г. Санкт-Петербург |
|
12 июля 2019 г. |
Дело N А26-13269/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от заинтересованного лица: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14515/2019) Товарищества собственников недвижимости "Московское" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 09.04.2019 по делу N А26-13269/2018 (судья Васильева Л.А.), принятое
по заявлению Товарищества собственников недвижимости "Московское"
к Государственному комитету Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору
3-е лицо: ООО "Комплексный расчетный центр города Петрозаводска"
о признании недействительным предписания
установил:
Товарищество собственников недвижимости "Московское" (далее - заявитель, Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Государственному комитету Республики Карелия по строительству, жилищному и дорожному надзору (далее - ответчик, Комитет) о признании недействительным предписания N 040/2469 о прекращении, устранении выявленных нарушений обязательных требований, проведении мероприятий по обеспечению их соблюдения от 15 октября 2018 года.
В порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, определением суда от 15 января 2019 года привлечено Общество с ограниченной ответственностью "Комплексный расчетный центр города Петрозаводска" (далее - ООО "КРЦ").
В удовлетворении ходатайства заявителя о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, - ПАО "ТГК N 1" суд отказал.
Решением суда от 09.04.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, заявитель обжаловал его в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в связи с поступившим в Комитет 21.08.2018 обращением собственника жилого помещения по адресу: город Петрозаводск, ул. Московская, дом 4, кв.15 о нарушении Товариществом порядка расчета платы по отоплению и электроснабжению проведена внеплановая документарная проверка Товарищества на предмет проверки фактов, изложенных в обращении N 5240 от 21.08.2018.
По результатам проведенной проверки Комитетом составлен акт N 040/А/2409 от 15.10.2018 года и выдано предписание N 040/2469 от 15.10.2018 года о прекращении, устранении выявленных нарушений обязательных требований, проведении мероприятий по обеспечению их соблюдения.
Согласно указанному предписанию Товариществу необходимо в течение 20 дней с момента получения:
- Выполнить всем собственникам помещений в МКД корректировку по строке "отопление ОДН", выставленной в платежных документах с февраля 2017 г. по июль 2018 года в соответствии с корректной площадью жилых и нежилых помещений, указанной в технической документации (выкопировка технического паспорта), а также в соответствии с 46 Правил N 354;
- Далее производить начисление платы за коммунальную услугу по отоплению всем собственникам помещений в МКД, в соответствии с корректной площадью жилых и нежилых помещений, указанной в технической документации (выкопировка технического паспорта), а также в соответствии с пунктом 46 Правил N 354;
- Выполнить всем собственникам помещений в МКД корректировку платы по строкам "электроэн ОДН", "СОИ электроэн", путем исключения данных строк, выставленных в платежных документах с января 2017 г. по июль 2017 года;
- Выполнить всем собственникам помещений в МКД корректировку по строкам "электроэн ОДН", "СОИ электроэн", путем исключения данных строк, выставленных в платежных документах с июля 2017 г. по сентябрь 2018 г;
- Произвести начисление платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную в целях содержания общего имущества, всем собственникам помещений в МКД, за период январь 2017 г. - июль 2017 г., исходя из нормативов потребления коммунального ресурса;
- Произвести начисление платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную в целях содержания общего имущества, всем собственникам помещений в МКД, за период июль 2017 г. - сентябрь 2018, исходя из нормативов потребления коммунального ресурса;
- Далее производить начисление платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную в целях содержания общего имущества всем собственникам помещений в МКД, исходя из норматива потребления коммунального ресурса.
Товарищество собственников недвижимости "Московское" полагая, что ненормативный правовой акт органа жилищного контроля, принятый по результатам внеплановой документарной проверки, не соответствует действующему жилищному законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с настоящим заявлением. Просит суд признать Предписание N 040/2469 от 15.10.2018 года недействительным.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, требование о признании недействительным ненормативного правового акта может быть удовлетворено при наличии совокупности обстоятельств: несоответствия ненормативного правового акта закону и нарушения этим актом прав и законных интересов.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершении оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вместе с тем, заявитель в силу статьи 65 АПК РФ обязан доказать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих доводов.
По мнению заявителя, расчёт платы за отопление в многоквартирном доме (далее МКД) Комитетом проводился в соответствии с пунктом 54 Правил "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05. 2011 г. N 354 (далее - Правила N354), что является неверным в данном случае, поскольку Товарищество получает тепловую энергию и горячую воду при непосредственном водозаборе теплоносителя из централизованной системы горячего водоснабжения. Комитетом не учтено изменение площади двухуровневого жилого помещения N 44 МКД: согласно данным технического паспорта по состоянию на 2005 год общая площадь данного помещения составляла 114 кв.м. (50,5 кв.м. (1 уровень) + 63,5 кв.м. (2 ypoвень). По состоянию на дату проведения проверки общая площадь указанного помещения в результате проведения реконструкции увеличилась. При проведении проверки расчёта платы за отопление сведения о поверке индивидуальных (квартирных) приборов учёта тепловой энергии (далее ИПУ) в жилых и нежилых помещений МКД Комитетом не запрашивались, в материалах проверки они отсутствуют.
Согласно пункту 81(12) Правил N 354 прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
Метрологическая поверка приборов учета в жилых и нежилых помещений МКД не проводилась (акт осмотра индивидуальных тепловой энергии от 30.01.2019 года). Следовательно, указанные приборы считается вышедшим из строя, их показания не должны учитываться при расчётах.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, правомерно отказал в удовлетворении заявленных Товариществом требований, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается в соответствии с формулой 3 (3) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам, исходя из показаний ИПУ и ОДПУ.
