город Ростов-на-Дону |
|
19 сентября 2019 г. |
дело N А01-819/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 29.07.2019 по делу N А01-819/2019 (судья Меликян Э.Н.),
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889)
к Управлению государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея (ИНН 0105061113, ОГРН 1100105001370)
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к Управлению государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 26.02.2019 N 1 за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 16 121 рубль 66 копеек.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 29.07.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе учреждение просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что оно действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией, не имея собственного экономического интереса, производит начисления платы за жилищно-коммунальные услуги на основании информации, предоставляемой РСО, платежных требований РСО. В отсутствие умысла на завышение тарифа, действуя как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией, не имея собственного экономического интереса, учреждением в декабре 2018 года был выявлен факт неверного указания тарифов в квитанциях, предъявляемых к оплате жильцам общежития, расположенного по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Шоссейная, д. 10 а. В декабре 2018 года при формировании квитанций был произведен перерасчет исходя из тарифа - 2 374,94 руб. - ГВС за период с июля по ноябрь 2018 года и за отопление - ноябрь 2018, так как тепловая энергия в октябре не подавалась. Таким образом, на момент вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (27.12.2018) военным прокурором Майкопского гарнизона при проведении административного расследования не полностью были исследованы все факты, так как учреждением при обнаружении ошибки в расчетах, самостоятельно выявленные нарушения устранены и при предъявлении квитанций на оплату коммунальных услуг сделан полный перерасчет. То обстоятельство, что по одному платежному документу ошибочно не был произведен перерасчет, не свидетельствует об умысле учреждения на завышение тарифа, а означает всего лишь обычную ошибку при совершении бухгалтерских операций, документооборота (человеческий фактор), ошибку, которая результате ее обнаружения была исправлена. Учреждение полагает возможным применить положения ст. 2.9 КоАП РФ и признать совершенное правонарушение малозначительным.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея указало на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебное заседание стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили.
От ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с договором управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации от N З-УЖФ-ЮВО-01 от 20.09.2017 и дополнительным соглашением к нему от 01.09.2017, заключенными между Минобороны России и учреждением, указанное учреждение является исполнителем коммунальных услуг для граждан проживающих в жилищном фонде (п. 1.3 договора).
Пунктом 427 Приложения N 1 к договору определено, что многоквартирный дом по адресу: г. Майкоп, ул. Шоссейная, д. 2а передан в управление и обслуживается учреждением.
Заместителем военного прокурора Майкопского гарнизона майором юстиции Гулиным Р.В. на основании коллективного обращения жильцов дома по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Шоссейная, 2а, проведена проверка учреждения на предмет исполнения законодательства в сфере жилищно- коммунального хозяйства.
В ходе проведенной проверки выявлено нарушение порядка ценообразования, допущенное учреждением при сборе платежей за жилищно - коммунальные услуги при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Шоссейная, д. 2а и вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 22.01.2019.
26 февраля 2019 г. управлением вынесено постановление N 1 о привлечении учреждения к административной ответственности за совершение правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа 16 121 рубль 66 копеек.
Не согласившись с указанным постановлением, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления о назначении административного наказания незаконным и отмене.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области ценообразования.
Объективная сторона административного правонарушения выражается в завышении регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и т.п.), завышении установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке).
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя: плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В силу статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Согласно ст. 5 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" установление тарифов в сфере холодного и горячего водоснабжения и водоотведении, а также в сфере теплоснабжения относится к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 15.07.2010 N 133 "О некоторых вопросах Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея" органом, уполномоченным по установлению тарифов на коммунальные услуги на территории Республики Адыгея является Управление государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея.
Приказом Управления от 20.12.2015 N 237-п "Об установлении тарифов на тепловую энергию, горячую воду для филиала АО "Автономная теплоэнергетическая компания "Майкопские тепловые сети" на 2016 год и на период 2017 и 2018 годов" (в редакции приказа от 20.12.2017 N 234-п) установлены тарифы на тепловую энергию и горячую воду для филиала АО "Автономная теплоэнергетическая компания "Майкопские тепловые сети".
