город Ростов-на-Дону |
|
19 сентября 2019 г. |
дело N А53-13444/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фирма ЖКХН"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.06.2019 по делу N А53-13444/2019 (судья Пименов С.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фирма ЖКХН" (ИНН 6161047924, ОГРН 1076161000695)
к Административной инспекции Ростовской области (ИНН 6163106903, ОГРН 1116195002802)
о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении, о признании недействительным представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Фирма ЖКХН" (далее - общество, ООО "Фирма ЖКХН") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным постановления Межрайонного отдела N 1 Административной инспекции Ростовской области (далее - инспекция) от 11.04.2019 по делу об административном правонарушении N Р-01341-19; о признании недействительным представления Межрайонного отдела N 1 Административной инспекции Ростовской области от 11.04.2019 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 19.06.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Фирма ЖКХН" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение норм процессуального права. Резолютивная часть решения не содержит вывода, изложенного судом в мотивировочной части, об отсутствии состава, вменённого обществу правонарушения ввиду несоблюдения пункта 1 раздела 13 Правил благоустройства в части необеспечения освещения знаков адресации (абз. 7-9 л. 5, абз. 2 л. 8 решения).
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебное заседание стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел следующим выводам.
Как следует из материалов дела, административным органом установлено, что с 09 час. 00 мин. по 10 час. 00 мин. 03.04.2019 по адресам: г. Ростов-на-Дону, бул. Комарова д.4, д.8, д.8/1 ООО "Фирма ЖКХН" не обеспечило надлежащее выполнение установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правил благоустройства территории города Ростова-на-Дону, а именно: не обеспечено удаление объявлений, надписей (графити) с фасадов зданий, не обеспечена уборка территории от отходов различного происхождения, отсутствует освещение на знаках адресации, что является нарушением требований п. 1 раздела 3, п. 1 раздела 4. п. 12 раздела 7, п. 6 раздела 8, п.1 раздела 6, п. 1 раздела 13 Правил благоустройства территории г. Ростова-на-Дону, утверждённых решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 24.10.2017 N 398.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте об обнаружении признаков административного правонарушения от 03.04.2019, фототаблице.
По факту выявленных нарушений 04.04.2019 должностным лицом инспекции в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N Р-01341-19 по признакам наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 5.1 Областного закона "Об административных правонарушениях" от 25.10.2002 N 273-ЗС.
Постановлением начальника межрайонного отдела N 1 Инспекции от 11.04.2019 обществу назначено административное наказание, предусмотренное частью 1 статьи 5.1. Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях", в виде предупреждения.
В связи с выявленными нарушениями обществу 11.04.2019 выдано предписание об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, согласно которому обществу надлежало: произвести удаление объявлений, надписей (граффити) с фасадов зданий, произвести уборку территории, установить освещение на знаки адресации; произвести профилактические беседы с работниками с целью недопущения нарушений; рассмотреть вопрос об административной ответственности виновных должностных лиц. О принятых мерах надлежало сообщить письменно в месячный срок.
Не согласившись с указанным постановлением и предписанием, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании их незаконными и отмене.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из указанного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению Российской Федерации к области законодательства об административных правонарушениях относится в том числе установление: общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; перечня видов административных наказаний и правил их применения; порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.
Частью 1 статьи 5.1 Областного закона N 273-ЗС предусмотрена ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение требований, установленных правилами благоустройства территорий поселений и городских округов, утвержденными органами местного самоуправления поселений и городских округов, если данное деяние не содержит признаков административного правонарушения, предусмотренного статьями 4.1, 4.5 Областного закона N 273-ЗС.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится: утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 24.10.2017 N 398 утверждены Правила благоустройства территории г. Ростова-на-Дону (далее - Правила благоустройства), которые устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, определяют порядок уборки и содержания городских территорий, в том числе прилегающих к границам земельных участков, зданиям и сооружениям, а также внутренних производственных территорий для всех юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками и владельцами земельных участков, объектов строительства, зданий, строений и сооружений, расположенных на территории города Ростова-на-Дону, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, определяют порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий.
