г. Самара |
|
17 сентября 2019 г. |
А55-39321/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 сентября 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Сергеевой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от акционерного общества "ПЭС/СКК" - представитель не явился, извещено,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Самарской области - представитель Симбиркин А.А. (доверенность от 30.04.2019 N 02-14/00006),
от третьего лица - представитель Федоринов К.С. (доверенность от 18.04.2017 N 04-19/07331),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "ПЭС/СКК"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 03 июня 2019 года по делу N А55-39321/2018 (судья Рагуля Ю.Н.),
по заявлению акционерного общества "ПЭС/СКК", г. Самара,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Самарской области, г. Самара,
о признании недействительным постановления N 367 от 12.12.2018 г.
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Самары, г. Самара,
о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "ПЭС/СКК" (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области N 367 от 12.12.2018 г. о назначении административного наказания, которым АО "ПЭС/СКК" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 6.2 ст. 15.25 КоАП РФ виде штрафа в размере 20 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Самары, г. Самара (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03 июня 2019 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 03 июня 2019 года по делу N А55-39321/2018 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на отсутствие в действиях общества вменяемого ему в вину состава административного правонарушения, поскольку акт выполненных работ N 617530 от 31.12.2017 был подписан заказчиком 31.01.2018, соответственно справка и подтверждающие документы были предоставлены заявителем своевременно. Для целей валютного регулирования и контроля правовое значение имеет не факт отражения операции в бухгалтерском учете, а порядок и срок оформления соответствующих документов между хозяйствующими субъектами.
В материалы дела поступили отзывы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Самарской области и третьего лица на апелляционную жалобу, в которых инспекция и третье лицо просят суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В судебное заседание апелляционного суда представитель заявителя не явился, общество извещено надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
Представители инспекции и третьего лица в судебном заседании апелляционного суда возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие заявителя, надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 31.05.2011 г. между АО "ПЭС/СКК" (Клиент) и Московским представительством компании "Скала (СНГ) Лимитед", Кипр (Эпикор) заключено Лицензионное соглашение на предоставление лицензии Клиенту на Программное Обеспечение.
В Соглашении слова "вы", "ваш" и "Клиент" означают физическое или юридическое лицо, указанное на странице подписей настоящего соглашения как "Клиент", и по смыслу включают каждого уполномоченного субподрядчика, агента и консультанта, выступающего от его имени. Слова "мы", "нас" и "наш" означают "Эпикор". Соглашение заключено на следующих условиях:
"2. Предоставление; Пользование.
а. На условиях настоящего Соглашения мы предоставляем вам неисключительную лицензию на пользование Программным Обеспечением в форме объектного кода исключительно для ваших собственных деловых целей и деловых целей ваших аффилированных лиц. Вы имеете право предоставлять сублицензии на пользование Программным Обеспечением, с нашего письменного согласия, на основании сублицензионного соглашения.
п.4. Плата и порядок оплаты.
Вы соглашаетесь уплачивать Эпикор вознаграждение, указанное в каждом Заказе, в порядке, предусмотренном в соответствующем Заказе. Вы будете уплачивать НДС, налоги на продажу и пользование, акцизы и все иные аналогичные налоги, подлежащие уплате в связи с настоящим Соглашением (за исключением налогов на прибыль, уплачиваемых Эпикор). В случае если вы будете обязаны удержать какие-либо установленные государством сборы или налоги из каких-либо сумм, подлежащих уплате вами нам перед уплатой таковых нам, причитающиеся нам суммы должны быть пересчитаны в валовую сумму с учетом налогов таким образом, чтобы мы получили такую сумму, которую мы бы получили в отсутствие указанного удержания.
п.9. Срок действия; Расторжение.
Настоящее Соглашение вступает в силу в Дату Вступления в силу и сохраняет силу без ограниченного срока, за исключением случая расторжения такового нами или вами в соответствии с нижеследующими положениями данной ст.9. Каждая предоставленная вам лицензия на Программное Обеспечение по настоящему Соглашению вступает в силу в дату, в которую мы доставим вам носитель, содержащий Программное Обеспечение, и сохраняет силу в течение периода действия наших прав на интеллектуальную собственность или таковых нашего лицензиара в отношении указанного ПО, или до даты расторжения настоящего Соглашения, если это произойдет ранее. Каждая из сторон имеет право расторгнуть настоящее Соглашение без необходимости получения решения суда, в дополнение к любым иным имеющимся у нее средствам правовой защиты, в случае неисполнения другой стороны существенного условия настоящего Соглашения. В этом случае добросовестная сторона имеет право направить другой стороне предварительное письменное уведомление о расторжении, и Соглашение будет считаться расторгнутым по истечении 30 дней с момента вручения уведомления нарушившейся стороне, за исключением случая, если последняя устранит нарушение до истечения указанного 30-дневного периода. В течение 30 дней после расторжения настоящего Соглашения нами или вами вы обязаны уничтожить все копии ПО вместе со всей Документацией, модификациями и усовершенствованиями такового, либо вернуть все копии нам".
25.07.2013 заключено дополнение N 13-02/037 к лицензионному соглашению о следующем.
1. Срок оказания лицензионной поддержки и обслуживания настоящим продлевается на период, указанный в Схеме 1 к настоящему дополнению к Лицензионному Соглашению, за плату, указанную в Схеме 1 (02.08.2013 - 28.02.2014).
4. Все цены указаны в российских рублях. При этом SBS (Московское Представительство компании "Скала (СНГ) Лимитед" (Кипр) выставляет Корпорации (АО "ПЭС/СКК") счета ежемесячно. Оплата производится в течении 60 дней начиная с даты выставления счета, но не ранее 60 дней от даты истечения месяца, за который производится оплата. Акт выполненных работ должен быть представлен Корпорации для его утверждения и подписания в течение 14 дней после истечения месяца, за который производится оплата.
Дополнение N 13-02/037 вступает в силу 02.08.2013 и действует до 28.02.2014.
01.03.2014 вступило в силу соглашение о приостановке действия лицензии и лицензионного обслуживания по лицензионному соглашению от 31.05.2011.
15.05.2014 вступило в силу дополнение к лицензионному соглашению от 31.05.2011 и соглашению о приостановке действия лицензий и лицензионного обслуживания от 01.03.2014 в связи с переименованием Московского представительства компании "Скала (СНГ) Лимитед" (Кипр) в Московское представительство "ЭПИКОР СОФТВАРЕ СНГ ЛИМИТЕД" (Кипр).
01.03.2015 сторонами лицензионного соглашения от 31.05.2011 заключен договор о возобновлении лицензионного соглашения на период с 01.03.2015 по 29.02.2016, стоимость лицензионной поддержки и Обслуживания в год в российских рублях, включая начислении 5 % согласно статье 3 соглашения - 784 616 руб., в том числе НДС 141 230,88 руб.
25.01.2016 заключено дополнительное соглашение N 1 к лицензионному соглашению о продлении периода предоставления Лицензионного обслуживания с 01.03.02016 по 28.02.2017, стоимость лицензионной поддержки и Обслуживания в год в российских рублях, включая начислении 9 % согласно статье 3 соглашения - 913 994,30 руб., в том числе НДС - 139 422,86 руб.
01.03.2017 заключено дополнительное соглашение N 2 к лицензионному соглашению о продлении периода предоставления Лицензионного обслуживания с 01.03.02017 по 28.02.2019, стоимость лицензионной поддержки и Обслуживания за период предоставления Лицензионного Обслуживания в Российских рублях, включая начислении 5% согласно статье 3 соглашения - 1 919 388,02 руб., в том числе НДС - 292 788,00 руб.
10.06.2011 на основании Соглашения от 31.05.2011 N БН в уполномоченном банке - АО КБ "Ситибанк" оформлен паспорт сделки N 11060060/2557/0000/4/0. Сумма контракта - 11 319 073,77. Валюта контракта - российский рубль. Дата завершения исполнения обязательств по контракту - 28.02.2019.
Согласно положениям Федерального Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 N 173-ФЗ:
Использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа между резидентом и нерезидентом является валютной операцией (п.п. "б" п. 9 ч. 1 ст. 1)
Резиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:
- предоставлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных Федеральным законом (п.1 ч. 2 ст.24 Закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ):
- вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течении не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора (п. 2 ч.2 ст. 24 Закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ).
Во исполнение Лицензионного соглашения от 31.05.2011 N БН Московское представительство "ЭПИКОР СОФТВАРЕ СНГ ЛИМИТЕД" (Кипр) оказало услуги АО "ПЭС/СКК" на сумму 81 508,28 руб., что подтверждается Актом N 617530 приемки-сдачи выполненных работ (услуг) от 31.12.2017 и выпиской из регистра по счету 60 "Кредиторы" за период с 01.01.2016 по 31.07.2018.
