г. Москва |
|
11 июля 2019 г. |
Дело N А41-49592/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.
судей Немчиновой М.А., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Малофеевой Ю.В.,
при участии в судебном заседании:
от Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области (ИНН 5042022397, ОГРН 1035008361850)- представитель не явился, надлежащим образом извещен,
от Территориального управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ИНН 7716642273, ОГРН 1097746296977) - представитель не явился, извещен надлежащим образом,,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561; ИНН 7727270299) - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ООО "Техногрупп"- представитель не явился, надлежащим образом извещен,
от ООО "Борис"- представитель не явился, надлежащим образом извещен,
от Министерства имущественных отношений Московской области (ОГРН 1025005245055, ИНН 7725131814) -представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 25 октября 2018 года по делу N А41-49592/18, принятое судьей Ю.С. Петропавловской,
по иску Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, ООО "Техногрупп", ООО "Борис"
УСТАНОВИЛ:
Администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области (далее- Администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - Территориальное управление) о признании отсутствующим права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:05:0070504:38, площадью 12 158 кв. метров, расположенного по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Центральная, д.1в. (т. 1 л.д. 2-3).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Управление Росреестра по Московской области, ООО "Техногрупп", ООО "Борис", Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 октября 2018 года по делу N А41-49592/18 исковые требования оставлены без удовлетворения (т. 2 л.д. 115-118).
Не согласившись с указанным судебным актом Администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела между истцом и ООО "Борис" заключен договор аренды земельного участка от N Д-96 от 12.04.2002 (далее - договор аренды).
В соответствии с пунктами 2.1., 3.1., договора аренды предметом договора аренды является земельный участок с кадастровым номером 50:05:0070504:38, площадью 12 158 кв. метров, расположенного по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Центральная, д.1в; под размещение производственной базы.
Срок аренды земельного участка установлен на 10 лет (пункт 3.2. договора аренды). Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
Между ООО "Борис" и ООО "Национальная инвестиционно-строительная корпорация Никор-Московия" и ООО "Техногрупп" заключен договор переуступки от прав и обязанностей 02.09.2008 N 1 по договору аренды. Договор переуступки от прав и обязанностей 02.09.2008 N 1 зарегистрирован в установленном законом порядке 07.10.2008 за регистрационным N 50-50-05/066/2008-386.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО "Национальная инвестиционно-строительная корпорация Никор-Московия" прекратило деятельность юридического лица 13.04.2018 в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства. На земельном участке с кадастровым номером 50:05:0070504:38 расположены объекты недвижимости, что подтверждается выписками из ЕГРН, представленными в материалы дела, и сведениями из публичной кадастровой карты:
- с кадастровым номером 50:05:0070504:1662, назначение нежилое здание, площадью 351,2 кв.м., расположенный по адресу: Московская обл., р-н Сергиево-Посадский, г. Сергиев Посад, ул. Центральная, д 1в, принадлежащее на праве собственности ООО "Борис", зарегистрированное 26.09.2014 N 50-50-05/083/2014-12;
- с кадастровым номером 50:05:0070504:1660, назначение нежилое здание, площадью 75,6 кв.м., расположенный по адресу: Московская обл., р-н Сергиево-Посадский, г. Сергиев Посад, ул. Центральная, д 1в, принадлежащее на праве собственности ООО "Борис", зарегистрированное 26.09.2014 N 50-50-05/083/2014-120; - с кадастровым номером 50:05:0000000:78857, 2-ая площадь (ж/д с эстакадой), площадью 100,0 кв.м., введенное в эксплуатацию в 1980 году, расположенное по адресу: Московская обл., р-н Сергиево-Посадский, г Сергиев Посад, ул. Центральная, д 1, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, зарегистрированное 19.10.2015 N50-50/005-50/329/005/2015-10035/1.
Из содержания выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по состоянию на 08.05.2018, а также по состоянию на 28.08.2018, следует, что правообладателем земельного участка с кадастровым номером 50:05:0070504:38 является Российская Федерация (запись о регистрации права от 23.05.2002 за N 50-01.05-09.2002-417.1).
Истцом проведён осмотр земельного участка с кадастровым номером 50:05:0070504:38, с предварительным извещением ответчика. Согласно акту осмотра земельного участка от 16.08.2018 установлено, что земельный участок огорожен забором.