В силу статьи 2 Правил благоустройства под благоустройством понимается комплекс мероприятий по проектированию, размещению и содержанию элементов благоустройства, направленный на обеспечение безопасности, удобства и художественной выразительности среды обитания, осуществляемый с использованием средств пластической организации рельефа, покрытия поверхности земли, декоративного озеленения и обводнения, некапитальных сооружений, малых архитектурных форм, наружного освещения, визуальной информации, рекламы и иных средств; под владельцем объекта благоустройства - лицо, которому объект благоустройства, включая все его функционально-, конструктивно- и планировочнонеотъемлемые элементы, принадлежит на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды и иных вторичных правах; под обеспечением работ по благоустройству, содержанию и уборке - непосредственное выполнение работ собственником или владельцем объекта благоустройства или выполнение их путем привлечения на договорных условиях подрядной организации с обязательным установлением критериев качества работы; под содержанием территорий понимается комплекс мероприятий, связанных с содержанием фасадов зданий, сооружений, малых архитектурных форм, ограждений, строительных площадок, зеленых насаждений, подземных инженерных коммуникаций и их конструктивных элементов, объектов транспортной инфраструктуры, расположенных на земельном участке.
Согласно пункту 1 раздела 3 Правил благоустройства все члены городского сообщества должны участвовать в обеспечении и поддержании чистоты, в том числе на территориях частных домовладений, в пределах обязанностей, установленных настоящими Правилами. Уборочные работы производятся в соответствии с требованиями настоящих Правил и действующим законодательством.
Согласно пункту 1 раздела 4 Правил благоустройства чистота на объектах общего пользования, дворовых территориях, в местах массового пребывания людей обеспечивается собственниками (владельцами) в течение всего дня.
Согласно пункту 12 раздела 7 Правил благоустройства уборку дворовых территорий, в том числе очистку дворовых проездов и тротуаров от смета, пыли, мелкого бытового мусора, подметание и мойку тротуаров, покос газонов и сорной растительности, обеспечивают их собственники (владельцы) с учетом границ отведенных и прилегающих территорий. Чистота на дворовой территории должна быть обеспечена в течение всего дня.
Согласно пункту 6 раздела 8 Правил благоустройства работы по удалению афиш, объявлений, плакатов и других материалов информационного и агитационного характера, размещенных в не предназначенных для этого местах, обеспечиваются собственниками (владельцами) объектов, на которых они размещены.
Согласно пункту 1 раздела 6 Правил благоустройства собственники обязаны обеспечивать чистоту и порядок на отведенной территории и благоустраивать ее в соответствии с функциональным назначением, с соблюдением требований, предъявляемых к содержанию конкретного объекта благоустройства территории, и обеспечением нормируемого комплекса элементов благоустройства.
Решение суда в части установления факта нарушения требований п. 1 раздела 3, п. 1 раздела 4, п. 12 раздела 7, п. 6 раздела 8, п.1 раздела 6 Правил благоустройства обществом не оспаривается.
Общество указывает на отсутствие нарушений п. 1 раздела 13 Правил благоустройства территории г. Ростова-на-Дону, утверждённых решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 24.10.2017 N 398.
Согласно пунктам 1-3 раздела 13 Правил благоустройства на жилых и нежилых зданиях размещаются знаки адресации (аншлаги), которые должны освещаться с наступлением темноты. Под знаками адресации понимаются унифицированные элементы городской ориентирующей информации, обозначающие наименования улиц, номера домов, корпусов, подъездов и квартир в них.
Основными видами знаков адресации являются:
- номерные знаки, обозначающие наименование улицы и номер дома; в случае размещения на угловых домах - названия пересекающихся улиц;
- указатели названия улицы, площади, обозначающие, в том числе, нумерацию домов на участке улицы, в квартале.
Номерные знаки размещаются:
- на лицевом фасаде - в простенке с правой стороны фасада;
- на улицах с односторонним движением транспорта - на стороне фасада, ближней по направлению движения транспорта;
- у арки или главного входа - с правой стороны или над проемом;
- на дворовых фасадах - в простенке со стороны внутриквартального проезда;
- при длине фасада более 100 м - на его противоположных сторонах;
- на оградах и корпусах промышленных предприятий - справа от главного входа, въезда.
Размещение номерных знаков должно отвечать следующим требованиям:
- высота от поверхности земли - 2,5 - 3,5 м (в районах современной застройки - до 5 м);
- размещение на участке фасада, свободном от выступающих архитектурных деталей;
- привязка к вертикальной оси простенка, архитектурным членениям фасада;
- единая вертикальная отметка размещения знаков на соседних фасадах;
- отсутствие внешних заслоняющих объектов (деревьев, построек);
- наличие осветительных приборов.
В указанном разделе Правил благоустройства не содержится положений, обязывающих установить знаки адресации с подсветкой.
Согласно пункту 3.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, на фасадах жилых зданий домов в соответствии с проектом, утвержденным городской (районной) архитектурной службой, размещаются указатели наименования улицы, переулка, площади и пр.
Таблички с указанием номеров подъездов, а также номеров квартир, расположенных в данном подъезде, должны вывешивать у входа в подъезд (лестничную клетку). Они должны быть размещены однотипно в каждом подъезде, доме, микрорайоне (п. 3.5.2).
В соответствии с пунктом 5.6 СанПиН 2.1.2.2645-10 над каждым основным входом в жилой дом должны быть установлены светильники, обеспечивающие на площадке входа освещенность не менее 6 лк, для горизонтальной поверхности и не менее 10 лк, для вертикальной поверхности на высоте 2,0 м от пола. Должно быть также предусмотрено освещение пешеходной дорожки у входа в здание (пункт 5.6 СанПин 2.12.2645-10).
Светильники над каждым основным входом в многоквартирный дом установлены и освещают знаки адресации, что подтверждается фотоматериалами и актами, составленными мастером участка ООО "Фирма ЖКХН" Басовым Е.В., инженером Воробьевым А.Ю. в присутствии собственников квартир МКД N 8 по бул. Комарова.
Т.о., вывод суда первой инстанции о том, что нарушение требований пункта 1 раздела 13 Правил благоустройства в части необеспечения освещения знаков адресации документально не подтверждено и не образует состава вменённого обществу правонарушения, является верным.
Однако в нарушение ч. 5 ст. 170 АПК РФ резолютивная часть решения не содержит выводов об удовлетворении требований общества в указанной части.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.06.2019 по делу N А53-13444/2019 отменить в части.
Признать незаконным постановление Межрайонного отдела N 1 Административной инспекции Ростовской области от 11.04.2019 по делу об административном правонарушении NР-01341-19 в части вмененного обществу с ограниченной ответственностью "Фирма ЖКХН" правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N273-ЗС "Об административных правонарушениях", а именно несоблюдения пункта 1 раздела 13 Правил благоустройства территории г.Ростова-на-Дону, утвержденных решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 24.10.2017 N 398, в части обеспечения освещения знаков адресации.
Признать недействительным пункт 2 представления Межрайонного отдела N 1 Административной инспекции Ростовской области от 11.04.2019 исх. N РП-309-Р-01341-19 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в части требования об установлении освещения на знаки адресации.
В остальной части решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.06.2019 по делу N А53-13444/2019 оставить без изменения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-13444/2019
Истец: ООО "ФИРМА ЖКХН"
Ответчик: Административная инспекция Ростовской области Межрайонный отдел N 1, Административная инспекция Ростовской области, Ростовский межрайонный отдел
Третье лицо: ООО представитель "Фирма ЖКХН" Галета Марина Николаевна