г. Тула |
|
11 июля 2019 г. |
N А62-10292/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.07.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.07.2019.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Дайнеко М.М., судей Заикиной Н.В. и Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осиповой Д.И., при участии в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области от закрытого акционерного общества "КОРПОРАЦИЯ ЦЕНТРСЕРВИС" - Смирнов В.В. (доверенность от 05.07.19, паспорт), от администрации города Смоленска - Курзинер О.В. (доверенность от 29.03.2019, паспорт), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "КОРПОРАЦИЯ ЦЕНТРСЕРВИС" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 16.04.2019 по делу N А62-10292/2018, принятое по заявлению закрытого акционерного общества "КОРПОРАЦИЯ ЦЕНТРСЕРВИС" (ОГРН 1026701430535; ИНН 6731012330) к администрации города Смоленска (ОГРН 1026701449719; ИНН 6730012070) о признании незаконными действий по увеличению арендной платы в 2 раза и начислении пени за пользование земельным участком по договору аренды от 07.11.2013 N 1804/з, выраженных в письме от 25.06.2018 N 24/9300-исх, направленном сопроводительным письмом N 24/13355 от 04.09.2018, об обязании произвести перерасчет размера арендной платы по договору аренды от 07.11.2013 N 1804/з за период с 07.11.2016 по день вынесения решения суда, исходя из суммы 36409,19 руб. за квартал (1% от кадастровой стоимости),
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "КОРПОРАЦИЯ ЦЕНТРСЕРВИС" (далее - заявитель, ЗАО "КОРПОРАЦИЯ ЦЕНТРСЕРВИС") обратилось в суд к Администрации г. Смоленска с заявлением о признании незаконными действий по увеличению арендной платы в 2 раза и начислении пени за пользование земельным участком по договору аренды от 07.11.2013 N 1804/з, выраженных в письме от 25.06.2018 N 24/9300-исх, направленном сопроводительным письмом N 24/13355 от 04.09.2018, об обязании произвести перерасчет размера арендной платы по договору аренды от 07.11.2013 N 1804/з за период с 07.11.2016 по день вынесения решения суда, исходя из суммы 36 409,19 руб. за квартал (1% от кадастровой стоимости).
Решением суда области от 16.04.2019 в иске отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, иск удовлетворить в полном объеме. По мнению заявителя, 06.02.2017 арендатор обращался к ответчику с заявлением об уточнении размера арендной платы на 2017 год, вместе с тем, письмом от 23.03.2017 арендодатель не уточнил размер арендной платы, а предложил представить разрешение на строительство, что, по мнению заявителя, свидетельствует о недобросовестности арендодателя, поскольку на тот момент он уже располагал сведениями о наличии акта осмотра от 07.11.2016, однако мер по уведомлению истца не предпринял. Как указывает истец, проверка проведена с нарушением установленных Постановлением Администрации Смоленской области от 28.11.2006 N 416 "О порядке сдачи в аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области", Постановлением Администрации города Смоленска от 15.08.2016 N 1967-адм "Об утверждении Административного регламента Администрации города Смоленска осуществления муниципального земельного контроля на территории города Смоленска" требований (истец не уведомлен, акт составлен в одностороннем порядке, с актом не ознакомлен, копия не направлена), что исключает его из числа надлежащих доказательств, по мнению общества.
Представитель истца доводы жалобы поддержал в полном объеме, решение просил отменить, иск удовлетворить.
Представитель ответчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
07.11.2013 между Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области и ЗАО "Корпорация Центрсервис" заключен договор аренды земельного участка площадью 3165 кв.м., с кадастровым номером 67:27:0012722:25, расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Лавочкина между домом N 67 АЗС N 38, для строительства пункта технического обслуживания и осмотра автотранспорта, на срок по 07.11.2016.
Согласно п. 1.1. Договора земельный участок предоставлен Истцу для использования в соответствии с установленным видом разрешенного использования - для строительства пункта технического обслуживания и осмотра автомобилей.
Согласно п. 2.1 участок предоставлен сроком по 07.11.2016 и возобновлен на неопределенный срок в порядке ст. 621 ГК РФ.
