г. Москва |
|
23 января 2024 г. |
Дело N А40-162478/23 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Веклича Б.С.,
рассмотрев апелляционную жалобу ООО "КРАСНОЯРСККРАЙУГОЛЬ-ВОСТОК"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 12.10.2023 по делу N А40-162478/23,
принятое в порядке упрощенного производства,
по иску АО "РУССКИЙ УГОЛЬ"
к ООО "КРАСНОЯРСККРАЙУГОЛЬ-ВОСТОК"
о взыскании убытков,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
АО "РУССКИЙ УГОЛЬ" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском к ООО "КРАСНОЯРСККРАЙУГОЛЬ-ВОСТОК" о взыскании убытков в размере 437 400 руб.
Решением суда от 12.10.2023 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым по делу решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств дела, неправильное применение судом норм материального права.
Истец возражает против доводов жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Дело рассмотрено без вызова сторон в порядке ст.272.1 АПК РФ.
Законность и обоснованность судебного решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между АО "РУССКИЙ УГОЛЬ" и ООО "КРАСНОЯРСККРАЙУГОЛЬ-ВОСТОК" заключен договор поставки угля N 80068-011/2017/05-1267[ККУ] от 10.05.2017, в соответствии с которым поставщик принял на себя обязательство поставить, а покупатель принять и оплатить угольную продукцию.
Пунктом 7.5. договора (в редакции дополнительного соглашения N 1/18 от 18.12.2017) предусмотрено, в случае, если покупатель не обеспечит прием и своевременную разгрузку поставленного угля при условии надлежащего исполнения своих обязательств поставщиком, то покупатель несет все расходы, связанные со штрафными санкциями, выставленными поставщику (или грузоотправителю) как со стороны железной дороги, так и со стороны третьих лиц, в том числе оператора /собственника подвижного состава. При этом норматив нахождения вагонов на станции назначения (выгрузки) вагонов составляет 2 суток. Срок нахождения вагонов на станции назначения (выгрузки) исчисляется с 00 ч. 00 мин. дня (даты), следующего за днем (датой) прибытия вагонов на станцию выгрузки, до 24 ч. 00 мин. дня (даты) отправления вагонов со станции выгрузки. Простой вагонов свыше установленного срока исчисляется сторонами в сутках, при этом неполные сутки считаются за полные.
По данным АО "РУССКИЙ УГОЛЬ", ответчиком нарушен норматив нахождения вагонов на станции выгрузки, предусмотренный п.7.5. договора (в ред. дополнительного соглашения). Спорные вагоны предоставлены АО "РУССКИЙ УГОЛЬ" в целях перевозки угольной продукции в адрес ответчика со стороны оператора подвижного состава - ООО "ГК "НОВОТРАНС" в рамках заключенного с истцом договора о предоставлении подвижного состава в целях перевозки угольной продукции, что также подтверждается актами оказанных услуг.
Между истцом и ООО "ГК "НОВОТРАНС" заключен договор N ГК14/206 от 27.08.2014, регулирующий порядок оказания услуг, связанных с предоставлением принадлежащего на праве собственности или на праве аренды железнодорожного подвижного состава для осуществления перевозок грузов (угольная продукция).
Согласно п.4.4. договора N ГК-14/206 от 27.08.2014 (в ред. дополнительного соглашения N 3/1 от 01.07.2019) в случае простоя вагонов на станциях погрузки/выгрузки более 3-х суток, ООО "ГК "НОВОТРАНС" вправе предъявить штраф в размере 1 800 руб. (НДС не начисляется) за каждый вагон за каждые сутки сверхнормативного простоя.
В рамках претензии исх. N 682-ОП/ГК от 22.09.2021 со стороны ООО "ГК "НОВОТРАНС" в адрес истца предъявлены требования о взыскании штрафа за сверхнормативный простой вагонов на станциях погрузки/выгрузки, допущенный в период с 2019 года по 2021 год, на общую сумму 78 627 600 руб.
В рамках настоящего спора истец указывает, что ему причинены убытки на сумму 437 400 руб., так как истец был вынужден понести расходы в части удовлетворения требований своего контрагента, связанных со сверхнормативным простоем вагонов по вине ответчика.
В рамках досудебного урегулирования спора ответчик требования истца не удовлетворил, что послужило основанием для обращения с иском в суд.
В соответствии со ст.ст.309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и односторонний отказ от их исполнения не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Суд, оценив представленные в материалы дела доказательства на основании положений ст.71 АПК РФ, пришел к выводу о том, что исковые требования документально подтверждены и подлежат удовлетворению с учетом того, что ответчик документально доводы истца не опроверг.
Рассматривая спор, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, правильно установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и применил нормы материального права.
Повторно исследовав материалы дела, апелляционный суд учитывает следующее.
Ответчик в обоснование своих возражений указывает на то, что расчет размера убытков истца, связанных с выставленным со стороны оператора подвижного состава штрафом за сверхнормативный простой вагонов, должен быть произведен на основании данных, запрошенных ведомостей подачи и уборки вагонов формы ГУ-46 ВЦ/Э, то есть по фактическому времени их выгрузки.
Однако данная позиция противоречит согласованному между сторонами порядку определения периода простоя вагонов на станциях назначения (выгрузки) - п.7.5. договора.
Указанным пунктом предусмотрено, что норматив нахождения вагонов на станции назначения (выгрузки) вагонов составляет 2 суток и исчисляется с 00 ч. 00 мин. дня (даты), следующего за днем (датой) прибытия вагонов на станцию выгрузки, до 24 ч. 00 мин. дня (даты) отправления вагонов со станции выгрузки. Простой вагонов свыше установленного срока исчисляется Сторонами в сутках, при этом неполные сутки считаются за полные.
В случае несогласия покупателя со временем простоя, заявленным поставщиком, и выставленными расходами за время простоя, покупатель предоставляет поставщику заверенные покупателем копии следующих документов:
- железнодорожных накладных, по которым вагоны прибыли в груженом состоянии на станцию выгрузки, с указанием даты прибытия (дата календарного штемпеля в графе "Прибытие на станцию назначения");
- копии железнодорожных накладных, по которым вагоны убыли в порожнем состоянии со станции выгрузки, с указанием даты отправления (дата календарного штемпеля в графе "Оформление приема груза к перевозке").
Стороны подтверждают, что данные сведения (по прибытию - штемпель в перевозочном документе относительно прибытия вагона на станцию, при отправлении - штемпель в перевозочном документе относительно отправления вагона) имеют преимущественное значение перед данными системы АС ЭТРАН ОАО "РЖД", информационных отчетов, (сообщений), экспедиторов, иных информационных источников поставщика.
С учетом порядка определения дат в целях расчета периода нахождения вагонов на станциях назначения (выгрузки), в зону ответственности ответчика входит не только погрузочно-разгрузочные операции, но и нахождение вагона с момента его прибытия на станцию назначения (выгрузки) до момента фактического его отправления в порожнем состоянии со станции выгрузки.
Представленные со стороны ответчика ведомости подачи и уборки вагонов не являются доказательствами соблюдения условий договора поставки угольной продукции.
Данные документы (ведомости подачи и уборки вагонов) указывают на время окончания операций по погрузке/выгрузке, что в свою очередь, является одним из мероприятий, которое ответчик в силу возложенных на него обязательств по договору должен соблюдать.
Единственным документом в силу условий договора, подтверждающим отсутствие факта простоя вагонов на станции выгрузки являются железнодорожные накладные на отправку порожнего вагона. Указанные документы ответчиком в материалы дела вопреки положениям ст.65 АПК РФ не представлены.
Согласно п.4.4. договора N ГК-14/206 от 27.08.2014 (в ред. дополнительного соглашения N 3/1 от 01.07.2019) в случае простоя вагонов на станциях погрузки/выгрузки более 3-х суток, ООО "ГК "новотранс" вправе предъявить штраф в размере 1 800 руб. (НДС не начисляется) за каждый вагон за каждые сутки сверхнормативного простоя.
Условиями договора с оператором подвижного состава также определен закрытый перечень документов, которыми подтверждается или опровергается период нахождения вагонов на станциях отправления/назначения, а именно (в отношении простоя вагонов на станциях выгрузки): железнодорожные накладные на прибытие груженых вагонов на станцию назначения и железнодорожные накладные на отправку порожних вагонов после выгрузки в порожнем состоянии.
Указанные документы ответчиком также не представлены.
Ошибочной является и ссылка ответчика на возможность применения п.4.1. Приказа МПС от 18.06.2003 N 26 "Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования" согласно которому уведомление о готовности вагона к уборке считается окончанием времени нахождения вагона под выгрузкой, указанные правила регулируют взаимоотношения между грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования владельцами железнодорожного подвижного состава, перевозчиками и владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования при эксплуатации и обслуживании железнодорожных путей необщего пользования требования истца основываются на договорных отношениях по причине ненадлежащего исполнения обязательств по договору поставки угля N 80068-011/2017/05-1267[ККУ] от 10.05.2017.
Вопреки правовой позиции ответчика, срок исковой давности истцом не пропущен.
Положениями ст.200 ГК РФ установлено, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Поставка угольной продукции осуществляется истцом на основании отдельно заключенного с оператором подвижного состава договора.
Из условий договора поставки угля прямо следует, что до момента предъявления требований в адрес АО "Русский уголь" со стороны операторов подвижного состава, истец не имеет возможности предъявить в адрес ответчика самостоятельные требования о взыскании убытков, связанные со сверхнормативным простоем вагонов.
Исковые требования по настоящему делу основаны на первоначально предъявленных в адрес истца требованиях оператора подвижного состава, связанных со сверхнормативным простоем вагонов на станциях назначения (выгрузки).
Таким образом, днем, когда истец узнал о нарушенном праве, необходимо считать момент получения Претензии ООО "ГК "Новотранс" исх. N 682-ОП/ГК от 22.09.2021 о взыскании штрафа за сверхнормативный простой вагонов на станциях погрузки/выгрузки, допущенный в период с 2019 года по 2021 год, на общую сумму 78 627 600 руб.
Принимая во внимание дату претензии оператора подвижного - сентябрь 2021 года, истец обратился в Арбитражный суд г.Москвы с исковым заявлением к ответчику в пределах срока исковой давности, предусмотренного для возмещения убытков согласно ст.15 ГК РФ.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных ст.270 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271, 272.1 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 12.10.2023 по делу N А40-162478/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-162478/2023
Истец: АО "РУССКИЙ УГОЛЬ"
Ответчик: ООО "КРАСНОЯРСККРАЙУГОЛЬ-ВОСТОК"
Третье лицо: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ", ООО "ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ "НОВОТРАНС"