г. Вологда |
|
18 сентября 2019 г. |
Дело N А13-2926/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 18 сентября 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузнецова К.А., судей Журавлева А.В. и Писаревой О.Г. при ведении протокола секретарём судебного заседания Ерофеевой Т.В.,
при участии от истца представителя Горяева М.А. по доверенности от 15.08.2019, от ответчика представителя Горбунова Н.С. по доверенности от 02.07.2019 N 70,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества коммерческого банка социального развития "Бумеранг" в лице конкурсного управляющего - Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 14 марта 2019 года по делу N А13-2926/2019,
установил:
акционерное общество коммерческий банк социального развития "Бумеранг" в лице конкурсного управляющего - Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Банк) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Вологодской области (далее - Инспекция) о признании недействительным решения об исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Фирма Алеся" (далее - Общество).
Решением суда от 14.03.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Банк с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению заявителя, на момент принятия решения об исключении Общества из ЕГРЮЛ в отношении него велось исполнительное производство, данная информация была размещена в общем доступе. Кроме того, податель жалобы считает, что наличие условий, установленных в статье 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации, Закон N 129-ФЗ) не может являться безусловным основанием для принятия спорного решения, поскольку данная запись сделана при наличии не исполненных обязательств перед заявителем.
Представитель Банка в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу и ее представитель в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Общество 14.01.2003 зарегистрировано в качестве юридического лица.
Инспекция 27.08.2018 приняла решение N 3261 о предстоящем исключении Общества из ЕГРЮЛ в соответствии с пунктом 2 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации по причине непредставления Обществом документов отчётности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и неосуществления операций хотя бы по одному банковскому счёту.
Соответствующее сообщение о принятом Инспекцией решении было опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" от 29.08.2018 N 34 (699).
В течение трёх месяцев с момента публикации указанного сообщения заявления от самого Общества, его кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагивает исключение юридического лица из ЕГРЮЛ, в регистрирующий орган не поступили, вследствие чего 19.12.2018 в ЕГРЮЛ внесена запись с регистрационным номером 2183525648678 о прекращении деятельности Общества в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании пункта 2 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации.
Банк, обращаясь с настоящим требованием, сослался на наличие у Общества непогашенных обязательств, установленных решением Череповецкого городского суда Вологодской области от 20.11.2017 по делу N 2-4597/2017, следовательно, исключение Общества из ЕГРЮЛ нарушает его права.
Отказывая в удовлетворении требования, суд первой инстанции счёл его необоснованным.
Проверив материалы дела, апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с принятым судебным актом.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и, нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчётности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо). Те же признаки указаны в пункте 1 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации).
Порядок исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ определен статьей 21.1 Закона о регистрации.
При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 названной статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из Реестра (пункт 2 статьи 21.1 Закона о регистрации).
Пунктами 3 и 4 статьи 21.1 Закона о регистрации установлены гарантии, направленные на защиту прав кредиторов предстоящим исключением.
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трёх дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3 статьи 21.1 Закона о регистрации).
Право заинтересованных лиц направить в уполномоченный государственный орган возражения относительно предстоящего включения данных в ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц предусмотрено и пунктом 4 статьи 51 ГК РФ. Уполномоченный государственный орган обязан рассмотреть эти возражения и принять соответствующее решение в порядке и в срок, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц.
Согласно Приказу ФНС от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ (зарегистрирован в Минюсте России 04.07.2006 N 8001) сведения о принятых решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц подлежат опубликованию в журнале "Вестник государственной регистрации".
Таким образом, заявитель и иные заинтересованные лица вправе самостоятельно отслеживать информацию об Обществе и принимаемых регистрирующим органом в отношении него решениях о государственной регистрации.
В силу пункта 4 статьи 21.1 Закона о регистрации заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении.
В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Если в течение указанного срока заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путём внесения в него соответствующей записи на основании пункта 7 статьи 22 Закона о регистрации.
Из совокупности приведенных норм следует, что кредиторы исключаемых из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц, при отсутствии со стороны регистрирующего органа нарушений пунктов 1 и 2 статьи 21.1 Закона о регистрации, реализуют право на защиту своих прав и законных интересов в сфере экономической деятельности путем подачи в регистрирующий орган заявлений в порядке, установленном пункта 4 статьи 21.1 указанного Закона, либо путем обжалования исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в сроки, установленные пунктом 8 статьи 22 указанного Закона.
В силу пункта 8 статьи 22 Закона о регистрации исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Следовательно, принятие регистрирующим органом в пределах его компетенции и с соблюдением положений пунктов 1 и 2 статьи 21.1 Закона о регистрации решения о предстоящей ликвидации организации само по себе не может нарушать права кредиторов на погашение имеющейся задолженности, поскольку данные лица реализуют защиту своих прав подачей заявления о наличии препятствий для исключения организации из ЕГРЮЛ либо путем обжалования в суд уже состоявшегося исключения юридического лица из государственного реестра.
Из материалов дела следует, что у Общества имелись признаки недействующего юридического лица и налоговым органом была соблюдена процедура исключения недействующего юридического лица из Реестра.
