город Ростов-на-Дону |
|
18 сентября 2019 г. |
дело N А32-52537/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 сентября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.07.2019 по делу N А32-52537/2018 (судья Погорелов И.А.)
по заявлению акционерного общества "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" (ИНН 2308091759, ОГРН 1032304155102)
к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (ИНН 2308124796, ОГРН 1062308033700)
оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" (далее - заявитель, общество, АО "НЭСК") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - административный орган, заинтересованное лицо) от 08.11.2018 N 000634 о привлечении к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.07.2019 постановление Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 08.11.2018 N 000634 о привлечении к административной ответственности акционерное общество "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей признано незаконным и отменено, как несоответствующее Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с принятым судебным актом, Государственная жилищная инспекция Краснодарского края обжаловала его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе инспекция просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что суд неправильно применил пункт 31(6) Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, утверждённых постановлением правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее - Правила N 861), согласно которому для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, к отношениям, возникающим при предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах. Правила N 861 не регулируют вопросы предоставления коммунальных услуг населению, в отличие от Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354, в связи с чем не могли быть применены судом при формировании позиции и вынесении спорного решения. Кроме того, коммунальная услуга по электроснабжению собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах предоставляется в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354). Согласно подпунктам "в", " д" пункта 3 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1 Правил N 354, качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в приложенииN 1 к Правилам N 354. Пунктом 9 раздела IV Приложения N 1 Правил N 354 установлено, что электроснабжение в течение года должно быть бесперебойное, круглосуточное, допустимая продолжительность перерыва электроснабжения: 2 часа - при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания; 24 часа -при наличии 1 источника питания. Таким образом, из указанной нормы прямо следует, что допустимая продолжительность перерыва предоставления коммунальной услуги по электроснабжению в помещения потребителей в течение года при наличии 1 источника питания не должна превышать 24 часа. Однако общая продолжительность отключения коммунальной услуги по электроснабжению в многоквартирные дома в период с 31.01.2018 по 06.09.2018 на территории города Краснодара составила 38 часов 12 минут. Таким образом, АО "НЭСК" были допущены нарушения порядка предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на территории города Краснодара и получающих коммунальный ресурс посредством подстанции ПС "Калинино" (фидер К-6), являющейся частью системы централизованного электроснабжения. Кроме того, исходя из условий заключенных договоров с потребителями, указанная ресурсоснабжающая организация несет ответственность за надежное и качественное предоставление электроэнергии на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей. Согласно пункту 30 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 г. N 442, в рамках договора энергоснабжения гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии, а также других лиц, привлеченных для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям. Таким образом, АО "НЭСК" являясь гарантирующим поставщиком коммунальной услуги по электроснабжению, обязано было принять все зависящие от него меры по соблюдению нормативного уровня и режима обеспечения жителей дома коммунальной услугой. Указанные меры приняты не были.
В отзыве на апелляционную жалобу АО "НЭСК" указало на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебное заседание стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили.
От Государственной жилищной инспекции Краснодарского края и АО "НЭСК" поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по поручению Прокуратуры Краснодарского края административным органом совместно с прокуратурой Прикубанского административного округа города Краснодара была проведена проверка по обращению депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в интересах жителей поселка Калинино, поселка Российского г. Краснодара о ненадлежащем предоставлении гарантирующим поставщиком коммунальной услуги по электроснабжению.
В результате изучения информации, представленной филиалом АО "НЭСК-ЭЛЕКТРОСЕТИ" (исх. N 38 22НС-08/13746 от 17.09.2018) администрацией муниципального образования город Краснодар (исх. N 11729/25 от 17.09.2018), было установлено, что подстанции ПС "Калинино" (фидер К-11, К-8, К-6), ПС "ОБД" (фидер ОБД-7), ПС "Витаминкомбинат" (фидер ВК-14) обеспечивает электроснабжением многоквартирные дома и жилые дома вышеуказанных территорий города Краснодара.
В ходе проверки было установлено, что поставщиком коммунальных услуг по электроснабжению на территории поселка Калинино и поселка Российский города Краснодара является ресурсоснабжающая организация АО "НЭСК".
Коммунальная услуга по электроснабжению собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах предоставляется в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Так, 06.09.2018 был установлен факт непредставления заявителем коммунальной услуги по электроснабжению собственникам и пользователям помещений на территории города Краснодара, превышающего допустимую продолжительность перерыва предоставления коммунальной услуги по электроснабжению, установленную пунктом 9 раздела IV Приложения N 1 Правил N 354.
Общая продолжительность отключения коммунальной услуги по электроснабжению в многоквартирные дома в период с 31.01.2018 по 06.09.2018 на территории города Краснодара составила 38 часов 12 минуту.
По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 18.10.2018 N 003594.
