11 июля 2019 г. |
Дело N А83-6385/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2019 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Градовой О.Г.,
судей Карева А.Ю.,
Малышевой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Головченко Я.А.,
с участием в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "Цветочный рынок" - Гнатенко А.А.;
представителя Совета министров Республики Крым - Вишнякова М.В.;
иные лица, участвующие в деле, не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Цветочный рынок" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 25 апреля 2019 года по делу N А83-6385/2018 (судья Куртлушаев М.И.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Цветочный рынок" (298600, г. Ялта, ул. Игнатенко, 2б)
к Совету министров Республики Крым (295005, г. Симферополь, пр. Кирова, д. 13),
Администрации города Ялты Республики Крым (298600, г. Ялта, пл. Советская, д. 1),
третьи лица: Служба государственного строительного надзора Республики Крым (295051, г. Симферополь, ул. Крейзера, д. 6),
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (295050, г. Симферополь, пр. Кирова, д. 13),
Министерство строительства и архитектуры Республики Крым (295017, г. Симферополь, ул. Ленина, д. 17)
о признании недействительным постановления и распоряжения в части,
установил:
16.04.2018 по почте общество с ограниченной ответственностью "Цветочный рынок" (ОГРН 1159102053945, ранее с 26.08.1998 зарегистрированное по законодательству Украины с ИНН 30028182 - л.д. 58-85 т. 1, далее - ООО "Цветочный рынок" или заявитель) предъявило (с уточнением) требования о признании незаконными:
- пункта 4 приложения к распоряжению Совета Министров Республики Крым (ОГРН 1149102016414 - л.д. 53-57 т. 1, далее Совмин Крыма) N 1561-р от 26.12.2017,
- постановления Администрации города Ялты Республики Крым (ОГРН 1149102101609 - л.д. 44-52 т.1, далее - Администрация Ялты) N 10-п от 09.01.2018 "О приведении ООО "Цветочный рынок" в первоначальное состояние земельного участка путем сноса строения (торгового павильона), расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Игнатенко, 2Б" (л.д. 17-19, 29 т. 1, 48-56 т. 2).
Требования мотивированы тем, что право собственности на нежилое здание - торговый павильон площадью 110,4 кв.м, кадастровый N 90:25:010105:496, расположенный в г. Ялта, ул. Игнатенко, 2-б, оформлено (зарегистрировано) за заявителем, объект не является самовольным, для его размещения предоставлялся земельный участок и на проектирование строительства было дано согласие исполкома.
Решением суда первой инстанции отказано в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что земельный участок расположен в зоне территории общего пользования, заявитель без предоставления земельного участка для строительства построил капитальное строение - торговый павильон; у Совмина Крыма и Администрации Ялты были основания и полномочия для принятия распоряжения и постановления о признания такого объекта самовольным (л.д. 124-133 т. 4).
ООО "Цветочный рынок" подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные требований по тем основаниям, что изложенные в судебном акте выводы не соответствуют обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе указано на то, что заявителю был предоставлен земельный участок для строительства торгового павильона, этот объект принят в эксплуатацию и право собственности на такой объект зарегистрировано за заявителем в установленном порядке, заявитель обратился за предоставлением земельного участка в аренду для обслуживания торгового павильона, но ответа не получил (л.д. 6-22 т. 5).
Представленный Совмином Крыма отзыв на апелляционную жалобу ввиду не выполнения требований части 1 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о направлении копии отзыва иным участникам Двадцать первым арбитражным апелляционным судом - (далее суд апелляционной инстанции) не принят во внимание (л.д. 50-58 т. 5).
Отзывов от иных участков не поступило.
В судебном заседании представитель заявителя просил удовлетворить апелляционную жалобу; представитель Совмина Крыма возражал против такого удовлетворения, так как оспариваемым распоряжением разрешен вопрос только о наличии признаков самовольного строительства в отношении торгового павильона заявителя, так как этот объект построен без предоставления для этой цели земельного участка.
