г. Киров |
|
18 сентября 2019 г. |
Дело N А28-1010/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 сентября 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барьяхтар И.Ю.,
судей Поляшовой Т.М., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бердниковой О.В.,
без участия представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Нововятский лесоперерабатывающий комбинат"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 17.06.2019 по делу N А28-1010/2018, принятое судом в составе судьи Кулдышева О.Л.,
по исковому заявлению Министерства лесного хозяйства Кировской области (ИНН: 4345164254, ОГРН: 1074345003963)
к акционерному обществу "Нововятский лесоперерабатывающий комбинат" (ИНН: 4349006474, ОГРН: 1024301319756)
о взыскании 3 366 744 рублей 00 копеек,
установил:
Министерство лесного хозяйства Кировской области (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Кировской области к акционерному обществу "Нововятский лесоперерабатывающий комбинат" (далее - Общество, ответчик) с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании задолженности по арендной плате в общей сумме 3 366 744 рублей 00 копеек, в том числе 1 336 010 рублей 00 копеек в федеральный бюджет и 2 030 734 рублей 00 копеек в бюджет Кировской области, по договору аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 01.04.2010 N 6.4 за период с 01.08.2016 по 29.04.2017.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 17.06.2019 исковые требования удовлетворены.
Ответчик с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 17.06.2019 и принять по делу новый судебный акт об отказе истцу в удовлетворении исковых требований. По мнению заявителя жалобы, судом сделан неверный вывод относительно даты окончания срока окупаемости инвестиционного проекта - 11.08.2016, судом не приняты во внимание следующие фактические обстоятельства: в течение 2014 года Обществом разработана измененная концепция инвестиционного проекта, 06.11.2014 Обществом в Правительство Кировской области подана заявка на внесение изменений в приоритетный инвестиционный проект "Модернизация действующего производства", в связи с изменением объема инвестиций и наименования выпускаемой продукции. Заявка рассмотрена Департаментом лесного хозяйства Кировской области и 24.02.2015 направлена на согласование в Федеральное агентство лесного хозяйства Российской Федерации (Рослесхоз). Распоряжением Правительства Кировской области от 11.04.2016 N 83 заявка на внесение изменений в приоритетный инвестиционный проект "Модернизация действующего производства" согласована и признана соответствующей действующему законодательству. Заявитель утверждает, что с заявкой на внесение изменений в инвестиционный проект от 16.12.2013 ответчик не обращался. Общество полагает, что заявка на изменение инвестиционного проекта от 16.12.2013, а также платежное поручение от 12.01.2009 N 4 являются недопустимыми и не относимыми доказательствами по делу, так как заявка не содержит адресата и указания на то, что она была направлена Обществом именно в рамках осуществления инвестиционного проекта. Согласно позиции ответчика, платеж по платежному поручению от 12.01.2009 N 4 был произведен в рамках обычной хозяйственной деятельности предприятия и не имеет отношения к инвестиционному проекту. Также Общество полагает, что судом необоснованно в качестве доказательства принят реестр инвестиций ответчика за 2015 год, который также содержит указание на платежное поручение от 12.01.2009 N 4, так как в реестр за 2015 год спорное платежное поручение было включено ошибочно, а сам документ имеет пороки в оформлении и не может рассматриваться в качестве надлежащего доказательства по делу. По мнению заявителя, единственным документом, который подтверждает вложенные инвестиции, является реестр 2017 года, который по окончании выполнения инвестиционного проекта в 2017 году Общество направило в Министерство. В данном документе отсутствует указание на платежное поручение от 12.01.2009 N 4. Общество считает датой начала финансирования инвестиционного проекта 10.07.2009 в связи с тем, что платежным поручением от 10.07.2009 N 2657 Общество произвело оплату обществу с ограниченной ответственностью "ВК-Инжиниринг" за разработку планирования размещения фундаментов в строительной части производственного корпуса ОСП. Кроме того, ссылаясь на положения пункта 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской федерации и условия договора, заявитель указывает, что изменение размера арендной платы должно осуществляться на основании дополнительного соглашения, которое должно быть подписано обеими сторонами, так как в данном случае арендодатель не имеет права на одностороннее изменение размера арендной платы.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 30.07.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 31.07.