Как установлено пунктом 46 Правил N 354, плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на ОДН, потребителям не начисляется, если при расчете объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на ОДН, будет установлено, что объем коммунального ресурса, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета за этот расчетный период, меньше чем сумма определенных в соответствии с пунктами 42 и 43 названных Правил объемов соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за этот расчетный период потребителям во всех жилых и нежилых помещениях.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки установлено и отражено в акте проверки от 15 октября 2018 года N 040/А/2409, что согласно технической документации ( выкопировка из технического паспорта) площадь жилых помещений в многоквартирном доме N4 по ул. Московской в г. Петрозаводске составляет 3113,1 кв.м.. площадь нежилых помещений - 790 кв.м. (аналогичные данные указаны на сайте www.reformagkh.ru, а также в системе ГИС ЖКХ).
По информации, представленной ООО "КРЦ", в рассматриваемом многоквартирном доме к расчету платы за коммунальную услугу по отоплению принимаются площади жилых помещений в размере 3137,8 кв.м., а нежилых помещений - в размере 196,3 кв.м.
С учетом возражений ТСН "Московское" и доводов третьего лица о допущенной ошибке в расчете платы за отопление, отраженной в акте проверки (столбец 6 расчета), Комитетом повторно выполнен расчет платы по отоплению, устранена арифметическая ошибка в части расчета объема потребленной тепловой энергии в квартирах, где расчет платы за коммунальную услугу по отоплению производится исходя из норматива потребления.
При этом откорректированный расчет размера платы также свидетельствует о нарушении Товариществом пункта 46 Правил N 354.
Так, в июне 2017, июле 2017, мае 2018 и июне 2018 года потребление тепловой энергии составляет отрицательный объем (столбец 13), однако гражданам выставлялась плата по данной строке, что следует из сведений столбца 21.
Частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ установлен порядок определения размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В указанных целях площадь помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, определяется в соответствии с технической документацией на многоквартирный дом и видом таких помещений, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 36 ЖК РФ.
Из материалов дела следует, что в связи с отсутствием решения собрания о распределении объема коммунальной услуги, собственникам вышеуказанного МКД расчет платы на содержание общего имущества МКД с 01.01.2017 должен производится исходя из норматива потребления.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" до утверждения нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не позднее 1 июня 2017 г., при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на обще домовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 г. нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Приказом Государственного комитета Республики Карелия по жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике от 28.08.2012 N 41 утвержден норматив потребления коммунальной услуги по электрической энергии, предоставленные на общедомовые нужды, в соответствии с которым в МКД применяются нормативы в размере 0,36 кВт/кв.м. +0,16 кВт/кв.м.
Данный норматив потребления коммунальной услуги СОИ Э/Э в размере 0,52 кВт/кв.м. применялся в период с 01.01.2017 по 31.05.2017.
С 01.06.2017 норматив потребления СОИ Э/Э установлен приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия N 156 от 31.05.2017 и составляет 1,28 кВт/кв.м.
Из материалов дела следует, что Товарищество одновременно выставляет плату потребителям по строкам "электроэн ОДН" и "СОИ электроэн".
Согласно представленному на проверку техническому паспорту на МКД, изготовленному по состоянию на 22 июня 2005 года, общая площадь жилых помещений составляет 3113,1 кв.м., площадь нежилых помещений - 790 кв.м. (аналогичные данные указаны на сайте www.reformagkh.ru, а также в системе ГИС ЖКХ).
В предоставленной ООО "КРЦ" справке по расчету платы за коммунальную услугу по отоплению принимаются следующие сведения: общая площадь всех жилых помещений составляет 3137,8 кв.м., площадь нежилых помещений - 196,3 кв.м.
На основании подпункта "а" пункта 24 Правил N 491 сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества.
В силу пункта 27 Правил N 491 ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
Использование при расчете размера платы за коммунальные ресурсы недостоверных сведений о площадях помещений в многоквартирном доме влечет соответствующее увеличение либо уменьшение объема ресурса, предоставленного на общедомовые нужды, который затем распределяется пропорционально между собственниками помещений.
Довод товарищества о том, что при проведении проверки сведения о поверке и наличие актов допуска в эксплуатацию индивидуальных приборов учета тепловой энергии (далее ИПУ) жилых и нежилых помещений МКД Комитетом не запрашивались, в материалах проверки они отсутствуют, что повлияло на результаты проверки, обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Согласно запросу Комитета, Товариществу надлежало представить на проверку, в том числе сведения по наличию/отсутствию ОДПУ тепловой энергии в МКД с февраля 2017 по июль 2018 с приложением копий соответствующих актов допуска, свидетельств о поверке, копии журналов учета показаний ОДПУ тепловой энергии, сведения о потреблении всех индивидуальных приборов учета тепловой энергии, объемы потребления по нормативу за период с февраля 2017 г. по июль 2018 г.
В ходе проверки представлены как показания индивидуальных приборов учета тепловой энергии, так и показания приборов учета горячего водоснабжения.
С учетом изложенного, Оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оспариваемое предписание содержит законные требования и конкретные указания, которые необходимо совершить Товариществу в целях реализации своих полномочий и удовлетворению потребностей собственников дома. Требования Комитета направлены на устранение допущенных нарушений. Оспариваемое предписание выдано Комитетом надлежащему субъекту в пределах предоставленных полномочий при наличии к тому достаточных оснований и является исполнимым.
Оснований считать, что у Товарищества отсутствует реальная возможность исполнить предписание, у суда отсутствуют, доказательств, подтверждающих данное обстоятельство, не представлено.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах суд правомерно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 09.04.2019 по делу N А26-13269/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.