г. Вологда |
|
21 марта 2024 г. |
Дело N А52-4492/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 21 марта 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Тарасовой О.А.,
судей Селивановой Ю.В. и Холминова А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Михайловой Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Псковской области от 25 декабря 2023 года по делу N А52-4492/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Теплострой Плюс" (ОГРН 1057812667395, ИНН 7842322869; адрес: 191124, Санкт-Петербург, улица Орловская, дом 1а, помещение 55Н; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд псковской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1035009568736, ИНН 5047041033; адрес: 125167, Москва, улица Планетная, дом 3, корпус 2, этаж 1, помещение 3; далее - Учреждение) о взыскании 438 723 руб. 42 коп. долга по оплате коммунального ресурса, поставленного по договору горячего водоснабжения от 22.09.2021 N ЛН 05-21 за период с 01.05.2021 по 31.12.2022 (лист дела 49).
Решением суда от 25 декабря 2023 года исковые требования удовлетворены в полном объеме. Кроме того, с ответчика в пользу истца взыскано 11 774 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Учреждение с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его изменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы её податель ссылается на неполное исследование доказательств по делу. По мнению апеллянта, судом первой инстанции не учтено, что к Учреждению не применим повышающий коэффициент, поскольку обязанность установки приборов учета возложена на собственника здания, которым Учреждение не является. Право оперативного управления в отношении указанных в исковом заявлении объектов за Учреждением не зарегистрировано.
Истец в отзыве считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Ввиду изложенного дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, изучив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве истца, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит ввиду следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Обществом (ресурсоснабжающая организация) и Учреждением (исполнитель) 22.09.2021 заключен договор горячего водоснабжения N ЛН 05-21 в целях содержания общего имущества многоквартирных домов с протоколом разногласий и дополнительным соглашением (далее - договор).
Согласно пункту 1.1 договора истец обязался на условиях, предусмотренных договором, обеспечивать поставку тепловой энергии и горячей воды, а ответчик - принимать и оплачивать поставляемые коммунальные ресурсы, обеспечивать безопасность внутридомовой инженерной системы, а также соблюдать режим потребления ресурсов.
Поставка тепловой энергии и горячей воды осуществляется в целях оказания ответчиком коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению собственникам и пользователям помещений в объектах жилого фонда, расположенных по адресам: Ленинградская обл., Лужский р-н, г. Луга-3, д. 3/2; Ленинградская обл., Лужский р-н, г. Луга-3, д. 4/182; Ленинградская обл., Лужский р-н, г. Луга-3, ул. Маршала Георгия Одинцова, д. 4/201 (лист дела 21).
Договор вступает в силу с даты его подписания последней из сторон, распространяет свое действие на правоотношения сторон, возникшие с 01.05.2021 (пункт 10.1 договора).
Оплата по договору производится исполнителем в срок до 18-го числа месяца, следующего за расчетным (пункт 5.7 договора).
В пункте 5.6 договора определено, что расчетным периодом является 1 (один) календарный месяц. Акты, счета-фактуры направляются истцом ответчику в соответствии с пунктом 5.8 договора.
По итогам исполнения принятых на себя обязательств по договору истцом в адрес ответчика выставлены счета-фактуры за период с мая 2021 года по декабрь 2022 года включительно на общую сумму 438 723 руб. 42 коп.
Отказ ответчика оплатить поставленные истцом по договору в спорный период коммунальные ресурсы в полном объеме послужил основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ приведенные сторонами доводы и доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняет на основании следующего.
Так, факт поставки истцом коммунальных ресурсов в спорный период на поименованные в договоре объекты подтверждается материалами дела и ответчиком не опровергнут.
Расчет суммы задолженности проверен судом первой инстанции и признан верным.
Доводы ответчика о том, что он не является лицом, обязанным оплачивать поставленные истцом ресурсы, правомерно отклонены судом первой инстанции.
Из представленных в дело документов следует и не оспаривается сторонами, что ответчик осуществляет функции по управлению жилым фондом, расположенным по адресам: Ленинградская обл., Лужский р-н, г. Луга-3, д. 3/2, Ленинградская обл., Лужский р-н, г. Луга-3, д. 4/182, Ленинградская обл., Лужский р-н, г. Луга-3, ул. Маршала Георгия Одинцова, д. 4/201, и оказывает коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению собственникам и пользователям помещений в названных объектах жилого фонда.
В связи с этим суд первой инстанции обоснованно заключил, что ответчик является фактическим исполнителем коммунальных услуг и в силу положений статей 153, 154, 161 ЖК РФ и Правил N 354 обязан осуществлять расчеты с ресурсоснабжающими организациями за поставленные ресурсы.
Претензий по объему оказанных услуг в спорный период ответчиком не заявлено.
Расчет долга, представленный истцом, ответчиком документально не опровергнут, контррасчет не предъявлен.
Ссылка подателя жалобы на то, что право оперативного управления в отношении заявленных в иске объектов за Учреждением не зарегистрировано, не принимается апелляционной инстанцией, поскольку не опровергает вышеуказанные выводы суда о том, что ответчик является управляющей организацией в отношении упомянутых выше домов.
Эти факты податель жалобы также не оспаривает.
Возражения ответчика по отсутствию у него обязанности по установке общедомовых приборов учета и, как следствие, доводы о несогласии с применением повышающего коэффициента, рассмотрены и правомерно отклонены судом первой инстанции.
Обязанность граждан и организаций своевременно и в полном объеме вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги предусмотрена статьями 153, 154, 156 ЖК РФ.
Согласно статьям 44, 161, 155 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей организацией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ установлено, что при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ до 01 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день его вступления в силу, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Согласно части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ до 01 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Частью 9 статьи 11 Закона N 261-ФЗ установлено, что собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
В силу части 4 статьи 12 Закона N 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
Лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом (часть 11 статьи 2 Закона N 261-ФЗ).
Доказательств отсутствия технической возможности по установке общедомовых приборов учета в спорных объектах жилого фонда ответчиком в материалы дела не представлено.
Таким образом, поскольку ответчик осуществляет функции по управлению спорным жилым фондом, именно он несет обязанность по оплате коммунального ресурса в предъявленном истцом размере.
В силу вышеуказанного суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск в полном объеме.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, а нормы права применены судом первой инстанции правильно, их нарушения не допущено, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 25 декабря 2023 года по делу N А52-4492/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Тарасова |
Судьи |
Ю.В. Селиванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-4492/2023
Истец: ООО "Теплострой Плюс"
Ответчик: Федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации