г. Томск |
|
18 сентября 2019 г. |
Дело N А03-8267/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2019 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 сентября 2019 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сбитнева А.Ю.,
судей: Сластиной Е.С.,
Ходыревой Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Илларионовой О.М. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красногорская центральная районная больница" (07АП-7347/2015(2)) на решение от 13 июня 2019 г. Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-8267/2014 (судья Федотова О.А.)
по иску Романова Анатолия Иосифовича (г. Бийск)
к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Красногорская центральная районная больница" (659500, Алтайский край, Красногорский район, село Красногорское, улица Советская, 110, ОГРН 1022201945215, ИНН 2250002043),
с участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "ВзлетАлтайСервис",
о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании:
от истца - Бурнашова О.В. по доверенности от 13.03.2018;
от ответчика - не явился;
от третьего лица - не явился;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Коммунэнерго" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения (КГБУЗ) "Красногорская центральная районная больница" (далее - ответчик, учреждение, апеллянт) о взыскании 1 241 236 рублей 32 копеек, в том числе: 1 195 537 рублей 06 копеек задолженности за поставленную тепловую энергию за период с сентября 2013 года по март 2015 года, 44 699 рублей 26 копеек процентов за период с 17.10.2013 по 17.03.2015.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ВзлетАлтайСервис" (далее - общество "ВзлетАлтайСервис").
Решением от 05 июня 2015 г. Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 16 сентября 2015 г. Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены.
Постановлением от 21 декабря 2015 г. Арбитражного суда Западно-Сибирского округа решение первой и постановление суда апелляционной инстанций отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Алтайского края.
При новом рассмотрении судом первой инстанции произведена замена на стороне истца, протокольным определением от 14 августа 2017 г. ООО "Коммунэнерго" заменено на Романова Анатолия Иосифовича.
Решением от 13 июня 2019 г. Арбитражного суда Алтайского края исковые требования удовлетворены, с КГБУЗ "Красногорская центральная районная больница" в пользу Романова А.И. взыскано 1 241 236 руб. 32 коп., в том числе 1 196 537 руб. 06 коп. долга, 44 699 руб. 26 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также 2 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины, 8 000 руб. расходов на производство экспертизы.
Не согласившись с данным решением, ответчик обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что Романов А.И. не является предпринимателем, в сделке по приобретению права требования по настоящему иску выступал как физическое лицо. Апеллянт полагает, что после замены истца дело перестало быть подведомственным арбитражному суду, в связи с чем производство по делу подлежало прекращению. Также апеллянт указывает, что вопрос о процессуальном правопреемстве разрешен судом протокольным определением от 14.08.2017, в то время как в самом определении, вынесенном по результатам судебного заседания 14.08.2017, не указано на процессуальное правопреемство. По мнению апеллянта, допущенное судом процессуальное нарушение повлекло принятие незаконного судебного акта.
Истец в представленном отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен к материалам дела.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, настаивал на законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Ответчик и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечили. В порядке части 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, во исполнение договора энергоснабжения тепловой энергией от 10.01.2013 N 7 (далее - договор), заключенного между сторонами, ООО "Коммунэнерго" (энергоснабжающая организация) с 01.09.2013 по 31.03.2015 поставило учреждению (абоненту) тепловую энергию.
Стоимость договора, в случае отсутствия прибора учета тепловой энергии, указана в приложении N 1 к договору (пункт 1.4 договора).
Учет тепловой энергии при отсутствии приборов учета рассчитывается в соответствии с Правилами учета отпуска тепловой энергии ПР 34-70-010-85, утвержденными Главным техническим управлением по эксплуатации энергосистем Минэнерго СССР 22.07.1985, Главгосэнергонадзором 31.07.1985 (далее - Правила ПР 3470-010-85, абзац первый пункта 3.1 договора).
При наличии прибора учета тепловой энергии расчет производится за фактическое потребление тепловой энергии согласно показаниям прибора учета, при этом учет тепловой энергии при наличии приборов учета рассчитывается на основании предоставленных абонентом данных о потребленном количестве тепловой энергии до 10 числа каждого месяца (пункт 1.5, абзац второй пункта 3.1 договора).
Согласно абзацу третьему пункта 3.1 договора в случае не предоставления данных о потребленном количестве тепловой энергии, либо неисправности прибора учета тепловой энергии, а также в случае несвоевременного допуска прибора учета к ведению учета полученной тепловой энергии, ее расчет осуществляется расчетным методом.
Учреждение рассчитало объем потребленного ресурса по приборам учета и оплатило этот объем.
В то же время ООО "Коммунэнерго", сославшись на отсутствие у абонента допуска узла учета и оплаты в полном объеме, рассчитало объем поставленной тепловой энергии на основании пункта 3.1 договора, потребовав от учреждения доплатить разницу.
Разногласия сторон в данном вопросе явились поводом для обращения ООО "Коммунэнерго" в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно статье 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения, подлежит коммерческому учету, который осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности. В случае отсутствия в точках учета приборов учета допускается осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем. Обязанность по организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета лежит на потребителях, не имеющих таких приборов.
Как следует из статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Таким образом, законодательство о теплоснабжении признает применение приборов учета в качестве приоритетного способа определения фактически принятого абонентом количества энергии. Расчетные способы определения объема энергоресурсов не позволяют достигать степени точности, доступной для способов, определенных по приборам учета. Соблюдение потребителем требований законодательства об установке прибора учета гарантирует ему наиболее точное определение объема обязательств перед теплоснабжающей организацией.
Разделом 7 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации от 12.09.1995 N Вк-4936, допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт. В случае выявления несоответствия требованиям указанных Правил, узел учета в эксплуатацию не допускается и в акте приводится полный перечень выявленных недостатков с указанием пунктов Правил, положения которых нарушены. При допуске в эксплуатацию узла учета потребителя после получения акта, представитель энергоснабжающей организации пломбирует приборы узла учета тепловой энергии и теплоносителя. Узел учета потребителя считается допущенным к ведению учета полученной тепловой энергии и теплоносителя после подписания акта представителем энергоснабжающей организации и представителем потребителя. Учет тепловой энергии и теплоносителя на основе показаний приборов узла учета потребителя, осуществляется с момента подписания акта о его приемке в эксплуатацию.
Таким образом, без процедуры, определяющей готовность узла учета тепловой энергии к эксплуатации, завершающейся подписанием акта установленного образца, прибор учета не является допущенным в эксплуатацию в качестве коммерческого и расчеты за полученное тепло не могут осуществляться на основании его показаний.
Из материалов дела следует, что ответчик неоднократно добросовестно приглашал представителей истца для принятия узла учета тепловой энергии в эксплуатацию.
Данное обстоятельство подтверждается многочисленными обращениями в адрес истца в период с октября 2012 года по октябрь 2013 года (более 10 обращений). Доказательств реагирования на указанные обращения не представлено.
Акт об отказе в допуске в эксплуатацию прибора учета составлен только 15.10.2013, основанием для отказа указано: выбор прибора учета осуществлен без согласования с энергоснабжающей организацией (нарушение пункта 5.1.4 Правил), проект на узел учета не согласован с энергоснабжающей организацией (нарушение пункта 7.1 Правил), качество монтажа не соответствует требованиям паспортов и проектной документации, в том числе диаметр труб к прибору учета и от него заужены с 50 мм до 20 мм.
Удовлетворяя исковые требования при первоначальном рассмотрении спора, суд первой инстанции исходил из того, что определение энергоснабжающей организацией стоимости потребленного учреждением ресурса расчетным способом без применения показаний приборов учета является обоснованным в связи с отсутствием доказательств принятия узла учета в эксплуатацию.
Не соглашаясь с выводами судов первой и второй инстанций, суд кассационной инстанции, отменяя принятые по делу судебные акты указал, что фактически между сторонами существует спор о соответствии либо несоответствии установленных ответчиком приборов учета требованиям действующего законодательства. В связи с этим, в предмет исследования суда с целью урегулирования конфликта и создания для сторон правовой определенности в их отношениях суду первой инстанции поручалось исследовать доказательства и установить обстоятельство: соответствует ли требованиям, предъявляемым к его установке и эксплуатации установленный ответчиком прибор учета. В зависимости от установленного обстоятельства решить вопрос о порядке расчета объема тепловой энергии: по прибору учета или расчетным способом.
При установлении данного обстоятельства суду следует учитывать, что пока не доказано иное, добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (пункт 5 статьи 10 ГК РФ). В связи с этим необходимо оценить фактор добросовестности поведения сторон и его влияние на своевременное осуществление допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии; оценить, не являются ли действия ресурсоснабжающей организации злоупотреблением правом с ее стороны ввиду необоснованного уклонения от допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии после получения соответствующей заявки от ответчика.
В целях исполнения указаний кассации, судом первой инстанции по ходатайству сторон назначалась судебная экспертиза, производство которой поручалось экспертам ООО "Центр независимой профессиональной экспертизы "Алтай-Эксперт".
Согласно выводам экспертов (т. 5, л.д. 19-38), установленные в КГБУЗ "Красногорская ЦРБ" приборы узлы учета тепловой энергии и приборы, входящие в их комплекты, по их состоянию на дату осмотра, соответствуют требованиям, предъявляемым к их установке, монтажу Правилам Вк-4936, зарегистрированным в Минюсте РФ 25 сентября 1995 г. и указаниям "Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя", утвержденных постановлением Правительства РФ от 18ю.11.2013 N 1034, но не соответствуют требованиям вышеназванных правовых актов в части отсутствия допуска в эксплуатацию узлов учета потребителей представителем энергоснабжающей организации по состоянию на дату их монтажа в 2012 году, отсутствия (или не представления в материалы дела) двух паспортов на приборы узла учета "Взлет ТПС", установленного в стационаре на 50 мест (роддоме) с N 1396982 и N 1397161, отсутствия (или не представления в материалы дела) проектов, а также в части не участия представителей энергоснабжающей организации в предусмотренных Правилами действиях при эксплуатации узлов учета отопительного сезона 2012-2013 годов по отопительный сезон 2015-2016 годов.
По состоянию на дату осмотра узлы учета приняты в эксплуатацию, при этом отсутствуют два паспорта на приборы учета. Эксплуатация всех приборов учета тепловой энергии тепловой энергии соответствует требованиям, предъявляемым вышеназванным нормативным правовым актам.
Все установленные в здании КГБУЗ "Красногорская ЦРБ" узлы учета и приборы, входящие в их состав, соответствуют установленным для такого рода установок коммерческого учета тепловой энергии, требованиям и тепловая энергия, полученная от энергоснабжающей организации и измеренная приборами узлов учета тепловой энергии соответствуют фактическому объему потребленного тепла в составе теплоносителя.
В соответствии с определением от 24.04.2018 по делу назначалось проведение повторной и дополнительной экспертизы, производство которой было поручено экспертам ООО "Бюро оценки".
Согласно представленному в материалы дела экспертному заключению, эксперт ООО "Бюро оценки" Светлаков Д.И. пришел к следующим выводам.
По ответе на первый вопрос экспертом установлено, что установленные в зданиях "Стационар на 50 мест", "Спальный корпус", "Поликлиника", "Гараж" КГБУЗ "Красногорская центральная районная больница" приборы учёта тепловой энергии соответствуют требованиям, предъявляемым к их установке, монтажу и эксплуатации, в том числе Правилам N Вк-4936, зарегистрированным в Минюсте РФ 25 сентября 1995 года, по состоянию на 15 октября 2013 года (дату составления Акта об отказе в допуске приборов учёта), в части пунктов 3.1.1, 3.2.1, 5.1.1, 5.1.2, 5.2.2, 5.2.4 Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя" (утв. Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N ВК-4936).
При этом сделан вывод, что установленные в вышеназванных зданиях приборы учёта тепловой энергии не соответствуют требованиям, предъявляемым к их установке, монтажу и эксплуатации, в том числе Правилам N Вк-4936, зарегистрированным в Минюсте РФ 25 сентября 1995 года, по состоянию на 15 октября 2013 года (дату составления Акта об отказе в допуске приборов учёта), в части приложения 7, расчётов по формуле 3.2, пунктов 5.1.4, 5.2.4, 7.1 Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя" (утв. Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N ВК-4936).
Относительная погрешность водосчётчиков, установленных на узле учёта тепловой энергии в спальном корпусе (терапия, хирургия) более 2 %, что не соответствует пункту 5.2.4 Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя" (утв. Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N ВК-4936) и на основании пункта 9.10 Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя" (утв. Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N ВК-4936) узел учёта тепловой энергии спального корпуса (терапия, хирургия) считается вышедшим из строя, вследствие работы за пределами норм точности, установленными в разделе 5 по состоянию на 15 октября 2013 года (дату составления Акта об отказе в допуске приборов учёта), что не соответствует Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя" (утв. Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N ВК-4936).
Установленные в зданиях "Стационар на 50 мест", "Спальный корпус", "Поликлиника", "Гараж" приборы учёта тепловой энергии соответствуют требованиям, предъявляемым к их установке, монтажу и эксплуатации, в том числе Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утв. постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1034) по состоянию на 15 октября 2013 года (дату составления Акта об отказе в допуске приборов учёта), в части пунктов 14, 33, 45, 95в), 95г), 97а) Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утв. постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1034).
При этом установленные в вышеназванных зданиях приборы учёта тепловой энергии не соответствуют требованиям, предъявляемым к их установке, монтажу и эксплуатации, в том числе Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утв. постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1034) по состоянию на 15 октября 2013 года (дату составления Акта об отказе в допуске приборов учёта), в части пунктов 19, 46, 49, 65, 68, 95а), 956), 95д), 976), 97в) Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утв. постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1034).
