город Самара |
|
19 сентября 2019 г. |
Дело N А72-17067/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 сентября 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова С.А., судей Деминой Е.Г., Шадриной О.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мавлютовой М.И., в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации города Ульяновска на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17.07.2019 (судья Юдин П.Г.) по делу N А72-17067/2018 по иску общества с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление" к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации города Ульяновска о взыскании долга и неустойки, третье лицо: Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции Администрации города Ульяновска,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации города Ульяновска (далее -ответчик) о взыскании 204 911 руб. 57 коп. долга, 42 320 руб. 05 коп. неустойки (с учетом отказа от части иска и уточнения размера исковых требований, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции Администрации города Ульяновска (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 17.07.2019 иск удовлетворен.
Ответчик обжаловал судебный акт суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе ответчик просит решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17.07.2019 изменить, в иске отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована несоответствием изложенных в обжалуемом судебном акте выводов обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили, извещены надлежащим образом, что в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в управлении истца находятся многоквартирные дома, расположенные по адресу: г. Ульяновск, ул. Пионерская, д. 17, г. Ульяновск, ул. Заречная, д.7, г. Ульяновск, ул. Краснопролетарская, д. 15, г. Ульяновск, ул. Краснопролетарская, Д.13А, г. Ульяновск, ул. Почтовая, д.28.
Муниципальное образование "город Ульяновск" в спорный период являлось собственником жилых помещений, расположенных в указанных многоквартирных домах (т.5, л.д.1-111), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Указанные муниципальные квартиры переданы по договорам социального найма проживающим в них гражданам, что подтверждается лицевыми счетами, предоставленными в материалы дела.
Ответчик не оспаривает ни факт нахождения указанных квартир в муниципальной собственности г. Ульяновска, ни факт предоставления квартир гражданам по договорам социального найма.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 18.07.2013 N 304-П минимальный взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Ульяновской области установлен в размере 5 руб. 20 коп. за квадратный метр площади на период с 2014 по 2016 год.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 20.04.2016 N 168-П на территории Ульяновской области с 01.06.2016 минимальный взнос на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов установлен в 5 руб. 50 коп. за квадратный метр площади помещения в многоквартирных домах от пяти этажей включительно до 9 этажей включительно.
Расчет задолженности произведен истцом исходя из указанных площади и периодов.
Ссылаясь на то, что ответчик не оплатил взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
В ходе судебного разбирательства истец заявил отказ от исковых требований к Фонду модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области.
С учетом уточнения исковых требований истец просил взыскать с Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации города Ульяновска взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в сумме 204 911 руб. 57 коп., пени в сумме 32 320 руб. 05 коп., в том числе:
- взыскать с ответчика в пользу истца взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома N 17 по ул. Пионерская г. Ульяновска в размере 42 004 руб. 70 коп., пени по ч. 14.1. ст. 155 Жилищного кодекса РФ в размере 7 490 руб. 88 коп. за счет казны муниципального образования "город Ульяновск" с их зачислением на специальный счет, открытый в целях формирования фонда капитального ремонта: N 40705810920240000039 в Филиале Банка ВТБ (ПАО);
- взыскать с ответчика в пользу истца взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома N 7 по ул. Заречная г. Ульяновска в размере 6 917 руб. 90 коп., пени по ч. 14.1. ст. 155 Жилищного кодекса РФ в размере 1 441 руб. 82 коп. за счет казны муниципального образования "город Ульяновск" с их зачислением на специальный счет, открытый в целях формирования фонда капитального ремонта: N 40705810420240000047 в Филиале Банка ВТБ (ПАО);
- взыскать с ответчика в пользу истца взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома N 15 по ул. Краснопролетарская г. Ульяновска в размере 51 719 руб. 14 коп., пени по ч. 14.1. ст. 155 Жилищного кодекса РФ в размере 10 779 руб. 36 коп. за счет казны муниципального образования "город Ульяновск" с их зачислением на специальный счет, открытый в целях формирования фонда капитального ремонта: N 40705810220240000072 в Филиале Банка ВТБ (ПАО);
- взыскать с ответчика в пользу истца взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома N 13А по ул. Краснопролетарская г. Ульяновска в размере 29 904 руб. 77 коп., пени по ч. 14.1. ст. 155 Жилищного кодекса РФ в размере 6 283 руб. 36 коп. за счет казны муниципального образования "город Ульяновск" с их зачислением на специальный счет, открытый в целях формирования фонда капитального ремонта: N 40705810420240000034 в Филиале Банка ВТБ (ПАО);
-взыскать с ответчика в пользу истца взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома N 28 по ул. Почтовая г. Ульяновска в размере 74 365 руб. 06 коп., пени по ч. 14.1. ст. 155 Жилищного кодекса РФ в размере 15 649 руб. 59 коп. за счет казны муниципального образования "город Ульяновск" с их зачислением на специальный счет, открытый в целях формирования фонда капитального ремонта: N 40705810320240000040 в Филиале Банка ВТБ (ПАО).
