17 сентября 2019 г. |
Дело N А83-5325/2019 |
Судья Яковлев А.С., рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Литовка Василия Владимировича на решение Арбитражного суда Республики Крым от 08 июля 2019 года по делу N А83-5325/2019 (судья Колосова А.Г.), рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению индивидуального предпринимателя Литовка Василия Владимировича к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополь, об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности,
установил:
Индивидуальный предприниматель Литовка Василий Владимирович обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополь, в котором просил признать незаконным и отменить постановление от 26 февраля 2019 года N 22-00012 Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополь об административном правонарушении, о привлечении ИП Литовка В.В. к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.45 КоАП РФ.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 05.04.2019 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 31.05.2019 (резолютивная часть) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, индивидуальный предприниматель Литовка В.В. обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Заявитель апелляционной жалобы ссылается на то, что внеплановая проверка проведена без надлежащего уведомления и без участия руководителя или иного представителя индивидуального предпринимателя. Также заявитель указывает, что холодильная камера ИП Литовка В.В. N 3, находится по другому адресу, нежели место проведения внеплановой проверки. Заявитель считает, что изложенные в постановлении обстоятельства, сами по себе не свидетельствуют о наличии в действиях лица состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.45 КоАП РФ.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2019 апелляционная жалоба принята к производству. Жалоба рассмотрена в порядке ст.272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционная жалоба, информация о принятии апелляционной жалобы к производству, размещены арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополь N 22-00019 от 06.02.2019 в отношении ИП Литовка В.В. с 12.02.2019 по 18.02.2019 была проведена внеплановая выездная проверка.
Указанное решение согласовано с Прокуратурой Республики Крым 07.02.2019.
Копия распоряжения вручена предпринимателю 14.02.2019, о чем свидетельствует расписка на оборотной стороне (л.д. 31-32).
По результатам проверки Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополь 20 февраля 2019 года был составлен акт, согласно которому ИП Литовка В.В. допущены нарушения порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждения соответствия - не сформирован комплект документации, подтверждающий соответствие пищевой продукции утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 года N 880, а именно: в товаросопроводительной документации отсутствует ссылка на документ, подтверждающий качество определённой партии товара, в связи с чем, не обеспечена возможность идентификации продукции, и таким образом не представляется возможным установить путь товара от производителя к потребителю (прослеживаемость) при реализации следующей продукции:
- ванильные вафли, 400 гр. - 100 шт., печенье, 720 гр. - 120 шт., производитель ОАО "Брянконфи";
- колбаса "Аппетитная", 29,9 кг., вареные сосиски "Вятские", 130,3 кг., производитель МК "Агротек";
- сыр "Брасовские сыры" Российский 50%, 69,24 кг., производитель ООО "Молград";
- биойогурт "Долина легенд" "черника" 1,5%, 0,9 л. - 16 шт., производитель ООО "Юг Молоко";
- сметана 20%, 450 гр. - 56 шт., производитель ООО "Кубанский молочник";
- крупа ячменная перловая, 400 кг., крупа из мягкой пшеницы, 300 кг., хлопья овсяные "Геркулес", 510 кг., производитель ООО "Осавиохим",
что является нарушением требований ст.ст. 3, 5, 20 Федерального закона от 02.01.2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", ст. 5, 7, 10, 17 ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции".
20.02.2019 указанный акт вручен предпринимателю и выдано обязательное для исполнения предписание.
20.02.2019 главным специалистом-экспертом Территориального отдела по г. Ялте Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополь Ткач Л.Н., в присутствии ИП Литовка В.В., был составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.45 КоАП РФ.
В протоколе об административном правонарушении указана дата и время рассмотрения дела об административном правонарушении - 26.02.2019 в 14 ч. 40 мин.
26.02.2019 начальником Территориального отдела по г. Ялте Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополь Задорожним В.А. было вынесено постановление N 22-00012, которым ИП Литовка В.В. был признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.45 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000,00 рублей.
Указанное постановление направлено посредством почтовой связи 27.02.2019, о чем свидетельствует почтовая квитанция.
Не согласившись с указанным постановлением, ИП Литовка В.В. обратился в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 14.45 КоАП РФ реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения заключается в реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии.
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения и интересы граждан в сфере торговли.
В качестве субъекта ответственности указан изготовитель, исполнитель, продавец.
Возможность привлечения юридического лица к административной ответственности обусловлена обязательным наличием всех элементов состава административного правонарушения.
Частью 1 ст. 2 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ (далее - Закон N 52-ФЗ) определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу ст. 11 Закона N 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" от 02.01.2000 N 29-ФЗ (далее - Закон N29-ФЗ) не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые в том числе не соответствуют требованиям нормативных документов, представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации.
Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Частью 5 ст. 15 Закона N 52-ФЗ установлено, что юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.
Отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров регулируются Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года N 55 (далее - Правила продажи товаров N 55).
Согласно п. 5 указанных Правил, продавец при осуществлении своей деятельности обязан соблюдать обязательные требования к организации и осуществлению торговой деятельности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 12 Правил продажи товаров N 55 продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.
Согласно ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) заявитель обязан обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов; выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия; указывать в сопроводительной документации сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии; предъявлять в органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, а также заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов (декларацию о соответствии, сертификат соответствия или их копии).
По положениям ст. 20 Закона N 184-ФЗ подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии; обязательной сертификации.
