г. Воронеж |
|
12 июля 2019 г. |
Дело N А64-270/2019 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Семенюта Е.А.,
без вызова лиц, участвующих в деле,
рассмотрев апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Лечебное исправительное учреждение N 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области" на решение (резолютивная часть) Арбитражного суда Тамбовской области от 12.03.2019 по делу N А64-270/2019 (судья Плахотников М.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кирсанове Тамбовской области (межрайонное) (ОГРН 1166820054400, ИНН 6824005495) к Федеральному казенному учреждению "Лечебное исправительное учреждение N7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области" (ОГРН 1026801004449, ИНН 6806001145) о взыскании 2500,00 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кирсанове Тамбовской области (межрайонное) (далее - заявитель, УПФР в г. Кирсанове Тамбовской области (межрайонное), Управление, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Федеральному казенному учреждению "Лечебное исправительное учреждение N 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области" (далее - ответчик, Учреждение, ФКУ "Лечебное исправительное учреждение N 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области") о взыскании финансовой санкции в сумме 2500 руб. за предоставление неполных и недостоверных сведений о застрахованных лицах за март 2017 года.
Решением (резолютивная часть) Арбитражного суда Тамбовской области от 12.03.2019 по делу N А64-270/2019 заявленные требования удовлетворены.
Суд взыскал с Федерального казенного учреждения "Лечебное исправительное учреждение N 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области" в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кирсанове Тамбовской области (межрайонное) финансовые санкции за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных п. 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, за отчетный период -март 2017 года в сумме 2500,00 руб.
Не согласившись с указанным судебным актом, Учреждение обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение (резолютивная часть) Арбитражного суда Тамбовской области отменить и принять по делу новый судебный акт.
В качестве обоснования доводов апелляционной жалобы Учреждение ссылается на то, что страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
Указывает, что Учреждение самостоятельно выявило ошибку в представленных сведениях за отчетный период.
Пенсионный фонд отзыв в суд апелляционной инстанции не представил, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не оспорил.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение подлежащим отмене на основании следующего.
Как следует из материалов дела, 03.04.2017 Учреждение представило в Пенсионный фонд отчетность по форме СЗВ-М за март 2017 года в отношении застрахованных лиц.
В связи с самостоятельным выявлением ошибки в представленных сведениях Учреждением 07.03.2018 представлена отчетность по форме СЗВ-М с типом - "дополняющая" на 5 застрахованных лиц.
Управлением проведена проверка с целью контроля правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М".
По итогам проверки должностным лицом Управления 02.04.2018 был составлен акт N 079S18180001635 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором отражено, что проверкой выявлено нарушение законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Пенсионным фондом по итогам рассмотрения акта проверки, а также других материалов проверки в отсутствие представителя Учреждения, надлежащим образом извещенного о дате, месте и времени рассмотрения акта, 11.05.2018 принято решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 0779S19180001833, которым ответчик привлечен к ответственности предусмотренной абз.3 ст.17 Закон N 27-ФЗ за предоставление неполных и недостоверных сведений в отношении 1 застрахованного лица в виде штрафа в размере 2500 руб.
Основанием для вынесения указанного решения послужил вывод пенсионного фонда о представлении ответчиком неполной и (или) недостоверной ежемесячной отчетности по форме СЗВ - М за март 2017 года.
На основании вышеуказанного решения пенсионным органом выставлено требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 06.06.2018 N 079S01180007905.
Неисполнение данного требования послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции заваленные требования удовлетворил, взыскав с ответчика финансовые санкции в размере 2500 руб.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает решение суда области подлежащим отмене исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 212 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, либо в порядке приказного производства по правилам, предусмотренным главой 29.1 настоящего Кодекса, с особенностями, установленными в настоящей главе.
Производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций (часть 2 статьи 212 АПК РФ).
На основании статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) юридические лица для целей данного Федерального закона отнесены к категории страхователей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователи обязаны представлять в территориальные органы Пенсионного фонда РФ документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно статье 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы ПФР по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, и дополнительно сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц по формам, определяемым ПФ РФ.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Частью 3 статьи 17 Закона 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона об учете. К такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
Данным постановлением предусмотрено представление следующих форм СЗВ-М:
"исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период;
"доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
"отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
В соответствии с пунктом 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, подлежащей применению с 19.02.2017 (далее - Инструкция N 766н) за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах, страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, не предусмотрен срок для представления формы СЗВ-М (дополняющей) в случае самостоятельного обнаружения страхователем расхождений в сведениях, ранее представленных за отчетный период.
Этой Инструкцией предусмотрен пятидневный срок для представления корректирующих сведений, исчисляемый со дня получения страхователем уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об устранении имеющихся расхождений.
Таким образом, из указанных положений следует, что в действиях страхователя состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, отсутствует в случаях:
- представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления органа Пенсионного фонда об устранении имеющихся расхождений;
- самостоятельного выявления ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица и представлении уточненных (исправленных) сведений о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются.
Следует отметить, что ответственность, предусмотренная абз.4 ст.17 Федерального закона N 27-ФЗ может наступить только при наличии вины страхователя в совершении соответствующего правонарушения.
В рассматриваемом случае в оспариваемом решении Пенсионного фонда отсутствует указание, в чем заключается вина Общества в совершении вменяемого правонарушения.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что исходные сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за март 2017 года были представлены Учреждением 03.04.2017, то есть в установленный законом срок, а неполнота (недостоверность) изначально представленных сведений самостоятельно выявлена и устранена путем направления корректирующих сведений.
Таким образом, Учреждение самостоятельно выявило ошибку в неверно представленных сведениях за март 2017 года и предприняло меры к ее устранению путем направления дополняющей формы в пенсионный фонд, который, в свою очередь, только при получении такой дополняющей формы сведений (а не исходной), провел проверку представленных сведений на соответствие нормам Закона N 27-ФЗ.
Доказательств того, что именно управление уведомило страхователя о выявленной ошибке и предложило представить уточненные данные, суду не представлено.
В материалах дела отсутствуют доказательства направления фондом в адрес Учреждения уведомлений либо иных писем, в которых бы сообщалось о непредставлении отчета СЗВ-М либо о выявленных ошибках, либо расхождениях.
Представление формы СЗВ-М (дополняющей) после самостоятельного выявления расхождений свидетельствует о добросовестном поведении ФКУ "Лечебное исправительное учреждение N 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области".
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, впоследствии самостоятельно скорректированные ФКУ "Лечебное исправительное учреждение N 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области" в соответствии с действующим законодательством, не образует состав правонарушения, установленного ст.17 Закона N 27-ФЗ.
Также суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом, Учреждение реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к Учреждению финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Указанная позиция согласуется с позицией, отраженной в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, от 2.07.2018 N 303-КГ18-99.
Принимая во внимание вышеизложенное, обжалуемое решение (резолютивная часть) Арбитражного суда Тамбовской области от 12.03.2019 по делу N А64-270/2019 - подлежит отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
Руководствуясь частью 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение (резолютивная часть) Арбитражного суда Тамбовской области от 12.03.2019 по делу N А64-270/2019 - отменить.
В удовлетворении заявленных требований Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кирсанове Тамбовской области (межрайонное) (ОГРН 1166820054400, ИНН 6824005495) - отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-270/2019
Истец: ГУ УПФ РФ в г.Кирсанове Тамбовской областимежрайонное
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "Лечебное исправительное учреждение N7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области"
Хронология рассмотрения дела:
12.07.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2687/19