Как следует из материалов дела, по адресу ул. Заречная, д. 7 в марте 2016 года муниципальной собственности принадлежала площадь равная 119,00 кв.м.;
по адресу ул. Краснопролетарская, д. 15 в марте 2016 муниципальной собственности принадлежала площадь равная 494,92 кв.м.;
по адресу ул. Краснопролетарская, д. 13А в период с декабря 2014 года по февраль 2015 года муниципальной собственности принадлежала площадь равная 54,73 кв.м.;
в период с апреля 2015 года по июнь 2015 года муниципальной собственности принадлежала площадь равная 493,63 кв.м.;
в период с июля 2015 года по август 2015 года муниципальной собственности принадлежала площадь равная 446,19 кв.м.;
в марте 2016 года муниципальной собственности принадлежала площадь равная 326,97кв.м.;
с сентября 2016 года по декабрь 2017 года муниципальной собственности принадлежала площадь равная 278,52 кв.м.;
по адресу ул. Почтовая, д. 28 в период апрель 2015 года, муниципальной собственности принадлежала площадь равная 931,18 кв.м.
По данным ООО "СМУ" по адресу: ул. Пионерская, д. 17 муниципальной собственности г. Ульяновска в декабре 2014 г. принадлежали следующие квартиры: N 16 (62,00 кв.м.), N 32 (62,00 кв.м.), N 52 (63,00 кв.м.), N 54 (36,93 кв.м.), N 60 (64,00 кв.м.), N69 (62,12 кв.м.), N77 (18,47 кв.м.), N77 (44,53 кв.м.), N79 (52,00 кв.м.), N80 (62,00), N99 (52,00), N109 (62,00 кв.м.), N117 (62,00 кв.м.), N140 (62,00 кв.м.), N143 (52,00 кв.м.), N145'(63,00 кв.м.), N 167 (52,00 кв.м.), N175 (52,00 кв.м.);
с октября 2015 г. муниципальной собственности г. Ульяновска принадлежали следующие квартиры: N 16 (62,00 кв.м.), N 32 (62,00 кв.м.), N 52 (63,00 кв.м.), N 54 (36,93 кв.м.), N 60 (64,00 кв.м.), N69 (62,12 кв.м.), N77 (18,47 кв.м.), N77 (44,53 кв.м.), N79 (52,00 кв.м.), N80 (62,00), N99 (52,00), N 109 (62(00 кв.м.), N140 (62,00 кв.м.), N143 (52,00 кв.м.), N145 (63,00 кв.м.), N 16 л (52,00 кв.м.), N175 (52,00 кв.м.);
с декабря 2015 года муниципальной собственности г. Ульяновска принадлежали следующие квартиры: N 16 (62,00 кв.м.), N 32 (62,00 кв.м.), |N 52 (63,00 кв.м.), N 54 (36,93 кв.м.), N 60 (64,00 кв.м.), N69 (62,12 кв.м.), N77 (18,47 кв.м.), N77 (44,53 кв.м.), N79 (52,00 кв.м.), N80 (62,00), N99 (52,00), N 109 (62,00 кв.м.), N143 (52,00 кв.м.), N 167 (52,00 кв.м.), N175 (52,00 кв.м.);
с февраля 2016 года муниципальной собственности г. Ульяновска принадлежали следующие квартиры: N 16 (62,00 кв.м.), N 32 (62,00 кв.м.), N 52 (63,00 кв.м.), N 54 (36,93 кв.м.), N 60 (64,00 кв.м.), N77 (18,47 кв.м.), N77 (44,53 кв.м.), N79 (52,00 кв.м.), N80 (62,00), N99 (52,00), N109 (62,00 кв.м.), N143 (52,00 кв.м.), N 167 (52,00 кв.м.), N175 (52,00 кв.м.);
с ноября 2016 года муниципальной собственности г. Ульяновска принадлежали следующие квартиры: N 16 (62,00 кв.м.), N 32 (62,00 кв.м.), N 52 (63,00 кв.м.), N 54 (36,93 кв.м.), N 60 (64,00 кв.м.), N77 (18,47 кв.м.), N77 (44,53 кв.м.), N79 (52,00 кв.м.), N80 (62,00), N99 (52,00), N 109 (62,00 кв.м.), N 167 (52,00 кв.м.), N175 (52,00 кв.м.);
По адресу: ул. Заречная, д. 7 муниципальной собственности г. Ульяновска в декабре 2014 г. принадлежали следующие квартиры: N 21 (66,30 кв.м.), N 27 (52,80 кв.м.), N 28 (66,20 кв.м.), N 44 (65,80 кв.м.), N 58 (52,82 кв.м.);
с июня 2015 г. муниципальной собственности г. Ульяновска принадлежали следующие квартиры: N 21 (66,30 кв.м.), N 27 (52,80 кв.м.), N 28 (66,20 кв.м.), N 44 (65,80 кв.м.);
с ноября 2015 года муниципальной собственности г. Ульяновска принадлежали следующие квартиры: N 27 (52,80 кв.м.), N 28 (66,20 кв.м.), N 44 (65,80 кв.м.);
с марта 2016 года муниципальной собственности г. Ульяновска принадлежали следующие квартиры: N 27 (52,80 кв.м.), N 28 (66,20 кв.м.);
с апреля 2016 года муниципальной собственности г. Ульяновска принадлежали следующие квартиры: N 28 (66,20 кв.м).
По адресу ул. Краснопролетарская, д. 15 муниципальной собственности г. Ульяновска в декабре 2014 г. принадлежали следующие квартиры: N 16 (64,27 кв.м.), N 24 (64,27 кв.м.), N 25 (71,29 кв.м.), N 32 (64,98 кв.м.), N 43 (53,22 кв.м.), N47 (53,22 кв.м.), N56 (64,06 кв.м.), N67 (53,22 кв.м.), N71 (53,22 кв.м.), N79 (34,83), N86 (35,83);
с июня 2015 г. муниципальной собственности г. Ульяновска принадлежали следующие квартиры: N 24 (64,27 кв.м.), N 25 (71,29 кв.м.), N 32 (64,98 кв.м.), N 43 (53,22 кв.м.), N47 (53,22 кв.м.), N56 (64,06 кв.м.), N67 (53,22 кв.м.), N71 (53,22 кв.м.), N79 (34,83), N86 (35,83);
с марта 2016 года муниципальной собственности г. Ульяновска принадлежали следующие квартиры: N 24 (64,27 кв.м.), N 25 (71,29 кв.м.), N 32(64,98 кв.м.), N 43 (53,22 кв.м.), N56 (64,06 кв.м.), N67 (53,22 кв.м.), N71 (53,22 кв.м.), N79 (34,83), N86 (35,83);
По адресу ул. Краснопролетарская, Д.13А муниципальной собственности г. Ульяновска в декабре 2014 г. принадлежали следующие квартиры: N 5 (74,80 кв.м.), N 12 (60,26 кв.м.), N 15(48,10 кв.м.), N 19 (47,44 кв.м.), N 30 (35,30 кв.м.), N45 (58,96 кв.м.), N67 (48,40 кв.м.), N93 (59,92 кв.м.), N139 (48,45кв.м.), N144 (60,10кв.м.);
с марта 2015 г. муниципальной собственности г. Ульяновска принадлежали следующие квартиры: N 5 (74,80 кв.м.), N 12 (60,26 кв.м.), N 19(47,44 кв.м.), N 30 (35,30 кв.м.), N45 (58,96 кв.м.), N67 (48,40 кв.м.), N93 (59,92 кв.м.), N139 (48,45 кв.м.), N144 (60,10кв.м.);
