г. Пермь |
|
18 сентября 2019 г. |
Дело N А60-2903/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 сентября 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дружининой Л.В.,
судей Балдина Р.А., Кощеевой М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моор О.А.,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика,
ЗАО "УРАЛГОРШАХТКОМПЛЕКТ",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 28 мая 2019 года
по делу N А60-2903/2019
по иску АО "СГ-ТРАНС" (ОГРН 1047740000021, ИНН 7740000100)
к ЗАО "УРАЛГОРШАХТКОМПЛЕКТ" (ОГРН 1026605238120, ИНН 6671115787)
третье лицо: ОАО "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
о взыскании расходов по устранению недостатков по договору возмездного оказания услуг,
при участии:
от истца: Быстрых Н.Г., представитель по доверенности от 23.07.2019;
от ответчика: не явились;
от третьего лица: не явились;
установил:
Акционерное общество "СГ-ТРАНС" (истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к закрытому акционерному обществу "УРАЛТОРГШАХТКОМПЛЕКТ" (ответчик) о взыскании расходов по устранению недостатков планового ремонта вагонов в период гарантийного обслуживания в сумме 19 809 руб. 71 коп.
В порядке ст.51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО "Российские железные дороги".
Решением суда от 28.05.2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик с решением суда первой инстанции не согласился, направил апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы ссылается на ненадлежащее его извещение об отцепке вагонов и расследовании причин неисправностей, несоответствие актов-рекламаций руководящим документам, отсутствие на деталях вагонов таких дефектов, которые в соответствии с Классификатором КЖА 2005 05 являются основанием для отцепки вагонов текущий ремонт. По мнению апеллянта, такие дефекты как "следы режущего инструмента" и "следы сварочных работ" не являются гарантийными по условиям договора, соответственно, ответственность за них не может быть отнесена на ответчика. Кроме того, со ссылками на ч.3 ст.720 ГК РФ заявитель жалобы указывает на явный характер обнаруженных дефектов и отсутствие у истца в момент приемки вагонов из ремонта возражений относительно качества работ. Помимо этого, апеллянт считает, что спорные дефекты не существовали на момент выхода вагонов из ремонта, а могли возникнуть при техническом обслуживании вагонов, а также непосредственно при их отцепке в текущий ремонт.
Истец направил письменный отзыв на жалобу, в котором, ссылаясь на несостоятельность доводов апеллянта, обжалуемый судебный акт просит оставить без изменения.
Явившийся в судебное заседание апелляционного суда представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Ответчик и третье лицо, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между обществом "СГ-транс" (заказчик) и обществом "УГШК" (подрядчик) заключен договор на плановые виды ремонта грузовых вагонов от 29.05.2015 N 34/2015/РВ, согласно условиям которого заказчик поручает и обязуется оплатить, а подрядчик принимает на себя обязательства производить плановые виды ремонта (деповской, капитальный) грузовых вагонов, принадлежащих заказчику на праве собственности, аренды или ином законном основании (далее - грузовые вагоны) в соответствии с согласованным графиком подачи грузовых вагонов в ремонт по форме приложений N N 1-1 к договору (п. 1.1 договоров).
Во исполнение названного договора ответчиком выполнен плановый (капитальный) ремонт вагонов N 57802647и N 50882299, о чем между сторонами подписаны соответственно акт приемки от 10.08.2016 (л.д.52) и акт приемки от 26.12.2016 (л.д.25).
Уведомление формы ВУ-36-М о приеме грузового вагона из ремонта оформлено в отношении вагона N 57802647 - 10.08.2016; в отношении вагона N 50882299 - 26.12.2016.
Согласно п. 5.1 договора гарантийный срок на выполненные работы по деповскому и капитальному ремонту грузовых вагонов устанавливается до проведения следующего планового вида ремонта, но не позднее сроков, установленных Советом по железнодорожному транспорту государств- участников Содружества (протокол от 16-17 октября 2012 года с изменениями и дополнениями) в Положении о системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, допущенных в обращение на железнодорожные пути общего пользования в международном сообщении (утв. Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества от 22-23.11.2007 N 47 с поел. изм. и доп.), при условии соблюдения правил эксплуатации и требований по обеспечению грузовых вагонов при производстве погрузочно-разгрузочных работ.
