17 сентября 2019 г. |
Дело N А83-5106/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.09.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.09.2019.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Яковлева А.С.,
судей Градовой О.Г.,
Малышевой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ждера А.Р.,
с участием представителя общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Черномор" - Гуни И.М. по доверенности от 21.11.2018,
представителя Министерства промышленной политики Республики Крым - Нафеева Э.М. по доверенности N 23 от 06.05.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Черномор" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 17 июля 2019 года по делу N А83-5106/2019 (судья Евдокимова Е.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Черномор" к Министерству промышленной политики Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Черномор" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании постановления Министерства промышленной политики Республики Крым N 1469/07-1-20 от 21.03.2019, которым ООО "Торговый Дом "Черномор" было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.13 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде предупреждения, незаконным и отменить его.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 17 июля 2019 года в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Черномор" было отказано.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Торговый Дом "Черномор" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым признать постановление о назначении административного наказания N 1469/07-1-20 от 21.03.2019 незаконным и отменить его.
По мнению заявителя жалобы, в настоящем случае имеются правовые основания для признания правонарушения малозначительным.
В ходе рассмотрения дела апелляционным судом представителем общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Черномор" было заявлено ходатайство о вызове и допросе в качестве свидетеля Боровковой А.В., для подтверждения того факта, что пропуск сроков подачи декларации за 1-й квартал 2018 года по форме N 12 произошел в связи с возникновением технической ошибки.
Судом апелляционной инстанции в удовлетворении ходатайства ООО "Торговый Дом "Черномор" о вызове и допросе свидетеля отказано в силу следующего.
Согласно статьи 56 АПК РФ свидетелем является лицо, располагающее сведениями о фактических обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 67 и статьей 68 АПК РФ арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу, при этом обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
С учетом правил об относимости и допустимости доказательств в арбитражном процессе, установленных статьями 67, 68 АПК РФ, а также собранных по делу доказательств, в т.ч. подтверждающих факт просрочки предоставления обществом декларации по форме N 12 более чем на пять месяцев, апелляционный суд не усматривает оснований для вызова Боровковой А.В. в качестве свидетеля.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Как следует из материалов дела, Министерством промышленной политики Республики Крым (далее - контролирующий орган) был выявлен факт нарушения требований п. 15 "Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 (далее Правил) в части соблюдения срока подачи Обществом с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Черномор" (далее Общество) декларации за 1-й квартал 2018 г. по форме N12. Контролирующим органом в отношении ООО "ТД "Черномор" было возбуждено дело об административном правонарушении согласно ст. 15.13 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом Министерства промышленной политики Республики Крым протокола об административном правонарушении N 1496/07-1-22 от 12.03.2019 г., предусмотренном статьёй 15.13 КоАП РФ.
21.03.2019 г. первым заместителем министерства промышленной политики Республики Крым Равич К.В. вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 1469/07-1-20, которым ООО "ТД Черномор" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьёй 15.13 КоАП РФ, в виде предупреждения.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с данным заявлением.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии со статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объективную сторону данного административного правонарушения образуют следующие самостоятельные действия (бездействие): нарушение порядка декларирования производства и оборота алкогольной продукции; несвоевременная подача соответствующей декларации об объемах производства и оборота алкогольной продукции; искажение информации при декларировании производства и оборота алкогольной продукции.
Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) установлено, что организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ порядок учета производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок представления деклараций и форма деклараций (за исключением порядка представления и формы деклараций о розничной продаже алкогольной продукции) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок предоставления деклараций организациями осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 "О предоставлении деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" (далее - Правила N 815).
Абзацем 13 пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона N 171 -ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в частности, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.
Согласно пункту 19 Правил N 815 организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, представляются декларации по формам, предусмотренным приложениями N 11 и 12 к Правилам, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту регистрации организации.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 815 представления деклараций соответствующие декларации представляются ежеквартально, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
С учетом изложенного, Обществу следовало представить декларацию за 1 квартал 2018 года не позднее 20.04.2018 г.
Вместе с тем, как следует из материалов дела и установлено судом, декларацию по форме N 12 об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи за 1 квартал 2018 года общество представило 10.10.2018 г. то есть с нарушением установленного срока.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества в совершении правонарушения исследована административным органом в ходе производства по делу, что нашло отражение в оспариваемом постановлении.
При этом, заявителем не представлены в дело доказательства, свидетельствующие, что совершение правонарушения обусловлено чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля.
В рассматриваемом случае вменяемое нарушение допущено обществом, как профессиональным субъектом предпринимательской деятельности, осуществляющим оборот алкогольной продукции на основании специального разрешения (лицензии). В силу изложенного общество обязано было предпринять все необходимые меры для исполнения публичных обязанностей и имело возможность для их исполнения, однако фактически пренебрежительно отнеслось к их исполнению.
Таким образом, наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ, подтверждается материалами дела и является установленным.
Оспариваемое постановление административного органа вынесено в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ. Нарушения процедуры привлечения лица к административной ответственности не допущены.
Доводы заявителя жалобы о том, что совершенное правонарушение является малозначительным были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и обоснованно отклонены в силу следующего.
Согласно положениям ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 18 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
В силу разъяснений пункта 18.1 указанного постановления квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Применение положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности правонарушения является правом суда, а не его обязанностью.
Законодателем предоставлено право суду самостоятельно в каждом конкретном случае определять признаки малозначительности правонарушения, исходя из общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях, конституционных принципов справедливости и соразмерности наказания, разумного баланса публичного и частного интересов, гуманности закона в правовом государстве.
Предпринимателем не представлено доказательств исключительности обстоятельств совершения вмененного правонарушения. Ссылки заявителя на то, что имел место сбой работе программного обеспечения, в настоящем случае не могут быть квалифицированы как наличие исключительных чрезвычайных обстоятельствам и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящимися вне контроля Общества. При этом судом учитывается, что просрочка предоставления обществом декларации по форме N 12 составила более чем пять месяцев.
Судом верно отмечено, что состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ, является формальным, следовательно, по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям законодательства.
Своевременное предоставление обязанными субъектами указанных выше деклараций имеет существенное значение для обеспечения условий для надлежащего и своевременного исполнения контролирующим органом возложенных на него надзорных и обеспечивающих функций и задач, в том числе функции сбора и обобщения данных об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выполнение которой способствует достижению значимых публичных целей.
Общество, как участник экономической деятельности, самостоятельно и на свой риск, осуществляющий предпринимательскую деятельность, приняло все риски, связанные с возможным нарушением указанного законодательства.
Министерством промышленности Республики Крым был учтен факт совершения правонарушения впервые. Министерством принято во внимание отсутствие причинение вреда и угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектов животного и растительного мира, окружающей среды, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствие имущественного ущерба, что явилось причиной применения административного наказания в виде предупреждения.
В связи с изложенным, апелляционная коллегия не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 17 июля 2019 года по делу N А83-5106/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Черномор" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.С. Яковлев |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-5106/2019
Истец: ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ЧЕРНОМОР"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