город Омск |
|
17 сентября 2019 г. |
Дело N А70-3102/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 сентября 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10564/2019) гаражно-строительного кооператива "Транспортник-2" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.06.2019 по делу N А70-3102/2019 (судья Бадрызлова М.М.), принятое по заявлению Гаражно-строительного кооператива "Транспортник-2" к Администрации г. Тюмени о признании незаконным отказа от 06.02.2019 N 14-46-000089/19, об обязании совершить действия,
при участии в судебном заседании представителей:
от Гаражно-строительного кооператива "Транспортник-2" - Корякин С.Г. по доверенности от 09.11.2018;
в отсутствие представителя Администрации г. Тюмени, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
установил:
гаражно-строительный кооператив "Транспортник-2" (далее - ГСК "Транспортник-2", кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Администрации города Тюмени (далее - администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги - выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, содержащегося в сообщении об отказе от 06.02.2019 N 14-46-000089/19 и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 21.06.2019 по делу N А70-3102/2019 в удовлетворении заявления отказано.
Не соглашаясь с принятым по делу решением, ГСК "Транспортник-2" в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает на наличие оснований для удовлетворения требований кооператива в отношении отдельных строений, поскольку их границы не выходят за пределы земельного участка, предоставленного заявителю под строительство соответствующего объекта.
В письменном отзыве на жалобу администрация просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация, надлежащим образом извещенная в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направила. На основании статей 156, 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося участника процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем кооператива поддержаны доводы поданной жалобы.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав представителя заявителя и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что распоряжением Администрации г. Тюмени от 11.05.1993 N 907 о предоставлении земельного участка для проектирования и строительства гаражей-стоянок по ул. Волгоградской был выделен участок в бессрочное пользование площадью 0,1624 га из состава городских земель железнодорожного транспорта для проектирования и строительства гаражей-стоянок по ул. Волгоградской Администрации Калининского района г.Тюмени согласно выкопировки из плана города.
Распоряжением Администрации г. Тюмени от 25.04.1996 N 216 земельный участок площадью 0,4 га, расположенный по адресу: г. Тюмень, ул. Волгоградская, предоставлен в аренду гаражному кооперативу "Транспортник-2" для завершения строительства гаражей-стоянок по ул. Волгоградской сроком на 1 год.
Распоряжением Администрации города Тюмени от 18.02.1999 N 406 аренда земельного участка продлена на три года.
26.09.2011 Тюменским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" на основании положения "О порядке присвоения и регистрации адресов объектов недвижимости на территории города Тюмени", утвержденного распоряжением Администрации города Тюмени от 13.11.2000 N 4417, изданы приказы о присвоении адреса NN 11-57453, 11-57454, 11-57455, в соответствии с которыми нежилым зданиям присвоены адреса: г. Тюмень, ул. Волгоградская, 2 строение 1; г. Тюмень, ул. Волгоградская, 2 строение 2; г. Тюмень, ул. Волгоградская, 2 строение 3.
Согласно перечисленным приказам нежилые здания, расположенные по адресу: г. Тюмень, ул. Волгоградская, 2 строение 1, 2, 3, обозначены литерами А, А1, А2, АЗ, А4, А5, А6, А7, А8, А9, А10.
24.10.2012 Департаментом имущественных отношений принято решение N 790-сх об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для завершения строительства гаражей-стоянок по адресу: г. Тюмень, ул. Волгоградская, 2 стр. 1 - 3 с кадастровым номером 72:23:0427003:550.
Решением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 31.12.2013 N 3616-з земельный участок, расположенный по адресу: г. Тюмень, ул. Волгоградская. 2 стр. 1 - 3 с кадастровым номером 72:23:0427003:550 площадью 2 684 кв. м в том числе за красной линией площадью 1 778 кв. м предоставлен в аренду ГСК "Транспортник-2" сроком на 11 месяцев для завершения строительства гаражей-стоянок.
В соответствии с решением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 16.12.2014 N 4387-з между Департаментом имущественных отношений Тюменской области и ГСК "Транспортник-2" заключен договор аренды земельного участка от 12.02.2014 N 23-30/1927 на земельный участок площадью 2 684 кв. м в том числе за красной линией площадью 1 778 кв. м, расположенный по адресу: г. Тюмень, ул. Волгоградская, 2 стр. 1 - 3, сроком до 30.11.2014.
26.06.2015 между Департаментом имущественных отношений Тюменской области и ГСК "Транспортник-2" заключен новый договор аренды от 26.06.2015 N 23-30/2169 на земельный участок площадью 2 684 кв. м, расположенный по адресу: г. Тюмень, ул. Волгоградская, 2 стр. 1 - 3, сроком до 02.05.2016.
Впоследствии в ответ на предложение кооператива о заключении договора аренды Департаментом отказано. При этом в уведомлении от 08.04.2016 исх. N 160408028/08-4 об отказе в заключении нового договора аренды земельного участка с кадастровым номером 72:23:0427003:550 площадью 2 684 кв. м указано, что в соответствии с правилами статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды от 26.06.2015 N 23-30/2169 считается возобновленным на неопределенный срок.
28.01.2019 ГСК "Транспортник-2" обратился в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства гаражей-стоянок (Литеры A, A1, А2, A3, А4, А5, А6, А7, А9), расположенных по адресу: г. Тюмень, ул. Волгоградская, 2 строения 1, 2, 3.
06.02.2019 письмом N 14-46-000089/19 заинтересованное лицо уведомило кооператив об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию в отношении законченных строительством нежилых зданий - гаражей-стоянок (Литеры А, А1, А2, A3, А4, А5, А6, А7, А9), расположенных по адресу: г. Тюмень, ул. Волгоградская, 2 строения 1, 2, 3.
