г. Владимир |
|
12 сентября 2019 г. |
Дело N А39-7661/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2019 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богуновой Е.А.,
судей Вечканова А.И. Кириловой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горевой О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 19.02.2019 по делу N А39-7661/2018, принятое судьей Пономаревой Н.Н., по иску публичного акционерного общества "Мордовская электросетевая компания" (ОГРН 108132400504, ИНН 1324134775) к Администрации городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия (ОГРН 1061324000231, ИНН 1324132908) о взыскании задолженности в сумме 1 556 254 руб.,
при участии в судебном заседании:
от истца - не явился, извещен;
от ответчика - не явился, извещен,
установил:
акционерное общество "Мордовская электросетевая компания" (далее - АО "Мордовская электросетевая компания", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с исковым заявлением к Администрации городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия (далее - Администрация, ответчик) о взыскании долга в размере 1 556 254 рубля по оплате коммунальных ресурсов (горячая вода), поставленных с февраля по декабрь 2017 года в муниципальные жилые помещения, не оборудованные приборами учета в размере повышающего коэффициента.
Решением от 19.02.2019 Арбитражный суд Республики Мордовия удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу решением, Администрация обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель, ссылаясь на положения части 3 статьи 153 и части 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, полагает необоснованным взыскание с собственника помещений муниципального жилищного фонда платы за коммунальные услуги в виде повышающего коэффициента к нормативу потребления. Полагает, что повышающий коэффициент является частью платы за коммунальные услуги, обязанность по внесению которой возложена на нанимателей жилых помещений. Апеллянт указал, что действующее законодательство не предусматривает начисление платы за потребленные ресурсы одновременно двум лицам.
Истец в судебном заседании поддержал возражения, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Определениями от 30.05.2019, от 04.07.2019 рассмотрение дела откладывалось.
Определением от 05.09.2019 в составе суда произведена замена судьи Долговой Ж.А. на судью Вечканова А.И.
После отложений судебное разбирательство было продолжено без участи представителей от сторон.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей от сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в муниципальной собственности городского поселения Рузаевка находятся жилые помещения в многоквартирных домах и общежитиях городского поселения Рузаевка, переданные гражданам по ордерам и договорам социального найма.
С 01.01.2015 истец, являющийся ресурсоснабжающей организацией, поставляющей коммунальный ресурс для предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения и отопления, осуществляет прямые расчеты с гражданами, проживающими в жилых домах, указанным в иске.
Судом установлено, что в нарушение требований действующего жилищного законодательства спорные жилые помещения не оснащены индивидуальными приборами учета горячей воды.
Данное обстоятельство послужило истцу основанием для взыскания с ответчика за период с февраля по декабрь 2017 года суммы 1 556 254 рубля, составляющей разницу между стоимостью объема потребления горячей воды, рассчитанного по нормативу непосредственно потребителям коммунальной услуги, и объемом потребления горячей воды, определенным по правилам пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), с применением повышающего коэффициента равного показателю 1,5.
Повторно исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации документы, имеющиеся в материалах дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Правоотношения по оказанию коммунальных услуг в жилых домах регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а также Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 80 Правил N 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
В пункте 81 Правил N 354 предусмотрено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
В силу абзаца третьего пункта 42 Правил N 354 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603), при наличии технической возможности установки приборов учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к данным Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с учетом повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 23(1) приложения N 2 к названным Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с учетом повышающего коэффициента.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктом 5 статьи 13 которого установлено, что до 01.07.2012 собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу названного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Таким образом, действующее законодательство возлагает на собственника помещения в МКД обязанность по оборудованию этого помещения приборами учета независимо от того, относится ли оно к государственному (муниципальному) или частному жилищному фонду, и независимо от того, использует ли собственник принадлежащее ему помещение для проживания или сдает это помещения внаем другим лицам.
Исходя из положений части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 42 Правил N 354 применение повышающего коэффициента к нормативу потребления соответствующей коммунальной услуги обусловлено, во-первых, наличием предусмотренной действующим законодательством обязанности по оснащению помещения приборами учета используемых воды, электрической энергии, во-вторых, отсутствием в помещении таких приборов учета при наличии технической возможности их установки.
Факт отсутствия индивидуальных приборов учета горячей воды в жилых помещениях, принадлежащих ответчику, в спорный период, последним не оспорен.
В процессе судебного разбирательства в ответ на поступившие от Администрации обращения от 19.11.2018 и от 21.11.2018 о необходимости определения возможности установки индивидуальных (квартирных) приборов учета горячей воды в многоквартирных домах, Общество произвело обследование спорных многоквартирных домов в городском поселении Рузаевка, о чем составило акты обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета от 05.12.2018, от 06.12.2018, в связи с чем уточнило исковые требования в порядке статьи 49 АПК РФ.
Представленный истцом расчет суммы долга судом проверен, ответчиком арифметическая верность расчета истца не оспорена.
Из вышеуказанных норм права следует, что повышающие коэффициенты подлежат применению при расчетах с субъектами, которыми не исполнена соответствующая обязанность по установке приборов учета при наличии такой технической возможности.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2018 N 307-ЭС18-17104, Администрация относится к лицам, обязанным оборудовать квартиры индивидуальными (квартирными) приборами учета.
Нарушение ответчиком обязанности по установке приборов учета при наличии такой технической возможности, является основанием для взыскания с Администрации спорной задолженности.
Из буквального толкования положений статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ, системного толкования положений Правил N 309, Правил N 354 следует, что начисление платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов к нормативу потребления возможно только в отношении собственников жилых помещений и не может быть осуществлено в отношении нанимателей, не наделенных полномочиями по самостоятельному решению вопроса об оснащении помещений приборами учета потребляемых энергоресурсов и не несущих соответствующих обязанностей по их установке, поэтому доводы ответчика, указанные в апелляционной жалобе, коллегией судей отклоняются. Указанное толкование приведенных норм жилищного законодательства соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в определениях от 18.07.2019 N307-ЭС19-6275, от 15.08.2019 N 307-ЭС19-5911.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что выводы суда первой инстанции сделаны на основании оценки совокупности доказательств, имеющихся в материалах дела, и установленных по делу обстоятельств. Судебная апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 19.02.2019 по делу N А39-7661/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского поселения Рузаевка Рузаевского Муниципального района Республики Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.А. Богунова |
Судьи |
А.И. Вечканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-7661/2018
Истец: АО "Мордовская электросетевая компания"
Ответчик: Администрация городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия