г. Саратов |
|
17 сентября 2019 г. |
Дело N А12-11598/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 сентября 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лапкиной К.А.,
при участии в судебном заседании представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Волгоградской области Майер В.В., действующего на основании доверенности от 09.01.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05 июля 2019 года по делу N А12-11598/2019 (судья Репникова В.В.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Варданяна Сероба Грантовича (г. Волгоград)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Волгоградской области (403874, Волгоградская область, Камышинский район, г. Камышин, ул. Короленко, д. 18, ОГРН 1043400645012, ИНН 3436014977), Управлению Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (400005, г. Волгоград, пр. им. В.И.Ленина, д. 90, ОГРН 1043400221127, ИНН 3442075551), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (400001, г. Волгоград, ул. Калинина, д. 4, ОГРН 1043400443074, ИНН 3445071298), филиалу федерального бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (400002, г. Волгоград, ул. Тимирязева, д. 9)
о признании недействительным ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратился индивидуальный предприниматель Варданян Сероб Грантович (далее - ИП Варданян С.Г., предприниматель, налогоплательщик, заявитель) с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Волгоградской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 3 по Волгоградской области, налоговый орган, инспекция) от 22.05.2018 N 09-14/21261 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, решения Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (далее - УФНС России по Волгоградской области, Управление) от 14.12.2018 N 1345 по результатам рассмотрения жалобы на решение Межрайонной ИФНС России N 3 по Волгоградской области от 22.05.2018 N 09-14/21261 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления недоимки по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в сумме 1 595 335 руб.
Решением суда первой инстанции от 05 июля 2019 года заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным, не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации решение Межрайонной ИФНС России N 3 по Волгоградской области от 22.05.2018 N 09-14/21261 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления НДФЛ в сумме 1 238 759 руб., обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Варданяна С.Г. путем корректировки налоговых обязательств на суммы налога, доначисление которых признано судом необоснованным.
В удовлетворении требований налогоплательщика в остальной части отказано.
Кроме того, с инспекции в пользу ИП Варданяна С.Г. взысканы судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 300 руб.
Межрайонная ИФНС России N 3 по Волгоградской области не согласилась с принятым судебным актом в части удовлетворения требования налогоплательщика и обратилась в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в данной части отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований налогоплательщика в полном объеме.
ИП Варданян С.Г., УФНС России по Волгоградской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (далее - Управление Росреестра по Волгоградской области), филиал федерального бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области, орган кадастрового учета) явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей данных лиц, участвующих в деле.
Поскольку в порядке апелляционного производства Межрайонной ИФНС России N 3 по Волгоградской области обжалуется только часть решения, при этом лица, участвующие в деле, до начала судебного разбирательства возражений против этого не заявили и на пересмотре судебного акта в полном объеме не настаивали, суд апелляционной инстанции в силу пункта 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не вправе выйти за пределы апелляционной жалобы и проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 3 по Волгоградской области проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по НДФЛ за 2017 год, представленной ИП Варданяном С.Г., по результатам которой составлен акт от 21.03.2018 N 09-14/46076.
22.05.2018 налоговым органом принято решение N 09-14/21261 об отказе привлечении предпринимателя к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым заявителю доначислен НДФЛ в сумме 1 595 335 руб.
ИП Варданян С.Г., не согласившись с решением инспекции, обратился с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - УФНС России по Волгоградской области.
Решением Управления от 10.12.2018 N 1287 решение Межрайонной ИФНС России N 3 по Волгоградской области от 22.05.2018 N 09-14/21261 оставлено без изменения.
Полагая, что решение инспекции от 22.05.2018 N 09-14/21261, решение Управления от 10.12.2018 N 1287 являются незаконными, нарушают права и законные интересы предпринимателя, ИП Варданян С.Г. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя в части доначисления НДФЛ в размере 1 238 759 руб., суд первой инстанции основывался на том, что филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области 19.06.2017 исправлены технические ошибки в сведениях ЕГРН в части площади и вида целевого назначения спорных объектов капитального строительства, повлекшие изменением кадастровой стоимости объектов.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции верными.
В соответствии со статьей 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками НФДЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно подпункту 5 пунктом 1 статьи 208 Налогового кодекса Российской Федерации к доходам от источников в Российской Федерации относятся доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации и иного имущества, находящегося в Российской Федерации и принадлежащего физическому лицу.
На основании пункта 1 статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло. Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.
В соответствии с подпунктом 17.1 пунктом 17 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более, а также при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исчисление и уплату налога производят физические лица исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 6 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов от продажи недвижимого имущества определяется с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации в случае если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения налогом доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.
Абзацем вторым пункта 5 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что, в случае если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в данном пункте, не определена по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на указанный объект, вышеуказанный порядок определения доходов не применяется.
Статья 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации введена Федеральным законом от 29.11.2014 N 382-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.11.2014 N 382-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ положения статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации применяются в отношении объектов недвижимого имущества, приобретенных в собственность после 01.01.2016.
В ходе проверки налоговым органом на основании информации, поступившей из федерального органа, уполномоченного в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, ведения государственного кадастра недвижимости, установлено, что в проверяемом периоде предпринимателем получен доход от реализации следующих объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: г. Волгоград, р.п. Горьковский, ул. Широкая, д. 15: станция технического обслуживания в составе 2-х этажного строения площадью 302,4 кв.м и торгового павильона площадью 398,5 кв.м, назначение - иное, кадастровый номер 34:03:180001:1786 (договор купли-продажи от 24.01.2017, цена сделки - 1 200 000 руб.), отчуждаемый объект принадлежал Варданяну С.Г. на праве собственности на основании договора купли-продажи от 18.05.2016; здание отделения окраски и сушки с участком кузовных работ общей площадью 284,6 кв.м, назначение - не определено, кадастровый номер 34:03:180001:6087 (договор купли-продажи от 24.01.2017, цена сделки - 560 000 руб.), отчуждаемый объект принадлежал Варданяну С.Г. на праве собственности на основании договора купли-продажи от 18.05.2016; здание станции технического обслуживания II со складом и мойкой, общей площадью 304,1 кв.м, назначение - нежилое, кадастровый номер 34:03:180001:1519 (договор купли-продажи от 24.01.2017, цена сделки - 201 700 руб.), отчуждаемый объект принадлежал Варданяну С.Г. на праве собственности на основании договора купли-продажи от 28.04.2016.
Поскольку объекты недвижимости находились в собственности предпринимателя менее трех лет, следовательно, доходы от их реализации подлежат включению в налоговую базу по НДФЛ.
При этом, так как спорные объекты недвижимого имущества приобретены в собственность предпринимателем после 1 января 2016 года, в отношении реализации заявителем спорного объекта применяются положения пункта 5 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно сведениям, полученным инспекцией в порядке статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации из федерального органа, уполномоченного в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, ведения государственного кадастра недвижимости, кадастровая стоимость станции технического обслуживания в составе 2-х этажного строения и торгового павильона, кадастровый номер 34:03:180001:1786, по состоянию на 01.01.2017 составила 3 652 782,40 руб., кадастровая стоимость здания отделения окраски и сушки с участком кузовных работ, кадастровый номер 34:03:180001:6087, по состоянию на 01.01.2017 составила 6 056 088,78 руб., кадастровая стоимость здания станции технического обслуживания II со складом и мойкой, кадастровый номер 34:03:180001:1519, по состоянию на 01.01.2017 составила 12 205 074,79 руб.
Письмом филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области от 13.12.2018 (т. 1, л.д. 143-145) подтверждено, что кадастровая стоимость указанных объектов недвижимого имущества определена на 01.01.2017, при этом в отношении объекта с кадастровым номером 34:03:180001:1786, указано, что по состоянию на 01.01.2017 его кадастровая стоимость составила 15 973 757,86 руб.
Налоговым органом произведен расчет суммы дохода при определении налоговой базы по НДФЛ за 2017 год с учетом кадастровой стоимости объектов недвижимости, реализованных предпринимателем Варданяном С.Г., сведения о которой получены в порядке статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, общая сумма дохода составила 15 339 762 руб.
С учетом предоставленного налогоплательщику профессионального налогового вычета в размере 20% налоговая база для исчисления налога составила 12 271 809,74 руб., сумма доначисленного НДФЛ - 1 595 335 руб.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области представлены письменные пояснения, из которых следует, что 19.06.2017 исправлены технические ошибки в сведениях ЕГРН, в части площади и вида целевого назначения спорных объектов капитального строительства (далее - ОКС), изменение и количественных и качественных характеристик объектов недвижимости сопряжено с изменением его кадастровой стоимости, поскольку кадастровая стоимость объектов недвижимости есть производное от установленного удельного кадастровой стоимости для конкретного вида целевого назначения или вида разрешенного использования и площади объекта недвижимости.
Вместе с тем, при исправлении технических ошибок 19.06.2017 не были учтены положения статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" о том, что в случае исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку.
Кроме того, не учтено, что в соответствии с постановлением Губернатора Волгоградской области от 21.03.2013 N 253 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - постановление от 21.03.2013 N 253) удельные показатели кадастровой стоимости (далее - УПКС) для ОКС с целевым назначением "жилой дом" отличны от УПКС "нежилое здание": для ОКС с кадастровым номером 34:03:180001:1786 УПКС "жилой дом" составляет 40 135,07 руб. за кв.м, УПКС "нежилое здание" - 5 211,56 рублей за кв.м, для ОКС с кадастровым номером 34:03:180001:6087 УПКС "жилой дом" составляет 21 279,30 руб. за кв.м, УПКС "нежилое здание" - 5 211,56 руб. за кв.м, для ОКС с кадастровым номером 34:03:180001:1519 УПКС "жилой дом" составляет 40 135,07 руб. за кв.м, УПКС "нежилое здание" - 5 211,56 руб. за кв.м.
Учитывая изложенное, сведения ЕГРН приведены в соответствие с действующим законодательством, и актуальной является следующая информация: кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 34:03:180001:1786 по состоянию 01.01.2017 составляет 3 652 782,04 руб., кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 34:03:180001:6087 по состоянию 01.01.2017 составляет 1 483 221,36 руб., кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 34:03:180001:1519 по состоянию 01.01.2017 составляет 1 584 847,56 руб.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ.
Исходя из положений статьи 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Феде-рации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (абзац 2 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости").
Из положений абзацев 1, 2 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ также следует, что по завершении рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета, который в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости.
По общему правилу, сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (абзац 3 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ).
Из изложенного следует, что кадастровой стоимостью, подлежащей применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, является стоимость объекта недвижимости, определенная соответствующим органом в нормативно установленном порядке (одним из способов, предусмотренных статьей 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ), сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости.
Судом первой инстанции, что по состоянию на 01.01.2017 кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, с учетом исправления технических ошибок, составляла: объект с кадастровым номером 34:03:180001:1786 - 3 652 782,40 руб., объект с кадастровым номером 34:03:180001:6087 - 1 483 221,36 руб., объект с кадастровым номером 34:03:180001:1519 - 1 584 847,56 руб.
Таким образом, кадастровая стоимость трех объектов недвижимости составляет 6 720 851,32 руб., сумма полученного дохода, определенная в соответствии с пунктом 5 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет 4 704 595,92 руб., документально подтвержденные расходы на приобретение спорных объектов недвижимости согласно договорам купли-продажи составили 1 961 700 руб.
Соответственно, налоговая база по НДФЛ составляет 2 742 895,92 руб., НДФЛ, подлежащий уплате в бюджет - 356 576,47 руб.
При таких обстоятельствах начисление предпринимателю НДФЛ в размере 1 238 759 руб. является неправомерным, в связи с чем решение налогового органа в данной части обоснованно признано судом первой инстанции недействительным.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования ИП Варданяна С.Г. в данной части.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные инспекцией в апелляционной жалобе доводы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05 июля 2019 года по делу N А12-11598/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-11598/2019
Истец: Варданян Сероб Грантович
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 3 ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Волгоградской области