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения; указывает, что 16.12.2013 Обществом была разработана заявка на реализацию инвестиционного проекта "Модернизация действующего производства", в соответствии с которой ответчик просил внести изменения в реализуемый на территории Кировской области инвестиционный проект по глубокой переработке древесины; к заявке прилагался реестр документов, подтверждающий объем инвестиций, направленных на реализацию инвестиционного проекта за период с января 2009 года по декабрь 2013 года; в реестре присутствует платежное поручение от 12.01.2009 N 4, которое подтверждает позицию министерства относительно начала срока окупаемости инвестиционного проекта. Министерство поясняет, что в данном случае оно руководствуется статьей 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", в соответствии с которой, срок окупаемости инвестиционного проекта - это срок со дня начала финансирования инвестиционного проекта до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат приобретает положительное значение, в связи с чем 12.01.2009 является днем начала вложения денежных средств, а значит началом срока окупаемости инвестиционного проекта. По мнению истца, судом обоснованно отклонены аргументы ответчика о том, что платежное поручение от 12.01.2009 N 4 отсутствует в реестре документов, подтверждающих инвестиции привлеченные для реализации инвестиционного проекта по состоянию на 01.12.2017, а имеется платежное поручение от 10.07.2009 N 2657, с которого следует исчислять начало срока реализации проекта, поскольку данные доводы не опровергают достоверность платежного поручения от 12.01.2009 N 4, с учетом того, что оно было приложено самим Обществом к заявлению о внесении изменений в инвестиционный проект, а также поименовано в реестре документов, подтверждающих инвестиции, привлеченные для реализации проекта по состоянию на декабрь 2013 года и на 31.12.2015. По мнению истца, оснований считать платежное поручение от 12.01.2009 N 4 ненадлежащим доказательством не имеется.
Истец заявил ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области от 17.06.2019 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, распоряжением Правительства Кировской области от 27.01.2010 N 12 утверждена заявка Общества на реализацию инвестиционного проекта в области освоения лесов "Модернизация действующего производства" следующей концепции: "ежегодный объем выпуска древесно-стружечных плит до 130 тыс. куб. метров в год, паркетной доски до 340 550 кв. м в год, лыж до 340 тыс. пар, мебельного щита до 3600 куб.м, гнутоклееных изделий до 6636 куб.метров" (л.д.101-108).
В пункте 4 названного распоряжения указано, что в случае принятия решения Министерством промышленности и торговли Российской Федерации о включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестпроектов в области лесов в течение срока окупаемости этого проекта (100 месяцев) к утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310) ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка будет применяться коэффициент 0,5.
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее также - Минпромторг) от 05.03.2010 N 173 инвестиционный проект Общества "Модернизация действующего производства" включен в перечень приоритетных проектов в области освоения лесов.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов", постановления Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности", приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 05.03.2010 N 173 "О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов", распоряжения Правительства Кировской области от 17.11.2009 N 383 "Об утверждении заявки ОАО "Нововятский лыжный комбинат" на реализацию инвестиционного проекта "Модернизация действующего производства" (далее - проект), распоряжения департамента лесного хозяйства Кировской области от 26.03.2010 N471 "О предоставлении лесного участка в аренду для осуществления заготовки в целях реализации инвестиционного проекта" между департаментом лесного хозяйства Кировской области (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 01.04.2010 N 6.4 (далее - договор), в соответствии с условиями которого арендодатель, действующий в соответствии со статьями 22, 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, обязуется предоставить для реализации проекта, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 65611 га, местоположение: Кировская область, Белохолуницкий район, Дубровское лесничество, Поломское участковое лесничество, кварталы 39,40,44; Троицкое участковое лесничество, кварталы 26, 32-36, 43-46, 48, 54, 55-58, 69-73, 84-86, 88, 92, 93, 95, 96, 102, 103, 110-112, 122, 124-130, 132-134, Лабазанское участковое лесничество, кварталы 1-5, 8, 9, 11, 16-18, 20-22, 32, 37, 38, 51-53, 55-59, 68-77, 85-90, 92-94, 99-102, 104-108, 110, 112, 113, 117-119, 122-126, 153, 154, 174, 175; Верхневятское участковое лесничество, кварталы 10,11, 18, 21, 22, 24, 25, 27-32, 38,-42, 53, 57-60, 66-68, 70-71, 72, 82-84, 88, 89, 90, 94, 95; условный номер 43-43-01/206/2008-310, номер учетной записи в государственном лесном реестре 6.4-2008-04 (л.д.12-18).
Согласно пункту 3 договора схема расположения лесного участка и его характеристика приведены в приложениях N 1 и N 2 к договору (границы лесного участка определены на плане лесного участка, являющемся неотъемлемой частью договора).