Срок гарантийной ответственности исчисляется от даты оформления уведомления о приемке грузовых вагонов из ремонта формы ВУ-36-М. Отказ грузового вагона или его составной части признается гарантийным случаем на основании расследования, проведенного с участием представителя подрядчика и оформлением акта формы ВУ-41-М, с необходимыми приложениями, подтверждающими вину подрядчика.
В 2018 году при проверке перевозчиком (ОАО "РЖД") технической пригодности подаваемых под погрузку вагонов вышеуказанные вагоны, находящиеся на гарантии ответчика, отцеплены в текущий ремонт в связи с выявлением технологических неисправностей:
Вагон 57802647 - Трещина/излом боковины (рамы) (код 205 КЖА 2005 05); ВЧДЭ-14 Агрыз ОАО "РЖД"
Вагон 50882299 - Трещина/излом боковины (рамы) (код 205 КЖА 2005 05); ВЧДЭ-14 Агрыз ОАО "РЖД".
Расследование причин неисправности технологического характера организовано и проведено силами эксплуатационных вагонных депо ОАО "РЖД" на основании Регламента, согласованного Комитетом по грузовому подвижному составу НП "ОПЖТ", в состав которого входит ЗАО "УГШК".
По итогам расследования причин неисправностей оформлены акты рекламации ф. ВУ-41 М.
В заключении комиссионного осмотра о причинах появления дефекта вагона-цистерны 57802647 в Акте-рекламации от 04.07.2018 N 1086 установлено, что причиной отцепки вагона в ТОР явились следы режущего инструмента в зоне внутреннего угла буксового проема R-55, что является нарушением требований приложения Извещения 32 ЦВ 20-2015 РД 32 ЦВ 052- 2009 телеграфного указания ОАО "РЖД" от 14.08.2013 исх. N 13262. Виновным предприятием признано ВРД Верхней Уфалей - ЗАО "УГШК".
В заключении комиссионного осмотра о причинах появления дефекта вагона-цистерны 50882299 в Акте-рекламации от 08.09.2018 N 1655 установлено, что причиной отцепки вагона в ТОР явились следы режущего инструмента в зоне внутреннего угла буксового проема R-55 в боковой раме N 6026, а также следы сварочных работ в зоне внутреннего угла буксового проема R-55 в боковой раме N 6121, что является нарушением РД 32 ЦВ 052-2009 телеграфного указания ОАО "РЖД" от 14.08.2013 исх. N 13262. Виновным
предприятием признано ВРД Верхней Уфалей - ЗАО "УГШК".
Согласно пю.5.2. договора в течение суток с даты обнаружения технологических неисправностей в течение гарантийного срока, возникших в процессе эксплуатации грузовых вагонов вследствие некачественно выполненного ремонта (далее - неисправности), заказчик направляет предприятию подрядчика уведомление об этом, и грузовые вагоны направляются в вагонные эксплуатационное депо сети железных дорог или подрядчику для устранения выявленных неисправностей.
Работы по устранению технологических неисправностей, возникших в течение гарантийного срока, оплачивает заказчик, за исключением случаев его устранения в рамках гарантийного ремонта подрядчиком (п.5.3. договора).
Зафиксированные в актах-рекламациях от 04.07.2018 N 1086 и от 08.09.2018 N 1655 технологические неисправности вагонов устранены силами ОАО "РЖД". Стоимость работ по текущему отцепочному ремонту вагонов согласно расчету ОАО "РЖД" составила 19 809 руб. 17 коп.
Проведенные ОАО "РЖД" работы по текущему отцепочному ремонту вагонов оплачены истцом в полном объеме платежными поручениями от 29.06.2018 N 1506, от 27.08.2018 N 374.
Согласно п.5.4. договора расходы, понесенные заказчиком по вине подрядчика, связанные с оплатой провозных платежей в ремонт, оплатой за выполненные работы по устранению неисправностей, возникших вследствие некачественно выполненных работ в течение гарантийного срока, заказчик предъявляет и направляет подрядчику, производившему плановый ремонт грузового вагона/отказавшего узла, путем направления претензии в соответствии с "Регламентом расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы", утв. 05.02.2013 Президентом НП "ОПЖТ" с приложением документов, перечисленных в п.5.4. договора.
Подрядчик в претензионном порядке возмещает заказчику расходы, связанные с устранением дефектов, возникших вследствие некачественно выполненных работ в течение гарантийного срока при условии соблюдения заказчиком порядка, установленного п.5.4. договора (п.5.5. договора).
Во исполнение п.5.4. договора истец направил ответчику претензионные письма от 24.10.2018 N 1882 и от 24.10.2018 N 1883 с требованием о возмещении на основании п.5.5. договора понесенных расходов на оплату текущего отцепочного ремонта вагонов, находящихся на гарантии ответчика, проведенного силами ОАО "РЖД" в размере 19 809 руб. 17 коп.
Ответчик претензионных требований не исполнил, в связи с чем истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, письменного отзыва на нее и пояснения представителя истца в судебном заседании, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно ст.721 ГК РФ качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.
По условиям п.3.1.1. договора ответчик обязался производить ремонт грузовых вагонов в соответствии с требованиями руководящих документов "Руководство по капитальному ремонту грузовых вагонов" и "Грузовые вагоны железных дорог колеи 1520 мм. Руководство по деповскому ремонту", утвержденные Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, протокол от 18-19 мая 2011 г.
В соответствии с условиями договора, Руководства РД 32 ЦВ 587-2009. "Грузовые вагоны железных дорог колеи 1520 мм. Руководство по деповскому ремонту" и Руководящего документа РД 32 ЦВ 052-2009. "Ремонт тележек грузовых вагонов" при проведении деповского ремонта подрядчик обязан проводить проверку всех элементов, агрегатов, узлов вагона, а также его состояние после ремонта и несет ответственность за качественный ремонт узлов и деталей, исправную работу вагона и его узлов до следующего планового ремонта.
Вышеуказанное означает, что вагоноремонтное депо, проводившее деповской ремонт вагона, проводит контроль всех составных частей вагона и дает гарантию на безотказную работу вагона и всех его составных частей. Выпуская вагон из ремонта, вагоноремонтное депо гарантирует, что вагон является исправным и прослужит без поломок в течение всего гарантийного срока.
Таким образом, с подписанием актов приемки работ от 10.08.2016, от 26.12.2016 и уведомлений формы ВУ-36-М от 10.08.2016, от 26.12.2016, подрядчик подтвердил пригодность отремонтированных им вагонов к эксплуатации, соответствие их технического состояния установленным требованиям, а также принял на себя ответственность за качество выполненной им работы в течение гарантийного срока и обязательство по устранению обнаруженных в указанный срок недостатков.
Частью 1 ст.722 ГК РФ установлено, что в случае, когда законом предусмотрен для результата работы гарантийный срок, результат работы должен в течение всего гарантийного срока соответствовать условиям договора о качестве (пункт 1 статьи 721). Заказчик вправе предъявить требования, связанные с недостатками результата работы, обнаруженными в течение гарантийного срока (ч.3 ст.724 ГК РФ).
Под гарантийным сроком в договорах подряда понимается период времени, в течение которого подрядчик гарантирует стабильность показателей качества результата произведенных работ в процессе его использования по назначению при условии соблюдения заказчиком установленных правил использования. Содержание гарантийного обязательства включает право заказчика требовать от подрядчика обеспечения надлежащего качества результата выполненных работ и корреспондирующую ему обязанность подрядчика обеспечивать его с момента приемки и до окончания действия гарантийного срока. Распространяя свое действие на период после приемки выполненных работ, гарантийное обязательство превращает отношения сторон по договору подряда в длящиеся. Презюмируется, что при обычной надлежащей эксплуатации предмета, явившегося результатом работ, недостаток, появившийся в течение гарантийного срока, возникает ввиду ненадлежащего исполнения подрядчиком своих обязательств по выполнению работ.
Следовательно, при разрешении споров, связанных с применением последствий нарушения требований о качестве выполненных работ в гарантийный срок, заказчик обязан доказать возникновение недостатка в работе подрядчика в пределах этого срока и размер понесенных расходов, а последний в свою очередь обязан возместить эти расходы, если не докажет, что причина возникновения недостатка не связана с его работой. В соответствии с частью 5 этой статьи подрядчик, предоставивший материал для выполнения работы, отвечает за его качество по правилам об ответственности продавца за товары ненадлежащего качества (статья 475 ГК РФ).
При выполнении подрядчиком работ с недостатками заказчик вправе потребовать от подрядчика выполнения действий, указанных в части 1 статьи 723 ГК РФ, если иное не установлено законом или договором.
Согласно ст. 723 ГК РФ в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика:
безвозмездного устранения недостатков в разумный срок;
соразмерного уменьшения установленной за работу цены;
возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда (статья 397).
Материалами дела подтверждено и ответчиком по существу не оспаривается, что спорные недостатки обнаружены в течение срока гарантийных обязательств подрядчика, следовательно, именно на подрядчика относится бремя доказывания того обстоятельства, что причина возникновения недостатка не связана с его работой (недостатки произошли вследствие неправильной эксплуатации либо нормального износа объекта или его частей, ненадлежащего ремонта объекта, произведенного самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами и проч.).
В соответствии с указанием МПС РФ от 13.10.1998 N Б-1190у документом, удостоверяющим факт наступления гарантийной ответственности и определяющим виновность соответствующего юридического лица, является рекламационный акт. Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 27.04.2015 г. N 309-ЭС14-4398, от 21.03.2016 по делам 305-ЭС15-18668, 305-ЭС15-19207, от 04.04.2016 по делу А 305-ЭС15-16906, документы о выявленном дефекте вагона (акты-рекламации) являются надлежащим доказательством нарушения гарантийных обязательств.
Из совокупности представленных истцом документов, в частности, Актов-рекламаций формы ВУ-41-м от 04.07.2018 N 1086 и от 08.09.2018 N 1655, следует, что обнаруженные неисправности (трещина/излом боковины/рамы) относятся к категории технологических неисправностей (то неисправности, связанные с качеством изготовления и выполнения плановых и неплановых ремонтов в депо, на ВРЗ и ВСЗ, п.2.5. Классификатора К ЖА 2005 05), следовательно, ответственность за их устранение несет ответчик, как лицо, выполнявшее плановый ремонт соответствующих вагонов.
Оснований для сомнений в действительности представленных истцом актов-рекламаций суд апелляционной инстанции не усматривает.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о ненадлежащем уведомлении ответчика о случае отцепки вагонов и расследовании причин неисправности судом апелляционной инстанции отклонены, как опровергнутые материалами дела.
Из материалов дела следует, что в адрес ответчика направлялась телеграмма с уведомлением о принятии участия в расследовании причин отцепки вагона, которая последним оставлена без внимания. Доказательства, свидетельствующие о намерении ответчика принять участие в расследовании, в материалы дела не представлены.
Согласно определению Верховного суда Российской Федерации от 26.01.2018 N 301-ЭС17-13765 в качестве заявления о недостатках, следует рассматривать уведомление подрядчика, сделанное ОАО "РЖД", которое производит ремонт неисправного вагона, действуя, в том числе в интересах заказчика, обеспечивая выполнение им обязанности по предотвращению возможного причинения вреда в результате неисправности вагонов.
Как указывает заявитель жалобы, телеграмма направлена ответчику не истцом, а другим лицом (ОАО "РЖД"). Вместе с тем, согласно п. 2.1 Регламента ВЧДЭ ОАО "РЖД" в суточный срок с момента отцепки вагона информирует владельца вагона, а также ВРП о случаях отцепки. Телеграммы направляются по телеграфной линии ОАО "РЖД", а не почтой. Указанные телеграммы поступают по внутренней системе ОАО "РЖД" на станции приписки депо. То обстоятельство, что указанная телеграмма направлена в адрес ответчика не истцом, не влечет вывода о том, что ответчик не был осведомлен о факте отцепки вагона и не может являться основанием для освобождения подрядчика от ответственности за выполненный ненадлежащим образом ремонт вагонов.
Ответчик обязан сообщить в ОАО "РЖД" о подключении к телеграфной линии ОАО "РЖД" для получения соответствующих телеграмм. Телеграммы направляет ОАО "РЖД" в соответствии с Правилами эксплуатации сети телеграфной связи ОАО "РЖД", утвержденными распоряжением ОАО "РЖД" от 14.03.2013 N 632р.
В силу п.2.2 Регламента владелец вагона, а также ВРП, ВСЗ и ПЗК могут самостоятельно контролировать внеплановые отцепки вагона в ремонт в период его эксплуатации до истечения срока гарантии на вагон.
В соответствии с п. 2.3 Регламента владелец вагона, а также ВРП, ВСЗ в двухсуточный срок с момента отцепки вагона информируют телеграммой (факсом и т.п.) руководителей ВЧДЭ о своем участии, либо участии других заинтересованных лиц в расследовании технологической неисправности вагона, его узла или детали и сообщают о целесообразности ожидания вагона до прибытия своего представителя. Владелец вагона имеет право отказаться от расследования случая отцепки вагона. О своем решении владелец вагона в двухсуточный срок официально уведомляет ВЧДЭ, а также заинтересованных лиц.
