г. Челябинск |
|
11 июля 2019 г. |
Дело N А07-30185/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпачевой М.И.,
судей Ермолаевой Л.П., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Таранжиной А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации сельского поселения Буруновский сельсовет муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.04.2019 по делу N А07-30185/2018 (судья Айбасов Р.М.).
в судебном заседании принял участие представитель третьего лица - Прокуратуры Республики Башкортостан (распоряжение N 8-103-2019/37940 от 21.06.2019).
Администрация муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан (далее - истец, Администрация района) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Администрации сельского поселения Буруновский сельсовет муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан (далее - ответчик, Администрация сельского поселения) с привлечением в качестве третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан и Крестьянского (фермерского) хозяйства "Сатурн" о признании отсутствующим права собственности сельского поселения Буруновский сельсовет муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан на земельный участок и категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 02:19:230101:28 площадью 265993 кв. м, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Гафурийский район, Буруновский сельсовет, примерно в 300 м по направлению на северо-запад от с. Буруновка с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства с делана запись о государственной регистрации права 02-04/129-04/229/001/2016-243/2 от 30.03.2016.
Заявлением, поступившим в суд 19.12.2018, истец полностью отказался от заявленных требований, просил производство по делу прекратить.
Определением суда от 20.12.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Прокуратура Республики Башкортостан.
Представитель Прокуратуры Республики Башкортостан возражал против принятия отказа от иска.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.04.2019 (резолютивная часть от 10.04.2019) исковые требования удовлетворены.
С указанным решением не согласился ответчик (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ее податель указывает, что распоряжением спорным участком наделен ответчик. Администрация сельского поселения зарегистрировала право собственности на основании действующего на тот момент законодательства.
По мнению апеллянта, в нарушение норм процессуального права к участию в деле не были привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан как представитель Российской Федерации, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан как представитель субъекта Российской Федерации.
Ответчик полагает, что Администрация района не обладает правом обращения в суд с настоящим иском без права распоряжения земельным участком.
К апелляционной жалобе ее подателем приложены дополнительные документы: копия письма Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан от 11.02.2019 N 03/1167, копия свидетельства о государственной регистрации права от 24.03.2014, копия свидетельства о государственной регистрации права от 09.07.2013, копии постановлений Администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан от 20.02.2016 N 207 (в перечне к отзыву и дополнениям был перечислен, но не приложен) и от 20.04.2015 N 923, копия представления прокуратуры Гафурийского района Республики Башкортостан от 09.01.2019 N 10д-2019.
Поскольку указанные документы уже имеются в материалах дела, и отсутствует необходимость их повторного приобщения, они к материалам дела не приобщены.
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции прокуратурой представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором она указала, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В судебном заседании представитель прокуратуры возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в суд не обеспечили, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании постановления администрации сельского поселения Буруновский сельсовет муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан от 28.03.2016 N 37 (л.д. 15) в порядке разграничения государственной собственности на землю, в Гафурийском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Башкортостан зарегистрировано право собственности Сельского поселения Буруновский сельсовет муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан на земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 0219:230101:28 площадью 265993 кв. м, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Гафурийский район, Буруновский сельсовет, примерно по направлению на северо-запад от с. Буруновка с разрешенным сельскохозяйственного производства и сделана запись о регистрации 04/229/001/2016-243/2 от 30.03.2016 г. (л.д. 25).
На данный участок имеется обременение в пользу Крестьянского хозяйства "Сатурн" в виде права аренды - договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности от 05.05.2008 N 109-08-19-зем (л.д. 32-35), дополнительное соглашение N 44/11 от 10.10.2011 о внесении изменений в договор аренды N 109-08-19зем от 05.05.2008 (л.д. 37-38), соглашение N 2/09 от 12.02.2009 о продлении договора аренды земельного участка N 109-08-19-зем от 12.02.2019 (л.д. 36).
Истец полагал, что у Администрации сельского поселения Буруновский сельсовет муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан отсутствуют полномочия по распоряжению спорным земельным участком, в том числе, путем передачи его на праве постоянного пользования органу местного самоуправления - Администрации сельского поселения Буруновский сельсовет муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан на основании постановления от 28.03.2016 N 37.
Ссылаясь на отсутствие у Администрации сельского поселения полномочий на распоряжение земельным участком путем передачи его в собственность поселения, Администрация района обратилась в суд с настоящим иском.
Принимая решение об удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия у ответчика правовых оснований для регистрации за собой права собственности на спорные земельные участки. Не принимая отказ истца от исковых требований, суд первой инстанции признал отказ противоречащим закону и нарушающим права органа местного самоуправления, как распорядителя земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, указал, что отказ может привести к нарушению прав и законных интересов неограниченного круга лиц.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности; а также те земельные участки, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, является одним из принципов земельного законодательства, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (подпункт 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Основания и порядок разграничения государственной собственности на землю регулировались с 20.12.2001 по 01.07.2006 Законом N 101-ФЗ, с 01.07.2006 - Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Пунктом 4 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ закреплено, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные данным Законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Вступившим с 01.03.2015 в силу Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) внесены изменения в статью 3.3 Федерального закона N 137-ФЗ.
По смыслу положений пункта 2 приведенной статьи наделение органов местного самоуправления поселений полномочиями по предоставлению земельных участков, которые не могут быть отнесены по предусмотренным статьей 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ основаниям к какой-либо из форм собственности, в силу чего относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, не является основанием для такого разграничения и не означает возникновение у них прав собственности на данные земельные участки.
Предусмотренный статьей 3.3 Федерального закона N 137-ФЗ порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, может быть изменен.
Указанное и произошло с 01.01.2017, когда Федеральным законом от 03.07.2016 N 334-ФЗ в абзац третий пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона N 137-ФЗ были внесены изменения, в соответствии с которыми с 01.01.2017 распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Поскольку право распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, которое было делегировано органам местного самоуправления, не тождественно праву собственности и не является основанием возникновения такого права на земельные участки у муниципального образования (сельского поселения или района), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что постановление администрации сельского поселения от 09.09.2016 N 100, представленное в качестве основания возникновения права собственности сельского поселения, таковым не является, в связи с чем установленных законом оснований для регистрации права собственности сельского поселения на спорные земельные участки не имелось, регистрация права собственности поселения произведена незаконно.
Поскольку с 01.01.2017 лицом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, является Администрация района, исковые требования о признании отсутствующим права собственности поселения на спорные земельные участки правомерно признаны судом первой инстанции направленными по существу на устранение "конфликта" между правами истца на распоряжение указанным земельным участком и правом собственности сельского поселения на земельные участки, зарегистрированным в отсутствие установленных законом оснований.
Непривлечение к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, не противоречит положениям статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и основанием для отмены решения суда не является. С учетом изложенного соответствующий довод ответчика подлежит отклонению.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у Администрации района полномочий на обращение с указанным иском и выборе истцом надлежащего способа защиты, поскольку данный способ защиты в рассматриваемом случае ведет к восстановлению как нарушенных прав Российской Федерации как собственника земельного участка, так и прав администрации района на распоряжение указанным участком.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, влекущих отмену судебного акта, и подлежат отклонению апелляционным судом.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено судом апелляционной инстанции исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее подателя по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Ее взыскание с Администрации сельского поселения в доход федерального бюджета не производится, поскольку она освобождена от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.04.2019 по делу N А07-30185/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации сельского поселения Буруновский сельсовет муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.И. Карпачева |
Судьи |
Л.П. Ермолаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-30185/2018
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ГАФУРИЙСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ БУРУНОВСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ГАФУРИЙСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Третье лицо: КХ "Сатурн", Прокуратура РБ, Управление Росреестра по РБ