г. Санкт-Петербург |
|
18 сентября 2019 г. |
Дело N А56-28528/2019 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Загараева Л.П.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22396/2019) Государственному учреждения - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.05.2019 по делу N А56-28528/2019 (судья Карманова Е.О.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску Государственному учреждения - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга
к ООО " МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР "КАПИТАЛ - ПОЛИС"
о взыскании
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Красногвардейской районе Санкт-Петербурга (адрес: Россия 195253, г. Санкт-Петербург, пр. Энергетиков, 60/2/лит.А; ОГРН: 1027804183219; 1 далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Капитал-Полис" (адрес: Россия 190013, г. Санкт-Петербург, пр-кт Московский 22/литре З, ОГРН: 1027810220393; далее - Общество) о взыскании 11 210,15 руб. в возмещение ущерба.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 13.05.2019 заявленные требования удовлетворены частично. С ООО "Медицинский центр "Капитал-Полис" в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Красногвардейской районе Санкт-Петербурга 6 726, 09 руб. в возмещение ущерба за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27- ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном учете) в системе обязательного пенсионного страхования", по форме СЗВ-М для перечисления в соответствующий бюджет. В остальной части требований отказано.
Управление, не согласившись с решением суда, направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просило решение суда отменить.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам в соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го (до 01.01.2017 не позднее 10-го) числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Таким образом, сведения по форме СЗВ-М за январь 2018 должны быть представлены ответчиком не позднее 15.02.2018.
Фактически сведения по форме СЗВ-М за январь 2018 представлены Обществом 30.03.2018.
В связи с несвоевременным получением сведений о застрахованных лицах за январь 2018 Фонд произвел индексацию пенсии Лариной Татьяне Васильевне, являющейся работником Общества.
Ссылаясь на то, что нарушение ответчиком срока предоставления сведений по форме СЗВ-М за январь 2018 года повлекло неправомерную выплату пенсии в завышенном размере, фонд обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции частично удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, не находит оснований для отмены решения.
силу части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
Частью 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ установлено, что суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
В соответствии с частью 9 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ при выявлении обстоятельств, влекущих увеличение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пересматривается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в том числе за прошлое время, с учетом положения части 7 настоящей статьи.
В соответствии с частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
В силу части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 28).
Как следует из материалов дела, фонд узнал о работе пенсионерки Лариной Т.В.. в январе 2018 только 30.03.2018.
В силу установленных законом сроков до вынесения решения о выплате пенсии с учетом индексации страховщик должен обработать сведения, полученные от страхователей с 10-го числа до конца текущего месяца, то есть за 10 дней, поскольку решение о выплате сумм с учетом индексации должно быть принято уже в первых числах следующего месяца.
Сроки обработки информации, которые следуют из взаимосвязи норм Закона N 400-ФЗ и правил выплаты пенсии устанавливают, что после 10-го числа месяца, следующего за отчетным, фонд должен передать полученные от страхователей сведения и приступить к обработке и приему сведений за следующий период. При этом, 10 число месяца следующего за отчетным, является последним днем представления сведений по форме СЗВ-М.
Из взаимосвязи вышеуказанных норм Закона N 400-ФЗ бесспорно прослеживается причинно-следственная связь между не представлением сведений за январь 2018года и выплатой пенсии с учетом индексации.
Действующее законодательство не содержит норм, позволяющих страховщику каким-либо образом отменять вынесенное решение о выплате пенсии с учетом индексации. Решение о пересмотре размера пенсии в сторону уменьшения принимается страховщиком в месяце, следующем за месяцем получения таких сведений
Кроме того, действующим в 2018 году законодательством была установлена обязанность по предоставлению индивидуальных сведений о застрахованных лицах в следующей отчетности:
- расчет формы РСВ-1, предоставляемой ежеквартально;
- отчет по форме СЗВ-М, предоставляемой ежемесячно.
Расчет по форме РСВ-1 предназначен для получения информации о расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования по каждому застрахованному лицу и внесению этой информации на лицевые счета застрахованных лиц.
Учреждением расчет по форме РСВ-1 за первый квартал 2018 года предоставлен в установленные сроки.
Согласно пункту 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 987н, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют контроль за достоверностью индивидуальных сведений: начисленных и уплаченных страховых взносах, трудовом (страховом) стаже за период до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, заработной плате (доходе), представляемых страхователями, в том числе застрахованными лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, путем проведения проверок, истребования необходимых документов, справок и сведений.
По запросу территориального органа фонда страхователь в срок, указанный в запросе, представляет требуемые документы, справки и сведения, в том числе подтверждающие начисление и уплату страховых взносов, трудовой (страховой) стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, за периоды до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования работающих у него застрахованных лиц.
Согласно пункту 68 Инструкции, Территориальные органы фонда имеют право требовать от страхователей и застрахованных лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, в том числе по их учетным данным. В силу пункта 69 Инструкции Территориальные органы фонда обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений в соответствии с настоящей Инструкцией.
Таким образом, Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Красногвардейской районе Санкт-Петербурга, в соответствии с требованиями действующего законодательства, при неполучении от страхователя сведений за январь 2018 года по форме СЗВ-М, обязано было направить в адрес Общестова требования о предоставлении отчетности.
Вместе с тем, факт непоступления отчета за январь 2018 года территориальным органом Пенсионного фонда был установлен только 30.03.2018.
На основании статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 404 ГК РФ, если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственности должника.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, в том числе факт своевременного предоставления ответчиком отчетности по форме СЗВ-М за предыдущие и последующие периоды и форме РСВ-1 за 4 квартал 2017 и 1 квартал 2018 года, непринятие территориальным органом Пенсионного фонда своевременных мер по уведомлению страхователя о непоступлении отчета СЗВ-М за январь 2018 года, а также принимая во внимание тот факт, что территориальные органы пенсионного фонда входят в единую структуру Пенсионного фонда Российской Федерации, апелляционный суд признает, что перерасход средств на выплату трудовой пенсии произошел как по вине ответчика, так и по вине территориального органа пенсионного фонда по месту учета страхователя.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства апелляционный суд считает подлежащим применению к спорным правоотношениям положений пункта 1 статьи 404 Гражданского кодекса Российской Федерации и уменьшает размер убытков, подлежащих взысканию с ответчика до суммы 6 726, 09 руб. (излишней выплаты пенсии за один месяц).
Доводы Управления, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.05.2019 по делу N А56-28528/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-28528/2019
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КРАСНОГВАРДЕЙСКОМ РАЙОНЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Ответчик: ООО " МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР "КАПИТАЛ - ПОЛИС"
Хронология рассмотрения дела:
18.09.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-22396/19