Рассмотрев материалы проверки, административный орган вынес постановление от 08.11.2018 N 000634, которым обществом привлечено к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Общество не согласилось с указанным постановлением административного органа, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются права потребителей, а непосредственным предметом посягательства - установленные нормативы, в соответствии с которым исполнитель обязан предоставлять потребителю услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора.
Объективная сторона правонарушения представляет собой действия (бездействие) по нарушению нормативов и режима обеспечения населения коммунальными услугами и заключается в невыполнении обязанностей, связанных с обеспечением населения коммунальными услугами соответствующего уровня и соблюдением режима их предоставления.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (далее - Правила N 354).
Согласно подпункту "в" пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 предоставление потребителю коммунальных услуг осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
Согласно пункту 9 Приложения N 1 к Правилам N 354 при предоставлении коммунальных услуг должно быть обеспечено бесперебойное круглосуточное электроснабжение в течение года. При этом допустимая продолжительность перерыва электроснабжения составляет 2 часа при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания, 24 часа - при наличии 1 источника питания.
При этом согласно пункту 31 (6) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) и определяющих общие принципы и порядок оказания услуг по передаче электрической энергии, содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор, обусловливает категория надежности.
Для третьей категории надежности, к которой, как следует из пункта 14 (1) данных Правил и не оспаривается участниками процесса, отнесены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии, допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Как следует из материалов дела, в результате изучения информации, представленной филиалом АО "НЭСК-ЭЛЕКТРОСЕТИ" (исх. N 38 22НС-08/13746 от 17.09.2018) администрацией муниципального образования город Краснодар (исх. N 11729/25 от 17.09.2018), было установлено, что подстанции ПС "Калинино" (фидер К-11, К-8, К-6), ПС "ОБД" (фидер ОБД-7), ПС "Витаминкомбинат" (фидер ВК-14) обеспечивает электроснабжением многоквартирные дома и жилые дома вышеуказанных территорий города Краснодара.
В ходе проверки было установлено, что поставщиком коммунальных услуг по электроснабжению на территории поселка Калинино и поселка Российский города Краснодара является ресурсоснабжающая организация АО "НЭСК".
Исходя из условий заключенных договоров с потребителями, указанная ресурсоснабжающая организация несет ответственность за надежное и качественное предоставление электроэнергии на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей.
06.09.2018 был установлен факт непредставления заявителем коммунальной услуги по электроснабжению собственникам и пользователям помещений на территории города Краснодара, превышающего допустимую продолжительность перерыва предоставления коммунальной услуги по электроснабжению, установленную пунктом 9 раздела IV Приложения N 1 Правил N 354.
Указанные отключения происходили по причине возникновения аварийных ситуаций на подстанции ПС "Калинино" (фидер К-6).
Общая продолжительность отключения коммунальной услуги по электроснабжению в многоквартирные дома в период с 31.01.2018 по 06.09.2018 на территории города Краснодара составила 38 часов 12 минуту, а именно:
31.01.2018 отключение, 21:29 включение 22:32 (продолжительность 1:03); 26.02.2018 отключение 23:46, включение 27.02.2018 00:46 (продолжительность 1:00); 03.04.2018 отключение 17:05, включение 19:06 (продолжительность 02:01); 23.04.2018 отключение 16:00, включение 23.04.2018 17:21 (продолжительность 1:21); 12.06.2018 отключение 07:42, включение 12.06.2018 12:25 (продолжительность 4:43); 05.07.2018 отключение 23:00, включение 06.07.2018 03:07 (продолжительность 4:07); 14.07.2018 отключение 17:02, включение 15.07.2018 05:40 (продолжительность 12:38); 01.08.2018 отключение 16:28, включение 02.08.2018 00:13 (продолжительность 07:45); 09.08.2018 отключение 09:02, включение 11:58 (продолжительность 03:00); 06.09.2018 отключение 10:30, включение 11:08 (продолжительность 00:38).
Из системного толкования норм действующего законодательства следует, что допустимая продолжительность перерыва электроснабжения при одном источнике питания составляет не более 24 часов подряд, а не в год, что подтверждается письмом от 28.11.2018 N 47706-МГ704, в котором Минстрой РФ указал, что допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд.
Таким образом, допустимое число часов отключения в год составило не более 72 часов, и не более 24 часов подряд, т.е. в пределах нормы.
При указанных обстоятельствах в действиях общества отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено.
В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
С учетом недоказанности наличия в действиях заявителя состава вменяемого ему правонарушения, у административного органа не имелось правовых оснований для привлечения общества к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.07.2019 по делу N А32-52537/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-52537/2018
Истец: АО "НЕЗАВИСИМАЯ ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ", АО "НЭСК"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Краснодарского края