Выводы налогового органа о недействующем юридическом лице как основании для применения административной процедуры исключения записи из ЕГРЮЛ являются обоснованными.
Кроме того, возражения заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ по форме N Р38001 в регистрирующий орган, который принял соответствующее решение, не представлялись.
Согласно части 6 статьи 22 Закона о регистрации ликвидация юридического лица считается завершённой, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.
Установив наличие сведений об отсутствии движения по банковским счетам Общества, о непредставлении им отчётности в течение последних двенадцати месяцев, а также непоступление в регистрирующий орган в трёхмесячный срок заявлений заинтересованных лиц, регистрирующий орган внёс запись об исключении из ЕГРЮЛ Общества как лица, фактически прекратившего свою деятельность.
Оценив по правилам статей 65, 8, 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, руководствуясь вышеизложенными нормами права, установив соответствие Общества признакам недействующего юридического лица, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Банка о признании недействительной спорной записи.
Вопреки мнению апеллянта, факт наличия судебного акта о взыскании денежных средств с юридического лица, отвечающего признакам, установленным статьей 21.1 Закона о регистрации, сам по себе не препятствует его исключению из ЕГРЮЛ как фактически прекратившего деятельность, равно как и довод о наличии исполнительного производства, возбужденного соответствующим подразделением Федеральной службы судебных приставов с отношении Общества не может являться доказательством незаконности действий регистрирующего органа, поскольку в установленный пунктом 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ никто из кредиторов данного юридического лица не заявил в установленном порядке возражений против исключения его из ЕГРЮЛ.
Изложенное не противоречит позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 29.09.2016 N 1971-О, согласно которой положение пункта 2 статьи 21.1 Закона о регистрации направлено на обеспечение достоверности сведений в ЕГРЮЛ, а действия регистрирующего органа по исключению юридического лица из ЕГРЮЛ, осуществляемые во исполнение предписаний статьи 21.1 Закона, является публично-правовым интересом государства в выявлении фактически недействующих юридических лиц в установленном законом порядке с учётом прав и законных интересов заинтересованных лиц.
Согласно постановлению от 18.05.2015 N 10-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" Конституционный Суд Российской Федерации постановил признать пункт 2 статьи 21.1 Закона о регистрации не соответствующим Конституции Российской Федерации, её статьям 35 (части 1, 2 и 3), 46 (часть 1) и 55 (часть 3) лишь в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования содержащееся в нем положение допускает исключение в административном порядке (по решению регистрирующего органа) из ЕГРЮЛ юридического лица, имеющего признаки недействующего, в отношении которого судом по заявлению кредитора введена процедура банкротства.
Между тем в материалах дела не имеется доказательств, что кем-либо была инициирована процедура банкротства Общества.
Неблагоприятные последствия бездействия участника гражданского оборота при отслеживании информации не могут быть возложены на регистрирующий орган, не допустивший каких-либо нарушений при принятии решения на основании статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ.
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ заявитель не представил объективные, достоверные и достаточные доказательства как осуществления хозяйственной деятельности, предоставления в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, так и наличия у юридического лица открытых банковских счетов.
Довод о том, что непредставление Обществом налоговой отчетности и отсутствие операций по банковским счетам не являются бесспорными и достаточными основаниями для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, суд апелляционной инстанции признает несостоятельным, поскольку он прямо противоречит положениям пунктов 1 и 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ.
Ссылки подателя жалобы на невозможность получения причитающихся ему денежных средств и исполнения вступившего в законную силу решения Череповецкого городского суда Вологодской области в данном случае подлежат отклонению и не могут влиять на правильность выводов судов.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 64.2 ГК РФ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные названным Кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам. Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не препятствует привлечению к ответственности лиц, указанных в статье 53.1 Кодекса.
Кроме того, в случае последующего обнаружения имущества должника заинтересованное лицо вправе воспользоваться средствами защиты, предусмотренными пунктом 5.2 статьи 64 ГК РФ, обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право.
Помимо этого дополнительные гарантии кредиторов недействующих юридических лиц, исключенных из ЕГРЮЛ в административном порядке, предусмотрены в пункте 3 статьи 64.2 ГК РФ, согласно которому исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не препятствует привлечению к ответственности лиц, указанных в статье 53.1 ГК РФ.
Иное толкование заявителем норм законодательства, а также иная оценка обстоятельств настоящего дела не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
В свете изложенного оснований для отмены обжалуемого решения не имеется. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, при разрешении спора не допущено. При таких обстоятельствах апелляционная жалоба истца по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 14 марта 2019 года по делу N А13-2926/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества коммерческого банка социального развития "Бумеранг" в лице конкурсного управляющего Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев с момента его принятия.
Председательствующий |
К.А. Кузнецов |
Судьи |
А.В. Журавлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-2926/2019
Истец: АО коммерческий банк социального развития "Бумеранг" в лице к/у-ГК "Агентство по страхованию вкладов"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N11 по Вологодской области
Хронология рассмотрения дела:
13.01.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-15643/19
13.01.2020 Постановление Арбитражного суда Вологодской области N А13-2926/19
18.09.2019 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6839/19
17.06.2019 Определение Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4229/19
14.03.2019 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-2926/19