с июля 2015 г. муниципальной собственности г. Ульяновска принадлежали следующие квартиры: N 5 (74,80 кв.м.), N 12 (60,26 кв.м.), N 30(35,30 кв.м.), N45 (58,96 кв.м.), N67 (48,40 кв.м.), N93 (59,92 кв.м.), N139 (48,45 кв.м.), N1441(60,10кв.м.);
с декабря 2015 г. муниципальной собственности г. Ульяновска принадлежали следующие квартиры: N 5 (74,80 кв.м.), N 30 (35,30 кв.м.), N45 (58,96 кв.м.), N67 (48,40 кв.м.), N93 (59,92 кв.м.), N139 (48,45 кв.м.), N144 (60,10кв.м.);
с марта 2016 г. муниципальной собственности г. Ульяновска принадлежали следующие квартиры: N 5 (74,80 кв.м.), N 30 (35,30 кв.м.), N67 (48,40 кв.м.), N93 (59,92 кв.м.), N139, (48,45 кв.м.), N144 (60,10кв.м.);
с декабря 2016 г. муниципальной собственности г. Ульяновска принадлежали следующие квартиры: N 5 (74,80 кв.м.), N 30 (35,30 кв.м.), N67 (48,40 кв.м.), N93 (59,92 кв.м.), N144 (60,10кв.м.);
По адресу ул. Почтовая, д. 28 муниципальной собственности г. Ульяновска в декабре 2014 г. принадлежали следующие квартиры: N 16 (65,50 кв.м.), N 19 (53,30 кв.м.), N 25 (65,50 кв.м.), N 64 (65,90 кв.м.), N 81 (65,60 кв.м.), N82.(53,70 кв.м.), N83 (53,30 кв.м.), N89 (65,60 кв.м.), N90 (53,70 кв.м.), N91 (63,30 кв.м.), N 98 (53,70 кв.м.), N 130 (53,10 кв.м.), N138 (52,59 кв.м.), N145 (70,30 кв.м.), N153 (79,38 кв.м.),N 167 (52,70 кв.м.), N176 (27,31 кв.м.);
с июля 2015 г. муниципальной собственности г. Ульяновска принадлежали следующие квартиры: N 16 (65,50 кв.м.), N 19 (53,30 кв.м.), N 25(65,50 кв.м.), N 64 (65,90 кв.м.), N 81 (65,60 кв.м.), N82 (53,70 кв.м.), N83 (53,30 кв.м.), N89 (65,60 кв.м.), N90 (53,70 кв.м.), N 98
(53,70 кв.м.), N 130 (53,10 кв.м.), N138 (52,59 кв.м.), N145 (70,30 кв.м.), N153 (79,38 кв.м.), N176(27,31 кв.м.);
с января 2016 г. муниципальной собственности г. Ульяновска принадлежали следующие квартиры: N 16 (65,50 кв.м.), N 19 (53,30 кв.м.), N 25(65,50 кв.м.), N 81 (65,60 кв.м.), N 82 (53,70 кв.м.), N 83 (53,30 кв.м.), N 89 (65,60 кв.м.), N 90 (53,70 кв.м.), N 98( 53,70 кв.м.), N 130 (53,10 кв.м.), N138 (52,59 кв.м.),N145 (70,30 кв.м.), N153 (79,38 кв.м.), N176 (27,31 кв.м.);
с января 2017 г. муниципальной собственности г. Ульяновска принадлежали следующие квартиры: N 16 (65,50 кв.м.), N 19 (53,30 кв.м.), N 25(65,50 кв.м.), N 81 (65,60 кв.м.), N82 (53,70 кв.м.), N83 (53,30 кв.м.),
N 89 (65,60 кв.м.), N 90 (53,70 кв.м.), N 98( 53,70 кв.м.), N138 (52,59 кв.м.), N145 (70,30 кв.м.), N153 (79,38 кв.м.), N176 (27,31 кв.м.).
с декабря 2017 г. муниципальной собственности г. Ульяновска принадлежали следующие квартиры: N 16 (65,50 кв.м.), N 19 (53,30 кв.м.), N 25(65,50 кв.м.), N 81 (65,60 кв.м.), N82 (53,70 кв.м.), N83 (53,30 кв.м.), N90 (53,70 кв.м.), N 98 (53,70 кв.м.), N138 (52,59 кв.м.), N145 (70,30 кв.м.), N153 (79,38 кв.м.) N176 (27,31 кв.м.).
На основании статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество.
Каждый участник долевой собственности, согласно положениям статьи 249 ГК РФ, обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе лестницы, лифты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (пункты 1 и 2 статьи 39 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
На основании части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В силу требований приведенных норм права издержки по содержанию общего имущества относятся как на собственников квартир, так и на собственников нежилых помещений вне зависимости от их фактического использования.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10, "размер платы за содержание и ремонт жилого помещения" - это плата, включающая в себя плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, установленная из расчета 1 квадратного метра общей площади жилого помещения. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. Собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона (статьей 210, 249 ГК РФ, статьи 158 ЖК РФ) обязан нести расходы на содержание общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Согласно части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Из анализа указанных норм следует, что участие каждого участника в расходах по содержанию имущества в соответствии с долей является следствием самого права собственности и не зависит от порядка пользования общим имуществом.
В соответствии с положениями раздела 8 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктов 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491 (далее - Правила N 491), собственникам помещения в многоквартирном доме предоставлено право выбора способа управления домом путем заключения договора с управляющей организацией, а также утверждение перечня работ и услуг, условия их оказания и размера финансирования за счет собственных средств.
Согласно пункту 31 Правил N 491 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Взносы на капитальный ремонт объектов общего имущества являются расходными обязательствами муниципального образования "город Ульяновск" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса РФ относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования, как исполнения его расходных обязательств.
Согласно части 2 статьи 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, указанного в ч. 3 ст. 175 Кодекса, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В связи с принятием Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" порядок организации проведения капитального ремонта был изменен.
Положениями раздела IX ЖК РФ установлен особый порядок и условия внесения взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Согласно положениям части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен соответствующий многоквартирный дом.
Такие взносы формируют фонд капитального ремонта (часть 1 статьи 170 ЖК РФ); собственники помещений дома вправе выбрать один из способов формирования данного фонда, предложенных в части 3 статьи 170 ЖК РФ, а именно: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет или перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора.
Действующее законодательство предусматривает аккумулирование денежных средств собственников жилых помещений многоквартирных домах для проведения капитального ремонта на счетах регионального оператора, либо на специальном счете собственников помещений.
В силу части 5 статьи 170 Жилищного кодекса РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
В силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Согласно требованиям части 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Ответчиком расчет задолженности не оспорен.
В связи с чем требование истца о взыскании с ответчика взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов за период с 01.06.2016 по 31.12.2017 в сумме 204 911 руб. 57 коп. судом первой инстанции признано обоснованным.
Кроме того, истец просил взыскать с ответчика пени за период с 01.06.2016 по 11.07.2019 в сумме 42 320 руб. 05 коп.
В соответствии с нормами ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
Представленный расчет пеней судом первой инстанции проверен и признан верным.
Ответчик расчет пеней, произведенный истцом, не оспорил, контррасчет не представил.
В соответствии с Положением об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 N 90, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска является органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий. От имени муниципального образования "город Ульяновск" по специальному поручению администрации города Ульяновска: представляет интересы собственника муниципального жилищного фонда на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, заключает договоры управления многоквартирными жилыми домами с управляющими организациями от имени собственника муниципальных жилых помещений. Кроме того, к функциям данного Управления относятся вопросы подготовки решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, согласование администрацией города Ульяновска акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
В связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу о том, что надлежащим ответчиком по иску является муниципальное образование "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска, так как именно на данный орган администрации города в соответствии с приведенным решением Ульяновской Городской Думы будет возложена обязанность по исполнению судебного акта по настоящему делу.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь статьями 210, 249, 1102, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 37, 155, 158, 169, 170, 171 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 65, 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно и обоснованно удовлетворил иск.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
Обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, содержащиеся в нем выводы, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17.07.2019 по делу N А72-17067/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий судья |
С.А. Кузнецов |
Судьи |
Е.Г. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-17067/2018
Истец: ООО "СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ"
Ответчик: МО "город Ульяновск" в лице Управления ЖКХ и благоустройства администрации города Ульяновска, МО ГОРОД УЛЬЯНОВСК В ЛИЦЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА
Третье лицо: "город Ульяновск" в лице Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции Администрации города Ульяновска, Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции Администрации города Ульяновска, ФОНД МОДЕРНИЗАЦИИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