19 сентября 2019 г. |
Дело N А83-2474/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 19 сентября 2019 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Чертковой И.В., судей Ольшанской Н.А., Рыбиной С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дьяченко М.С.,
при участии от Администрации Красногвардейского района Республики Крым - Букинич Елены Евгеньевны представителя по доверенности от 06.03.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Красногвардейского района Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 18 июля 2019 года по делу N А83-2474/2019 (судья Авдеев М.П.),
по иску Государственного комитета по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым к Администрации Красногвардейского района Республики, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - Счетной палаты Республики Крым, о взыскании субсидии
установил:
Государственный комитет по делам межнациональных отношений и депортированных граждан (далее - Государственный комитет) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением о взыскании с Администрации Красногвардейского района Республики Крым (далее - Администрация) в бюджет Республики Крым субсидии в размере 533 847,45 руб. (с учетом уточнений исковых требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 18.07.2019 исковые требования Государственного комитета по делам межнациональных отношений и депортированных граждан удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением суда, Администрация Красногвардейского района Республики Крым обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что суд необоснованно оставил без внимания его доводы, что выделенные денежные средства Государственным комитетом использованы Администрацией эффективно и на утвержденные цели в пределах доведенных лимитов.
От Государственного комитета по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу с обоснованием своей правовой позиции, который приобщен судом к материалам дела и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судом.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 10.09.2019 до 17.09.2019 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда в сети интернет.
Представитель Администрации Красногвардейского района Республики Крым в судебном заседании апелляционной инстанции доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил апелляционную жалобу удовлетворить.
Государственный комитет по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым, Счетная палата Республики Крым о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения сведений о времени и месте судебного разбирательства на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации, что подтверждается материалами дела, в судебное заседание представителей не направили, в связи с чем рассмотрение жалобы возможно в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 АПК РФ, установлено следующее.
Как следует из материалов дела, Постановлением Совета министров Республики Крым от 09.04.2015 N 185 "Об утверждении государственной программы Республики Крым по укреплению единства Российской нации и этнокультурному развитию народов России "Республика Крым - территория межнационального согласия" на 2015-2017 годы и порядков использования средств бюджета Республики Крым" (приложение N 6) утвержден Порядок предоставления и расходования субсидий из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на приобретение жилья для граждан из числа реабилитированных народов Крыма (далее - порядок, субсидия).
Главным распорядителем субсидий, согласно п.4 порядка, является Государственный комитет по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым (далее - Государственный комитет).
На основании и во исполнение порядка между Государственным комитетом и Администрацией Красногвардейского района Республики Крым заключено соглашение от 04.04.2017 N 4 о предоставлении и расходовании субсидии из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования Красногвардейского района Республики Крым на приобретение жилья для граждан из числа реабилитированных народов Крыма (далее- соглашение). В соответствии с соглашением Государственным комитетом перечислена на расчетный счет Администрации субсидия в размере 5 000 000,00 руб., что подтверждается платежным поручением N 535501 от 13.07.2017.
В августе 2018 года в Государственном комитете Счетной палатой Республики Крым проведено контрольное мероприятие "Проверка эффективного использования средств бюджета Республики Крым, выделенных в 2016-2017 годах на реализацию Государственной программы Республики Крым по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России "Республика Крым - территория межнационального согласия" на 2015-2017 годы".
По результатам контрольного мероприятия, в результате проведенного анализа представленной информации администрациями муниципальных образований Республики Крым, по заключенным муниципальным контрактам (договорам купли-продажи жилых домов и квартир) и их исполнению за 2017 год, установлено, что Администрацией Красногвардейского района Республики Крым в 2017 году заключены 3 муниципальных контракта на приобретение жилья для граждан из числа раннее реабилитированных, из которых по 2 муниципальным контрактам стоимость 1 квадратного метра приобретенных жилых помещений превышает значение показателя средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по Республике Крым, установленной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 925/пр., по муниципальному контракту от 28.08.2017 N 173910500356691050100100180186810412, заключенному с гражданкой Кашликовой Екатериной Викторовной (действующая от себя и от имени гр. Бюттнер Елены Александровны (до брака Мальгашева), гр. Малльвитц Людмилы Васильевны (до брака Мальгашева), приобретена квартира, расположенная по адресу: Республика Крым, Красногвардейский район, пгт. Красногвардейское, ул. Киевская, 70 кв. 17, общей площадью 64,2 кв.м., стоимостью 2613240,00 рублей. Стоимость 1 квадратного метра квартиры составляет 40704,67 руб., что превышает стоимость за 1 квадратный метр, установленную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27.06.2017 N 925/пр на 3372,67 руб. (III квартал 2017 года);
по муниципальному контракту от 05.09.2017 N 173, заключенному с гражданином Шевцовым Виталием Владимировичем, приобретена квартира по адресу: Республика Крым, Красногвардейский район, с Восход, ул. Юбилейная, д.3 кв.42, общей площадью 24,5 кв.м., стоимостью 1231956,00 руб. Стоимость 1 квадратного метра приобретенной квартиры составляет 50 283,92 руб., что превышает стоимость за 1 квадратный метр, установленную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27.06.2017 N 925/пр на 12 951,92 руб. (III квартал 2017 года).
