до окончания действия договора не последует письменное заявление от одной из сторон о расторжении или пересмотре договора (пункт 5.1 договора).
Согласно Приложениям N 1,2 к договору граница раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям потребителя и поставщика является внешняя граница многоквартирного дома (т. 1 л.д. 11, 12).
В соответствии с договорами управления многоквартирными домами ответчик осуществляет полномочия по управлению многоквартирными домами по адресу: г. Сельцо, ул. Куйбышева, д.28, проезд Горького, д.8, д.8А.
В период с октября 2016 года по август 2017 года истец оказал услуги по водоснабжению и водоотведению многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, о чем составил акты N 1800 от 31.10.2016 на сумму 115 029 руб. 59 коп., N 1991 от 30.11.2016 на сумму 115 029 руб. 59 коп., N 2194 от 28.12.2016 на сумму 115 029 руб. 59 коп., N 96 от 31.01.2017 на сумму 115 029 руб. 59 коп., N 250 от 28.02.2017 на сумму 115 029 руб. 59 коп., N 442 от 30.03.2017 на сумму 115 029 руб. 59 коп., N 623 от 30.04.2017 на сумму 115 029 руб. 59 коп., N 757 от 31.05.2017 на сумму 115 029 руб. 59 коп., N 897 от 30.06.2017 на сумму 115 029 руб. 59 коп., N 1110 от 31.07.2017 на сумму 118 040 руб. 15 коп., N 1292 от 31.08.2017 на сумму 118 040 руб. 15 коп. (т.1, л.д.13-23).
Ответчик акты на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению не подписал, направленные истцом в его адрес счета не оплатил (т.1, л.д. 13-23, т. 2 л.д. 15-24).
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя исковые требования, обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 4 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 15 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) в случае заключения единого договора холодного водоснабжения и водоотведения такой договор должен содержать существенные условия, установленные настоящим Федеральным законом для договоров холодного водоснабжения и водоотведения. К отношениям сторон по единому договору холодного водоснабжения и водоотведения применяются в соответствующих частях правила о договорах холодного водоснабжения и водоотведения, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа договора.
В соответствии с пунктом 19 Правил N 644 к договору холодного водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", настоящими Правилами и иными принятыми в соответствии с указанным Федеральным законом нормативными правовыми актами и не противоречит существу договора холодного водоснабжения.
В соответствии с пунктом 20 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором холодного водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду в сроки, порядке и размере, которые определены договором холодного водоснабжения, и соблюдать предусмотренный договором холодного водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
В соответствии с пунктом 24 Правил N 644 к договорам водоотведения применяются положения о договоре возмездного оказания услуг, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", настоящими Правилами и принятыми в соответствии с указанным Федеральным законом нормативными правовыми актами и не противоречит существу договора водоотведения.
По договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения. К договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения (пункты 1, 2 статьи 14 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Заключенный сторонами договор содержит элементы договоров энергоснабжения и возмездного оказания услуг (смешанный договор).
Смешанный договор устанавливает единую совокупность обязательств. При заключении договора стороны соединили условия разных договоров и связали осуществление своих прав и обязанностей, предусмотренных договором энергоснабжения, с осуществлением прав и обязанностей, предусмотренным другим договором - возмездного оказания услуг.
К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора (пункт 3 статьи 421 ГК РФ).
Таким образом, заключенный между сторонами договор N 145 от 01.08.2014, являясь смешанным, подлежит, в том числе, регулированию нормами статей 539-548 ГК РФ, 779 - 782 ГК РФ.
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статья 781 ГК РФ).
В период с октября 2016 года по август 2017 года ООО "Жилкомхоз" производило отпуск холодной воды потребителям и на содержание общедомового имущества и прием сточных вод в многоквартирных домах, расположенных по адресам: г. Сельцо, ул. Куйбышева, д.28, проезд Горького, д.8. д.8А, находящихся в управлении ООО "БКС".
Факт оказания услуг водоснабжения и водоотведения в спорный период ответчиком не оспаривается.
Между сторонами возникли разногласия по объему коммунальных ресурсов, приобретенных управляющей организацией у ресурсоснабжающей организации и реализованной (переданной) им населению.
Истцом определен объем коммунальных ресурсов методом расчетного среднемесячного (среднесуточного, среднечасового) количества поданной (транспортируемой) воды, установленном в подпункте "б" пункта 15 Правил N 776.
Согласно расчету истца размер платы за потребленные коммунальные ресурсы за период с октября 2016 года по август 2017 года составляет 1 271 346 руб. 61 коп. (т.1, л.д.139, т. 2 л.д.11-14).
Согласно пункту 17 Правил N 776 метод расчетного среднемесячного (среднесуточного, среднечасового) количества поданной (транспортируемой) воды, используемого на основании показаний прибора учета за последний год, применяется в случае установления факта неисправности такого прибора учета или демонтажа такого прибора учета в связи с его поверкой, ремонтом или заменой, но не более чем в течение 60 дней после установления факта неисправности прибора учета или демонтажа прибора учета, если иной срок не согласован с организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, и не применяется в случаях применения контрольных (параллельных) приборов учета.
В случае если период работы прибора учета составляет менее 1 года, то используются данные прибора учета за фактический период его работы.
В случае если фактический период работы прибора учета составляет менее 60 дней, то метод расчетного среднемесячного (среднесуточного, среднечасового) количества поданной (транспортируемой) воды не применяется.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Закона о водоснабжении и водоотведении к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения настоящего Федерального закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами.
Согласно пункту 10 части 2 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищное законодательство регулирует отношения по поводу предоставления коммунальных услуг.
Согласно позиции, изложенной в пункте 1 раздела I споров, разрешенных Судебной коллегией по экономическим спорам "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015), из системного толкования пункта 5 статьи 1 Федерального закона о водоснабжении и водоотведении и части 2 статьи 5, пункта 10 части 1 статьи 4 ЖК РФ следует, что правила определения объема коммунальных услуг регулируются, в первую очередь, нормами ЖК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Закон о водоснабжении в этой части к данному спору не применим.
В абзаце 2 пункта 1 Правил N 776 указано, что данные правила распространяются на отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами N 354.
Согласно пункту 1 Правил N 354 они регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Правила N 354 являются специальной нормой и подлежат применению к отношениям сторон по водоснабжению и водоотведению, при этом положения Закона водоснабжении и водоотведении, Правил N 776 подлежат применению лишь в части, не противоречащей Правилам N354.
В рассматриваемом случае объектами водоснабжения и водоотведения являются многоквартирные дома, расположенные по адресам: г. Сельцо, ул. Куйбышева, д.28, проезд Горького, д.8. д.8А, в связи с чем судом первой инстанции был сделан правильный вывод о том, что к правоотношениям сторон подлежат применению Правила N 354.
Таким образом, отношения сторон по настоящему делу регулируются нормами жилищного законодательства, в том числе ЖК РФ, Правил N 354, расчетный способ коммерческого учета потребленных коммунальных ресурсов, установленный Правилами N 776, применению не подлежит.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о несоответствии произведенного истцом расчета объема поставленной на многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, холодной воды и отведенных сточных вод требованиям действующего законодательства и, соответственно, размера платы за потребленные коммунальные ресурсы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 82 Правил N 644 определение количества поданной (полученной) холодной воды, принятых (отведенных) сточных вод осуществляется путем проведения коммерческого учета в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Коммерческий учет воды, сточных вод осуществляется путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета (средствами измерения) воды, сточных вод в узлах учета или расчетным способом в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" (пункт 3 Правил N 776).
Как усматривается из пояснений сторон, спорные многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, были оборудованы общедомовыми приборами учета.
Абонент обязан обеспечивать сохранность знаков поверки и пломб на средствах измерений (приборах учета), узлах учета, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента (подпункт "в" пункта 35 Правил N 644).
Согласно подпункту "в" пункта 49 Правил N 776 узел учета считается вышедшим из строя (неисправным) в случае нарушения контрольных пломб или знаков поверки.
Из материалов дела усматривается, что ООО "БКС" письмом от 04.12.2015 исх. N 190 просило ООО "Жилкомхоз", Администрацию г. Сельцо Брянской области и ООО "Теплоцентраль-Сельцо" обеспечить явку представителей 09.12.2015 к 15 час. 00 мин. в работе комиссии, созданной ООО "БКС", по осмотру общедомовых приборов учета водоснабжения на предмет установления факта их монтажа и годности к эксплуатации в качестве средства измерения, в том числе по адресам: г. Сельцо, ул. Куйбышева, д.28, г. Сельцо, проезд Горького, д.8, д.8А (т.2, л.д.34).
Согласно акту от 09.12.2015 комиссией в составе представителей ООО "БКС", ООО "Жилкомхоз", ООО "Теплоцентраль-Сельцо" и Администрации г. Сельцо Брянской области в результате обследования установлено, что по адресам: г. Сельцо, ул. Куйбышева, д.28 прибор учета холодного водоснабжения заводской N 13501391, г. Сельцо, проезд Горького, д.8 прибор учета холодного водоснабжения заводской N 12598563, г. Сельцо, проезд Горького, д.8А прибор учета холодного водоснабжения 1 крыло заводской N 12598639, прибор учета холодного водоснабжения 2 крыло заводской N 1142281, отсутствуют заводские пломбы на всех приборах (т.2, л.д.36-38).
Представители общества "Жилкомхоз"и ООО "Теплоцентраль-Сельцо" от подписания и ознакомления с актом отказались, о чем сделана соответствующая отметка.
Таким образом, многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, были оборудованы общедомовым прибором учета холодной воды, которые в связи с отсутствием заводских пломб в силу подпункта "в" пункта 49 Правил N считались вышедшими из строя (неисправными) и не могли быть допущены к учету потребленного ресурса.
В соответствии с пунктом 36 Правил N 354 расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 21 Правил N 124 при установлении порядка определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях предоставления коммунальных услуг и потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 21(1) настоящих Правил, учитывается, что объем коммунального ресурса, за исключением тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, поставляемых за расчетный период (расчетный месяц) в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также по истечении 3 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле.
Согласно подпункту "а" пункта 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) в следующих случаях и за указанные расчетные периоды, в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.
В соответствии с пунктом 60 Правил N 354 по истечении указанного в подпункте "а" пункта 59 настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающих коэффициентов, предусмотренных утвержденными Правительством Российской Федерации Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Как отмечено выше, актом от 09.12.2015 установлено отсутствие пломб на общедомовых приборах учета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 N 1380 "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" в пунктах 26(1), 27(1) установлено, что при наличии технической возможности установки коллективных, индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению и норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых помещениях и на общедомовые нужды определяются соответственно по формулам 23, 25 26 с учетом повышающего коэффициента, составляющего: с 1 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. - 1,1; с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. - 1,2; с 1 января 2016 г. по 30 июня 2016 г. - 1,4; с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г. - 1,5; с 2017 года - 1,6.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента.
Размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению в i-м жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды и электрической энергии, при наличии технической возможности установки таких приборов учета согласно пункту 42 Правил определяется по формуле 4(1): Pi = ni x Nj x Kпов x Tкр, где: ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении; Nj - норматив потребления j-й коммунальной услуги; Kпов - повышающий коэффициент; величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 г. - 1,5. Этот коэффициент не применяется, если потребителем представлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт; Tкр - тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению в i-м жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды и электрической энергии, при наличии технической возможности установки таких приборов учета согласно пункту 42 Правил определяется по формуле 4(1): Pi = ni x Nj x Kпов x Tкр, где: ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении; Nj - норматив потребления j-й коммунальной услуги; Kпов - повышающий коэффициент; Tкр - тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению в i-м жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, сточных вод и электрической энергии, согласно пункту 42 Правил определяется по формуле 4: Pi = ni x Nj x Tкр, где: ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении; Nj - норматив потребления j-й коммунальной услуги; Tкр - тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России).
В рамках своей компетенции Минстрой России письмом от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 дал разъяснения о не применении повышающих коэффициентов при определении в соответствии с пунктом 42 Правил N 354 размера платы за коммунальные услуги по водоотведению.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 48 Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме в случаях, установленных в пункте 40 настоящих Правил, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулой 15 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Подпунктом "ж" пункта 22 Правил N 124 предусмотрено, что при наличии обязанности и технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды стоимость коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации по истечении 3 месяцев после наступления такого события, при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента.
Применение повышающего коэффициента правомерно ввиду следующего.
В целях создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности принят Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении).
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
На основании пункта 5 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Из положений приведенных нормативных актов с учетом положения подпункта "ж" пункта 22 Правил N 124 следует, что в формулах расчета размера платы за коммунальную услугу для потребителей, не установивших соответствующий прибор учета (при наличии технической возможности установки прибора учета), должен применяться повышающий коэффициент.
Ответчиком в материалы дела не представлены акты об отсутствии технической возможности установки общедомовых приборов учета воды.
