г.Москва |
|
12 июля 2019 г. |
Дело N А40-318078/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
В.А.Свиридова, И.В.Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания В.В.Александровой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ЗАО "ЭКСПЕРТ плюс"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.03.2019, принятое судьей Нариманидзе Н.А. (148-2334)
по делу N А40-318078/18
по заявлению Мосгосстройнадзора
к ЗАО "ЭКСПЕРТ плюс"
о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Боева О.С. по дов. от 10.01.2019; |
УСТАНОВИЛ:
Комитет государственного строительного надзора города Москвы (далее также - заявитель, административный орган, Мосгосстройнадзор) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении ЗАО "ЭКСПЕРТ плюс" (далее также - ответчик, Общество) к административной ответственности, предусмотренной ч.6 ст.19.5 КоАП РФ.
Решением суда от 11.03.2019, принятым по настоящему делу, суд привлек Общество к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.19.5 КоАП РФ, назначив ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, ответчик в апелляционной жалобе просит его отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без его участия.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителя ответчика, поддержавшего в судебном заседании изложенные в жалобе доводы и требования, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения Мосгосстройнадзора от 08.10.2018 N РП9036/18-(0)-0 административным органом проведена проверка в отношении ЗАО "ЭКСПЕРТ плюс", осуществляющего строительство на объекте капитального строительства - нежилое здание, расположенное по адресу: Москва, САО, Хорошевский, Магистральный пер., вл.3.
В ходе проведения проверки административным органом установлено невыполнение Обществом ранее выданного предписания от 03.09.2018 N 7107/18 об устранении выявленных нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства со сроком исполнения до 28.09.2018.
Выявленные нарушения отражены в Акте проверки от 09.11.2018 N 9036/18.
19.11.2018 Мосгосстройнадзор, усмотрев в означенных действиях Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.19.5 КоАП РФ, составил в отношении ЗАО "ЭКСПЕРТ плюс" протокол об административном правонарушении.
На основании ст.23.1 КоАП РФ Мосгосстройнадзор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по ч.6 ст.19.5 КоАП РФ.
Согласно ч.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Из материалов дела усматривается, что протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом при соблюдении процессуальных требований, предусмотренных ст.ст.28.2, 28.5, 28.7 КоАП РФ.
Невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации влечет административную ответственность, предусмотренную частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Объективной стороной указанного правонарушения является невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного строительного надзора.
Как усматривается из материалов дела, ответчик в установленный срок (до 28.09.2018) предписание Мосгосстройнадзора от 03.09.2018 N 7107/18 не исполнил, нарушения градостроительного законодательства, выявленные при осуществлении государственного строительного надзора, не устранил.
В соответствии с ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
У ответчика имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч.6 ст.19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но Обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Собранные по настоящему делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи позволяют сделать вывод о наличии вины Общества в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Вместе с тем согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.03.2019 N 823-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества "Любинский молочноконсервный комбинат" на нарушение конституционных прав и свобод частью 1 статьи 4.5 и частью 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", федеральный законодатель, предусмотрев в части 15 статьи 19.5 КоАП РФ административную ответственность, в том числе за невыполнение изготовителем предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, как особого случая невыполнения в установленный срок законного предписания уполномоченного органа, отнес данное административное правонарушение к правонарушениям против порядка управления. Соответственно, привлечение к административной ответственности предполагается именно за само по себе формальное невыполнение предписания публичного органа, которое не может зависеть - в том числе применительно к срокам давности - от наступления тех или иных последствий допущенных нарушений.
Таким образом, учитывая изложенную в означенном Определении позицию, федеральным законодателем разграничены указанные самостоятельные составы административных правонарушений, объектом посягательства которых являются нарушение законодательства о регулировании градостроительной деятельности и нарушение установленного порядка управления, что с определенностью позволяет установить применимый в каждом конкретном случае срок давности привлечения к административной ответственности.
Следовательно, при разрешении дел об административных правонарушениях, объектом посягательства которых является установленный порядок управления, выражающихся в невыполнении в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подлежит применению трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ - по делам об административном правонарушении, рассматриваемых судьей).
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся.
Учитывая, что в рассматриваемом случае правонарушение, исходя из его существа, не является длящимся, срок давности привлечения к административной ответственности в соответствии с ч.1 ст.4.5 КоАП РФ подлежит исчислению со дня совершения административного правонарушения.
Поскольку предписание от 03.09.2018 N 7107/18 подлежало исполнению в срок до 28.09.2018, следовательно, начало течения срока давности привлечения Общества к административной ответственности следует исчислять с 29.09.2018.
Таким образом, на день привлечения судом первой инстанции ЗАО "ЭКСПЕРТ плюс" к административной ответственности, предусмотренной ч.6 ст.19.5 КоАП РФ, - 11.03.2019 - трехмесячный срок, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, истек.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании п.4 ч.1 ст.270 АПК РФ, а требования Мосгосстройнадзора о привлечении ЗАО "ЭКСПЕРТ плюс" к административной ответственности, предусмотренной ч.6 ст.19.5 КоАП РФ, - отказу в удовлетворении.
На основании изложенного, руководствуясь ч.4.1 ст.206 ст.ст.266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.03.2019 по делу N А40-318078/18 отменить. Отказать в удовлетворении заявления Мосгосстройнадзора о привлечении ЗАО "ЭКСПЕРТ плюс" к административной ответственности, предусмотренной ч.6 ст.19.5 КоАП РФ.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-318078/2018
Истец: КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ЗАО "ЭКСПЕРТ ПЛЮС"