Согласно указанному приказу с 01.07.2018 по 31.12.2018 тарифы на тепловую энергию в системе централизованного теплоснабжения на отопление и горячее водоснабжение установлены в размере 2374,94 руб. /Гкал.
Вместе с тем, в нарушение перечисленных требований законодательства учреждением не обеспечено соблюдение ценообразования при начислении и сборе платы за коммунальные услуги жильцам многоквартирного дома по адресу:
г. Майкоп, ул. Шоссейная, д. 2а.
В период с 01.07.2018 по 04.12.2018 учреждение при расчете платы за отопление и горячего водоснабжения вместо установленного тарифа в размере 2374,94 руб. /Гкал применялся завышенный тариф в размере 2427,39 руб. /Гкал.
Таким образом, при управлении указанным домом учреждением допущены нарушения в части применения установленных приказом управления от 20.12.2015 N 237-п (в редакции приказа от 20.12.2017 N 234-п) тарифов на тепловую энергию в системе централизованного теплоснабжения на отопление и горячее водоснабжение на второе полугодие 2018 года. Данный факт подтверждается платежными документами об оплате за коммунальные услуги жильцов многоквартирного дома по адресу: г. Майкоп, ул. Шоссейная, д. 2а.
Довод учреждения об отсутствии его вины в совершении правонарушения ввиду ненаправления в его адрес уведомления об изменении тарифов с 01.07.2018 правомерно отклонен судом первой инстанции ввиду следующего.
Согласно статье 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" установление тарифов в сфере теплоснабжения относится к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 15.07.2010 N 133 "О некоторых вопросах Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея" органом, уполномоченным по установлению тарифов на коммунальные услуги на территории Республики Адыгея, является Управление государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея.
Снабжение коммунальными услугами жильцов указанного дома означает, что учреждение является исполнителем коммунальных услуг. Следовательно, учреждение обязано самостоятельно следить за изменением тарифов на коммунальные услуги, без чьего-либо уведомления.
Тарифы на тепловую энергию и горячее водоснабжение, установленные приказом Управления от 20.12.2015 N 237-п (в редакции приказа от 20.12.2017 N 234-п) в установленные сроки опубликованы на официальном сайте органов исполнительной власти Республики Адыгея 20.12.2017, а также в республиканской газете "Советская Адыгея".
Таким образом, у учреждения была возможность своевременно узнать об изменении тарифов и избежать совершения правонарушения.
Довод учреждения об излишне начисленной суммы штрафа в размере 16 121 рубля 66 копеек также правомерно отклонены судом первой инстанции.
Управлением запрошена информация у ФГБУ "Центральное жилищно - коммунальное управление" Минобороны России о величине излишне начисленной платы за отопление и горячее водоснабжение за период с 01.07.2018 по 04.12.2018.
Согласно предоставленным отделом абонентского обслуживания и взыскания задолженности ФГБУ Центральное жилищно - коммунальное управление" Минобороны России сведениям величина излишне начисленной суммы составляет 10 088 рублей 74 копейки, из которых: водоотведение - 2 027 рублей 91 копейка, горячее водоснабжение - 6 327 рублей 38 копеек, отопление - 1 733 рублей 45 копеек. Общая величина излишне начисленной суммы по горячему водоснабжению и отоплению составила 8 060 рублей 83 копейки.
Более того, согласно письму, направленному учреждением 14.01.2019 N 370/у/1/167 в адрес военного прокурора, общая сумма завышенных начислений по тарифу за период с 01.07.2018 по 30.11.2018 составила 10 088 рублей 74 копейки.
Т.о., управлением правомерно назначено административное наказание в виде штрафа в размере 16 121 рубль 66 копеек
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов учреждения при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы заявителя о малозначительности совершенного не принимаются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно правовой позиции, изложенной в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции каких-либо конкретных обстоятельств, свидетельствующих об исключительности рассматриваемого случая, позволяющих квалифицировать совершенное деяние в качестве малозначительного, не установил.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания (пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10).
Оспариваемым постановлением учреждение привлечено к ответственности в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренной санкцией части 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 29.07.2019 по делу N А01-819/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-819/2019
Истец: ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
Ответчик: Управление государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея