г. Самара |
|
17 сентября 2019 г. |
Дело N А55-14812/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2019 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 сентября 2019 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ястремского Л.Л.,
судей Деминой Е.Г., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поликарповым В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 сентября 2019 года апелляционную жалобу
государственного бюджетного учреждения Самарской области "Тольяттинский пансионат для ветеранов труда (дом интернат для престарелых и инвалидов)"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 12.07.2019 по делу N А55-14812/2019 (судья Григорьева М.Д.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Волжские коммунальные системы" (ОГРН 1106312008065, ИНН 6312101799),
к государственному бюджетному учреждению Самарской области "Тольяттинский пансионат для ветеранов труда (дом интернат для престарелых и инвалидов)" (ОГРН 1036301094653, ИНН 6320011122),
о взыскании 1 837 652 руб. 40 коп,
с участием в судебном заседании представителей:
от истца - Голосова И.А. по доверенности от 25.12.2018,
от ответчика - Сиволобова С.Г. по доверенности от 31.01.2019
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Волжские коммунальные системы" обратилось в арбитражный суд с иском к Государственному бюджетному учреждению Самарской области "Тольяттинский пансионат для ветеранов труда (дом интернат для престарелых и инвалидов)" о взыскании 1 837 652 руб. 40 коп. задолженности в связи с безучетным потреблением воды.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12.07.2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение, принять новый судебный акт об отказе в иске.
В обоснование своей жалобы ответчик указывает, что акт проверки от 08.06.2018 не может служить надлежащим доказательством, поскольку сотрудник ответчика, подписывая этот акт, был введен в заблуждение относительно его содержания и правовых последствий подписания. Ответчик также заявляет, что диаметр трубы фактически присоединяемых приборов составляет 25 мм, поэтому расчет объема исходя из диаметра трубы в точке подключения к централизованной системе водоснабжения является необоснованным.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали соответственно доводы жалобы и отзыва на неё.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 10 августа 2017 г. между ООО "Волжские коммунальные системы" (Организация ВКХ) и ГБУ СО "Тольяттинский пансионат" (Абонент) был заключен договор N 0640 на оказание услуг холодного водоснабжения и водоотведения для государственных нужд со сроком действия с 01.07.2017.
В рамках данного договора ООО "Волжские коммунальные системы" оказывает услуги по водоснабжению и водоотведению на объект Абонента, расположенный по адресу: г.Тольятти, ул.Ларина, 1.
Согласно п. 1 договора N 0640 от 10.08.2017, организация ВКХ обязуется подавать абоненту холодную воду, а также осуществлять прием сточных вод. Абонент в свою очередь обязуется оплачивать холодную воду и водоотведение в объеме, определенном настоящим договором.
В соответствии с п.16 Договора N 0640 от 10.08.2017для учета объемов поданной абоненту холодной воды и объема принятых сточных вод стороны используют приборы учета, если иное не предусмотрено правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод.
Как установлено судом первой инстанции, 08 июня 2018 г. представителями ООО "Волжские коммунальные системы" в присутствии представителя Абонента проведена проверка системы водоснабжения и водоотведения объекта, расположенного по адресу: ул. Ларина, д. 1 (гараж), в результате которой обнаружено безучетное потребление воды в душевой и санузле. Ввиду обнаруженного нарушения был опломбирован кран в закрытом состоянии, водопотребление прекращено.
Данный факт зафиксирован соответствующим актом, который был подписан представителем ответчика без возражений.
Довод ответчика о том, что сотрудник ответчика, подписывая этот акт, был введен в заблуждение относительно его содержания и правовых последствий подписания, не может служить основанием для отмены решения и отказа в иске, поскольку факт безучетного потребления воды подтверждается другими документами.
В дело представлены фототаблицы с изображением несанкционированной врезки, являющиеся приложениями к акту проверки от 08.06.18г.
Указанные нарушения были признаны ответчиком и впоследствии устранены в полном объеме путем установки прибора учета на данном объекте.
Представленные в дело акты о разграничении эксплуатационной ответственности сетей водоснабжения и водоотведения (Приложение N 1 к договору холодного водоснабжения N 0640 от 10.08.2017) подтверждают, что безучетное потребление осуществлялось в границах эксплуатационной ответственности ответчика, являющегося абонентом.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции дал надлежащую оценку обстоятельствам дела, правильно применил нормы материального и процессуального права.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Согласно ст. 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Гражданско-правовые отношения в сфере водоснабжения и (или) водоотведения регулируются Федеральным законом РФ от 07.12.2011 N 416-ФЗ (далее Закон N416-ФЗ), "Правилами холодного водоснабжения и водоотведения", утв. постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N644 (далее - Правила N 644), "Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод", утв. Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N776 (далее Правила N776).
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 20 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" коммерческому учету подлежит количество воды, поданной (полученной) за определенный период абонентам по договорам водоснабжения; коммерческий учет воды и сточных вод осуществляется в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 11 части 2 Закона о водоснабжении под коммерческим учетом воды и сточных вод понимается определение количества поданной (полученной) за определенный период воды, принятых (отведенных) сточных вод с помощью средств измерений или расчетным способом.
Определение количества поданной (полученной) холодной воды, принятых (отведенных) сточных вод осуществляется путем проведения коммерческого учета в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (пункт 82 Правил N 644).
Коммерческому учету подлежит количество (объем) воды, поданной (полученной) за определенный период абонентам по договорам водоснабжения, единому договору холодного водоснабжения и водоотведения (подпункт "а" пункта 2 Правил N 766).
В силу пункта 35 Правил N 644 абонент обязан: обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих абоненту на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах его эксплуатационной ответственности, в соответствии с требованиями нормативно-технических документов; обеспечивать сохранность знаков поверки и пломб на средствах измерений (приборах учета), узлах учета, задвижке обводной линии, пожарных гидрантах, задвижках и других устройствах, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента; установить приборы учета холодной воды, сточных вод (в случае если установка прибора учета сточных вод является обязательной для абонента в соответствии с требованиями настоящих Правил) на границе эксплуатационной ответственности, балансовой принадлежности водопроводных и канализационных сетей абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства или в ином месте, определенном договором холодного водоснабжения, договором водоотведения или единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, в сроки, установленные законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарного водоснабжения, принадлежащие абоненту или находящиеся в границах эксплуатационной ответственности абонента, включая пожарные гидранты, задвижки, краны, установки автоматического пожаротушения, устанавливать на видных местах соответствующие указатели согласно требованиям норм противопожарной безопасности.
Согласно пункту 36 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль за наличием фактов самовольного пользования и (или) самовольного подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения и принимать меры по предотвращению таких фактов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20 Закона N 416-ФЗ, а также с пунктом 3 Правил N 776 коммерческий учет воды, сточных вод осуществляется путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета (средствами измерения) воды, сточных вод в узлах учета или расчетным способом в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
В соответствии с п. 14 договора потребитель обязан обеспечивать учет получаемой холодной воды и отводимых сточных вод.
В пункте 14 Правил N 776 также указано, что коммерческий учет воды осуществляется расчетным способом в следующих случаях:
а) при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения;
б) в случае неисправности прибора учета;
в) при нарушении в течение более 6 месяцев сроков представления показаний прибора учета, являющегося собственностью абонента или транзитной организации, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом или транзитной организацией организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о временном прекращении потребления воды.
Согласно пункту 15 Правил N 776 при расчетном способе коммерческого учета воды применяются:
а) метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения;
б) метод расчетного среднемесячного (среднесуточного, среднечасового) количества поданной (транспортируемой) воды;
в) метод гарантированного объема подачи воды;
г) метод суммирования объемов воды.
Пункт 16 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод предусматривает, что применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду используется в следующих случаях: а) при самовольном присоединении и (или) пользовании централизованными системами водоснабжения за период времени, в течение которого осуществлялось такое самовольное присоединение и (или) пользование, но не более чем за 3 года.
При этом период времени, в течение которого осуществлялось самовольное присоединение и (или) пользование централизованными системами водоснабжения, определяется со дня предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов централизованной системы водоснабжения в месте, где позже был выявлен факт самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения, до дня устранения самовольного присоединения (прекращения самовольного пользования).
