город Омск |
|
12 июля 2019 г. |
Дело N А46-3216/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7328/2019) Администрации Омского муниципального района Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 29.04.2019 по делу N А46-3216/2019 (судья Третинник М.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Титан - Агро" (ИНН 5501092795 ОГРН 1065501014897) к Администрации Омского муниципального района Омской области о признании недействительным решения от 10.12.2018 NИСХ-18/ОМС-12286, об обязании восстановить нарушенное право,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Кузнецова Екатерина Александровна по доверенности от 18.03.2019 сроком действия по 31.12.2019);
от заинтересованного лица: Доставалов Сергей Петрович по доверенности N 22 от 24.12.2018 сроком действия до 31.12.2019;
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Титан-Агро" (далее - заявитель, ООО "Титан-Агро", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации Омского муниципального района Омской области (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании недействительным решения об отказе в согласовании проекта рекультивации обособленного подразделения "Свиноводческий комплекс Петровский" ООО "Титан-Агро", изложенного в письме от 10.12.2018 N ИСХ-18/ОМС-12286 и обязании Администрации Омского муниципального района повторно рассмотреть представленный на согласование проект рекультивации обособленного подразделения "Свиноводческий комплекс Петровский" ООО "Титан-Агро".
Решением от 29.04.2019 по делу N А46-3216/2019 Арбитражный суд Омской области удовлетворил заявленные требования и признал недействительным отказ Администрации Омского муниципального района в согласовании проекта рекультивации обособленного подразделения "Свиноводческий комплекс Петровский" ООО "Титан-Агро", изложенный в письме от 10.12.2018 N ИСХ-18/ОМС-12268.
В качестве способа восстановления нарушенного права суд обязал заинтересованное лицо повторно рассмотреть представленный на согласование проект рекультивации обособленного подразделения "Свиноводческий комплекс Петровский" от 2018 года.
Кроме того, суд взыскал с Администрации в пользу ООО "Титан-Агро" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
В обоснование решения суд указал, что поскольку полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на органы местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, постольку обязанность по согласованию проекта рекультивации в отношении спорных земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:170804:216, 55:20:170804:222, государственная собственность на которые не разграничена, подлежит исполнению применительно к рассматриваемому спору не иначе как Администрацией Омского муниципального района Омской области.
В апелляционной жалобе Администрация просит решение суда 1 инстанции отменить, приняв новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку в случае, если земельный участок, подлежащий рекультивации, не находится в муниципальной собственности, соответственно проект рекультивации нарушенных земель не подлежит согласованию с Администрацией.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель заявителя - доводы отзыва.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее установил следующие обстоятельства.
Распоряжением от 26.02.2007 N 241-р ООО "Титан-Агро" предоставлен в аренду земельный участок в границах Петровского сельского поселения Омского района Омской области.
Между Администрацией (арендодатель) и ООО "Титан-Агро" (арендатор) заключен договора аренды земельного участка с кадастровым номером 55:20:17 08 04:0135 от 26.02.2007 N АЗ-20-53/2007 сроком на 49 лет земель, относящихся к категории сельскохозяйственного назначения, площадью 2 926 га.
Соглашением от 10.12.2009 к договору аренды предмет договора был изменен и определен как земельный участок с кадастровым номером 55:20:170804:216, площадью 28 505 500 кв.м. и земельный участок с кадастровым номером 55:20:170804:222, площадью 754 500 кв.м. категории земель сельскохозяйственного назначения.
01.06.2018 на территории обособленного подразделения заявителя "Свиноводческий комплекс Петровский" произвел аварийную посадку вертолет МИ-8, принадлежащий авиакомпании "Полярные авиалинии".
В результате аварии произошел разлив авиационного керосина на земельных участках с кадастровыми номерами 55:20:170804:216, 55:20:170804:222, категории земель сельскохозяйственного назначения, арендуемых ООО "Титан-Агро", вследствие чего нарушен был плодородный слой почвы и загрязнен грунт на участке.
В целях устранения последствий аварии, обществом был разработан проект рекультивации земель, один из экземпляров которого передан в государственный фонд данных, полученных при проведении землеустройства.
Данный проект рекультивации был направлен в Администрацию для согласования.
В соответствии с письмом от 10.12.2018 N ИСХ-18/ОМС-12286, направленном в адрес ООО "Титан-Агро", Администрацией было отказано ООО "Титан-Агро" в согласовании проекта рекультивации земель обособленного подразделения "Свиноводческий комплекс Петровский" ООО "Титан-Агро", со ссылкой на то, что земельные участки с кадастровыми номерами 55:20:170804:216, 55:20:170804:222, в отношении которых представлен на согласование проект рекультивации, не находятся в муниципальной собственности, отнесены к категории земель, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с чем, Администрация не входит в число лиц, согласующих представленный проект рекультивации.
Полагая, что решение об отказе в согласовании проекта рекультивации земель обособленного подразделения "Свиноводческий комплекс Петровский" ООО "Титан-Агро", изложенное в письме от 10.12.2018 N ИСХ-18/ОМС-12286, не соответствует закону, нарушает права и охраняемые законом интересы общества, ООО "Титан-Агро" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением об оспаривании данного решения и обязании восстановить нарушенное право.
Арбитражным судом Омской области решением от 29.04.2019 по делу N А46-3216/2019 было вынесено решение. Указанное решение обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, а решение суда считает законным и обоснованным исходя из следующего.
В соответствии со статьей 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В силу статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
Согласно части 3 статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации правообладателями земельных участков признаются собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.
Целями охраны земель, в соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации, являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса (статья 13 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений (часть 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель.
Согласно пункту 3 Правил проведения рекультивации и консервации земель разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В соответствии с пунктом 15 Правил проведения рекультивации и консервации земель проект рекультивации земель, за исключением случаев подготовки проекта рекультивации в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства и случаев, предусмотренных пунктом 23 настоящих Правил, проект консервации земель до их утверждения подлежат согласованию с:
а) собственником земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае, если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земель, консервацию земель в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, не является собственником земельного участка;
б) арендатором земельного участка, землевладельцем, землепользователем в случае, если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, консервацию такого земельного участка в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, не является таким арендатором, землепользователем, землевладельцем;
в) исполнительным органом государственной власти и органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицами, указанными в пункте 3 или подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил.
В силу статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Согласно статье 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В соответствии с пунктами 16, 17, 18 Правил проведения рекультивации и консервации земель заявление о согласовании проекта рекультивации земель или проекта консервации земель с приложением соответствующего проекта подается или направляется лицом, обеспечившим его подготовку в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящих Правил, лицам, указанным в пункте 15 настоящих Правил, лично на бумажном носителе или посредством почтовой связи либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Предметом согласования проекта рекультивации земель является достаточность и обоснованность предусмотренных мероприятий по рекультивации земель для достижения соответствия рекультивируемых земель требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил.
Предметом согласования проекта консервации земель является обоснованность проведения консервации земель в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил, а также достаточность и обоснованность предусмотренных мероприятий по консервации земель для достижения целей уменьшения степени деградации земель, предотвращения их дальнейшей деградации и (или) негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду.
В срок не более чем 20 рабочих дней со дня поступления проекта рекультивации земель, проекта консервации земель лица, указанные в пункте 15 настоящих Правил, направляют заявителю способом, указанным в заявлении о согласовании проекта рекультивации земель, проекта консервации земель, уведомление о согласовании проекта рекультивации земель, проекта консервации земель или об отказе в таком согласовании.
Лица, указанные в пункте 15 настоящих Правил, направляют уведомление об отказе в согласовании проекта рекультивации земель, проекта консервации земель только в следующих случаях:
а) мероприятия, предусмотренные проектом рекультивации, не обеспечат соответствие качеств земель требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил;
б) мероприятия, предусмотренные проектом консервации земель, не обеспечат достижение целей уменьшения степени деградации земель, предотвращения их дальнейшей деградации и (или) негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду;
в) представлен проект консервации земель в отношении земель, обеспечение соответствия качества которых требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил, возможно путем рекультивации таких земель в течение 15 лет;
г) площадь рекультивируемых, консервируемых земель и земельных участков, предусмотренная проектом рекультивации земель, проектом консервации земель, не соответствует площади земель и земельных участков, в отношении которых требуется проведение рекультивации, консервации;
д) раздел "Пояснительная записка" проекта рекультивации земель, проекта консервации земель содержит недостоверные сведения о рекультивируемых, консервируемых землях и земельных участках;
е) несогласие с целевым назначением и разрешенным использованием земель после их рекультивации, если такие целевое назначение и разрешенное использование не соответствуют целевому назначению и разрешенному использованию, установленным до проведения рекультивации.
В уведомлении об отказе в согласовании проекта рекультивации земель, проекта консервации земель указываются все основания для отказа и рекомендации по доработке проекта рекультивации земель, проекта консервации земель.
Таким образом, Правила проведения рекультивации и консервации земель, с цель повышения ответственности заявителей и значимости проводимого мероприятия, определяют обязательность согласования данных процедур на земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, с соответствующими государственными или муниципальными органами в точном соответствии с утвержденным порядком.
Лицами, участвующими в деле, не оспаривается и из материалов дела следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 55:20:170804:216, 55:20:170804:222 (находящиеся на правах аренды в пользовании ООО "Титан-Агро" и в отношении которых в силу вышеизложенных объективных обстоятельств обществом осуществляются мероприятия по рекультивации, в частности, подготовлен проект рекультивации земель) отнесены к категории земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Как было указано выше и следует из положений подпункта "в" пункта 15 Правил проведения рекультивации и консервации земель проект рекультивации до его утверждения подлежит согласованию, в том числе с исполнительным органом государственной власти и органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков.
Поскольку в силу пункта 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на органы местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, постольку обязанность по согласованию проекта рекультивации в отношении спорных земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:170804:216, 55:20:170804:222, государственная собственность на которые не разграничена подлежит исполнению применительно к рассматриваемому спору не иначе как Администрацией Омского муниципального района Омской области.
В этой связи, как верно указал суд первой инстанции, возражения Администрации Омского муниципального района об обратном подлежат судом отклонению как основанные на неверном толковании норм права.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что решение об отказе в согласовании проекта рекультивации земель обособленного подразделения "Свиноводческий комплекс Петровский" ООО "Титан-Агро", изложенное в письме от 10.12.2018 N ИСХ-18/ОМС-12286, не соответствует закону, препятствует обществу в осуществлении предусмотренной законом процедуре рекультивации вышеуказанных земель, данное решение судом первой инстанции обоснованно признано недействительным.
В целях восстановления нарушенного права суд обязал Администрацию повторно рассмотреть представленный на согласование проект рекультивации земель обособленного подразделения "Свиноводческий комплекс Петровский" ООО "Титан-Агро" от 2018 года (в указанной части спор не рассматривается в порядке пункта 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, нормы материального права применены судом первой инстанции правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба удовлетворения не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не распределяются, поскольку ее податель был освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Администрации Омского муниципального района Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 29.04.2019 по делу N А46-3216/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-3216/2019
Истец: ООО "ТИТАН - АГРО"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ОМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