В случае неполучения в двухсуточный срок от даты отцепки вагона сообщения от владельца вагона (ВРП, ВСЗ) о его выезде для участия в расследовании либо выезде заинтересованных лиц, ВЧДЭ начинает расследование характера и причин возникновения дефектов, несоответствий качеству и составляет рекламационные документы в одностороннем порядке.
Из материалов дела следует, что отцепка вагона N 50882299 произведена 24.08.2018, телеграмма N 153 направлена в адрес ответчика 24.08.2018, письмо истца о гарантийном случае датировано 25.08.2018, акт-рекламация составлен сотрудниками ОАО "РЖД" 08.09.2018.; отцепка вагона N 57802647 произведена 15.06.2018, телеграмма N 135 направлена в адрес ответчика 15.06.2018, письмо истца о гарантийном случае датировано 16.06.2018, акт-рекламация составлен сотрудниками ОАО "РЖД" 04.07.2018.
Следовательно, у ответчика имелась возможность принятие участие в расследовании причин отцепки вагона, а также выразить свое мнение о причинах неисправностей.
Таким образом, довод заявителя жалобы о том, что он был лишен возможности участвовать в расследовании случаев отцепки вагонов, или, что телеграммы направлены с нарушением Правил телеграфной связи противоречит требованиям Регламента и опровергается материалами дела.
Отказ от участия в расследовании причин отцепки вагонов, либо игнорирование таких случаев в полной мере возлагает ответственность на предприятие, осуществившее плановый вид ремонта вагона.
Довод ответчика о том, что акты-рекламации не соответствуют Регламенту расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы, утв. 26.07.2016 Президентом НП "ОПЖТ", поскольку не содержат сведений о причинах возникновения дефектов, суд апелляционной инстанции находит несостоятельным.
Вопреки доводам апеллянта, как в самих актах-рекламациях, так и в представленных истцом заключениях по случаям обнаружения в эксплуатации дефектов указаны сведения о наименовании дефекта и причинах его возникновения. Причины неисправности вагона (характер дефектов) установлены сотрудниками ОАО "РЖД", действующими в соответствии с нормативными документами, регулирующими отношения в сфере железнодорожного транспорта.
Кроме того, как установлено ранее, ответчик надлежаще извещен о предстоящем расследовании по случаям отцепки вагона в текущий ремонт телеграммой ОАО "РЖД", истцом были направлены письма с извещением об отцепке. При несогласии с заключением рекламационного акта Регламентом предусмотрено обжалование акта вагоноремонтным предприятием в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Ответчиком рекламационные акты не оспаривались. Доказательств того, что при расследовании причин возникновения дефектов вагона были допущены нарушения, в том числе нарушены требования регламента, ответчиком не представлено.
Достоверность содержащихся в актах-рекламациях сведений, в том числе информация о категории неисправности (технологическая неисправность), ответчиком в установленном порядке не опровергнута, контрдоказательств также не представлено (ч.1 ст.65 АПК РФ).
Доводы жалобы об отсутствии на деталях вагонов таких дефектов, которые в соответствии с Классификатором КЖА 2005 05 являются основанием для отцепки вагонов текущий ремонт, апелляционным судом отклонены исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, причиной отцепки вагонов послужили следы режущего инструмента, а также следы сварочных работ в зоне внутреннего угла буксового проема R-55 боковых рам, что является нарушением приложения Ж РД 32 LIB 052-2009 (извещение 32-UB 20-2015), согласно которому боковые рамы в случае обнаружения, в том числе следов режущего инструмента или следов сварочнонаплавочных работ, должны быть забракованы. В противном случае наличие следов режущего инструмента, следов сварочнонаплавочных работ могут повлечь возникновение трещин или изломов боковых рам, поэтому в целях обеспечение безопасности движения поездов работники ОАО "РЖД" обязаны отцеплять вагоны в текущий ремонт с подобными дефектами боковых рам.
По мнению апеллянта, такие дефекты как "следы режущего инструмента" и "следы сварочных работ" не являются гарантийными по условиям договора, соответственно, ответственность за них не может быть отнесена на ответчика.
Однако, согласно п.3.7. "Инструкции по ремонту тележек грузовых вагонов РД 32 ЦВ 052-2009" детали и узлы тележки подвергаются дефектоскопированию согласно действующей нормативной документации, согласованной Комиссией Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии.
При этом в соответствии с Руководством по деповскому ремонту грузовых вагонов колеи 1520 мм железных дорог РД 32 ЦВ 587-2009 осмотр всех узлов и деталей производится с обязательной очисткой, промывкой с применением не только визуального осмотра, но и с применением, предусмотренных нормативно-технической документацией, методов неразрушающего контроля
В соответствии с ОСТ 32.183-2001 раздел 8 надрессорные балки и боковые рамы в течение срока их эксплуатации должны подвергаться контрольному осмотру, обслуживанию и ремонту в соответствии с нормативно-технической документацией, утвержденной Департаментом вагонного хозяйства МПС России. Согласно пунктам 6.1, 6,2 указанного ОСТа внешний вид рам и балок контролируют визуально. Литейные дефекты в соответствии с пунктами 3.4.2 - 3.4.7 контролируют визуально и неразрушающими методами по согласованной с заказчиком технической документации,
Таким образом, выявленный литейный дефект подлежал контролю подрядчиком при производстве работ, следовательно, обнаруженные недостатки являются гарантийными.
Основанные на ч.3 ст.720 ГК РФ доводы ответчика о явном характере обнаруженных дефектов и отсутствии у истца в момент приемки вагонов из ремонта возражений относительно качества работ, судом апелляционной инстанции отклонены, поскольку характер выявленных неисправностей - их нахождение в труднодоступной для визуального осмотра зоне, опровергает довод ответчика о явном характере недостатка, в то время как доказательств обратного ответчиком не представлено, а наличие подписанного заказчиком акта приемки работ по смыслу ст.720, ст.723 ГК РФ не ограничивает право заказчика в предъявлении к подрядчику требований относительно качества выполненных работ в пределах установленного ст.724 ГК РФ срока.
Изложенные в жалобе доводы ответчика о том, что спорные дефекты не существовали на момент выхода вагонов из ремонта, а могли возникнуть при техническом обслуживании вагонов, а также непосредственно при их отцепке в текущий ремонт, носят предположительный характер, документально не подтверждены, вследствие чего также отклонены апелляционным судом.
В указанной части судом апелляционной инстанции принято во внимание, что при разрешении споров, связанных с применением последствий нарушения требований о качестве выполненных работ в гарантийный срок, бремя доказывания того обстоятельства, что причина возникновения недостатка не связана с работой подрядчика, а возникла по иным причинам, за которые подрядчик не отвечает, возлагается именно на подрядчика.
Однако каких-либо доказательств, подтверждающих, что спорные недостатки являются следствием неправильной эксплуатации либо нормального износа вагонов или их частей, ненадлежащего ремонта объекта, произведенного самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами, ответчик в материалы рассматриваемого дела не представил (ст.65 АПК РФ).
В этой связи при рассмотрении настоящего дела суд апелляционной инстанции исходит из того, что убытки истца возникли в результате ненадлежащего исполнения ответчиком его обязательств по договору - некачественного деповского ремонта, поскольку бракованные детали должны были быть обнаружены и заменены при проведении деповского ремонта.
Поскольку гарантия качества выполненных работ относится к обязанностям подрядчика, подрядчик обязан предпринять меры по устранению таких недостатков либо доказать отсутствие своей вины в их возникновении и в противном случае несет ответственность в соответствии со ст.723 ГК РФ и ст. 393 ГК РФ.
Право заказчика на самостоятельное устранение обнаруженных дефектов (в том числе с привлечением третьих лиц) и отнесение понесенных им расходов на подрядчика предусмотрено пунктом 5.2. договора, а потому требования истца о взыскании с подрядчика соответствующих расходов является правомерным, соответствующим требованиям ст.723 ГК РФ и условиям договора подряда.
Принимая во внимание, что спорные вагоны отцеплены в ремонт в связи с технической неисправностью, в отношении которой имеется гарантия ответчика, вагоны вышли из строя в пределах гарантийного срока, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что причиной возникновения неисправности является некачественное выполнение планового вида ремонта, размер ущерба подтвержден материалами дела и подлежит возмещению ответчиком.
Иные доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции исследованы и отклонены, как не свидетельствующие о незаконности и необоснованности обжалуемого судебного акта и не влекущие его отмены.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы в порядке ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 мая 2019 года по делу N А60-2903/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.В. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-2903/2019
Истец: АО "СГ-ТРАНС"
Ответчик: ЗАО "УРАЛГОРШАХТКОМПЛЕКТ"
Третье лицо: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"