Согласно п. 3.9 договора в случае использования арендатором участка не по целевому назначению, определённому договором, размер арендной платы увеличивается в два раза.
В связи с тем, что после истечения срока действия договора возражения со стороны Арендодателя отсутствовали, в рамках ст. 621 ГК РФ данный договор был продлен на неопределенный срок и в настоящее время является действующим.
Земельный участок с кадастровым номером 67:27:0012722:25 площадью 3162 кв.м., переданный в аренду Истцу, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем в ЕГРН 24.12.2013 сделана запись регистрации N 67-67-01/307/2013-367.
Договором аренды от 07.11.2013 N 1804/з установлено, что порядок расчета арендной платы устанавливается в соответствии с законодательством РФ.
В случае использования Арендатором земельного участка не по целевому назначению, определенному договором, размер арендной платы увеличивается в два раза (п. 3.9).
В п. 4.1.1 договора стороны также определили, что арендодатель имеет право требовать досрочного расторжения договора при фактическом неосвоении земельного участка в течении трех лет с момента его предоставления.
В соответствии с актом обследования земельного участка от 07.11.2016, проведенного главным специалистом отдела муниципального земельного контроля Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Смоленска - муниципальным земельным инспектором Власенковым В.Н., установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0012722:25 отсутствуют строения, участок не огорожен. На участке строительные работы не осуществляются.
Так как в адрес Управления не представлена разрешительная документация на строительство, в соответствии с п. 4.2 Постановления Администрации Смоленской области от 27.01.2014 N 18 "Об утверждении положения о порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Смоленской области" если земельные участки используются не по целевому назначению, определенному договором аренды земельного участка, размер арендной платы увеличивается в два раза.
С 07.11.2016 установлена дифференциальная ставка - 2% и сделан перерасчет арендной платы по вышеуказанному договору.
Письмом от 25.06.2018 N 24/9300-исх администрация сообщила, что по состоянию на 14.07.2018 задолженность по арендной плате по договору аренды N 1804/з от 07.11.2013 составляет 240 724,13 руб., за несвоевременные платежи по арендной плате начислены пени в размере 182 327,97 руб.
ЗАО "КОРПОРАЦИЯ ЦЕНТРСЕРВИС", считая указанные действия ответчика по расчету арендной платы с применением п. 3.9 договора необоснованными, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных 6 условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В настоящем случае, по мнению истца, отсутствуют правовые основания для применения к договору с 07.11.2016 двойной ставки арендной платы.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли является платным за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу ст. 606, 614 ГК РФ на истца, как арендатора, возложена обязанность по внесению арендной платы в порядке и сроки, установленные договором, а также нормативными актами, регулирующими порядок ее начисления. Помимо этого, учитывая специфику предмета аренды - земельный участок, арендатор обязан использовать в соответствии с условиями договора и целевым назначением.
Поскольку спорный договор аренды заключался после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, арендная плата по нему является регулируемой (пункт 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - постановление Пленума N 73)). Изменение нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета влечет изменение условий такого договора аренды без внесения в текст договоров подобных изменений. Внесение сторонами иных изменений в договор аренды не может препятствовать применению новых нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 N 10782/13).
Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется (пункт 19 постановления N 73).
В случае, если к договору аренды земельного участка подлежит применению регулируемая арендная плата, порядок определения ее размера, утвержденный нормативным правовым актом уполномоченного органа, по общему правилу применяется для таких договоров с момента вступления в силу данного акта, даже если в момент заключения договора аренды такой порядок еще не был установлен (определение Верховного Суда Российской Федерации N 306-ЭС14-6558, Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015), утвержденный 23.12.2015; определение Верховного Суда Российской Федерации N 301-ЭС15-11204).
В силу ч. 1, 3 ст. 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с п. 4.2 Постановления Администрации Смоленской области от 27.01.2014 N 18 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, на территории Смоленской области" если земельные участки, предоставленные для строительства зданий, строений, сооружений, не используются по целевому назначению, по истечении трехлетнего срока с момента предоставления земельного участка в аренду, размер арендной платы увеличивается в два раза. Арендная плата начисляется в двойном размере с момента выявления факта неиспользования земельного участка или использования его не по целевому назначению до момента устранения выявленного нарушения. Внесение изменений в договор не требуется.
Факт неиспользования земельного участка или использования его не по целевому назначению устанавливается на основании сведений, полученных от специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих государственный земельный контроль, или органов, осуществляющих муниципальный земельный контроль.
В соответствии с актом обследования земельного участка от 07.11.2016, проведенного главным специалистом отдела муниципального земельного контроля Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Смоленска - муниципальным земельным инспектором Власенковым В.Н., установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0012722:25 отсутствуют строения, участок не огорожен. На участке строительные работы не осуществляются.
Так как в адрес Управления не представлена разрешительная документация на строительство, в соответствии с п. 4.2 Постановления Администрации Смоленской области от 27.01.2014 N 18 "Об утверждении положения о порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Смоленской области" если земельные участки используются не по целевому назначению, определенному договором аренды земельного участка, размер арендной платы увеличивается в два раза.
С 07.11.2016 установлена дифференциальная ставка - 2% и сделан перерасчет арендной платы по вышеуказанному договору.
Доводы ответчика о составлении акта с нарушением требований Постановлением Администрации Смоленской области от 28.11.2006 N 416 "О порядке сдачи в аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области", Постановлением Администрации города Смоленска от 15.08.2016 N 1967-адм "Об утверждении Административного регламента Администрации города Смоленска осуществления муниципального земельного контроля на территории города Смоленска" подлежит отклонению.
Постановление Администрации города Смоленска от 15.08.2016 N 1967-адм "Об утверждении Административного регламента Администрации города Смоленска осуществления муниципального земельного контроля на территории города Смоленска" в данном случае не подлежит применению, поскольку акт проверки составлялся не в целях осуществления муниципального земельного контроля, а в порядке п. 4.1.2 договора аренды, в целях установления целевого использования земельного участка и соблюдения арендатором условий договора.
Сведения, отраженные в акте от 07.11.2016 арендатором не опровергнуты, в ответ на письмо администрации от 23.03.2017 (т. 1, л. д. 86) арендатор испрашиваемые документы не направил и использование земельного участка в целях строительства объекта (п. 1.1 договора) не подтвердил.
Таким образом, не освоение истцом участка в установленный в договоре срок подтверждено представленной в материалы дела совокупностью доказательств, указанное в силу условий договора и действующего законодательства влечет увеличение размера арендной платы в два раза.
При этом судебная коллегия учитывает, что истец указывает на время необходимое для освоения земельного участка, вместе с тем из актов осмотра 2019 года не следует, что арендатор приступил к его освоению.
В материалы дела арендатором представлены только договор н выполнение инженерных изысканий от 26.05.2016; договор на оказание транспортных услуг от 18.09.2015 N 44-09/15 и договор на оказание услуг строительной техники от 20.09.2015 (не позволяют установить, что работы в их рамках проводились на спорном земельном участке).
Доказательств того, что за период с 07.11.2013 по настоящее время, истцом приняты меры по получению разрешения на строительство, не представлено.
Довод истца о злоупотреблении ответчиком правом, выразившемся в непринятии мер по расторжению договора аренды после выявленного нецелевого использования, подлежит отклонению.
В силу п. 4.1.1 расторжение договора в связи с нецелевым использованием земельного участка является правом арендодателя, в то время как исполнение его условий в части соблюдения целевого использования - обязанностью истца (п. 4.4.3). Возложение на ответчика ответственности за неисполнение обязательств истца неправомерно.
Действуя добросовестно и разумно, истец не мог предполагать неблагоприятных последствий несоблюдения условий договора в части целевого использования земельного участка после окончания срока его действия, с заявлением о прекращении арендных отношений в порядке абз. 2 ч. 2 ст. 610 ГК РФ не обращался.
Ссылка на недоведение информации истцу о размере арендной платы за 2017 год подлежит отклонению, поскольку указанная обязанность не возложена на арендодателя ни в силу условий договора, ни в силу закона.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 16.04.2019 по делу N А62-10292/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.М. Дайнеко |
Судьи |
Н.В. Заикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-10292/2018
Истец: ЗАО "КОРПОРАЦИЯ ЦЕНТРСЕРВИС"
Ответчик: Администрация города Смоленска, УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА