г. Саратов |
|
11 июля 2019 г. |
Дело N А57-28543/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "04" июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "11" июля 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Степуры С.М.,
судей Акимовой М.А., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Арзуманяном А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ритуал" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 29 марта 2019 года по делу N А57-28543/2018 (судья А.И. Михайлова)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ритуал" (410009, г. Саратов, ул. Б. Садовая, д. 176, ИНН 6452123182, ОГРН 1166451070895)
заинтересованные лица: Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (410031, г. Саратов, ул. Вольская, д. 81, ИНН 6450014580, ОГРН 1026402675045), Администрация Саратовского муниципального района Саратовской области (410530, Саратовская область, Саратовский район, п. Дубки, ИНН 6432003218, ОГРН 1026401178484), Управление имущественных и земельных отношений администрации Саратовского муниципального района Саратовской области (410530, Саратовская область, Саратовский район, п. Дубки, ИНН 6432000760, ОГРН 1056403209378), Муниципальное унитарное специализированное похоронное предприятие "Ритуал" (410012, г. Саратов, ул. Киселёва, д. 7, ИНН 6452014521, ОГРН 1026402671921), Смоляков Артем Сергеевич (г. Саратов), Сергеев Алексей Сергеевич (г. Саратов), Букин Роман Геннадьевич (г. Саратов), Мухаметжанов Ренат Ростямович (г. Саратов)
о признании недействительными решения и предписания N 96-18/ов-т,
при участии в судебном заседании: от общества с ограниченной ответственностью "Ритуал" - Баженов С.В., по доверенности от 28.01.2019, от Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области - Пастухов Н.Г., по доверенности от 03.07.2019, от Мухаметжанова Р.Р. - Горюшин В.С., по доверенности от 12.11.2018.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ритуал" (далее - ООО "Ритуал", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее - УФАС по Саратовской области, Управление) о признании недействительными решения от 03.12.2018 N 96-18/ов-т и предписания от 03.12.2018 N 96-18/ов-т.
Решением Арбитражного суда Саратовскойо области от 29 марта 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Ритуал", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
УФАС по Саратовской области в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Мухаметжанова Р.Р. в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представлен отзыв на апелляционную жалобу, в судебном заседании поддержал позицию УФАС по Саратовской области.
Администрация Саратовского муниципального района Саратовской области, Управление имущественных и земельных отношений администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, муниципальное унитарное специализированное похоронное предприятие "Ритуал", Смоляков Артем Сергеевич, Сергеев Алексей Сергеевич, Букин Роман Геннадьевич в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 АПК РФ посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 01.06.2019, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, 05.10.2018 в сети интернет на официальном сайте http://torgi.gov.ru/ Управлением имущественных и земельных отношений администрации Саратовского муниципального района Саратовской области (далее по тексту - организатор торгов) было размещено извещение о проведении торгов N 051018/1373697/02 в форме открытого аукциона, на право аренды сроком на 10 лет земельного участка площадью 170 кв.м. с кадастровым N 64:48:020406:30 с видом разрешенного использования - ритуальная деятельность, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район, Александровское муниципальное образование, с. Березина Речка.
Протоколом от 06.10.2018 N 1 организатором торгов были рассмотрены заявки на участие в открытом аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного в границах Саратовского муниципального района Саратовской области.
По результатам проведенного открытого аукциона 07 ноября 2018 организатором торгов был составлен Протокол N 1 о результатах открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, победителем аукциона было признано общество с ограниченной ответственностью "Ритуал" в лице директора Оголева А.И. и определена цена годового размера арендной платы за земельный участок по результатам торгов - 49184 руб. 00 коп. (последний шаг аукциона). Данный Протокол был выдан победителю.
13.11.2018 в Саратовское УФАС России поступила жалоба Мухаметжанова Р.Р. на действия организатора торгов - Управления имущественных и земельных отношений администрации Саратовского муниципального района Саратовской области по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером: 64:48:020406:30 (Лот N 1).
Решением УФАС по Саратовской области от 03.12.2018 с учетом определения об исправлении опечатки от 29.01.2019 жалоба на действия организаторов торгов - Управления имущественных и земельных отношений администрации Саратовского муниципального района Саратовской области по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером: 64:48:020406:30 (Лот N 1) признана обоснованной ввиду того, что в нарушение подпункта 3 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации организатором торгов не указана достоверная информация о месте проведения аукциона.
Предписанием УФАС по Саратовской области от 03.12.2018 с учетом определения об исправлении опечатки от 12.12.2018 организатору торгов - Управлению имущественных и земельных отношений администрации Саратовского муниципального района Саратовской области предписано:
1. В срок до 25.12.2018 - отменить итоги Аукциона; назначить новую дату проведения Аукциона; уведомить лиц подавших заявки на участие в Аукционе о новой дате проведения Аукциона; продолжить проведение аукциона с последнего предложения о цене предмета аукциона - 49184 руб.
2. Разместить соответствующую информацию в средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", где было опубликовано сообщение о проведении Аукциона.
3. В срок до 25.12.2018 сообщить об исполнении настоящего предписания, представив в Саратовское УФАС России документы, подтверждающие исполнение настоящего предписания.
Не согласившись с вынесенными решением и предписанием, ООО "Ритуал" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований, предусмотренных статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемых актов незаконными.
При этом суд обоснованно руководствовался следующим.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконным необходима совокупность двух условий: их несоответствие требованиям закона и нарушение прав и законных интересов лица, оспаривающего данное действие (бездействие).
При этом согласно п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 1 статьи 65, частями 4 и 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения органом, осуществляющим публичные полномочия, оспариваемых действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган.
В соответствии с пунктом 4 статьи 8 ЗК РФ, порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
В соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов. Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.
По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленной законодательством и иными нормативными правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок.
Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регламентировано статьей 39.11 ЗК РФ.
Организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки и порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона").
Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Извещение о проведении аукциона должно содержать сведения:
1) об организаторе аукциона;
2) об уполномоченном органе и о реквизитах решения о проведении аукциона;
3) о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона;
4) о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства);
5) о начальной цене предмета аукциона;
6) о "шаге аукциона";
7) о форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе;
8) о размере задатка, порядке его внесения участниками аукциона и возврата им задатка, банковских реквизитах счета для перечисления задатка;
9) о сроке аренды земельного участка в случае проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка. При этом срок аренды такого земельного участка устанавливается с учетом ограничений, предусмотренных пунктами 8 и 9 статьи 39.8 настоящего Кодекса;
10) о размере ежегодной арендной платы при предоставлении земельного участка юридическому лицу в аренду для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства, за исключением первого арендного платежа, размер которого определяется по результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства. При этом размер ежегодной арендной платы, если предметом аукциона является размер первого арендного платежа, определяется в порядке, установленном для определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Обязательным приложением к размещенному на официальном сайте извещению о проведении аукциона является проект договора купли-продажи или проект договора аренды земельного участка (части 18, 19, 21, 22 статьи 39.11 ЗК РФ).
Основания отказа в допуске к участию в аукционе установлены частью 8 статьи 39.12 ЗК РФ и являются исчерпывающими.
Перечень документов для участия в аукционе установлен частью 1 статьи 39.12 ЗК РФ.
Победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наибольшую цену за земельный участок или наибольший размер ежегодной арендной платы за земельный участок (часть 17 статьи 39.12 ЗК РФ).
Антимонопольный орган установил нарушения требований пункта 3 части 21 статьи 39.11 ЗК РФ, в извещении о проведении аукциона указана не достоверная информацию о месте проведения Аукциона.
Извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона. Организатор аукциона устанавливает, в том числе порядок проведения аукциона (часть 18, пункт 3 части 21 статьи 39.11 ЗК РФ).
Как было указано выше, 05.10.2018 в сети интернет на официальном сайте http://torgi.gov.ru/ Управлением имущественных и земельных отношений администрации Саратовского муниципального района Саратовской области (далее по тексту - организатор торгов) было размещено извещение о проведении торгов N 051018/1373697/02 в форме открытого аукциона, на право аренды сроком на 10 лет земельного участка площадью 170 кв.м. с кадастровым N 64:48:020406:30 с видом разрешенного использования - ритуальная деятельность, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район, Александровское муниципальное образование, с. Березина Речка.
Из извещения следует, что дата, время и место проведения аукциона "7" ноября 2018года в 11 часов 00 минут по местному времени по адресу: г. Саратов, ул. Тракторная, д. 43, 2 этаж, ком. 201.
31.10.2018 за исх. N 01-09/1853 в адрес Администрации от Министерства информации и печати Саратовской области поступило письмо о предоставлении 07.11.2018 с 11:00 до 12:30 помещения зала видеоконференцсвязи администрации для участия в работе совещания.
Согласно протоколу от 07.11.2018 о результатах открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, Аукцион проходил в 11:00 в Большом зале ком. 500 (в связи с производственной необходимостью).
На рассмотрении жалобы представитель организатора торгов пояснил, что место проведения Аукциона было изменено в связи с производственной необходимостью.
Согласно протоколу от 07.11.2018 о результатах Аукциона, Мухаметжанов Р.Р. вошел в зал, где проходили торги, в 11 часов 03 минуты, после того как аукционист огласил время начала проведения торгов, указанное в извещение о проведении открытого аукциона, а именно 11 часов 00 минут. В результате чего Мухаметжанову Р.Р. было отказано в регистрации как участника открытого аукциона.
Кроме того, Комиссия Саратовского УФАС России, исследовав и оценив представленные доказательства, в том числе представленные видеозаписи, установила, что представители Мухаметжанова Р.Р. вошли в зал, где проходил аукцион в 11 часов 00 минут 46 секунд.
Таким образом, суд первой инстанции пришел верному выводу о том, что организатор торгов, не указав в извещении достоверную информацию о месте проведения Аукциона, допустил нарушение пункта 1 статьи 39.11 ЗК РФ, в связи с чем решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области N 96-18/ов-т от 03.12.2018 жалоба Мухаметжанова Р.Р. на действия организатора торгов - Управления имущественных и земельных отношений администрации Саратовского муниципального района Саратовской области по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером: 64:48:020406:30 (Лот N 1) правомерно была признана обоснованной.
Пунктом 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
Довод апелляционной жалобы о том, что Управление при вынесении оспариваемых актов фактически приняло решение об аннулировании торгов, в связи с чем вышло за пределы своих полномочий и нарушило права собственника по распоряжению имуществом, отклоняется судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
Таким образом, антимонопольный орган наделен правом рассмотрения в указанном порядке жалоб, в том числе на действия организатора торгов, и выдачи соответствующих решений и предписаний. Рассмотрение таких жалоб осуществляется антимонопольным органом в порядке реализации полномочий, предоставленных ему Законом о защите конкуренции и в целях защиты охраняемых этим законом правоотношений.
Довод о том, что определяя в предписании последнее предложение о цене предмета аукциона - 1020800 руб., антимонопольный орган вышел за пределы своих полномочий, нарушил права собственника по распоряжению имуществом, противоречит законодательству, отклоняется как несостоятельный, поскольку как следует из определения об исправлении опечатки от 12.12.2018 указание в предписании последнего предложения о цене предмета аукциона - 1020800 руб. вместо 49184 руб. является технической ошибкой и не свидетельствует о нарушении прав заявителя.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционной суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Судебная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявления по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 29 марта 2019 года по делу N А57-28543/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.М. Степура |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-28543/2018
Истец: ООО "Ритуал"
Ответчик: УФАС по Саратовской области, УФАС по СО
Третье лицо: Администрация Саратовского МР СО, Букин Роман Геннадьевич, Муниципальное унитарное специализированное похоронное предприятие "Ритуал", Мухаметжанов Ренат Ростямович, Сергеев Алексей Сергеевич, Смоляков Артем Сергеевич, Управление имущественных и земельных отношений администрации Саратовского МР СО
Хронология рассмотрения дела:
22.10.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-53630/19
11.07.2019 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5685/19
29.03.2019 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-28543/18
20.12.2018 Определение Арбитражного суда Саратовской области N А57-28543/18