В силу пункта 4 договора лесной участок передается арендатору для видов использования и в объемах согласно приложению N 3 к договору.
Срок действия договора аренды определен сторонами в 49 лет с даты его государственной регистрации (пункт 20 договора). Договор зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области 24.05.2010 за номером 43-43-01/307/2010-690.
В соответствии с пунктом 5 договора арендная плата по договору составляет 1 975 697 рублей в год, взимается за установленный объем заготовки древесины и подлежит изменению согласно пункту 7 договора.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, по настоящему договору в течение срока окупаемости проекта к утвержденным постановлением ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов должен применяться коэффициент 0,5.
Срок окупаемости проекта по договору установлен сто месяцев с момента начала реализации проекта в соответствии с концепцией проекта.
На основании пункта 6 договора арендатор вносит арендную плату в следующие сроки и размеры от установленного годового размера арендной платы: 15 февраля - 15 %, 15 марта - 10 %, 15 апреля - 10%, 15 июня - 10%, 15 июля - 10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября - 15%, 15 декабря.
Пунктом 7 договора аренды лесного участка установлено, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, а также при изменении объемов изъятия древесины и товарной структуры лесных насаждений, в которых разрешена заготовка древесины при различных видах рубок, согласно проекту освоения лесов на арендуемом лесном участке.
При изменении в установленном порядке органами государственной власти Российской Федерации ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы пересматривается арендодателем в одностороннем порядке. В этом случае арендодатель направляет арендатору заказным письмом с уведомлением, либо вручает ему под роспись уведомление об изменении размера арендной платы (с указанием основания изменения, размера и расчета арендной платы), которое является неотъемлемой частью договора и обязательным для арендатора.
Арендатор обязан уплачивать арендную плату в соответствии с уведомлением об изменении размера арендной платы с момента, указанного в нормативном правовом акте, которым изменяются ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, либо, если в таком нормативном правовом акте не указано, с какого момента применяются ставки, то с момента вступления его в силу (вступления в силу его соответствующей нормы).
В случае исключения проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов арендатор обязан уплатить арендную плату за пользование лесным участком в полном объеме за весь период пользования лесным участком.
Подпунктом "ф" пункта 11 договора на арендатора возложена обязанность представлять в департамент промышленного развития Кировской области один раз в год, не позднее 1 февраля, отчет о ходе реализации проекта по формам и в объеме, установленными действующим законодательством; ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, информацию о ходе реализации проекта.
Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи от 01.04.2010 (л.д. 19).
29.06.2015 Департамент лесного хозяйства Кировской области переименован в Министерство лесного хозяйства Кировской области, о чем в единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись.
Дополнительными соглашениями от 22.11.2013 N 1, от 14.07.2017 N 2 (л.д.22-31) стороны изменили виды, объемы и сроки использования лесов на арендуемом лесном участке, а также ежегодный размер арендной платы. Дополнительные соглашения зарегистрированы в установленном порядке.
07.11.2014 Общество направило в адрес Правительства Кировской области заявку о внесении изменений в инвестиционный проект "Модернизация действующего производства", предложив актуализировать концепцию проекта с целью изменения видов продукции, объемов производства, инвестиций и сроком окупаемости - 7 лет 7 месяцев; в качестве продукта измененного инвестиционного проекта заявлена OSB плита, применяемая в малоэтажном домостроении.
Распоряжением Правительства Кировской области от 11.04.2016 N 83 (с учетом изменений, внесенных распоряжением Правительства Кировской области от 25.10.2016 N 61, л.д. 105-115) утверждена заявка Общества на внесение изменений в приоритетный инвестиционный проект.
Установлены следующие показатели измененного инвестиционного проекта: срок реализации проекта (простой срок окупаемости) - 91 месяц, в течение которого к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка будет применяться коэффициент 0,5; обязательства ответчика в рамках реализации измененного проекта - создание мощностей по производству OSB плиты - 150 тыс. куб. метров в год.
В распоряжении Правительства Кировской области от 11.04.2016 N 83 отражено, что заявка Общества и измененный инвестиционный проект согласованы Федеральным агентством лесного хозяйства.
Минпромторг России письмом от 31.05.2016 N 33130/13 (л.д. 98-100) уведомил Правительство Кировской области о согласовании вносимых изменений в вышеуказанный инвестиционный проект Общества по прилагаемым показателям до и после корректировки, в частности: по сроку окупаемости - 7 лет 7 месяцев, видам продукции и объемам производства (Плиты OSB - 150 тыс. куб. м).
В соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 25.06.2015 N 45/335 департамент лесного хозяйства Кировской области переименован в Министерство (л.д. 58).
07.07.2017 АО "Нововятский лыжный комбинат" переименовано в АО "Нововятский лесоперерабатывающий комбинат", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
Письмом от 14.12.2017 N 7743-58-01-27 (л.д. 41-46) Министерство известило Общество о том, что срок окупаемости инвестиционного проекта истек 31.07.2016, в связи с чем размер арендной платы с 01.01.2016 составляет 3 618 391 рублей 00 копеек, с 01.08.2016 - 6 368 368 рублей 00 копеек, с 01.01.2017 - 6 724 640 рублей, с 28.07.2017 - 6 874 025 рублей, с 01.01.2018 - 9 878 565 рублей, с 01.01.2019 - 10 834 556 рублей.
09.01.2018 Обществу вручена претензия Министерства от 22.12.2017 N 8057-58-07-12 (л.д. 32-33), в которой истец потребовал погасить задолженность по арендной плате по срокам оплаты с 15.02.2017 по 15.12.2017 в течение десяти календарных дней с момента получения претензии.
Неисполнение ответчиком требований, изложенных в претензии, послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Кировской области с иском по настоящему делу.
Согласно расчету истца с учетом уточнения им срока окончания окупаемости инвестиционного проекта (11.08.2016) и произведенной ответчиком частичной оплаты, задолженность Общества составила 3 366 744 рубля 00 копеек за период с 12.08.2016 по 29.04.2017 (л.д. 134).
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения Решение суда, исходя из нижеследующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору аренды участок лесного фонда предоставляется лесопользователю (арендатору) за плату на определенный срок для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.
Использование лесов в Российской Федерации является платным (статья 94 Лесного кодекса Российской Федерации).
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В части 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
Согласно части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (здесь и далее - в редакции, действовавшей на момент заключения договора) договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
Подпунктом 2 пункта 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что в случае реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются без проведения аукциона.
В рассматриваемом случае договор аренды лесного участка был заключен с ответчиком без проведения аукциона для целей реализации инвестиционного проекта, включенного в установленном порядке в перечень приоритетных проектов в области освоения лесов.
Оспаривая принятый судебный акт, ответчик полагает, что истцом неверно определен срок реализации инвестиционного проекта, в связи с чем необоснованно начислена арендная плата без применения понижающего коэффициента 0,5 к установленным ставкам платы. При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции Общество уточнило свою позицию по моменту начала реализации инвестиционного проекта, указав что срок следует исчислять с момента заключения договора аренды лесного участка, который исчисляется с даты его государственной регистрации.
Вместе с тем, позицию Общества нельзя признать основанной на положениях заключенного договора, а также нормах подлежащего применению законодательства.
Согласно части 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Пунктом 1(1) Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 (в редакции, действовавшей на момент заключения договора) установлено, что при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень инвестиционных проектов в области освоения лесов, в течение срока окупаемости этого проекта к утвержденным данным постановлением ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов применяется коэффициент 0,5.
Аналогичное условие содержится в пункте 5 договора аренды лесного участка от 01.04.2010 N 6.4.
Таким образом, в силу норм постановления N 310 (в редакции, действовавшей на момент заключения договора), а также условий договора аренды период применения пониженного коэффициента к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов определяется не моментом заключения договора, а сроком окупаемости инвестиционного проекта.
Согласно части 1 статьи 22 Лесного кодекса Российской Федерации, инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (далее - Закон N 39-ФЗ).
Статьей 1 Закона N 39-ФЗ определено, что инвестициями являются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта; под инвестиционной деятельностью понимается вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта; инвестиционный проект определен как обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).
Также в статье 1 Закона N 39-ФЗ определено, что сроком окупаемости инвестиционного проекта является срок со дня начала финансирования инвестиционного проекта до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат приобретает положительное значение.
Таким образом, срок реализации инвестиционного проекта начинает течь со дня осуществления инвестиционной деятельности, то есть с момента вложения первых инвестиций и осуществления практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта в проект (со дня начала финансирования).
При этом действующее законодательство императивным образом устанавливает момент начала течения срока окупаемости, определяя его как день начала финансирования проекта, и не увязывая его с другими фактами, сопутствующими реализации инвестиционного проекта. Произвольное изменение порядка определения момента начала течения такого срока прямо противоречит закону.