Расчетным путем Счетной палатой Республики Крым определена общая сумма превышения значения показателя средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по Республике Крым, установленной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27.06.2017 N 925/пр, над стоимостью приобретенного жилья для граждан из числа ранее реабилитированных по 2 муниципальным контрактам в размере 533 847,45 рублей.
Указанная сумма, в соответствии с пунктом 17 порядка предоставления и расходования субсидии из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на приобретение жилья для граждан из числа реабилитированных народов Крыма, утвержденного Приложением 6 к постановлению Совета министров Республики Крым от 09.04.2015 N 185, подлежит возврату в полном объеме в бюджет Республики Крым.
По результатам проведенного контрольного мероприятия Счетной палатой Республики Крым в адрес председателя Государственного комитета по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым Абдураманова Л.А. направлено представление от 24.09.2018 N 55, согласно которого Госкомитету надлежит направить требование Администрации Красногвардейского района Республики Крым о возврате субсидии в сумме 533 847,45 руб.
В соответствии с пунктом 17 указанного порядка Государственным комитетом направлено в адрес Администрации требование от 10.10.2018 N 1102/01-05 о необходимости возврата субсидии в размере 533 847,45 руб.
Направленное истцом в адрес ответчика требование оставлено без удовлетворения, что явилось основанием для предъявления иска в арбитражный суд.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 09.04.2015 N 185 "Об утверждении государственной программы Республики Крым по укреплению единства Российской нации и этнокультурному развитию народов России "Республика Крым - территория межнационального согласия" на 2015-2017 годы и порядков использования средств бюджета Республики Крым" (Приложение N 6) утвержден Порядок предоставления и расходования субсидий из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на приобретение жилья для граждан из числа реабилитированных народов Крыма (далее - Порядок, Субсидия).
Главным распорядителем субсидий, согласно п. 4 порядка, является Государственный комитет по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым.
В соответствии п.2 Порядка N 185 субсидии предоставляются бюджетам муниципальных образований Республики Крым, в размерах, установленных Законом Республики Крым "О бюджете Республики Крым на 2017 год" в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных главному распорядителю бюджетных средств, в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета Республики Крым на 2017 год софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность.
Распределение субсидий бюджетам муниципальных образований из бюджета Республики Крым между муниципальными образованиями установлено законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на соответствующий финансовый год (пункт 5 порядка N 185).
Согласно Таблице N 16 приложения N 12 к Закону Республики Крым от 28.12.2016 N 326-ЗРК/2016 "О бюджете Республики Крым на 2017 год" средства субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность ( в редакции Закона Республики Крым от 31.10.2017 N428-ЗРК/2017) в 2017 году распределены бюджетам 16 муниципальных образований Республики Крым в общей сумме 100 000 000,00 руб., в том числе бюджету муниципального образования Красногвардейского района Республики Крым.
Согласно п.8 Постановления N 185 субсидии направляются на реализацию мероприятий по приобретению жилья для граждан из числа реабилитированных народов Крыма, нуждающихся в предоставлении жилых помещений в соответствии с Законом Республики Крым от 06.07.2015 N130-ЗРК/2015 "О регулировании некоторых вопросов в области жилищных отношений в Республике Крым" и имеющих на это право согласно постановлению Совета министров Республики Крым от 13.10.2015N 611 "Об утверждении порядка обеспечения жильем граждан из числа ранее депортированных" (далее - порядок N611).
Порядок N 611 определяет механизм обеспечения жильем депортированных (репрессированных) по национальному признаку граждан, нуждающихся в жилых помещениях, построенного или приобретенного за счет средств бюджета Республики Крым и федерального бюджета.
Пунктом 2 порядка N 611 установлено, что обеспечение жильем граждан, указанных в пункте 3 порядка N 611, реализуется путем предоставления им жилых помещений по договорам социального найма согласно контрольному списку граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий из числа ранее депортированных.
Пунктом 13 порядка N 185 предусмотрено, что субсидии расходуются муниципальными образованиями исходя из установленной органом местного самоуправления нормы, предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, с учетом количественного состава семьи, а также исходя из стоимости 1 квадратного метра приобретаемого жилого помещения, не превышающей значение показателя средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения в Республике Крым, утвержденного Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Приказами Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации среднерыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации, в том числе и по Республике Крым, определяется поквартально: 2017 год: на I квартал приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 22.12.2016 N 1003/пр сумма 37332,00 руб.; на II квартал приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 13.04.2017 N 708/пр сумма 37332,00 руб.; на III квартал приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 27.06.2017 N 925/пр сумма 37332,00 руб.; на IV квартал приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 26.09.2017 N 1257/пр сумма 37817,00 руб..