Считая отказ не основанным на законе, ГСК "Транспортник-2" обратился в суд с настоящим заявлением.
Требования кооператива оставлены судом первой инстанции без удовлетворения, с чем заявитель не согласился, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания решения и действия (бездействия) недействительными суду необходимо установить их несоответствие закону и факт нарушения оспариваемыми решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя. При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов, относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности.
На основании части 2 статьи 55 ГрК РФ для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в соответствующий уполномоченный орган местного самоуправления, выдавший разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Порядок предоставления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию предусмотрен статьей 55 ГрК РФ, Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, утвержденным постановлением Администрации города Тюмени от 03.10.2011 N 101-пк (далее - регламент).
В силу положений пунктов 1, 2 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 55 ГрК РФ предусмотрено, что для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории; 3) разрешение на строительство; 4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора); 5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство; 6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов индивидуального жилищного строительства; 7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии); 8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта; 9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение государственного экологического контроля в случаях, предусмотренных часть 7 статьи 54 настоящего Кодекса.
По правилам части 6 статьи 55 ГрК РФ основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является: 1) отсутствие документов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи; 2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка; 3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство; 4) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации; 5) несоответствие объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в случаях, предусмотренных пунктом 9 части 7 статьи 51 настоящего Кодекса, и строящийся, реконструируемый объект капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена зона с особыми условиями использования территории, не введен в эксплуатацию.
Согласно представленному в дело письму администрации от 06.02.2019 N 14-46-000089/19 нежилые строения по адресу: г. Тюмень, Волгоградская, 2 строение 2 и 3 частично находятся за границами земельного участка с кадастровым номером 72:23:0427003:550, предоставленного ГСК "Транспортник-2" в аренду по договору от 26.06.2015 N 23-30/2169 для завершения строительства гаражей-стоянок. Данный факт влечет отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок под нежилыми строениями, что является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Судом апелляционной инстанции усматривается, что представленные в дело доказательства подтверждают отраженные в письме администрации обстоятельства.
Распоряжением Администрации города Тюмени от 03.10.2011 N 1046 утверждено Положение о комиссии по осмотру объектов капитального строительства (далее - Положение).
На основании Положения комиссией по осмотру объектов капитального строительства осуществляется проверка соответствия предъявляемого к вводу объекта требованиям, установленным в разрешении на строительство, градостроительном плане земельного участка, а также требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства. По итогам проверки осуществляется подготовка заключения о возможности выдачи заявителю разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или об отказе в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Как усматривается из материалов дела, что в рамках работы указанной выше комиссии 01.02.2019 осуществлен выезд с фотофиксацией, в результате которого определить соответствие построенного объекта требованиям, установленным в разрешении на строительство, а также требованиям проектной документации, не представилось возможным из-за отсутствия проектной документации.
По результатам осмотра с использованием геодезической спутниковой аппаратуры установлено, что нежилые строения 2 и 3 гаражей-стоянок частично располагаются за границами земельного участка с кадастровым номером 72:23:0427003:550 площадью 2 684 кв. м, предоставленного кооперативу в аренду по договору от 26.06.2015 N 23-30/2169 для завершения строительства гаражей-стоянок. Так, нежилое строение по адресу: г. Тюмень, ул. Волгоградская, 2 строение 2 выходит за границу земельного участка на 0,4 - 2,2 - 2,45 м; нежилое строение по адресу: г. Тюмень, ул. Волгоградская, 2 строение 3 выходит за границу земельного участка на 0,3 - 1,57 - 1,98 - 6,7 м.
Согласно публичной кадастровой карте, размещенной на официальном интернет-сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, границы нежилых строений, расположенных по адресу г. Тюмень, ул. Волгоградская 2, строения 2 и 3 выходят за границы земельного участка с кадастровым номером 72:23:0427003:550.
Следовательно, объект частично расположен вне границ предоставленного земельного участка.
В силу пункта 1 части 3 статьи 55 ГрК РФ, подпункта "а" пункта 2.16 Административного регламента для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы, в том числе, правоустанавливающие документы на земельный участок.
В рассматриваемом случае правоустанавливающих документов на земельный участок под нежилыми строениями по адресу: г. Тюмень, ул. Волгоградская, 2 строение 2; ул. Волгоградская, 2 строение 3, которые частично выходят за границы земельного участка с кадастровым номером 72:23:0427003:550, заявителем не представлено.
С учетом положений пункта 1 части 6 статьи 55 ГрК РФ и пункта 2.23 регламента отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором частично расположен вводимый в эксплуатацию объект, явилось основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы о возможности введения в эксплуатацию части объектов, суд апелляционной инстанции отмечает, что в рассматриваемом случае к вводу в эксплуатацию был предъявлен единый объект капитального строительства гаражей-стоянок (Литеры A, A1, А2, A3, А4, А5, А6, А7, А9), расположенных по адресу: г. Тюмень, ул. Волгоградская, 2 строения 1, 2, 3, для завершения строительства которого предоставлялся земельный участок с кадастровым номером 72:23:0427003:550. При этом, как было указано ранее, отдельные строения указанного объекта частично выходят за границы земельного участка.
С учетом установленных обстоятельств суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оставив без удовлетворения требования ГСК "Транспортник-2", суд первой инстанции принял по делу законное и обоснованное решение.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а обжалуемое решение суда - законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная кооперативом государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета..
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу гаражно-строительного кооператива "Транспортник-2" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.06.2019 по делу N А70-3102/2019 - без изменения.
Возвратить гаражно-строительному кооперативу "Транспортник-2" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по чеку-ордеру от 22.07.2019.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-3102/2019
Истец: Гаражно-Строительный Кооператив "Транспортник-2"
Ответчик: Администрация городского округа город Тюмень