г. Саратов |
|
18 сентября 2019 г. |
Дело N А12-13499/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 сентября 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Дубровиной О.А.,
судей Котляровой А.Ф., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Рафиковой Р.М.
рассмотрев апелляционную жалобу департамента муниципального имущества администрации Волгограда на решение Арбитражного суда Волгоградской области
от 10 июля 2019 года по делу А12-13499/2019 (судья Пятернина Е.С.) по исковому заявлению департамента муниципального имущества администрации Волгограда (ИНН 3444074200, ОГРН 1023403446362) к обществу с ограниченной ответственностью "Эпсилон" (ИНН: 3444068951, ОГРН: 1023403432910) в лице конкурсного управляющего Пименова С.В., о взыскании суммы основного долга по договору аренды земельного участка от 26.07.2011 N 9943 за период с 01.06.2016 по 07.08.2017 в размере 905 472 рублей 51 копейки, неустойки за период с 11.06.2016 по 07.08.2017 в размере 123 486 рублей 19 копеек.
без участия в судебном заседании представителей сторон,
УСТАНОВИЛ:
департамент муниципального имущества администрации Волгограда (далее по тексту - истец, департамент муниципального имущества) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Эпсилон" (далее по тексту - ответчик, ООО "Эпсилон") в лице конкурсного управляющего Пименова С.В., о взыскании суммы основного долга по договору аренды земельного участка от 26.07.2011 N 9943 за период с 01.06.2016 по 07.08.2017 в размере 905 472 рублей 51 копейки, неустойки за период с 11.06.2016 по 07.08.2017 в размере 123 486 рублей 19 копеек.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 10 июля 2019 с ООО "Эпсилон" в пользу Департамента муниципального имущества взыскана сумма основного долга по договору аренды земельного участка от 26.07.2011 N 9943 за период с 01.06.2016 по 07.08.2017 в размере 466 365 рублей 30 копеек, неустойка за период с 11.06.2016 по 07.08.2017 в размере 92 630 рублей 31 копейки. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Одновременно, с ООО "Эпсилон" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 2 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент муниципального имущества обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт которым удовлетворить заявленные требования в полном объёме.
Ответчик, в нарушении требований статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) и определения Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 августа 2019 года, отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Стороны в судебное заседание не прибыли, о дате, месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в соответствии с требованием статей 121-123 АПК РФ.
Проверив законность вынесенного судебного акта, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в них доказательства, на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Эпсилон" является арендатором по договору аренды от 26.07.2011 N 9943 земельного участка с кадастровым номером 34:34:050013:5, площадью 5 270, 00 кв.м, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Профсоюзная, 20 для реконструкции производственных корпусов (далее по тексту - договор).
Согласно пункту 2.6 договора арендная плата вносится ежемесячно равными частями до 10-го числа текущего месяца.
В связи с ненадлежащим исполнением принятых на себя обязательств своевременной оплаты арендных платежей за период с 01.06.2016 по 07.08.2017, у ответчика образовалась задолженность в размере 905 472 рублей 51 копейки, неустойка за период с 11.06.2016 по 07.08.2017 в размере 123 486 рублей 19 копеек.
Расчёт арендной платы за землю и суммы иска департаментом муниципального имущества произведён в соответствии с постановлением администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 г. N 469-п "Об утверждении Порядка расчёта арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов" (далее по тексту - Порядок N 469-п).
Постановлением администрации Волгоградской области от 20.03.2017 N 135-п, вступившим в силу 1 апреля 2017 года, внесены изменения в Порядок N 469-п, в частности, добавлен пункт 1.5.7, согласно которому годовая арендная плата за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе город-герой Волгоград (за исключением земельных участков, предоставленных для целей строительства, земельных участков, предоставленных для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, земельных участков, предоставленных для эксплуатации индивидуальных жилых домов, гаражей для хранения личного автотранспорта, объектов спорта, а также земельных участков, предоставленных религиозным организациям) определяется на основании рыночной стоимости земельного участка, устанавливаемой в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, и рассчитывается в соответствии с пунктом 2.5 настоящего Порядка, за исключением случаев, указанных в подпунктах 1.5.1 - 1.5.3, 1.5.5, 1.5.6 настоящего пункта.
В соответствии с пунктом 2.5 размер арендной платы за земельные участки, указанные в подпункте 1.5.7 Порядка N 469-п, рассчитывается по следующей формуле: А = С x Р, где: А - арендная плата; С - рыночная стоимость земельного участка, определяемая на основании результатов оценки, проведенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности; Р - ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действующая на начало календарного года, в котором принято решение о предоставлении земельного участка.
Согласно пункту 2 постановления администрации Волгоградской области от 20.03.2017 N 135-п перерасчёт размера арендной платы за земельные участки, указанные в подпункте 1.5.7 Порядка (в редакции настоящего постановления), по договорам, заключенным до 01 апреля 2017, осуществляется в соответствии с пунктом 2.5 Порядка N 469-п (в редакции настоящего постановления) с 01 апреля 2017 с применением ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей по состоянию на 01 апреля 2017 года.
На основании указанных норм истец произвёл расчёт арендной платы за спорный период, исходя из рыночной стоимости земельного участка и ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на 1 апреля 2017 года, с учетом Федерального закона от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" исходя из коэффициента инфляции - 1,04.
Таким образом, по мнению истца, размер задолженности ответчика по арендной плате составляет 905 472 рубля 51 копейку.
Наличие задолженности по арендной плате, послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с исковыми требованиями.
Арбитражный суд Волгоградской области, основываясь на материалах дела и руководствуясь положениями статей 309, 310, 424, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), статей 65 Земельного кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", установив факт несвоевременного исполнения ответчиком обязанности по оплате арендной платы, пришёл к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
Также, признав верным информативный расчёт неустойки за просрочку исполнения обязательств, на основании положений статей 329, 330 ГК РФ, взыскал с ответчика пени в размере 92 630 рублей 31 копейки.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, истец ссылается на неверное определение судом первой инстанции момента прекращения применения положений оспоренного нормативного правого акта, полагает что, несмотря на признание недействующим подпункта 1.5.7 пункта 1.5, абзаца 4 пункта 1.14, пункта 2,5 Порядка расчёта арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, утвержденным постановлением администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п расчёт арендной платы должен быть произведён исходя из рыночной стоимости земельного участка.
Судебная коллегия отклоняет данный довод жалобы, как противоречащий материалам дела и направленный на переоценку выводов арбитражного суда первой инстанции.
Согласно статьям 606, 614 ГК РФ, по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату), порядок, условия и сроки внесения которой определяются договором.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421, пунктом 1 статьи 424 ГК РФ, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Поскольку спорный договор аренды заключён после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, арендная плата по нему является регулируемой (пункты 16, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды".
Изложенное означает обязательность применения показателей, определяющих размер арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, установленных соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления независимо от наличия соглашения сторон и внесения соответствующих изменений в договор.
В соответствии с положениями действующего земельного законодательства, публичные образования при сдаче ими в аренду принадлежащих им на праве собственности земельных участков, а также участков, право государственной собственности на которые, не разграничено, выступают одновременно не только как субъект гражданского оборота и сторона в договоре аренды, но и как субъект публичных отношений, наделенный в установленных законом случаях правом издавать нормативные акты, закрепляющие ставки арендной платы или механизм их определения.
Из материалов дела следует, что расчёт задолженности арендной платы с 01.04.2017 произведён истцом на основании постановления администрации Волгоградской области от 20.03.2017 N 135-п, вступившего в силу 1 апреля 2017 года, которым внесены изменения в постановление администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 г. N 469-п "Об утверждении Порядка расчёта арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов" (далее по тексту - постановление N 469-п).
Исходя из действия названных правовых актов, расчёт задолженности определён на основании пункта 1.5.7 Порядка N 469-п, согласно которому, годовая арендная плата за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе город-герой Волгоград (за исключением земельных участков, предоставленных для целей строительства, земельных участков, предоставленных для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, земельных участков, предоставленных для эксплуатации индивидуальных жилых домов, гаражей для хранения личного автотранспорта, объектов спорта, а также земельных участков, предоставленных религиозным организациям) определяется на основании рыночной стоимости земельного участка, устанавливаемой в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, и рассчитывается в соответствии с пунктом 2.5 настоящего Порядка, за исключением случаев, указанных в подпунктах 1.5.1 - 1.5.3, 1.5.5, 1.5.6 настоящего пункта.
Вместе с тем, администрацией не учтено, что решением Волгоградского областного суда от 19 февраля 2018 года по делу N 3а-15/2018, вступившим в законную силу 26 марта 2018 года, признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу: подпункт 1.5.7 пункта 1.5, абзац четвертый пункта 1.14, пункт 2.5 Порядка расчёта арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п (в редакции постановления администрации Волгоградской области от 20.03.2017 N 135-п "О внесении изменений в постановление Администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 года N 469-п "Об утверждении Порядка расчёта арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов").
Принимая обжалуемый судебный акт, суд пришёл к выводу, что оспариваемые нормы Порядка расчёта арендной платы, утверждённые постановлением N 469-п в редакции постановления N 135-п, не соответствуют принципу экономической обоснованности и одному из общеобязательных принципов определения регулируемой арендной платы - принципу запрета необоснованных предпочтений.
Согласно абзацу второму статьи 13 ГК РФ в случае признания судом недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления нарушенное право подлежит восстановлению или защите иными способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.
