г. Вологда |
|
11 июля 2019 г. |
Дело N А66-20661/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 11 июля 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Журавлева А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шуиной Е.И.,
при участии от индивидуального предпринимателя Русакова Игоря Николаевича Степанова П.А. по доверенности от 10.12.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Твери на решение Арбитражного суда Тверской области от 28 марта 2019 года по делу N А66-20661/2018,
установил:
индивидуальный предприниматель Русаков Игорь Николаевич (адрес: город Тверь; ОГРНИП 315695200030558, ИНН 690200655150; далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к администрации города Твери (адрес: 170100, город Тверь, улица Советская, дом 11; ОГРН 1066950062717, ИНН 6901000920; далее - Администрация) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300062:112, площадью 3 500 кв.м, расположенного по адресу: г. Тверь, Серебряковская пристань, д. 1, а именно:
1.1. В преамбуле договора, реквизитах Покупателя в Разделе 7 "Реквизиты и подписи Сторон" договора, в преамбуле ПЕРЕДАТОЧНОГО АКТА к договору и в реквизитах Покупателя в Разделе "Реквизиты и подписи Сторон:" ПЕРЕДАТОЧНОГО АКТА к договору купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300062:112, площадью 3500 кв.м, расположенного по адресу: г. Тверь, Серебряковская пристань, д. 1, указать, что Покупателем по договору купли-продажи указанного земельного участка выступает - Индивидуальный предприниматель Русаков Игорь Николаевич, ОГРНИП 315695200030558, ИНН 69020065515015, персональные данные;
1.2. Пункт 2.1 договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300062:112, площадью 3500 кв.м, расположенного по адресу: г. Тверь, Серебряковская пристань, д. 1 изложить в следующей редакции: "2.1. Цена Земельного участка составляет 139 950 (сто тридцать девять тысяч девятьсот пятьдесят) рублей).".
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 22.01.2016 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Администрация с решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в исковых требованиях. В обоснование жалобы ссылается на то, что в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие отчуждение спорного здания из государственной собственности обществу с ограниченной ответственностью "Трансагенство".
Представитель Предпринимателя в судебном заседании возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы.
Ответчик и третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, 31.08.2017 Предприниматель обратился в Департамент с заявлением о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300062:112, площадью 3 500 кв.м, расположенного по адресу: г. Тверь, Серебряковская пристань, д. 1 под принадлежащим ему на праве собственности объектом недвижимого имущества - административно-производственным корпусом с кадастровым номером 69:40:0300062:54.
Департамент письмом от 27.09.2018 N 30-26/03-и, 30-26/04-и уведомил Предпринимателя о рассмотрении заявления и предложил обратиться в отдел предоставления земель Департамента для подписания договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300062:112.
Поскольку предоставленный Департаментом проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300062:112 по льготной цене, равной 2,5 % от кадастровой стоимости указанного участка подписан только покупателем, 13.09.2018 Предприниматель повторно обратился с требованием рассмотреть по существу его заявление и направить в его адрес подготовленные и подписанные со стороны уполномоченных лиц Администрации проект договора купли-продажи указанного выше земельного участка по льготной цене из расчета 2,5 % от кадастровой стоимости.
Департамент письмом от 28.09.2018 N 30-955/01-и направил Предпринимателю для рассмотрения и подписания новый проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300062:112, площадью 3 500 кв.м расположенного по адресу: г. Тверь, Серебряковская пристань, д. 1, подписанный со стороны продавца, содержащий условие о цене, рассчитанной исходя из десятикратной ставки земельного налога и без учета актуальной кадастровой стоимости земельного участка.
Договор купли-продажи, предложенный к заключению Департаментом, подписан Предпринимателем с протоколом разногласий, и письмом от 25.10.2018 возвращен в адрес Администрации.
Поскольку Администрация письмом от 16.11.2018 N 05-4524/01-и отказалась заключать договор в редакции протокола разногласий предложенного Предпринимателем, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их в полном объеме.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
В соответствии со статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
По смыслу указанных норм условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 2 статьи 445 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно статье 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Из приведенных правовых норм следует, что заинтересованная сторона вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения извещения об отклонении протокола разногласий.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Аналогичная норма ранее была закреплена в пункте 1 статьи 36 ЗК РФ, действовавшей до 01.03.2015.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), установлен льготный порядок определения цены при приобретении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицами, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости, если указанные объекты ранее были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности. До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
Из пункта 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" следует, что определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому с собственниками объектов недвижимости, расположенных на участке, стороны должны руководствоваться Законом N 137-ФЗ, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Таким образом, по смыслу пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ определяющими критериями применения льготных цен при выкупе указанных в данном пункте земельных участков является факт нахождения на земельном участке зданий, строений, сооружений, принадлежащих заявителю на праве собственности, которые ранее были отчуждены в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий, либо возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности.
При этом право на льготное приобретение земельного участка имеет любой собственник указанных объектов недвижимости независимо от того, приобрел ли он недвижимость при приватизации или в результате последующих сделок (пункт 9 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016).
В соответствии с частью 1 статьи 14.1 Закона Тверской области от 09.04.2008 N 49-ЗО "О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области" продажа без проведения торгов земельных участков, находящихся в собственности Тверской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется по цене, равной двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, сооружений, если эти здания, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, сооружения.
При рассмотрении настоящего спора судом установлено и подтверждается материалами дела наличие у истца права на приобретение земельного участка по льготной цене.
Как следует из справки о содержании правоустанавливающих документов Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области от 23.11.2016 N 69-0-1- 174/4012/2016-1273, административно-производственный корпус с кадастровым номером 69:40:0300062:54, ранее отчужден по договору купли-продажи недвижимого имущества от 27.10.2000, заключенному между ОАО "Трансагенство" и ООО "Трансагенство".
Указанное строение принадлежало ОАО "Трансагенство" на праве собственности в соответствии с Планом приватизации производственного объединения "Тверьтрансагенство", зарегистрированным Финансовым управлением администрации Тверской области 19.04.1993 N 36-1п-187.
В материалы дела, в частности, представлены распоряжение Комитета по управлению имуществом города Твери от 19.02.1992 N 159 об учреждении муниципального предприятия производственного объединения "Тверьтрансагентство", согласно которому учреждаемое предприятие наделялось средствами, состоящими на балансе производственного объединения "Тверьтрансагентство"; решение Комитета по управлению имуществом города Твери от 19.02.1993 N 21 об учреждении акционерного общества "Тверьтрансагентство", согласно которому был утвержден план приватизации муниципального предприятия производственного объединения "Тверьтрансагентство", учреждено акционерное общество открытого типа "Тверьтрансагентство", которому на баланс передавалось имущество согласно плану приватизации; план приватизации производственного объединения "Тверьтрансагентство"; акт оценки стоимости зданий и сооружений производственного объединения "Тверьтрансагентство" по состоянию на 01.12.1992.
По договору купли-продажи от 21.07.2015 ООО "Трансагенство" продало указанное здание индивидуальному предпринимателю Иванову Юрию Николаевичу.
Данная сделка зарегистрирована в установленном законом порядке 24.07.2015.
Впоследствии, индивидуальный предприниматель Иванов Юрий Николаевич продал спорный объект недвижимости Русакову Игорю Николаевичу по договору купли-продажи от 27.07.2015.
Данная сделка зарегистрирована в установленном законом порядке 30.07.2015.
Исходя из установленных фактических обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к верному выводу о доказанности истцом факта отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
На основании изложенного суд правомерно указал, что в силу пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ выкупная цена земельного участка в рассматриваемом случае не может превышать 2,5% процентов кадастровой стоимости земельного участка.
Разногласий относительно кадастровой стоимости выкупаемого земельного участка (5 598 000 руб.) между сторонами не имеется.
Таким образом, выкупная стоимость спорного земельного участка составляет 139 950 руб.
При таких обстоятельствах, признавая доказанным факт отчуждения объекта недвижимости - здания котельной, находящегося на спорном земельном участке, в процессе приватизации государственного предприятия, суд первой инстанции, руководствуясь нормами пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ, правомерно удовлетворил исковые требования Предпринимателя, установив стоимость выкупаемого земельного участка в размере 2,5 % от кадастровой стоимости.
Требование истца об изменении преамбулы договора, реквизитов Покупателя в разделе 7 "Реквизиты и подписи Сторон:" договора, преамбулы ПЕРЕДАТОЧНОГО АКТА к договору и реквизитов Покупателя в Разделе "Реквизиты и подписи Сторон:" ПЕРЕДАТОЧНОГО АКТА к договору, указанием на статус индивидуального предпринимателя также правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Приведенные ответчиком в апелляционной жалобе доводы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, основаны на иной правовой оценке апеллянтом обстоятельств спора, что не свидетельствует об ошибочности выводов суда и неправильном применении судом норм материального права.
Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины, поэтому государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в федеральный бюджет не взыскивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 28 марта 2019 года по делу N А66-20661/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Твери - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-20661/2018
Истец: ИП Русаков Игорь Николаевич
Ответчик: Администрация г. Твери
Третье лицо: Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