Как разъяснено в письмах Минстроя России от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 и от 02.06.2017 N 19506-00/04, применение повышающего коэффициента при расчете объема коммунальных услуг представляет собой меры, направленные на стимулирование потребителей коммунальных услуг на установку, своевременный ремонт и замену приборов учета, используемых при расчетах за коммунальные услуги. Повышающий коэффициент не увеличивает объем реализованных коммунальных услуг.
В определении от 27.04.2017 N 60-АПГ17-6 Верховный Суд Российской Федерации также указал на то, что применение повышающего коэффициента при расчетах количества коммунального ресурса исходя из норматива потребления обусловлено мерами, стимулирующими именно потребителей к осуществлению расчетов на основании приборов учета. При этом увеличение размера платы потребителей за коммунальную услугу за счет повышающего коэффициента не свидетельствует об увеличении объема реализации ресурса со стороны ресурсоснабжающей организации.
Согласно пункту 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
В разделе V Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016) отмечено, что системное толкование части 1 статьи 157 ЖК РФ, пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, исключает возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации. Данный подход в равной мере относится как к внутриквартирному потреблению соответствующих коммунальных ресурсов, так и к потреблению этих ресурсов на общедомовые нужды.
Приказом Управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 16.12.2016 N 36/88-вк "О внесении изменений в приказ Управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 16.12.2015 N39/15-вк "О тарифах на услуги водоснабжения и водоотведения" установлены тарифы для ООО "Жилкомхоз" г. Сельцо, в том числе с 01.07.2016 по 30.06.2017 за водоснабжение - 15,80 руб., за водоотведение - 18,97 руб.; с 01.07.2017 по 31.12.2017 за водоснабжение - 16,35 руб., за водоотведение - 19,33 руб. (т.1, л.д.148-149).
Приказом Управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 05.12.2013 N 41/2-нвк с 01 июля 2013 года утвержден норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению на общедомовые нужды многоквартирных домов, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета, для потребителей Брянской области в размере 0,016 куб. м в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (пункт 5).
Исходя из изложенного судом первой инстанции был сделан правильный вывод о том, что ответчик должен был оплатить за спорный период с октября 2016 года по август 2017 года коммунальные ресурсы по водоснабжению с учетом повышающих коэффициентов и водоотведению в размере 899 996 руб. 86 коп., в том числе 475 773 руб. 22 коп. за услуги по холодному водоснабжению, 5 668 руб. 90 коп. за услуги по холодному водоснабжению на общедомовые нужды и 418 554 руб. 74 коп. за услуги по водоотведению.
С учетом произведенного сторонами зачета требований на сумму 753 450 руб. 38 коп., судом первой инстанции обоснованно удовлетворены требования истца о взыскании с ответчика 146 546 руб. 48 коп. долга.
Кроме того, за нарушение сроков оплаты услуг по водоснабжению и водоотведению истец просил взыскать с ответчика 132 639 руб. 08 коп. пени, начисленной на основании пункта 4.1 заключенного сторонами договора N 145 от 01.08.2014.
Факт просрочки оплаты судом установлен и подтвержден материалами дела.
Судом первой инстанции было установлено, что представленные сторонами расчеты пени составлены в нарушение действующего законодательства.
В силу пунктов 6.4 статей 13 и 14 Закона о водоснабжении и водоотведении управляющие организации, приобретающие питьевую воду и услуги по водоотведению для целей предоставления коммунальных услуг по единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты питьевой воды и услуг по водоотведению уплачивают организации, осуществляющей холодное водоснабжение, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Указанные пункты введены в Закон о водоснабжении и водоотведении Федеральным законом от 03.11.2015 N 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов" и в соответствии с пунктом 1 статьи 8 этого Закона распространяются на отношения из договоров, заключенных до дня вступления в силу Федерального закона от 03.11.2015 N 307-ФЗ.
Согласно статье 9 Федерального закона от 03.11.2015 N 307-ФЗ положения, устанавливающие ответственность за нарушение обязательств, вступили в силу с 01.01.2016.
Таким образом, законом установлена неустойка за нарушение управляющей организацией обязанности по оплате услуг по водоснабжению и водоотведению.
Согласно части 2 статьи 332 ГК РФ размер законной неустойки может быть увеличен соглашением сторон, если закон этого не запрещает.
В пункте 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7 ) разъяснено, что если размер неустойки установлен законом, то в силу пункта 2 статьи 332 ГК РФ он не может быть по заранее заключенному соглашению сторон уменьшен, но может быть увеличен, если такое увеличение законом не запрещено.
Учитывая, что действие Закона о водоснабжении и водоотведении (в редакции Федерального закона от 03.11.2015 N 307-ФЗ) распространяется на отношения, возникшие из заключенного сторонами спорного договора, предусматривавшего меньший размер неустойки, в настоящем споре подлежит применению размер неустойки, установленный законом.
Согласно расчету истец начислил пени за просрочку оплаты долга за услуги, оказанные в период с октября 2016 года по август 2017 года.
Вместе с тем, как отмечено выше, истцом при определении объема водоснабжения и водоотведения неправомерно применены Правила N 776.
Исходя из положений ЖК РФ, Правил N 124 и N 354 ответчик должен был оплатить за спорный период с октября 2016 года по август 2017 года коммунальные ресурсы по водоснабжению с учетом повышающих коэффициентов и водоотведению в размере 899 996 руб. 86 коп.
С учетом оплаты 753 450 руб. 38 коп. соглашением о взаимозачете задолженность ответчика составила 146 546 руб. 48 коп. за период с июля 2017 года по август 2017 года.
При этом истцом неправомерно начислена неустойка на всю сумму долга, отразив оплату 753 450 руб. 38 коп. 15.11.2017 (дата заключения соглашения).
Вместе с тем 753 450 руб. 38 коп. были перечислены истцу в период с ноября 2014 года по май 2015 года собственниками и нанимателями жилых помещений, находящихся по адресам: г. Сельцо, пр. Горького, д.8А и пр. Горького, д.13, о чем ООО "Жилкомхоз" сообщило обществу "БКС" письмом от 06.07.2015 N 318-и (т.3, л.д.14-16), т.е. находились у истца до спорного периода.
Таким образом, обязательства по оплате услуг прекратились зачетом в момент наступления сроков исполнения обязательств, независимо от того, когда было заключено соглашение, что исключает возможность взыскания пени с ответчика за период с октября 2016 года по июнь 2017 года.
Истцом определен начальный период просрочки оплаты с учетом пункта 3.4 договора N 145 от 01.08.2014, предусматривавшим оплату услуг потребителем ежемесячно перечислением на расчетный счет ООО "Жилкомхоз" в течение пяти дней с момента предъявления счета.
Согласно абзацу 2 пункта 25 Правил N 124 при определении в договоре ресурсоснабжения порядка оплаты коммунального ресурса предусматривается осуществление оплаты в случае отсутствия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или общего собрания членов товарищества или кооператива о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям - путем перечисления исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, платы за коммунальный ресурс в адрес ресурсоснабжающей организации любыми способами, которые допускаются законодательством Российской Федерации.
В настоящем случае спорным договором более поздний срок оплаты не установлен, в связи с чем оплата должна производиться управляющей организацией в адрес ресурсоснабжающей организации до 15-го числа месяца, следующего за расчетным.
На основании изложенного, судом первой инстанции обоснованно удовлетворено требование истца о взыскании с ответчика пени в сумме 45 254 руб. 58 коп.
Довод заявителя жалобы о том, что судебный акт по делу N А09-4877/2016 в силу части 2 статьи 69 АПК РФ имеет преюдициальное значение по отношению к настоящему спору, является ошибочным, поскольку противоречит фактическим обстоятельствам дела и основополагающим принципам гражданского и процессуального законодательства.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Однако при рассмотрении дела N А09-4877/2016 судом не устанавливались такие обстоятельства, как объем и стоимость коммунального ресурса по холодному водоснабжению и водоотведению, поставленного истцом ответчику в спорный в рассматриваемом деле период, а применение норм материального права судом в другом деле, на которые ссылается истец, не может иметь преюдициальное значение для рассматриваемого дела..
Все доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.
Оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся в нем, выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 20 мая 2019 года по делу N А09-16878/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.В. Бычкова |
Судьи |
И.П. Грошев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-16878/2017
Истец: ООО "Жилкомхоз"
Ответчик: ООО " Брянская коммунальная служба", ООО "БКС"
Третье лицо: ООО "РИРЦ"Брянской области
Хронология рассмотрения дела:
23.01.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-6249/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Брянской области N А09-16878/17
18.09.2019 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4542/19
20.05.2019 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-16878/17