На территории земельного участка расположены объекты капитального строительства: два двухэтажных нежилых здания в южной части участка (состояние: не разрушенные; материал стен: кирпич) с кадастровыми номерами 50:05:0070504:1662 и 50:05:0070504:1660.
Объект с кадастровым номером 50:05:0000000:78857 на обследуемом земельном участке отсутствует, на месте данного объекта расположены 5 бетонных колонн. Указанные объекты используются под размещение производственной базы.
Считая свои права нарушенными наличием зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:05:0070504:38, истец обратился в арбитражный суд за защитой нарушенного права.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, исходил из того, что представлены доказательства свидетельствующие о наличии на спорном земельном участке зданий, строений, сооружений, находящихся в собственности Российской Федерации.
Оспаривая решение суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе Администрация указывает на то, что выводы суда необоснованные.
Апелляционный суд не может согласиться с данными доводами заявителя апелляционной жалобы в силу следующего.
В соответствии с п.п. 3 и 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (вступил в силу с 01.01.2017, далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Ранее аналогичные положения содержались в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Со дня вступления в силу Закона о регистрации (01.01.2017) сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 этого Закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 6 ст. 72 Закона о регистрации).
Согласно абз. 4 п. 52 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленума N 10/22) в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП (абз. 2 п. 52 постановления Пленума N 10/22).
Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение (п. 53 постановления Пленума N 10/22).
Согласно п. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
П. 2 ст. 16 ЗК РФ предусматривает разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с ЗК РФ и федеральными законами.
В силу положений ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю и которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Основания разграничения государственной собственности на землю установлены ст.3.1 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" введенной Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ, а критерии распоряжения соответствующими земельными участками - ст. 3 названного Федерального закона.
Пунктом 1 ст. 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федерального закона N 137- ФЗ) установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: - земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; - земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; - земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27 сентября 2013 года N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук; - земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; - иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли (пункт 1).
Пунктом 2 ст. 3.1. Федерального закона N 137-ФЗ установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся: - земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; - земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; - земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве; - иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли (пункт 2).
Пунктом 3 ст. 3.1. Федерального закона N 137-ФЗ установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: - земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; - земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; - иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли (пункт 3).
Изданные Правительством Российской Федерации до 1 июля 2006 года акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на такие земельные участки (пункт 5).
В материалы дела представлены доказательства, свидетельствующие о наличии на спорном земельном участке зданий, строений, сооружений, находящихся в собственности Российской Федерации, так, на земельном участке с кадастровым номером 50:05:0070504:38 расположен объект недвижимости с кадастровым номером 50:05:0000000:78857, 2-ая площадь (ж/д с эстакадой), площадью 100,0 кв.м., введенное в эксплуатацию в 1980 году, расположенное по адресу: Московская обл., р-н Сергиево-Посадский, г Сергиев Посад, ул. Центральная, д 1, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, зарегистрированное 19.10.2015 N 50-50/005-50/329/005/2015-10035/1, что подтверждается выписками из ЕГРН на объект недвижимости с кадастровым номером 50:05:0000000:78857 по состоянию на 15.06.2008 (л.д.23) и на земельный участок с кадастровым номером 50:05:0070504:38 по состоянию на 08.05.2018 (л.д.25).
Суд не признает обоснованным довод истца об отсутствии на земельном участке с кадастровым номером 50:05:0070504:38 объекта недвижимости с кадастровым номером 50:05:0000000:78857, принадлежащем Российской Федерации на праве собственности в связи со следующим.
Вступившим в законную силу решением арбитражного суда Московской области по делу по делу N А41-95901/18 по иску Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на объект недвижимости - 2-ая площадка (ж/д с эстакадой), общей площадью 100 кв.м., КН 50:05:0000000:78857, расположенного по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Центральная, д. 1 в удовлетворении требований отказано..
. Таким образом, материалами дела установлено наличие оснований для регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:05:0070504:38, в связи с расположением на нем здания, находящегося в собственности Российской Федерации (пункт 1 ст. 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 25 октября 2018 года по делу N А41-49592/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-49592/2018
Истец: Администрация Сергиево-Посадского муниципального района
Ответчик: ТУ Федерального агентства по управлению госимуществом в Московской области
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Правительсва МО г.Красногорск., ООО "БОРИС", ООО "Техногрупп", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области