При ответе на второй вопрос экспертом сделан следующий вывод.
Учет потребления тепловой энергии на тепловых узлах, принадлежащих КГБУЗ "Красногорская центральная районная больница", по состоянию на 15 октября 2013 года (дату составления Акта об отказе в допуске приборов учёта) не является достоверным, показания об объёме потребленной тепловой энергии, определенном тепловыми счётчиками, не соответствовали фактическому объёму потребленного тепла.
При ответе на третий вопрос сделан вывод, что смонтированные узлы теплового учёта в части схемы монтажа, состава компонентов и их характеристик, не соответствовали проектной документации, по состоянию на 15 октября 2013 года.
Проведённым исследованием экспертами установлены следующие несоответствия:
Стационар на 50 мест.
1. Длина трубопровода, перед расходомером-счётчиком электромагнитным "Взлет ЭР", исполнения ЭРСВ-420Л, диаметром условного прохода Ду65мм, до перехода 80/65, составляет 250 мм, согласно монтажного чертежа длина трубопровода должна быть 325 мм.
2. Переход 100/80 смонтирован, из составных частей, двумя переходами длиной 165 мм, согласно монтажного чертежа переход должен быть смонтирован одним переходом 100/80 длиной 80 мм.
3. В главе 2 Расчёт гидравлических потерь принят расчётный расход 5,05 м3/ч (или 5,05т/ч), должен быть указан расчётный расход 15,3 т/ч, из технического условия для проектирования узла учёта выданным ООО "Коммунэнерго".
4. В связи с выше перечисленными несоответствиями, узел теплового учёта в здании стационар на 50 мест принадлежащий КГБУЗ "Красногорская центральная районная больница", не соответствует расчёту гидравлических потерь напора на узлах установки, приложению Б Расчёт гидравлических потерь напора на узлах установки расходомеров Фирмы "Взлет", лист 130 том 5 арбитражного дела N А03-8267/2014.
В связи с этим, фактические гидравлические потери напора на узлах установки не соответствуют гидравлическим потерям напора на узлах установки, отражённым в приложении Б Расчёт гидравлических потерь напора на узлах установки расходомеров Фирмы "Взлет", лист 130 том 5 арбитражного дела N А03-8267/2014.
Гараж.
1. До и после расходомера-счётчика электромагнитного "Взлет ЭР" подающий трубопровод имеет фактический диаметр Ду65мм, согласно монтажного чертежа технического проекта на вводе в здание до и после расходомера-счётчика электромагнитного "Взлет ЭР" подающий трубопровод имеет диаметр Ду40.
2. На подающем трубопроводе с двух сторон до кранов шаровых Ду20 смонтированы переход 65/50, переход 50/32, переход 32/20, согласно монтажного чертежа технического проекта на подающем трубопроводе с двух сторон до кранов шаровых Ду20 смонтированы переходы 40/20 позиция 3.
3. На обратном трубопроводе до и после расходомера-счётчика электромагнитного "Взлет ЭР" обратный трубопровод имеет диаметр Ду50мм, согласно монтажного чертежа технического проекта на вводе в здание до и после расходомера-счётчика электромагнитного "Взлет ЭР" обратный трубопровод имеет диаметр Ду40.
4. На обратном трубопроводе с двух сторон до кранов шаровых Ду20 смонтированы переход 50/32, переход 32/20, согласно монтажного чертежа технического проекта на обратном трубопроводе с двух сторон до кранов шаровых Ду20 смонтированы переходы 40/20 позиция 3.
5. В главе 2 Расчёт гидравлических потерь принят расчётный расход 0,65 м3/ч (или 0,65т/ч), должен быть указан расчётный расход 1,7 т/ч, из технического условия для проектирования узла учёта выданным ООО "Коммунэнерго".
В связи с выше перечисленными несоответствиями, узел теплового учёта в здании гаража не соответствует расчёту гидравлических потерь напора на узлах установки, приложению Б Расчёт гидравлических потерь напора на узлах установки расходомеров Фирмы "Взлет", (лист 104 том 5 арбитражного дела N А03-8267/2014).
В связи с этим, фактические гидравлические потери напора на узлах установки не соответствуют гидравлическим потерям напора на узлах установки, отражённым в приложении Б Расчёт гидравлических потерь напора на узлах установки расходомеров фирмы "Взлет" (лист 104 том 5 арбитражного дела N А03-8267/2014).
Поликлиника.
1. В главе 2 Расчёт гидравлических потерь принят расчётный расход 2,145 м3/ч (или 2,145 т/ч), должен быть указан расчётный расход 4,6 т/ч, из технического условия для проектирования узла учёта выданным ООО "Коммунэнерго".
2. В связи с выше перечисленным несоответствием, узел теплового учёта в здании поликлиники не соответствует расчёту гидравлических потерь напора на узлах установки, приложению Б Расчёт гидравлических потерь напора на узлах установки расходомеров Фирмы "Взлет" (лист 22 том 3 арбитражного дела N А03-8267/2014).
В связи с этим, фактические гидравлические потери напора на узлах установки не соответствуют гидравлическим потерям напора на узлах установки, отражённым в приложении Б Расчёт гидравлических потерь напора на узлах установки расходомеров Фирмы "Взлет" (лист 22 том 3 арбитражного дела N А03-8267/2014). Спальный корпус (отделение терапии и хирургии).
В процессе проведения исследования экспертами установлено, что на момент проведения осмотра произведены изменения узла учёта тепловой энергии спального корпуса (отделение терапии, хирургии), вследствие проведения ремонтных работ представителями КГБУЗ "Красногорская центральная районная больница".
Однако, в процессе проведения исследования фотографии (файл DSC 08421 JPG) узла учёта тепловой энергии спального корпуса (отделение терапии и хирургии), заключения эксперта N 31 ОС/16, экспертами установлено, на трубе обратки, на изогнутом колене, головка термопреобразователя сопротивления наклонена от горизонтали вниз, происходит автоматическое вытекание жидкого масла.
В главе 2 Расчёт гидравлических потерь принят расчётный расход 2,16 м3/ч (или 2,16 т/ч), должен быть указан расчётный расход 5,1 т/ч, из технического условия для проектирования узла учёта выданным ООО "Коммунэнерго".
В связи с выше перечисленным несоответствием, узел теплового учёта в здании спального корпуса (отделение терапии и хирургии) не соответствует расчёту гидравлических потерь напора на узлах установки, приложению Б Расчёт гидравлических потерь напора на узлах установки расходомеров фирмы "Взлет", лист 92 том 6 арбитражного дела N А03-8267/2014.
В связи с этим, фактические гидравлические потери напора на узлах установки не соответствуют гидравлическим потерям напора на узлах установки, отражённым в приложении Б Расчёт гидравлических потерь напора на узлах установки расходомеров фирмы "Взлет" (лист 92 том 6 арбитражного дела N А03-8267/2014).