В силу ст. 23 Закона N 184-ФЗ обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. К документам, подтверждающим соответствие продукции техническим регламентам, стандартам, Закон о техническом регулировании относит декларацию о соответствии и сертификат соответствия.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 утверждён Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (далее - ТР ТС 021/2011), которым установлены объекты технического регулирования, требования безопасности (включая санитарно- эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования, правила идентификации объектов технического регулирования, формы и процедуры оценки (подтверждения) соответствия объектов технического регулирования требованиям настоящего технического регламента.
Согласно ст. 3 ТР ТС 021/2011 объектами технического регулирования настоящего технического регламента являются: пищевая продукция; связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации.
В соответствии со ст. 5 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется. При этом, под выпуском в обращение понимается купля-продажа и иные способы передачи пищевой продукции на таможенной территории Таможенного союза, начиная с изготовителя или импортера (ст. 4 ТР ТС 021/2011).
Производитель продукции, хранитель, перевозчик и продавец имеют право выпускать в обращение, т.е. предлагать к купле-продаже и иным способом передавать только такую пищевую продукцию, которая соответствует, в том числе, требованиям Технических регламентов к данной продукции.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 6 ТР ТС 021/2011 идентификация пищевой продукции проводится, в том числе, по наименованию - путем сравнения наименования и назначения пищевой продукции, указанных в маркировке на потребительской упаковке и (или) в товаросопроводительной документации, с наименованием, указанным в определении вида пищевой продукции в настоящем техническом регламенте и (или) в технических регламентах Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Часть 1 ст. 10 ТР ТС 021/2011 предусматривает, что изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Часть 1 ст. 21 ТР ТС 021/2011 содержит формы оценки (подтверждения) соответствия пищевой продукции и процессов производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортировки), реализации и утилизации.
Оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции, за исключением пищевой продукции, указанной в части 3 настоящей статьи, требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции проводится в формах: 1) подтверждения (декларирования) соответствия пищевой продукции; 2) государственной регистрации специализированной пищевой продукции; 3) государственной регистрации пищевой продукции нового вида; 4) ветеринарно-санитарной экспертизы.
Частью 1 ст. 23 ТР ТС 021/201, установлено, что декларированию соответствия подлежит выпускаемая в обращение на таможенной территории Таможенного союза пищевая продукция, за исключением: 1)непереработанной пищевой продукции животного происхождения; 2)специализированной пищевой продукции; 3) уксуса.
Постановлением Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 сентября 2001 года N 23 были введены в действие Санитарные правила "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01" (далее - СП 2.3.6.1066- 01).
В силу п. 7.1. СП 2.3.6.1066-01 в организации торговли принимаются для хранения пищевые продукты и продовольственное сырье, соответствующие требованиям нормативной и технической документации и имеющие документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность для здоровья человека.
Согласно п. 8.24. СП 2.3.6.1066-01 в организациях торговли запрещается реализация продукции, в том числе без наличия качественного удостоверения (для продукции российского производства), сопроводительных документов, подтверждающих их происхождение, качество и безопасность.
Пунктом 9.14. СП 2.3.6.1066-01 предусмотрено, что продавец (владелец) должен иметь при себе и предъявлять должностным лицам государственной санитарно-эпидемиологической службы личную медицинскую книжку установленного образца, документы, подтверждающие происхождение, качество и безопасность реализуемой продукции.
Соблюдение настоящих санитарных правил является обязательным для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Продавцы обязаны иметь сопроводительные документы на продукцию с указанием в них сведений о декларации, о соответствии (сертификате соответствия) и не допускать к продаже товар при отсутствии такой информации в сопроводительных документах.
Из материалов дела следует, что в товаросопроводительной документации отсутствует ссылка на документ, подтверждающий качество определённой партии товара на ванильные вафли, 400 гр. - 100 шт., печенье, 720 гр. - 120 шт., производитель ОАО "Брянконфи", колбасу "Аппетитная", 29,9 кг., вареные сосиски "Вятские", 130,3 кг., производитель МК "Агротек", сыр "Брасовские сыры" Российский 50%, 69,24 кг., производитель ООО "Молград", биойогурт "Долина легенд" "черника" 1,5%, 0,9 л. - 16 шт., производитель ООО "Юг Молоко", сметану 20%, 450 гр. - 56 шт., производитель ООО "Кубанский молочник" и крупу ячменную перловую, 400 кг., крупу из мягкой пшеницы, 300 кг., хлопья овсяные "Геркулес", 510 кг., производитель ООО "Осавиохим", что образует событие административного правонарушения по ст. 14.45 КоАП РФ.
Данные обстоятельства установлены актом проверки.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными этим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.7 КоАП РФ документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении. Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам могут быть отнесены материалы фото - и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований индивидуального предпринимателя Литовка В.В.
Довод заявителя жалобы о том, что внеплановая проверка проведена без надлежащего уведомления и без участия руководителя или иного представителя индивидуального предпринимателя, рассмотрен и отклоняется, поскольку из материалов дела следует, что о наличии распоряжения от 06.02.2019 N 22-00019 о проведении проверки ИП Литовка В.В. был уведомлен 14.02.2019. Довод о том, что продукция, находящаяся на складе, не принадлежит ИП Литовка В.В., судом также отклоняется, поскольку из представленных товарных накладных на пищевую продукцию следует, что получателем является ИП Литовка В.В.
Что касается вопроса реализации товаров, то в данном случае судом установлено, что ИП Литовка В.В. осуществляет деятельность по реализации (поставке) пищевой продукции, что следует как из акта проверки, а также иных документов, имеющихся в материалах дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судом рассмотрены и отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств, которым судом первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка при правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
В соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 АПК РФ постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 08 июля 2019 года по делу N А83-5325/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Литовка Василия Владимировича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.С. Яковлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.