г. Москва |
|
30 августа 2019 г. |
Дело N А40-44632/19 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи В.Р. Валиева,
рассмотрев апелляционную жалобу
ООО "АВАНГАРД-АГРО-ТРЭЙД" на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 05 июля 2019 года, принятое судьей Козловский В.Э., в порядке упрощенного производства по делу N А40-44632/19, по исковому заявлению ОАО "РЖД" к ООО "АВАНГАРДАГРО-ТРЭЙД" о взыскании,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РЖД" обратилось в суд с требованием о взыскании с ООО "АВАНГАРДАГРО-ТРЭЙД" о взыскании платы за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования в размере 54 062,88 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 27.02.2018 г. по 21.02.2019 г. в размере 3 959,18 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на задолженность в сумме 54 062,88 руб., начиная с 22.02.2019 года по день фактической уплаты кредитору денежных средств - исходя из размера процентов, определяемой ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 05 июля 2019 года исковые требования удовлетворены
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в порядке главы 29 АПК РФ.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Истец возражал против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, представил отзыв.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
В феврале 2018 года на станцию назначения Змиевка Московской железной дороги по ж.д. накладным в адрес ООО "АВАНГАРДАГРО-ТРЭИД" прибыли вагоны следовавшие поездом N 3629, индекс N 2160-775-2168, не принадлежащие перевозчику.
В силу ст. 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В соответствии со ст. 36 УЖТ РФ по прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения перевозчик обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю, который обязан оплатить причитающиеся перевозчику платежи и принять груз.
Согласно ст. 309-310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательства недопустим.
Между истцом (Перевозчиком) и ответчиком (Контрагент) был заключен Договор N 8/141-74 от 01.09.2017 г. на предоставление Владельцем (ООО "АВАНГАРД-АГРО-ОРЕЛ") железнодорожного пути необщего пользования для производства грузовых операций по станции Змиевка Московской железной дороги.
Согласно ч. 11 ст.39 Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ (ред. от 06.04.2015) "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"(далее УЖТ РФ) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом.
В ч.12 ст.39 УЖТ РФ указано, что если в указанных в части одиннадцатой статьи 39 УЖТ РФ случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
В силу ч.17 ст.39 УЖТ РФ размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
ОАО "РЖД" является субъектом естественной монополии, и в соответствии со статьями 4 и 8 ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ", статьей 6 ФЗ "О естественных монополиях" в его отношении уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществляется ценовое регулирование его деятельности, посредством установления цен (тарифов), а также правил их применения.
Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.08.2002, регистрационный N 3678, утверждены Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (далее - Тарифное руководство).
Плата "за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами", поименованная в Тарифном руководстве как плата за пользование вагонами, контейнерами, по своей природе является платой за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности (плата за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта).
Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 (вступившим в силу с 07.06.2015 г.) была утверждена плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство).
В силу пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18 июня 2003 года N 26 (зарегистрирован Минюстом России 19 июня 2003 года (регистрационный N 4764) за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Материальным основанием для начисления платы за вагоны, задержанные в пути следования, является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, их номера, дата, время и причина задержки.
Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения
Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт обшей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов по каждой станции.
Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
31.01.2018 г. в 13 час. 28 мин. на путях общего пользования станции Еропкино из-за излишнего наличия вагонов и невозможностью приема на пути станции Змиевка других вагонов начальником станции Змиевка было направлено обращение N 384 в адрес начальника дирекции управления движением о том, что в связи с нарушением ООО "АВАНГАРД-АГРО-ОРЕЛ" технологического срока оборота вагонов и невозможностью приема следующего в адрес станции Змиевка поезда индекс 2160-775- 2168 с просьбой отставить от движения данный поезд с вагонами.
Оперативным приказом на временное отставление от движения грузового поезда от 31.01.2018 N 722, адресованным железнодорожным станциям Еропкино, предписано задержать на станции Еропкино поезд N 3627, индекс 2160-775-2168, количество вагонов - 44 ввиду занятости станции назначения Змиевка. ДС Еропкино (станции задержки) обеспечить составление актов общей формы, ДС Змиевка (станция назначения) необходимо известить в установленном порядке грузополучателя.
Начальником станции Курбакинская в адрес ответчика было направлено извещение от 31.01.2018 о задержании вагонов в пути следования поезда N3627 индекс 2160-775-2168, количество вагонов в поезде 44.
Извещение получено 31 января 2018 года.
Задержка вагонов на промежуточной станции Михайловский Рудник подтверждается актом общей формы N 1 и N 2 от 31.01.2018 года, из которого следует что вагоны, перечисленные в акте, следующие в адрес ответчика на станцию Курбакинская задержаны по приказу от 31.01.2018 N722 вследствие невозможности дальнейшего приема станцией назначения вагонов.
Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
Обращением N 496 от 10.02.18 начальник станции Змиевка известил о наличии возможности приема поезда, следовавшего на станцию Змиевка.
Приказом о подъеме временно отставленного от движения грузового поезда от 10.02.2018 N 1147 было предписано отправить поезд индекс 2160-775-2168, количество вагонов - 44 шт.
По факту окончания задержки и отправления поезда 2160-775-2168 на станции Еропкино был составлен акт общей формы N 3 и 4 от 10.02.2018 г.
В адрес ответчика было отправлено извещение от 10.02.2018 о том, что по приказу от 10.02.2018 N 1147 отправлен поезд N3629, 44 вагонов.
На станции назначения Змиевка по прибытии поезда был составлен акт общей формы N 425 от 10.02.2018 года, в котором по каждому вагону указан срок доставки. Кроме того, в данном акте указаны номера приказов, согласно которых производилась задержка и отправление поездов в пути следования.
Согласно п.2.3 договора N 8/141-74 на предоставление Владельцем (ООО "АВАНГАРД-АГРО-ОРЕЛ") железнодорожного пути необщего пользования для производства грузовых операций по станции Змиевка устанавливаются следующие технологические нормы оборота вагонов - 2 часа 40 минут.
Как следует из приложенного Анализа нарушения ООО "АВАНГАРД-АГРОТРЭЙД" технологической нормы оборота вагонов, ответчик нарушал эту норму.
За время нахождения вагонов на путях общего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя - ООО "АВАНГАРД-АГРО-ТРЭЙД", нарушения технологической нормы оборота вагонов, установленной в договоре N 8/141-74, была начислена плата в сумме 54 062,88 руб. (с учетом НДС) по накопительной ведомости N 100204 (расчет прилагается).
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности, апелляционным судом признается законным и обоснованным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований.
Исходя из выше изложенного, апелляционный суд полагает, что разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 05 июля 2019 года по делу N А40-44632/19 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "АВАНГАРД-АГРО-ТРЭЙД" в доход федерального бюджета 3000 (Три тысячи) рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-44632/2019
Истец: Орлово Курский отдел правового обеспечения
Ответчик: ООО "АВАНГАРД-АГРО-ТРЭЙД"
Третье лицо: ОАО РЖД