Представители Администрации Ялта, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (ОГРН 1149102017404, далее - Госкомрегистр) и Министерства строительства и архитектуры Республики Крым (ОГРН 1149102000850, далее - Минстрой Крыма) в судебное заседание не явились.
О месте и времени судебного заседания эти участники извещены определением от 05.06.2019, копии которого получили, что подтверждается почтовыми уведомлениями (л.д. 2-4 т. 5).
06.06.2018 информация о судебном заседании размещена на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 5 т. 5).
Учитывая эти обстоятельства, необязательность явки в судебное заседание представителей участников, достаточность доказательств для рассмотрения дела, суд апелляционной инстанции определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании неявившихся лиц.
В соответствии со 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции установил следующие доказательства, подтвержденные совокупностью доказательств.
26.12.2017 Совмин Крыма на основании решения (протокола) Межведомственной правительственной комиссии по выявлению и пресечению самовольного строительства и нецелевого использования земельных участков на территории Республики Крым N 1 от 01.12.2017 (далее Межведомственная правительственная комиссия и решение N 1 от 01.12.2017) издано распоряжение N 1561-р "О признании объектов самовольными постройками", пунктом 1 которого признаны самовольными постройками объекты согласно приложению к настоящему распоряжению. В названном приложении под N 4 указан торговый павильон по адресу: г. Ялта, ул. Игнатенко, 2-б (л.д. 40-43 т. 1).
Пунктами 2-6 этого распоряжения определены способы информирования и исполнения этого распоряжения органами государственного строительного надзора и органами местного самоуправления, в том числе пунктом 3 на Администрацию Ялты возложена обязанность обеспечить принятие решений о сносе объектов недвижимого имущества в течение семи дней со дня получения настоящего распоряжения.
09.01.2019 во исполнение этого распоряжения Администрацией Ялты принято решение N 10-п, пунктами 1 и 3 которого предложено ООО "Цветочный рынок" в течение 30 дней с момента вступления постановления в силу самостоятельно привести в первоначальное состояние земельный участок путем сноса строения (торгового павильона), расположенного в г. Ялта, ул. Игнатенко, 2-б. Пунктами 2, 4-8 разрешены вопросы информирования и контроля за исполнением данного постановления (л.д. 39 т.1).
Из решения Межведомственной правительственной комиссии N 6 от 01.12.2017 с приложением N 3, а также из представленных Администрацией Ялты на рассмотрение этой комиссии акта Госкомреестра в рамках государственного земельного надзора от 26.10.2017 (л.д. 111-114 т. 2) следует, что право ООО "Цветочный рынок" на земельный участок под торговый павильон не зарегистрировано (л.д. 63-81, 85-110 т. 2).
Также отсутствие зарегистрированного права на земельный участок зафиксировано в акте проверки органом муниципального земельного контроля юридического лица ООО "Цветочный рынок" N 61 от 11.12.2017 (л.д. 137-140 т. 1, 123-128 т.2).
Из представленных правоустанавливающих и правоподтверждающих документов следует, что по состоянию на дату принятия оспариваемых распоряжения и постановления по адресу: г. Ялта, ул. Игнатенко, 2-б (ранее ул. Коммунальная) расположено одноэтажное нежилое здание торгового павильона площадью 114,4 кв.м, кадастровый N 90:25:010105:496, право собственности на которое зарегистрировано за заявителем 01.11.2005 по законодательству Украины, по законодательству Российской Федерации это право не зарегистрировано (л.д. 44- т. 1).
Из инвентарного дела органа БТИ следует, что здание торгового павильона возведено в 1998 году и состояло из литеры А (помещение 1-1 площадью 110,4 кв.м и помещение 1-2 площадью 1,90 (л.д. 120 т.1), по состоянию на 2011 год торговый павильон состоял из: литеры А площадью 186 кв.м (под зданием 118 кв.м., под хозяйственными постройками 46 кв.м и 22 кв.м), литеры Б и В (л.д. 118-119 т.1).
В 2011 заявителем и иными юридическими лицами с коммунальным предприятием Ялтинского городского совета "РСУ "Зеленстрой" заключен договор о сотрудничестве, по которому планировалась реконструкция сквера, расположенного в г. Ялта, пересечение улиц К. Маркса, Руданского, Игнатенко, с созданием новых торговых объектов, реконструкция с увеличение площадей (л.д. 142-145 т. 2).
Решениями исполкома Ялтинского городского совета относительно торгового павильона:
N 383 (2) от 22.10.1999 утвержден акт государственной технической комиссии о готовности временного торгового павильона к эксплуатации (л.д. 35 т. 2);
N 1050 от 15.07.2005 и N 1522 от 20.10.2005 решено оформить право собственности и присвоить почтовый адрес (л.д. 40 т. 2), на основании чего 01.11.2005 по законодательству Украины за заявителем зарегистрировано право собственности на торговый павильон площадью 110,4 кв.м (л.д. 114-115 т.1).
При этом, документов о строительстве (акт ввода в эксплуатацию, проектной документации и разрешения на строительство) заявителем не представлено, из пояснений следует, что такие документы у заявителя отсутствуют.
29.07.2015 на кадастровый учет Российской Федерации поставлено нежилое здание торгового павильона площадью 114,4 кв.м, 1998 года ввода в эксплуатацию, кадастровый N 90:25:010105:496 (л.д. (л.д. 116-117 т.1).
Государственная регистрация права собственности на этот объект по законодательству Российской Федерации не осуществлена.
Как следует из решений исполкома Ялтинского городского совета N 160 (4) от 22.05.1998 и N 143 от 27.10.2004, договора аренды от 14.09.1999 земельный участок по ул. Игнатенко, 2, г. Ялта заявителю был предоставлен в краткосрочную аренду (сроками по одному году) для установки и обслуживания торгового павильона (л.д. 34, 36, 39 т. 2).
Доказательства составления проекта отвода земельного участка по законодательству Украины у заявителя отсутствуют.
04.06.2018 земельный участок площадью 197 кв. м, расположенный в г. Ялта, ул. Игнатенко, 2-б, поставлен на кадастровый учет - кадастровый N 90:25:010105:1900, вид разрешенного использования - магазины (код 4.4), с 06.06.2018 осуществлена государственная регистрация права собственности на него за муниципальным образованием городской округ г. Ялта, ограничения прав и обременения (в том числе аренда) не зарегистрированы (л.д. 42-44, 115-116 т. 2, 7, 106-208 т. 4).
Согласно письменных доказательств этот земельный участок расположен в границах территории с особой архитектурно-планировочной зоной, в границах территории общественного центра, земли общего пользования, в водоохраной зоне (л.д. 82-83 т. 2, 23-31, 109-116 т. 4).
В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017, далее - ГК РФ) самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке.
Пунктом 2 статьи 222 ГК РФ и пунктом 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 29.07.2017, далее - ЗК РФ) снос самовольной постройки и приведение земельного участка в пригодное для использования состояние при его самовольном занятии производится юридическими лицами, виновными в указанных правонарушениях, или за их счет; лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности.
Согласно статьям 83, 84 Конституции Республики Крым, статьям 28 и 41 Закона Республики Крым от 29.05.2014 N 5-ЗРК "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым" (ред. от 27.03.2017), пунктам 96 и 97 Регламента Совета министров Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 06.08.2014 N 242 (ред. от 23.06.2015), Совет министров Республики Крым вправе разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Республики Крым, для чего издает распоряжения.
Пункт 1 части 2 статьи 3 и часть 1 статьи 8 Закона Республики Крым "Об особенностях создания в Республике Крым зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории" от 07.07.2017 N 409-ЗРК/2017 полномочия по принятию решений о признании объектов капитального строительства и иных объектов самовольной постройкой предоставляет Совмину Крыма.
Постановлением Совета Министров Республики Крым от 08.11.2017 N 582 "О создании зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории" на территории в кадастровых границах муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым создана зона с особой архитектурно-планировочной организацией территории, имеющая особую историко-культурную, экологическую и рекреационную ценность.
Как следует из материалов дела, торговый павильон заявителя находится в пределах границ указанной зоны.
Согласно подпункта 2.1.3 Положения о Межведомственной правительственной комиссии по выявлению и пресечению самовольного строительства и нецелевого использования земельных участков на территории Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 27.07.2017 N 393, пункта 9.1 Положения об организации работы по сносу самовольных построек, созданных (возведенных) на территории Республики Крым, на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 18.07.2017 N 370, Межведомственная правительственная комиссия для реализации возложенных на нее задач, связанных с пресечением самовольного строительства, выявлением и сносом самовольных построек, в срок не позднее тридцати календарных дней со дня поступления документов проверяет полноту и достоверность представленных уполномоченными органами сведений, оценивает объект на предмет отнесения его к самовольной постройке и принимает решение, в том числе, о наличии оснований для признания объекта самовольной постройкой.
Как установлено, Межведомственная правительственная комиссия проверила и оценила представленные Администрацией Ялты документы и правомерно, на основании совокупности доказательств приняла решение о наличии признаков самовольной постройки, так как торговый павильон заявителя создан на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для строительства объекта недвижимого имущества. Совмин Крыма на основании такого решения и в пределах своих полномочий издал распоряжение о включении торгового павильона в список объектов, имеющих признаки самовольной постройки, и возложил на Администрацию Ялты обязанность принять решение о сносе самовольной постройки, которое Администрацией Ялты исполнено.
Такие решения Совмина Крыма и Администрации Ялты не нарушают прав и охраняемых законом интересов заявителя, так как последний не приобрел на законных основаниях права на указанный торговый павильон как на объект недвижимого имущества, доказательств возникновения (в результате законного строительства) права на объект недвижимого имущества и права пользования (собственности) на земельный участок для строительства и обслуживания такого объекта не представил. Напротив, представленные документы свидетельствуют о том, что воля уполномоченного органа была направлена на предоставление земельного участка только для размещения временного объекта, целью краткосрочной аренды земельного участка строительство капитального объекта не была.
Факт государственной регистрации права собственности на данный объект, имеющий признаки самовольной постройки, в соответствии с вышеназванными нормами федерального и регионального законодательства, действовавшими в спорный период, не содержали запретов на принятие решения о сносе таких объектов во внесудебном порядке.
Таким образом, предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ оснований для признания распоряжения Совмина Крыма и постановления Администрации Ялта недействительными не установлено.
Такая же позиция приведена в Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 05.06.2019 N Ф10-1901/2019 по делу N А83-6412/2018.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято без нарушений и при правильном применении норм материального права, изложенные в нем выводы соответствуют обстоятельствам дела, иных оснований для его отмены не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 23.04.2018, далее НК РФ) по рассматриваемым арбитражными судами делам о признании решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными государственная пошлина для организаций уплачивается в размере 3.000 рублей.
Пункт 12 части 1 статьи 333.21 НК РФ устанавливает, что при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
ООО "Цветочный рынок" обратилось с жалобой в суд апелляционной инстанции, оплатив государственную пошлину в размере 3.000 руб.
Учитывая изложенное, излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета. Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 25 апреля 2019 года по делу N А83-6385/2018 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Цветочный рынок" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Цветочный рынок" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 1500,00 рублей (одна тысяча пятьсот рублей 00 коп.), перечисленную по квитанции N 48 от 16.09.2019 через ПАО "РНКБ Банк".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в полномочный арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
А.Ю. Карев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-6385/2018
Истец: ООО "ЦВЕТОЧНЫЙ РЫНОК", ООО "Цветочный рынок" в лице директора Смирновой Л.Ю.
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЯЛТЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Хронология рассмотрения дела:
29.10.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5080/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-6385/18
11.07.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-3080/18
25.04.2019 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-6385/18
20.12.2018 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-3080/18
21.09.2018 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-6385/18