В соответствии с пунктом 23 Правил N 776, при отсутствии у абонента прибора учета объем отведенных сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников водоснабжения, в том числе определенному расчетным способом в соответствии с разделом III настоящих Правил.
В абзаце восьмом пункта 2 Правил N 644, введенным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 N 1134, под самовольным пользованием централизованной системой холодного водоснабжения и (или) водоотведения понимается пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) централизованной системой водоотведения либо при отсутствии договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, либо при нарушении сохранности контрольных пломб на задвижках, пожарных гидрантах или обводных линиях, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента (при отсутствии на них приборов учета), либо при врезке абонента в водопроводную сеть до установленного прибора учета.
Материалами дела подтверждается, что предыдущая контрольная проверка на объекте ответчика проводилась работниками ООО "Волжские коммунальные системы" 29.06.2017; по данному факту был составлен соответствующий акт, который представлен истцом в материалы дела.
Суд первой инстанции обоснованно применил расчетный способ при определении объема полученного ресурса по соответствующей методике расчета.
Приказом Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 12.12.2016 N 658 установлены следующие тарифы: с 01.07.2017 по 31.12.2017 - 17,20 за 1 куб.м холодной воды; 27,95 руб. за 1 куб.м водоотведения и очистки сточных вод (без учета НДС). Плата за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов 5,53 руб. (2017 г.) за 1 куб.м сточных вод (без НДС).
Довод ответчика о том, что диаметр трубы фактически присоединяемых приборов в точке составляет 25 мм обоснованно не принят судом первой инстанции, поскольку из акта от 08.06.2018 следует, что диаметр водопроводной трубы в точке подключения к централизованной системе водоснабжения составляет 50 мм.
Довод ответчика о том, что расчет следует производить исходя из диаметра 25 мм противоречит положениям п. 16 Правил N 776.
Водопроводным вводом является устройство и (или) сооружение, через которые абонент получает питьевую воду из системы коммунального водоснабжения. При потреблении воды без прибора учета либо минуя прибор учета количество израсходованной питьевой воды исчисляется по пропускной способности не любого участка трубы в водопроводной системе абонента, а только водопроводного ввода (то есть места в точке подключения к централизованной системе водоснабжения) при его круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 метра в секунду.
Законодатель не предусматривает ни применение пропускной способности того участка, в котором произведено самовольное пользование, врезка, ни суммарное сложение нескольких подобных врезок, если они осуществлены уже после названного водопроводного ввода.
Расчет объемов питьевой воды и сброшенных сточных вод при самовольном пользовании осуществлен исходя из диаметра трубопровода 50 мм, присоединенного потребителем к централизованной системе водоснабжения, что следует из подписанного сторонами акта от 08.06.2017, а также указан акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон, являющимся приложением N 1 к договору на оказание услуг холодного водоснабжения и водоотведения для государственных нужд от 10 августа 2017 г. N 0640.
При использовании метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения (пп. "а" п. 16 Правил N 776) объем поставленного ресурса составил 30 728,74 куб.м; задолженность ГБУ СО "Тольяттинский пансионат для ветеранов труда (дом-интернат для престарелых и инвалидов)" перед ООО "Волжские коммунальные системы" за поставленный ресурс (холодную воду и отведение сточных вод, а также за сброс загрязняющих веществ) за период действия договора - с 01.07.2017 по 30.09.2017 составляет 1 837 652,40 рублей.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьями 67, 68, 71 АПК РФ, установив, что плата за полученные ресурсы ответчиком в полном объеме не произведена, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
Расходы по государственной пошлине в связи с подачей апелляционной жалобы подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 12 июля 2019 года по делу N А55-14812/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.Л. Ястремский |
Судьи |
Е.Г. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-14812/2019
Истец: ООО "Волжские коммунальные системы"
Ответчик: Государственное бюджетное учреждение Самарской области "Тольяттинский пансионат для ветеранов труда (дом интернат для престарелых и инвалидов)"