При ответе на четвёртый вопрос экспертом сделан следующий вывод.
Тепловые счётчики на тепловых узлах учёта, установленных в зданиях, принадлежащих КГБУЗ "Красногорская центральная районная больница", соответствовали паспортам тепловых счётчиков, имеющимся в материалах дела, на дату 15 октября 2013 года (дату составления Акта об отказе в допуске приборов учёта).
При ответе на пятый вопрос экспертом сделан следующий вывод.
Монтаж установленных расходомеров в стационаре на 50 мест по состоянию на 15 октября 2013 года (дату составления Акта об отказе в допуске приборов учёта), не соответствовал требованиям, предъявляемым производителем данных счётчиков (Инструкции производителя по монтажу) для обеспечения надлежащего и достоверного получения показаний потребления тепловой энергии, в части пункта 4.1 рисунка 1, таблице 1 ГОСТ 17378-2001, пункта З.2.З.1. инструкции по монтажу "Расходомер-счётчик электромагнитный "Взлет ЭР". Исполнение ЭРСВ-4**(5**)Л, ЭРСВ-4**(5**)Ф. Инструкция по монтажу, B41.30-00.00 ИМ".
Монтаж установленных расходомеров в гараже, по состоянию на 15 октября 2013 года (дату составления Акта об отказе в допуске приборов учёта), не соответствовал требованиям, предъявляемым производителем данных счётчиков (Инструкции производителя по монтажу) для обеспечения надлежащего и достоверного получения показаний потребления тепловой энергии, в части пункта 4.1 рисунка 1, таблицы 1 ГОСТ 17378-2001, пункту 3.2.3.1. инструкции по монтажу "Расходомер-счётчик электромагнитный "Взлет ЭР". Исполнение ЭРСВ-4**(5**)Л, ЭРСВ-4**(5**)Ф. Инструкция по монтажу, В41.30-00.00 ИМ".
Экспертами установлено, что определить монтаж установленные расходомеров в спальном корпусе (отделение терапии и хирургии), по состоянию на 15 октября 2013 года (дату составления Акта об отказе в допуске приборов учёта), требованиям, предъявляемым производителем данных счётчиков (Инструкции производителя по монтажу) для обеспечения надлежащего и достоверного получения показаний потребления тепловой энергии не представляется возможный по причине изменения, на момент проведения осмотра. узла учёта тепловой энергии, вследствие проведения ремонтных работ представителями КГБУЗ "Красногорская центральная районная больница".
Монтаж установленных расходомеров в поликлинике, по состоянию на 15 октября 2013 года (дату составления Акта об отказе в допуске приборов учёта), соответствовал требованиям, предъявляемым производителем данных счётчиков (Инструкции производителя по монтажу) для обеспечения надлежащего и достоверного получения показаний потребления тепловой энергии.
При ответе на шестой вопрос экспертом сделан следующий вывод.
Монтаж установленных термометров, по состоянию на 15 октября 2013 года (дату составления Акта об отказе в допуске приборов учёта), не соответствовал требованиям, предъявляемым производителем данных счётчиков (Инструкции по монтажу соответствующих термометров) для обеспечения надлежащего и достоверного получения показаний потребления тепловой энергии.
При ответе на седьмой вопрос экспертом сделан следующий вывод.
Технические проекты приборов учёта не соответствуют требованиям, предъявляемым к их разработке и оформлению.
В ходе проведения исследования экспертами установлены несоответствия, содержащиеся в технических проектах:
1. На узлах учёта в точках измерения термопреобразователи сопротивления Взлет ТПС установлены на подающем трубопроводе перед задвижкой и обратном трубопроводе после задвижки, что не соответствует пункту 3.1.5 рисунку 4 Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя" (утв. Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N ВК-4936).
2. В зданиях "Стационар на 50 мест", "Спальный корпус", "Поликлиника", "Гараж" узлы учета не оборудованы в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, границе ответственности согласно пункта 3.2 договора N 7 "Энергоснабжения тепловой энергией" от 10 января 2013 года, трубопроводов, с учетом реальных возможностей на объекте, что не соответствует пункту 19 Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утв. постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1034).
3. В зданиях "Стационар на 50 мест", "Спальный корпус", "Поликлиника", "Гараж" спускные устройства (спускники) не предусмотрены на подающем трубопроводе - после первичного преобразователя расхода теплоносителя, на обратном (циркуляционном) трубопроводе - до первичного преобразователя расхода теплоносителя, что не соответствует пункту 46 Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утв. Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1034).
4. В целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и контроля качества теплоснабжения:
- не осуществляется измерение времени работы приборов узла учета в штатном и нештатном режимах, что не соответствует подпункту а) пункту 95 Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утв. постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1034);
- не осуществляется измерение давление в подающем и обратном трубопроводах, что не соответствует подпункту б) пункту 95 Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утв. постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1034);
- не осуществляется измерение расхода теплоносителя в системе отопления, в том числе максимального часового расхода, что не соответствует подпункту д) пункту 95 Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утв. постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1034);
- в закрытой системе теплопотребления потребителя на узлах учета тепловой энергии и теплоносителя с помощью приборов расходомеров определяется масса (объем) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу, что соответствует подпункту а) пункту 97 Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утв. постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1034);
- в закрытой системе теплопотребления потребителя на узлах учета тепловой энергии и теплоносителя с помощью приборов не определяется масса (объем) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу за каждый час, что не соответствует подпункту б) пункту 97 Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утв. постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1034);
- в закрытой системе теплопотребления потребителя на узлах учета тепловой энергии и теплоносителя с помощью приборов не определяется среднечасовая и среднесуточная температура теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах узла учета, что не соответствует подпункту в) пункту 97 Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утв. постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1034);
- в технических проектах отсутствуют акта разграничения балансовой принадлежности и сведения о расчетных нагрузках для действующих объектов, что не соответствует подпункту а) пункту 44 Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утв. постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1034);
- в технических проектах отсутствует план подключения потребителя к тепловой сети, что не соответствует подпункту б) пункту 44 Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утв. постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1034);
- в технических проектах отсутствует план теплового пункта с указанием мест установки датчиков, размещения приборов учета и схемы кабельных проводок, что не соответствует подпункту г) пункту 44 Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утв. постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1034);
- в технических проектах отсутствует настроечная база данных, вводимую в тепловычислитель (в том числе при переходе на летний и зимний режимы работы), что не соответствует подпункту е) пункту 44 Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утв. постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1034);
- в технических проектах отсутствует схема пломбирования средств измерений и устройств, входящих в состав узла учета, в соответствии с пунктом 71 настоящих Правил, что не соответствует подпункту ж) пункту 44 Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утв. постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1034);
- в технических проектах отсутствует расход теплоносителя потеплопотребляющим установкам по часам суток в зимний и летний периоды, что не соответствует подпункту и) пункту 44 Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утв. постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1034);
- в технических проектах отсутствуют монтажные схемы установки датчиков давления, что не соответствует подпункту м) пункту 44 Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утв. постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1034).