Из материалов дела усматривается и не оспаривается ответчиком, что Администрацией Красногвардейского района Республики Крым в 2017 году заключены 3 муниципальных контракта на приобретение жилья для граждан из числа ранее реабилитированных, из которых по 2 муниципальным контрактам стоимость 1 квадратного метра приобретенных жилых помещений превышает значение показателя средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по Республике Крым, установленной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 27.06.2017 N 925/пр, а именно:
по муниципальному контракту от 28.08.2017 N 173910500356691050100100180186810412, заключенному с гражданкой Кашликовой Екатериной Викторовной (действующая от себя и от имени гр. Бюттнер Елены Александровны (до брака Мальгашева), гр. Малльвитц Людмилы Васильевны (до брака Мальгашева), приобретена квартира, расположенная по адресу: Республика Крым, Красногвардейский район, пгт. Красногвардейское, ул. Киевская, 70 кв. 17, общей площадью 64,2 кв.м., стоимостью 2613240,00 рублей. Стоимость 1 квадратного метра квартиры составляет 40704,67 руб., что превышает стоимость за 1 квадратный метр, установленную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27.06.2017 N 925/пр на 3372,67 руб. (40704,67 руб - 37332,00 руб. (III квартал 2017 года);
по муниципальному контракту от 05.09.2017 N 173, заключенному с гражданином Шевцовым Виталием Владимировичем, приобретена квартира по адресу: Республика Крым, Красногвардейский район, с Восход, ул. Юбилейная, д.3 кв.42, общей площадью 24,5 кв.м., стоимостью 1231956,00 руб. Стоимость 1 квадратного метра приобретенной квартиры составляет 50 283,92 руб., что превышает стоимость за 1 квадратный метр, установленную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27.06.2017 N 925/пр на 12951,92 руб. (50283,92 руб.- 37332,00 руб. (III квартал 2017 года).
Согласно пункту 14 Порядка 185 в случае превышения значения показателя средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения в Республики Крым, утвержденного Министерством строительства и жилищно - коммунального хозяйства Российской Федерации, администрации могут осуществить софинансирование превышающего значения за счет средств местного бюджета.
Следует отметить, что соглашением от 04.04.2017 N 4, заключенным между Государственным комитетом и Администрацией Красногвардейского района, предусмотрена субсидия из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования на приобретение жилья для граждан из числа реабилитированных народов Крыма в сумме 5 000 000,00 рублей (п.1.2 соглашения N 4 от 04.04.2017).
Согласно представленной Счетной палате Республики Крым информации, Администрацией Красногвардейского района Республики Крым средства субсидии израсходованы на приобретение квартир общей стоимостью 4 745 196,00 руб.
Остаток неиспользованных средств субсидии в сумме 331 956,00 руб. возвращен Администрацией Красногвардейского района Республики Крым в бюджет Республики Крым в 2018 году.
Исходя из вышеуказанного, оплата муниципальных контрактов на приобретение жилья для граждан из числа реабилитированных народов Администрацией Красногвардейского района Республики Крым осуществлялась за счет полученных средств субсидии из бюджета Республики Крым.
В соответствии с пунктом 17 порядка предоставления и расходования субсидии из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на приобретение жилья для граждан из числа реабилитированных народов Крыма, утвержденного приложением N 6 к постановлению Совета министров Республики Крым от 09.04.2015 N185, в случае превышения значения показателя средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения в Республике Крым, утвержденного Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, муниципальные образования Республики Крым могут осуществить софинансирование превышающего значения за счет средств местного бюджета.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о правильности предоставленного расчета общей суммы превышения значения показателя средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по Республике Крым, установленной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27.06.2017 N 925/пр, над стоимостью приобретенного жилья для граждан из числа ранее реабилитированных по 2 муниципальным контрактам в размере 533 847,45 руб.
Взыскиваемая сумма в размере 533 847,45 рублей также подтверждается Актом по результатам контрольного мероприятия "Проверка эффективного использования средств бюджета Республики Крым, выделенных в 2016-2017 годах на реализацию Государственной программы Республики Крым по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России "Республика Крым - территория межнационального согласия" на 2015-2017 годы" в Государственном комитете по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым, в том числе и аудит закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд в Государственном комитете по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым" в отношении Государственного комитета по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым.
Статьей 34 Бюджетного Кодекса Российской Федерации закреплен принцип эффективности использования бюджетных средств.
При составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
При названных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования Государственного комитета.
Довод заявителя апелляционной жалобы о соблюдении им целевого использования субсидии, несостоятелен, поскольку пунктом 17 порядка предоставления и расходования субсидии из бюджета Республики Крым предусмотрено, что в случае превышения значения показателя средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения в Республике Крым, утвержденного Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, муниципальные образования Республики Крым могут осуществить софинансирование за счет средств местного бюджета.
Принимая во внимание указанные выше нормы права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что доводы Администрации, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат ссылок на обстоятельства, которые не были бы учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 18 июля 2019 года по делу N А83-2474/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Красногвардейского района Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.В. Черткова |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-2474/2019
Истец: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ДЕПОРТИРОВАННЫХ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