Более того, непосредственно договор аренды лесного участка заключался сторонами в 2010 году уже на стадии реализации инвестиционного проекта, так как последний предполагал модернизацию производства для целей создания высокотехнологичного производства с высоким уровнем обработки древесины.
В соответствии с пунктом 20 Постановления N 419 срок окупаемости инвестиционного проекта устанавливается в заявке, инвестиционном проекте и договоре аренды лесного участка.
В рассматриваемом случае в договоре аренды установлен срок окупаемости проекта 100 месяцев (8 лет и 4 месяца) с момента начала реализации проекта в соответствии с концепцией проекта.
Распоряжением Правительства Кировской области от 11.04.2016 N 83 об утверждении заявки Общества на внесение изменений в приоритетный инвестиционный проект, согласованной Федеральным агентством лесного хозяйства, был установлен простой срок окупаемости проекта 91 месяц.
С учетом того, что дата начала срока окупаемости инвестиционного проекта прямо определена вышеуказанной нормой Закона N 39-ФЗ, суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя о том, что датой начала срока реализации инвестиционного проекта является дата государственной регистрации договора аренды, поскольку он не основан на нормах действующего законодательства.
В силу части 1 статьи 64 и статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется правилами статей 67, 68, 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что датой начала финансирования инвестиционного проекта следует считать 12.01.2009 (дата первого перечисления денежных средств в рамках реализации инвестиционного проекта платежным поручением от 12.01.2009 N 4 на сумму 125 194 рубля 46 копеек в пользу ООО "ВК-Инжиниринг" с назначением платежа: "оплата по договору от 17.07.2008 N9/18-2008/342 за обследование технического состояния оборудования" (л.д. 100).
Ссылка на данное платежное поручение, представленное в материалы дела, имеется в реестре документов, подтверждающих объем инвестиций, направленных на реализацию инвестиционного проекта "Модернизация действующего производства" ОАО "НЛК" за период с января 2009 года по декабрь 2013 года (л.д. 143-145), в реестре документов, подтверждающих инвестиции, привлеченные для реализации инвестиционного проекта "Модернизация действующего производства" на 31.12.2015 (л.д. 121), в инвестиционной концепции "Модернизация действующего производства ОАО "Нововятский лыжный комбинат" (ноябрь 2014 года, л. 116-123, указание спорного платежного поручения - л.д. 122).
Заявитель, ставя под сомнение подлинность данных реестров, о фальсификации данных доказательств в порядке, предусмотренном статьей 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не заявлял, реестров иного содержания (за те же периоды) суду не представил, на наличие объективной невозможности их представления не указал.
В соответствии с частью 3 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Достоверность доказательств устанавливается арбитражным судом в результате сопоставления оцениваемого доказательства с иными доказательствами по делу. При отсутствии противоречий между ними суд приходит к выводу о достоверности каждого из них.
Оценка доказательств с точки зрения их достаточности и взаимной связи производится для того, чтобы устранить противоречия между доказательствами, преодолеть сомнения в истинности вывода, извлекаемого из всей совокупности получаемой доказательственной информации.
Представленные истцом платежные поручения от 12.01.2009 N 4 и реестры документов, подтверждающих объем инвестиций, направленных на реализацию инвестиционного проекта, содержащие ссылку на данное платежное поручение, отвечают признакам достоверности и достаточности доказательств, и в отличие от доказательств, представленных ответчиком, не вступают в противоречие с иными имеющимися в материалах дела документами.
Указание заявителя на то, что изменение размера арендной платы должно осуществляться на основании дополнительного соглашения, которое должно быть подписано обеими сторонами, не может быть признано судом апелляционной инстанции обоснованной, поскольку требования Министерства о взыскании арендной платы без применения коэффициента 0,5 основаны на условиях заключенного сторонами договора, а именно из пункта 5 (абзацы 3, 4), пункта 20 договора.
Кроме того, в абзаце 2 пункта 1(2) Постановления N 310 установлено, что по окончании срока окупаемости инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, размер арендной платы за пользование лесным участком определяется в соответствии со ставками платы без применения понижающего коэффициента 0,5, но с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы, исчисленного на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений, на день окончания срока окупаемости проекта путем деления суммарного расчетного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте Российской Федерации инвестиционных проектов.
Из положений статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Таким образом, при отсутствии доказательств погашения задолженности по арендной плате, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования Министерства в заявленном размере.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269 (пункт 1), 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 17.06.2019 по делу N А28-1010/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "Нововятский лесоперерабатывающий комбинат" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
И.Ю. Барьяхтар |
Судьи |
Т.М. Поляшова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.