В силу части 5 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда по административному делу о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьёй 186 настоящего Кодекса, т.е. течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Действительно, из решения Волгоградского областного суда от 19 февраля 2018 года по делу N 3а-15/2018 не следует, что подпункт 1.5.7 пункта 1.5, абзац четвертый пункта 1.14, пункт 2.5 Порядка N 469-п были признаны недействующими с момента их принятия. Вместе с тем, вопреки доводам подателя апелляционной жалобы, указанное не может служить основанием их применения с целью расчёта арендной платы в спорный период.
Отклоняя доводы жалобы о правомерности применения арендодателем при расчёте арендной платы за спорный период ставок, установленных подпунктом 1.5.7 пункта 1.5, абзацем четвертым пункта 1.14, пунктом 2.5 Порядка N 469-п в виду признания решением Волгоградского областного суда от 19.02.2018 по делу N 3а-15/2018 данного нормативного акта муниципального органа недействующим и неподлежащим применению с даты вступления решения суда в законную силу, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 10 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 2 (2016), утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.07.2016, если нормативный акт, устанавливающий расчёт регулируемой арендной платы, признан решением суда недействительным и имеется ранее принятый нормативный акт, регулирующий аналогичные отношения, расчет арендной платы на основании признанного недействительным нормативного акта является незаконным.
Как указано в определении Верховного суда Российской Федерации от 14.04.2016 N 309-ЭС15-16627, согласно абзацу второму статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае признания судом недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления нарушенное право подлежит восстановлению или защите иными способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.
В пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" указано, что нормативный правовой акт или его отдельные положения, признанные судом недействующими, с момента принятия решения суда не подлежат применению, в том числе при разрешении споров, которые возникли из отношений, сложившихся в предшествующий такому решению период.
При этом следует учитывать правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 29.09.2010 N 6171/10, согласно которой признание нормативного акта недействующим с момента вступления в силу решения суда не должно препятствовать лицу, которое по незаконному нормативному акту было обязано осуществлять платежи, полностью восстановить нарушенное этим актом субъективное право, а также не должно предоставлять возможность лицу, являющемуся получателем платежей на основании данного нормативного акта, получать их за период до момента вступления в силу решения арбитражного суда о признании нормативного акта недействующим.
Таким образом, учитывая, что размер арендной платы за пользование спорным земельным участком является величиной, регулируемой в порядке, предусмотренном законодательством, применение алгоритма расчета арендной платы, установленного Порядком N 469-п, признанного не соответствующим законодательству и не подлежащим применению за период, предшествующий признанию судом незаконности их установления, в рассматриваемом случае является неправомерным.
В силу правовых позиций Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженных в постановлениях от 29.09.2010 N , от 15.12.2009 N 9330/09 признание нормативного акта недействующим с момента вступления в силу решения суда не должно препятствовать лицу, которое по незаконному нормативному акту было обязано осуществлять платежи, полностью восстановить нарушенное этим актом субъективное право, а также не должно предоставлять возможность лицу, являющемуся получателем платежей на основании данного нормативного акта, получать их за период до момента вступления в силу решения арбитражного суда о признании нормативного акта недействующим.
Поскольку в данном случае имеется нормативный правовой акт, которым определялся метод расчета арендной платы за использование земельных участков до принятия постановления администрации Волгоградской области от 20.03.2017 N 135-п, расчет арендной платы обоснованно произведен судом первой инстанции по пункту 2.1.1 Порядка N 469-п, подлежащего применению при расчете арендной платы к рассматриваемой категории земельных участков до внесения изменения постановлением N 135-п, следует, что размер арендной платы за земельные участки из категории земель населенных пунктов рассчитывается по следующей формуле: А = КСЗУ x Кви x Кдп x Ккан x Ки, где:
А - величина арендной платы, рассчитываемая за 12 месяцев;
КСЗУ - кадастровая стоимость земельного участка;
Кви - коэффициент вида функционального использования земельного участка;
Кдп - коэффициент дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов;
Ккан - коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов;
Ки - коэффициент индексации.
Таким образом, применение к спорному периоду (с 01.04.2017 по 01.08.2017) нормативного правового акта утратившего силу, недопустимо.
В связи с чем, апелляционный суд, приходит к выводу, что жалоба, по существу, не содержит доводов к отмене обжалуемого судебного акта.
Согласно статье 270 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются:
1) неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными;
3) несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таким образом, оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что выводы, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, являются обоснованными, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права, полной и всесторонней оценке имеющихся в деле доказательств, вследствие чего, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, решение суда - отмене.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 июля 2019 года по делу N А12-13499/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента муниципального имущества администрации Волгограда, - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.А. Дубровина |
Судьи |
А.Ф. Котлярова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-13499/2019
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДА, ДЕПАРТАМЕНТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА
Ответчик: ООО "ЭПСИЛОН"
Третье лицо: Пименов Сергей Владимирович