В процессе исследования экспертами установлено, несоответствия являются существенными, влекущими непригодность приборов учёта, недостатки не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени.
При ответе на восьмой вопрос экспертом сделан следующий вывод.
При проведении осмотра и исследования экспертами установлено, приборы учёта, установленные на дату проведения настоящей экспертизы, соответствуют приборам учёта, установленным на дату 15 октября 2013 года (дату составления Акта об отказе в допуске приборов учёта) в зданиях "Спальный корпус", "Поликлиника", "Гараж", принадлежащих КГБУЗ "Красногорская центральная районная больница".
В процессе проведения осмотра и исследования экспертами установлено, приборы учёта термопреобразователи сопротивления, установленные на дату проведения настоящей экспертизы, не соответствуют приборам учёта термопреобразователям сопротивления, установленным на дату 15 октября 2013 года (дату составления Акта отказе в допуске приборов учёта) в здании "Стационар на 50 мест", принадлежащей КГБУЗ "Красногорская центральная районная больница".
На основании проведённого осмотра и исследования экспертами определено, установить, по каким причинам была осуществлена их (термопреобразователей) замена не представляется возможным, по причине отсутствия необходимой методики исследования.
При ответе на девятый вопрос экспертом сделан следующий вывод.
Монтаж и эксплуатация узлов учёта ответчика соответствовал требованиям действующего законодательства на 15 октября 2013 года:
1. Установленные в зданиях "Стационар на 50 мест", "Спальный корпус", "Поликлиника", "Гараж" приборы учёта тепловой энергии соответствуют требованиям, предъявляемым к их установке, монтажу и эксплуатации, в том числе Правилам N Вк-4936, зарегистрированным в Минюсте РФ 25 сентября 1995 года, по состоянию на 15 октября 2013 года (дату составления Акта об отказе в допуске приборов учёта), в части пунктов 3.1.1, 3.2.1, 5.1.1, 5.1.2, 5.2.2, 5.2.4 Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя" (утв. Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N ВК-4936).
2. При проведении исследования экспертами установлено, что монтаж установленных расходомеров в поликлинике, по состоянию на 15 октября 2013 года (дату составления Акта об отказе в допуске приборов учёта), соответствовал требованиям, предъявляемым производителем данных счётчиков (Инструкции производителя по монтажу) для обеспечения надлежащего и достоверного получения показаний потребления тепловой энергии",
3. При исследовании технических проектов арбитражного дела N А03-8267/2014 экспертами установлено, в закрытой системе теплопотребления потребителя на узлах учета тепловой энергии и теплоносителя с помощью приборов расходомеров определяется масса (объем) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу, что соответствует подпункту а) пункту 97 Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утв. постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1034).
В процессе проведения исследования экспертами установлено, что монтаж и эксплуатация узлов учёта ответчика не соответствовал требованиям действующего законодательства на 15 октября 2013 года:
1. В процессе проведения исследования экспертами установлено, установленные в зданиях "Стационар на 50 мест", "Спальный корпус", "Поликлиника", "Гараж" приборы учёта тепловой энергии не соответствуют требованиям" предъявляемым к их установке, монтажу и эксплуатации, в том числе Правилам N Вк-4936, зарегистрированным в Минюсте РФ 25 сентября 1995 года, по состоянию на 15 октября 2013 года (дату составления Акта об отказе в допуске приборов учёта), в части приложения 7, расчёта по формуле 3.2, пунктов 5.1.4, 5.2.4, 7.1 Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя" (утв. Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N ВК-4936).
2. Относительная погрешность водосчётчиков установленных на узле учёта тепловой энергии в спальном корпусе (терапия, хирургия) более 2 %, что не соответствует пункту 5.2.4 Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя" (утв. Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N ВК-4936) и на основании пункта 9.10 Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя" (утв. Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N ВК-4936) узел учёта тепловой энергии спального корпуса (терапия, хирургия) считается вышедшим из строя, вследствие работы за пределами норм точности, установленными в разделе 5 по состоянию на 15 октября 2013 года (дату составления Акта об отказе в допуске приборов учёта), что не соответствует Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя" (утв. Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N ВК-4936)".
Стационар на 50 мест.
3. Длина трубопровода, перед расходомером-счётчиком электромагнитным "Взлет ЭР", исполнения ЭРСВ-420Л, диаметром условного прохода Ду65мм, до перехода 80/65, составляет 250 мм, согласно монтажного чертежа длина трубопровода должна быть 325 мм.
4. Переход 100/80 смонтирован, из составных частей, двумя переходами длиной 165 мм, согласно монтажного чертежа переход должен быть смонтирован одним переходом 100/80 длиной 80 мм.
5. В главе 2 Расчёт гидравлических потерь принят расчётный расход 5,05 м3/ч (или 5,05т/ч), должен быть указан расчётный расход 15,3 т/ч, из технического условия для проектирования узла учёта выданным ООО "Коммунэнерго".
6. В связи с выше перечисленными несоответствиями, узел теплового учёта в здании стационар на 50 мест принадлежащий КГБУЗ "Красногорская центральная районная больница", не соответствует расчёту гидравлических потерь напора на узлах установки, приложению Б Расчёт гидравлических потерь напора на узлах установки расходомеров Фирмы "Взлет", лист 130 том 5 арбитражного дела N А03-8267/2014.
7. В связи с этим, фактические гидравлические потери напора на узлах установки не соответствуют гидравлическим потерям напора на узлах установки, отражённым в приложении Б Расчёт гидравлических потерь напора на узлах установки расходомеров Фирмы "Взлет", лист 130 том 5 арбитражного дела N А03-8267/2014.
Гараж.
8. До и после расходомера-счётчика электромагнитного "Взлет ЭР" подающий Л трубопровод имеет фактический диаметр Ду65мм, согласно монтажного чертежа технического проекта на узел учёта тепловой энергии в гараже КГБУЗ "Красногорская центральная районная больница" на вводе в здание до и после расходомера-счётчика электромагнитного "Взлет ЭР" подающий трубопровод имеет диаметр Ду40.
9. На подающем трубопроводе с двух сторон до кранов шаровых Ду20 смонтированы переход 65/50, переход 50/32, переход 32/20, согласно монтажного чертежа технического проекта на узел учёта тепловой энергии в гараже КГБУЗ "Красногорская центральная районная больница" на подающем трубопроводе с двух сторон до кранов шаровых Ду20 смонтированы переходы 40/20 позиция 3.
10. На обратном трубопроводе до и после расходомера-счётчика электромагнитного "Взлет ЭР" обратный трубопровод имеет диаметр Ду50мм, согласно монтажного чертежа технического проекта на узел учёта тепловой энергии в гараже КГБУЗ "Красногорская центральная районная больница" на вводе в здание до и после расходомера-счётчика электромагнитного "Взлет ЭР" обратный трубопровод имеет диаметр Ду40.
11. На обратном трубопроводе с двух сторон до кранов шаровых Ду20 смонтированы переход 50/32, переход 32/20, согласно монтажного чертежа технического проекта на узел d учёта тепловой энергии в гараже КГБУЗ "Красногорская центральная районная больница" на обратном трубопроводе с двух сторон до кранов шаровых Ду20 смонтированы переходы 40/20 позиция 3.
12. В главе 2 Расчёт гидравлических потерь принят расчётный расход 0,65 м/ч (или 0,65 т/ч), должен быть указан расчётный расход 1,7 т/ч, из технического условия для проектирования узла учёта выданным ООО "Коммунэнерго".
13. В связи с выше перечисленными несоответствиями, узел теплового учёта в здании гаража принадлежащего КГБУЗ "Красногорская центральная районная больница", не соответствует расчёту гидравлических потерь напора на узлах установки, приложению Б Расчёт гидравлических потерь напора на узлах установки расходомеров Фирмы "Взлет", лист 104 том 5 арбитражного дела N А03-8267/2014.
14. В связи с этим, фактические гидравлические потери напора на узлах установки не соответствуют гидравлическим потерям напора на узлах установки, отражённым в приложении Б Расчёт гидравлических потерь напора на узлах установки расходомеров Фирмы "Взлет", лист 104 том 5 арбитражного дела N А03-8267/2014.
Спальный корпус (отделение терапии и хирургии).
15. Однако, в процессе проведения исследования фотографии (файл DSC 08421JPG) узла учёта тепловой энергии спального корпуса (отделение терапии и хирургии), заключения эксперта N 31 ОС/16, экспертами установлено, на трубе обратки, на изогнутом колене, головка термопреобразователя сопротивления наклонена от горизонтали вниз, происходит автоматическое вытекание жидкого масла.
16. В главе 2 Расчёт гидравлических потерь принят расчётный расход 2,16 м3/ч (или 2,16 т/ч), должен быть указан расчётный расход 5,1 т/ч, из технического условия для проектирования узла учёта выданным ООО "Коммунэнерго".
17. В связи с выше перечисленным несоответствием, узел теплового учёта в здании спального корпуса (отделение терапии и хирургии) принадлежащей КГБУЗ "Красногорская центральная районная больница", не соответствует расчёту гидравлических потерь напора на узлах установки, приложению Б Расчёт гидравлических потерь напора на узлах установки расходомеров Фирмы "Взлет", лист 92 том 6 арбитражного дела N А03-8267/2014.
18. В связи с этим, фактические гидравлические потери напора на узлах установки не соответствуют гидравлическим потерям напора на узлах установки, отражённым в приложении Б Расчёт гидравлических потерь напора на узлах установки расходомеров Фирмы "Взлет", лист 92 том 6 арбитражного дела N А03-8267/2014.
Поликлиника.
19. В главе 2 Расчёт гидравлических потерь принят расчётный расход 2,145 м3/ч (или 2,145 т/ч), должен быть указан расчётный расход 4,6 т/ч, из технического условия для проектирования узла учёта выданным ООО "Коммунэнерго".
20. В связи с выше перечисленным несоответствием, узел теплового учёта в здании поликлиники принадлежащей КГБУЗ "Красногорская центральная районная больница", не соответствует расчёту гидравлических потерь напора на узлах установки, приложению Б Расчет гидравлических потерь напора на узлах установки расходомеров Фирмы "Взлет", лист 22 том 3 арбитражного дела N А03-8267/2014.
21. В связи с этим, фактические гидравлические потери напора на узлах установки не соответствуют гидравлическим потерям напора на узлах установки, отражённым в приложении К Расчёт гидравлических потерь напора на узлах установки расходомеров Фирмы "Взлет", лист 22 том 3 арбитражного дела N А03-8267/2014.
22. Монтаж установленных расходомеров в стационаре на 5 Оме cm, по состоянию на 15 октября 2013 года (дату составления Акта об отказе в допуске приборов учёта), не соответствовал требованиям, предъявляемым производителем данных счётчиков (Инструкции производителя по монтажу) для обеспечения надлежащего и достоверного получения показаний потребления тепловой энергии, в части пункта 4.1 рисунка 1, таблице 1 ГОСТ 17378-2001, пункта 3.2.3.1. инструкции по монтажу "Расходомер-счётчик электромагнитный "Взлет ЭР". Исполнение ЭРСВ-4**(5**)Л, ЭРСВ-4**(5**)Ф. Инструкция по монтажу, В41.30-00.00 ИМ".
23. На основании проведённого исследования экспертами установлено, что монтаж установленных расходомеров в гараже, по состоянию на 15 октября 2013 года (дату составления Акта об отказе в допуске приборов учёта), не соответствовал требованиям, предъявляемым производителем данных счётчиков (Инструкции производителя по монтажу) для обеспечения надлежащего и достоверного получения показаний потребления тепловой энергии, в части пункта 4.1 рисунка 1, таблицы 1 ГОСТ 17378-2001, пункту З.2.З.1. инструкции по монтажу "Расходомер-счётчик электромагнитный "Взлет ЭР". Исполнение ЭРСВ-4**(5**)Л, ЭРСВ-4**(5**)Ф. Инструкция по монтажу, В41.30-00.00 ИМ".
24. Монтаж установленных термометров, по состоянию на 15 октября 2013 года (дату составления Акта об отказе в допуске приборов учёта), не соответствовал требованиям, предъявляемым производителем данных счётчиков (Инструкции по монтажу соответствующих термометров) для обеспечения надлежащего и достоверного получения показаний потребления тепловой энергии.
25. На узлах учёта в точках измерения термопреобразователи сопротивления Взлет ТПС установлены на подающем трубопроводе перед задвижкой и обратном трубопроводе после задвижки, что не соответствует пункту 3.1.5 рисунку 4 Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя" (утв. Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N ВК-4936).
26. В процессе проведённого исследования технических проектов на узлы учёта тепловой энергии расположенных в зданиях "Стационар на 50 мест", "Спальный корпус", "Поликлиника", "Гараж" экспертами установлено, узлы учета не оборудуются в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, границе ответственности согласно пункта 3.2 договора N 7 "Энергоснабжения тепловой энергией" от 10 января 2013года, трубопроводов, с учетом реальных возможностей на объекте, что не соответствует пункту 19 Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утв. постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1034).
27. - спускные устройства (спускники) не предусмотрены на подающем трубопроводе - после первичного преобразователя расхода теплоносителя, на обратном (циркуляционном) трубопроводе - до первичного преобразователя расхода теплоносителя, что не соответствует пункту 46 Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утв. постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1034).
28. - не осуществляется измерение времени работы приборов узла учета в штатном и нештатном режимах, что не соответствует подпункту а) пункту 95 Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утв. постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1034).
29. - не осуществляется измерение давление в подающем и обратном трубопроводах, что не соответствует подпункту б) пункту 95 Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утв. постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1034).
30. - не осуществляется измерение расхода теплоносителя в системе отопления, в том числе максимального часового расхода, что не соответствует подпункту д) пункту 95 Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утв. постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1034).
31. В закрытой системе теплопотребления потребителя на узлах учета тепловой энергии и теплоносителя с помощью приборов расходомеров определяется масса (объем) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу, что соответствует подпункту а) пункту 97 Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утв. постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1034).
32. - не определяется масса (объем) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу за каждый час, что не соответствует подпункту б) пункту 97 Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утв. постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1034).
33 - не определяется среднечасовая и среднесуточная температура теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах узла учета, что не соответствует подпункту в) пункту 97 Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утв. постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1034).
34. В технических проектах отсутствуют акта разграничения балансовой принадлежности и сведения о расчетных нагрузках для действующих объектов, что не соответствует подпункту а) пункту 44 Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утв. постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1034).
35. - отсутствует план подключения потребителя к тепловой сети, что не соответствует подпункту б) пункту 44 Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утв. постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1034).
36. - отсутствует план теплового пункта с указанием мест установки датчиков, размещения приборов учета и схемы кабельных проводок, что не соответствует подпункту г) пункту 44 Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утв. постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1034).
37. - отсутствует настроечная база данных, вводимую в тепловычислитель (в том числе при переходе на летний и зимний режимы работы), что не соответствует подпункту е) пункту 44 Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утв. постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1034).
38. - отсутствует схема пломбирования средств измерений и устройств, входящих в состав узла учета, в соответствии с пунктом 71 настоящих Правил, что не соответствует подпункту ж) пункту 44 Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утв. постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1034).
39. - отсутствует расход теплоносителя по теплопотребляющим установкам по часам суток в зимний и летний периоды, что не соответствует подпункту и) пункту 44 Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утв. постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1034).
40. - отсутствуют монтажные схемы установки датчиков давления, что не соответствует подпункту м) пункту 44 Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утв. постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1034).
При ответе на десятый вопрос экспертом сделан следующий вывод.
Установленные в здании "Стационар на 50 мест" приборы учёта тепловой энергии, не соответствовали требованиям, предъявляемым к его установке (ремонту), монтажу и эксплуатации, в том числе "Правилам коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя", утверждённым Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034, по состоянию на 24 февраля 2014 года (по состоянию на дату осмотра).
При ответе на одиннадцатый вопрос экспертом сделан следующий вывод.
Показания приборов учёта (за период с 24 февраля 2014 года по 31 марта 2015 года), находящихся в здании "Стационар на 50 мест" не являются достоверными и соответствующими "Правилам коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя", утверждённым Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034.
При ответе на двенадцатый вопрос экспертами установлено, что возможность производить расчёт по приборам учёта, вышедшим из строя после аварии в здании "Стационар на 50 мест" в случае замены термопреобразователей не имеется.
Проанализировав предоставленное экспертом заключение, суд первой инстанции пришел к следующим выводам.
Установленные в зданиях "Стационар на 50 мест", "Спальный корпус", "Поликлиника", "Гараж" КГБУЗ "Красногорская центральная районная больница" приборы учёта тепловой энергии не соответствуют требованиям, предъявляемым к их установке, монтажу и эксплуатации, в том числе Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утв. постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1034) по состоянию на 15 октября 2013 года на дату составления Акта об отказе в допуске приборов учёта Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1034).
Учёт потребления тепловой энергии на тепловых узлах, принадлежащих КГБУЗ "Красногорская центральная районная больница", по состоянию на 15 октября 2013 года (дату составления Акта об отказе в допуске приборов учёта) не является достоверным, показания об объёме потребленной тепловой энергии, определенном тепловыми счётчиками, не соответствовали фактическому объёму потребленного тепла.
Смонтированные узлы теплового учёта в зданиях, принадлежащих КГБУЗ "Красногорская центральная районная больница", в части схемы монтажа, состава компонентов и их характеристик, не соответствовали проектной документации, по состоянию на 15 октября 2013 года.
Технические проекты приборов учёта не соответствуют требованиям, предъявляемым к их разработке и оформлению.
В ходе проведения исследования экспертами установлены несоответствия содержащиеся в технических проектах, и на узлах учёта. Проведённым исследованием экспертами установлено, что недостатки не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени. В процессе исследования экспертами установлено, несоответствия являются существенными, влекущими непригодность приборов учёта.
При этом в здании "Стационар на 50 мест" приборы учёта термопреобразователи сопротивления, установленные на дату проведения настоящей экспертизы, не соответствуют приборам учёта термопреобразователям сопротивления, установленным на дату 15 октября 2013 года (дату составления Акта отказе в допуске приборов учёта), принадлежащей КГБУЗ "Красногорская центральная районная больница", что свидетельствует об их замене.
Установить, по каким причинам была осуществлена их (термопреобразователей) замена не представляется возможным, по причине отсутствия необходимой методики исследования.
В процессе проведения исследования экспертами установлено, что монтаж и эксплуатация узлов учёта ответчика не соответствовал требованиям действующего законодательства на 15 октября 2013 года:
При проведении осмотра и исследования экспертами установлено, показания приборов учёта (за период с 24 февраля 2014 года по 31 марта 2015 года), находящихся в здании "Стационар на 50 мест" не являются достоверными и соответствующими "Правилам коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя", утверждённым Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034.
При ответе на вопрос: имеется ли возможность производить расчёт по приборам учёта, вышедшим из строя после аварии в здании "Стационар на 50 мест" в случае замены термопреобразователей, экспертом сделан вывод, что возможность производить расчёт по приборам учёта, вышедшим из строя после аварии в здании "Стационар на 50 мест" в случае замены термопреобразователей не имеется.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу, что установленные ответчиком приборы учета не являются расчетными, в связи с чем, требования истца о взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию, определенную расчетным путем являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Указанные выводы суда первой инстанции апеллянтом со ссылкой на материалы дела не опровергаются.
Таким образом, принимая во внимание, что в нарушение статьи 65 АПК РФ, ответчиком доказательств надлежащего исполнения обязательств со своей стороны представлено не было, как не представлено прямых или косвенных доказательств, опровергающих заявленные требования; документы, подтверждающие уплату взыскиваемых сумм, в материалах дела отсутствуют, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования о взыскании задолженности в заявленном истцом размере.
Истцом также заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 44 699 руб. 26 коп.
В силу пункта 1 статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Проверив произведенный истцом расчет процентов, суд первой инстанции признал его верным, в связи с чем удовлетворил требования в части взыскания 44 699 руб. 26 коп. процентов.
Апелляционная жалоба не содержит доводов в отношении неправомерности начисления заявленных ко взысканию процентов, контррасчет процентов апеллянтом не представлен.
Заявляя о незаконности принятого решения суда, апеллянт фактически указывает на свое несогласие с процессуальным правопреемством, а также о рассмотрении дела неподсудного арбитражному суду.
Из протокола судебного заседания от 14.08.2017 (т. 8, л.д. 6) следует, что в судебном заседании объявлено определение об удовлетворении заявления о процессуальной замене ООО "Коммунэнерго" на Романова А.И.
В соответствии со статьей 184 АПК РФ арбитражный суд выносит определения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, и в других случаях по вопросам, требующим разрешения в ходе судебного разбирательства.
Определение выносится арбитражным судом в письменной форме в виде отдельного судебного акта или протокольного определения.
Определение в виде отдельного судебного акта арбитражный суд выносит во всех случаях, если настоящим Кодексом предусмотрена возможность обжалования определения отдельно от обжалования судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу.
В других случаях арбитражный суд вправе вынести определение как в виде отдельного судебного акта, так и в виде протокольного определения.
Определение в виде отдельного судебного акта арбитражный суд выносит в условиях, обеспечивающих тайну совещания судей, по правилам, установленным для принятия решения.
Протокольное определение может быть вынесено арбитражным судом без удаления из зала судебного заседания. В случае, если дело рассматривается в коллегиальном составе, судьи совещаются по вопросам, связанным с вынесением такого определения, на месте, в зале судебного заседания. Протокольное определение объявляется устно и заносится в протокол судебного заседания.
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 АПК РФ определение о замене стороны может быть обжаловано, следовательно, такое определение подлежало вынесению в условиях, обеспечивающих тайну совещания судей, то есть с удалением состава суда в совещательную комнату.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с доводами апеллянта о нарушении судом первой инстанции требований арбитражного процесса при разрешении вопроса о процессуальной замене на стороне истца.
Действительно, при отсутствии отдельного судебного акта по итогам процессуального правопреемства, участники процесса лишились возможности его обжаловать, следовательно, апеллянт правомерно заявляет свои возражения в отношении состоявшегося правопреемства при обжаловании итогового судебного акта.
В силу статьи 48 АПК РФ, в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
В силу части 1 статьи 382 ГК РФ, право (требования), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования). Если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права (статья 384 ГК РФ).
Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором (часть 2 статьи 382 ГК РФ).
В силу статьи 384 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на неуплаченные проценты.
В соответствии с частью 1 статьи 388 ГК РФ уступка требования кредитором другому лицу допускается, если она не противоречит закону, иным правовым актам или договору. Не допускается без согласия должника уступка требования по обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение для должника (часть 2 статьи 388 ГК РФ).
Основанием для процессуального правопреемства является переход субъективных материальных прав и обязанностей от одного лица к другому.
Уступка права требования кредитором (цедентом) другому лицу (цессионарию) допускается, если она не противоречит закону (пункт 1 статьи 388 ГК РФ).
С заявлением о процессуальном правопреемстве в материалы дела представлен договор купли-продажи дебиторской задолженности от 25.10.2016 N 2, заключенный между ООО "Коммунэнерго" и Романовым А.И., заключенному по результатам проведенных торгов по продаже дебиторской задолженности ООО "Коммунэнерго".
Согласно пункту 1.1 договора покупатель приобрел право денежного требования к юридическим лицам за оказанные коммунальные услуги. Задолженность подтверждается договорами, счетами-фактурами, актами сверок, актами приема-передач и проч. Среди должников поименовано КГБУЗ "Красногорская ЦРБ" с суммой задолженности - 1 299 333,88 руб.
В материалы дела представлены документы, полученные Романовым А.И. в подтверждение существующей задолженности (т. 7, л.д. 8-126), которые подтверждают наличие задолженности, являющейся предметом требования по настоящему спору.
Принимая во внимание, что в указанном договоре согласованы все существенные условия уступки права требования, он позволяет установить объем уступаемых прав требования, основание их возникновения, а также заключен в форме, соответствующей требованиям действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в рамках исследуемых правоотношений произошло материальное правопреемство, в связи с чем правомерно удовлетворил заявление о процессуальном правопреемстве.
При состоявшемся правопреемстве в материальных правоотношениях, правопреемство в процессуальном праве по заявлению компетентного лица предполагается. Однако, как указал выше суд апелляционной инстанции, при проведении правопреемства судом допущено процессуальное нарушение.
Между тем согласно части 3 статьи 270 АПК РФ нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Принимая во внимание, что на рассмотрении суда апелляционной инстанции находится апелляционная жалоба на решение суда, принятое по существу рассматриваемого спора, суд приходит к выводу, что нарушения, допущенные судом первой инстанции при рассмотрении ходатайства о замене стороны, не повлекли за собой принятие неправильного судебного акта по существу спора. Апеллянтом не приведено доводов о невозможности проведения замены истца, не опровергнуто, что правопреемство в материальном праве состоялось.
Таким образом, в данном конкретном случае процессуальное нарушение не повлекло нарушения прав второй стороны, не лишило ее возможности направить свои возражения, в том числе при подаче настоящей апелляционной жалобы, в связи с чем апелляционный суд считает, что данное нарушение не является основанием для отмены судебного акта.
Отклоняя доводы апеллянта о том, что замена истца - юридического лица на правопреемника - физическое лицо изменяет подсудность спора, суд апелляционной инстанции исходит из того, что настоящее дело возникло из спора между юридическими лицами в связи с осуществлением ими своей хозяйственной деятельности, возражений против рассмотрения дела арбитражным судом у участников процесса не возникало.
В данном случае, замена истца на лицо, не обладающее статусом индивидуального предпринимателя, не изменяет подсудность настоящего спора, поскольку замена стороны в порядке процессуального правопреемства в ходе рассмотрения дела не влечет передачу рассмотрения такого спора в суд общей юрисдикции. Кроме этого, принимая во внимание, что дело находится в производстве арбитражного суда с апреля 2014 года, передача дела в суд общей юрисдикции не соответствовала бы критерию эффективности судопроизводства, не способствовала защите прав и законных интересов спорящих сторон.
Таким образом, учитывая, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о наличии оснований, установленных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения, апелляционная инстанция посчитала обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
По правилам статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13 июня 2019 г. Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-8267/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красногорская центральная районная больница" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
А.Ю. Сбитнев |
Судьи |
Е.С. Сластина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-8267/2014
Истец: ООО "Коммунэнерго"
Ответчик: КГБУЗ "Красногорская центральная районная больница"
Третье лицо: ООО "ВзлетАлтайСервис"
Хронология рассмотрения дела:
26.11.2019 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-27299/15
18.09.2019 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7347/15
13.06.2019 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-8267/14
21.12.2015 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-27299/15
16.09.2015 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7347/15
05.06.2015 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-8267/14