город Воронеж |
|
18 сентября 2019 г. |
Дело N А14-6257/2019 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Щербатых Е.Ю.,
без вызова сторон, в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 28.12.2017 N 45-ФЗ), пунктов 47, 49 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 от 18.04.2017 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве",
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежская станция скорой медицинской помощи" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.06.2019 (резолютивная часть) по делу N А14-6257/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Соболева Е.П.), по исковому заявлению Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области (ОГРН 1133600001864; ИНН 3664999635) к бюджетному учреждению здравоохранения Воронежской области "Воронежская станция скорой медицинской помощи" (ОГРН 1023601587327; ИНН 3650003572) о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, образовавшейся за период с 01.12.2014 по 01.02.2019 в размере 12 755 руб. 52 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области (далее - истец, Фонд капитального ремонта) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением к бюджетному учреждению здравоохранения Воронежской области "Воронежская станция скорой медицинской помощи" (далее - ответчик, БУЗ ВО "ВССМП") о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, образовавшейся за период с 01.12.2014 по 01.02.2019 в размере 12 755 руб. 52 коп.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 05.06.2019 с учетом дополнительного решения от 24.06.2019 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, БУЗ ВО "ВССМП" обратилось с апелляционной жалобой, в которой ссылается на незаконность и необоснованность обжалуемого решения, в связи с чем просит отменить его и направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Фонд капитального ремонта представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал на несостоятельность ее доводов.
БУЗ ВО "ВССМП" представило возражения на отзыв Фонда капитального ремонта, заявив о наличии оснований для рассмотрения дела по общим правилам искового производства, а также о пропуске истцом срока исковой давности.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва и возражения на него, суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене или изменению решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, БУЗ ВО "ВССМП" на праве оперативного управления принадлежит нежилое помещение, кадастровый номер 36:34:0516002:3721, площадью 38,7 кв.м в многоквартирном доме N 8 по ул. Теплоэнергетиков в г. Воронеже (выписка из ЕГРН N КУВИ-001/2019-3271541 от 12.02.2019). Право оперативного управления зарегистрировано 31.10.2012.
В соответствии с постановлением Правительства Воронежской области от 10.10.2013 N 884 "О создании фонда, осуществляющего деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (регионального оператора)" Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области является специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Воронежской области.
Постановлением Правительства Воронежской области от 06.03.2014 N 183 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014-2044 годы" многоквартирный дом N 8 по ул. Теплоэнергетиков в г. Воронеже включен в Региональную программу проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома.
Минимальные размеры взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Воронежской области, с одного квадратного метра на единицу общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику помещения, установлены приказами Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области, правопреемником Управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области:
- на 2014 год - в размере 6 руб. 20 коп. (приказ Управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 07.02.2014 N 23);
- на 2015 год - в размере 6 руб. 60 коп. (приказ Управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 07.02.2014 N 23);
- на 2016, 2017, 2018, 2019 годы - в размере 6 руб. 60 коп. (приказы Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области N 260 от 22.12.2015, N218 от 26.12.2016, N306 от 14.12.2017, N255 от 11.12.2018).
За период с 01.12.2014 по 01.02.2019 ответчику начислены взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома в общем размере 12 755 руб. 52 коп.
Истец направил должнику претензию N 198/н от 05.03.2019 о погашении задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт в размере 12 755 руб. 52 коп. В ответе на претензию БУЗ ВО "ВССМП" сообщило, что требование об уплате задолженность по взносам на капитальный ремонт не подлежит удовлетворению.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд области правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) также установлено, что бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений.
В силу пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с указанным Кодексом (статьи 294, 296 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 296 ГК РФ предусмотрено, что казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
На основании положений пункта 1 статьи 299, статьи 131 ГК РФ право оперативного управления на недвижимое имущество возникает у учреждения на основании решения собственника о закреплении имущества за ним на праве оперативного управления с момента государственной регистрации права в установленном порядке.
Исходя из содержания статьи 210, 296 ГК РФ и правовой позиции, изложенной в абзаце 2 пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
На лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, распространяются требования пункта 3 статьи 30, части 1, 2, 3 статьи 153 ЖК РФ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы на жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно пункту 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Частью 1 статьи 153 ЖК РФ установлено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 ЖК РФ.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт, плату за коммунальные услуги (статья 154 ЖК РФ).
Таким образом, в силу общего принципа гражданского законодательства о несении собственником бремени содержания принадлежащего ему имущества ЖК РФ устанавливает для всех собственников помещений в многоквартирном доме обязанность с момента возникновения у них права собственности на соответствующие помещения не только нести расходы на их содержание, но и участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на него путем внесения платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт (часть 3 статьи 30, части 1, 3 статьи 158 ЖК РФ).
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 10-П.
Учитывая, что в спорный период ответчик на праве оперативного управления владел нежилым помещением, суд области пришел к выводу, что именно на ответчике в силу прямого указания закона (статьи 215, 296 ГК РФ) лежит обязанность по несению бремени расходов, связанных с оплатой взносов на капитальный ремонт.
Согласно части 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 169 ЖК РФ).
Как следует из части 3 статьи 170 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора (часть 7 статьи 170 ЖК РФ ).
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что собственники помещений в многоквартирном доме N 8 по ул. Теплоэнергетиков в г. Воронеже, в качестве способа формирования фонда капитального ремонта избрали формирование фонда капитального ремонта на специальном счете, в силу чего на основании статьи 170 ЖК РФ орган местного самоуправления должен был принять решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении этих домов на счете регионального оператора.
Постановлением Правительства Воронежской области от 10.10.2013 N 884 "О создании фонда, осуществляющего деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (регионального оператора)" в соответствии со статьей 178 ЖК РФ, статьей 7 Федерального закона от 12.01.1996 N7-ФЗ "О некоммерческих организациях", статьей 2 Закона Воронежской области от 08.07.2013 N 108-03 "О специализированной некоммерческой организации Воронежской области, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" был создан Фонд капитального ремонта, осуществляющий деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Воронежской области (региональный оператор).
Согласно части 7 статьи 170 ЖК РФ Администрация городского округа город Воронеж постановлением от 14.11.2014 N 1632 "О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов на счете регионального оператора" приняла решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирного дома N 8 по ул.Теплоэнергетиков в г. Воронеже на счете регионального оператора - Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области.
В силу положений статьи 170 ЖК РФ и постановления Правительства Воронежской области от 06.03.2014 N 183 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014-2044 годы" в качестве источников программы указаны, в том числе средства собственников помещений в многоквартирных домах в виде обязательных ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Исходя из смысла положений части 2 статьи 181 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ежемесячно вносит в установленные в соответствии со статьей 171 ЖК РФ сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт.
Поскольку постановлением Правительства Воронежской области от 06.03.2014 N 183 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014-2044 годы" многоквартирный дом N 8 по ул. Теплоэнергетиков в г. Воронеже включен в региональную программу капитального ремонта в период с 2014 по 2044, то собственники помещений в данном доме обязаны уплачивать взносы на капитальный ремонт в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, ответчик, в оперативном управлении которого находится нежилое помещение, расположенное в многоквартирном доме, включенном в региональную программу капитального ремонта, обязан уплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества в спорный период с 01.12.2014 по 01.02.2019.
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (часть 8.1 статьи 156 ЖК РФ).
Из материалов дела следует, что задолженность ответчика перед истцом по уплате взносов на капитальный ремонт за заявленный период не уплачена. Представленный истцом расчет составлен с применением установленного органом местного самоуправления минимального размера ежемесячного взноса и с учетом площади принадлежащего ответчику помещения.
Поскольку ответчик доказательств, подтверждающих уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в полном размере не представил, а также не представил доказательств, освобождающих его от исполнения принятого на себя обязательства, суд области пришел к правомерному выводу о том, что требование истца о взыскании 12 755 руб. 52 коп. задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома N 8 по ул. Теплоэнергетиков в г. Воронеже за период с 01.12.2014 по 01.02.2019 является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению.
Возражения ответчика на отзыв содержат ходатайство о пропуске срока исковой давности.
Согласно пункту 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Как разъяснено в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" пунктом 2 статьи 199 ГК РФ не предусмотрено какого-либо требования к форме заявления о пропуске исковой давности: оно может быть сделано как в письменной, так и в устной форме, при подготовке дела к судебному разбирательству или непосредственно при рассмотрении дела по существу в суде первой инстанции, а также в суде апелляционной инстанции в случае, если суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции (часть 5 статьи 330 ГПК РФ, часть 6.1 статьи 268 АПК РФ).
В арбитражном суде первой инстанции ходатайство о пропуске срока исковой давности ответчиком не было заявлено. При таких обстоятельствах основания для рассмотрения заявления ответчика о применении исковой давности судом апелляционной инстанции отсутствуют.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ являются безусловными основаниями к отмене судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ответчика, возврату либо возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьями 110, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.06.2019 (резолютивная часть) с учетом дополнительного решения от 24.06.2019 (резолютивная часть) по делу N А14-6257/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежская станция скорой медицинской помощи" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Ю. Щербатых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-6257/2019
Истец: Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области
Ответчик: БУЗ ВО "Воронежская станция скорой медицинской помощи"
Третье лицо: Администрация городского округа г. Воронеж
Хронология рассмотрения дела:
18.09.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4480/19