В соответствии с п.4 Дополнительного соглашения от 01.03.2017 N 2 к Лицензионному соглашению от 31.05.2011 N БН: "EPICOR будет ежемесячно предоставлять Корпорации акты сдачи-приемки и счета фактуры".
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. В силу ч. 3 ст. 9 Федерального закона N 402-ФЗ первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.
По условиям Лицензионного соглашения от 31.05.2011 N БН первичным документом, подтверждающим факт выполнения работ (факт хозяйственной жизни), является Акт сдачи-приемки выполненных работ (услуг).
Согласно выписке из регистра по счету 60 "Кредиторы" за период с 01.01.2016 по 31.07.2018 услуги, оказанные по Акту N 617530 от 31.12.2017 на сумму 81 508,28 руб., отражены АО "ПЭС/СКК" в бухгалтерском учете 31.12.2017.
Следовательно, Акт N 617530 от 31.12.2017 был составлен непосредственно после окончания месяца, в котором был совершен факт хозяйственной жизни, т.е. 31.12.2017.
Согласно пункту 9.3 Инструкции от 04.06.2012 N 138-И, датой оформления подтверждающих документов, указанных в подпунктах 9.1.2 - 9.1.4 пункта 9.1 Инструкции, является наиболее поздняя по сроку дата его подписания или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат - дата его составления.
Таким образом, датой оформления подтверждающего документа (Акт N 617530 от 31.12.2017) является дата его составления, т.е. 31.12.2017.
Следовательно, месяцем оформления подтверждающих документов является декабрь 2017 года.
В соответствии с требованиями п.п. 9.2.2 Инструкции от 04.06.2012 N 138-И, АО "ПЭС/СКК" обязано было оформить и представить в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах и подтверждающие документы в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, т.е. не позднее 29.01.2018.
Фактически справка о подтверждающих документах от 16.02.2018 и подтверждающие документы представлены в уполномоченный банк 16.02.2018 и приняты уполномоченным банком в срок, установленный пунктом 18.2 Инструкции, что подтверждается отметками уполномоченного банка на справке. Просрочка составила - 14 дней.
Время (дата) совершения правонарушения - 00 ч. 00 м. 30.01.2018.
Место совершения правонарушения - 443022, Самарская область, г. Самара, ул. Кабельная, д. 9.
Таким образом, АО "ПЭС/СКК" допущено нарушение п. 2 ч. 2 ст. 24 Закона РФ от 10.12.2003 N 173-ФЗ и п. 9.2.2 Инструкции от 04.06.2012 N 138-И, выразившееся в несоблюдении установленного срока представления форм учета по валютным операциям.
Кроме того, судом первой инстанции было установлено следующее.
01.03.2018 вступила в силу Инструкция ЦБ РФ от 16.08.2017 N 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления" (далее - Инструкция от 16.08.2017 N 181-И).
Со дня вступления в силу Инструкции от 16.08.2017 N 181-И утратила силу Инструкция от 04.06.2012 N 138-И.
Таким образом, с 01.03.2018 порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов, связанных с осуществлением валютных операций установлен Инструкцией от 16.08.2017 N 181-И и предусматривает следующее:
Справка о подтверждающих документах, порядок и сроки представления которой установлены настоящей Инструкцией, является единой формой учета и отчетности по валютным операциям резидентов (п. 1.3).
Порядок учета договоров распространяется на следующие договоры, заключенные между резидентами и нерезидентами (проекты договоров, направленные резидентами нерезидентам или нерезидентами резидентам для заключения), которые предусматривают осуществление расчетов через счета резидентов, открытые в уполномоченных банках, и (или) через счета резидентов, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации (далее - банк-нерезидент) (п. 4.1).
- договоры, в том числе агентские договоры, договоры комиссии, договоры поручения, за исключением договоров, указанных в подпунктах 4.1.1, 4.1.2 и 4.1.4 настоящего пункта, предусматривающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них) (п.п. 4.1.3).
Сумма обязательств по контрактам (кредитным договорам), указанным в пункте 4.1 настоящей Инструкции, должна быть равна или превышать эквивалент:
для импортных контрактов или кредитных договоров - 3 млн. рублей;
для экспортных контрактов - 6 млн. рублей (п. 4.2).
Сумма контракта по паспорту сделки N 11060060/2557/0000/4/0 от 10.06.2011 - 11 319 073, 77 руб.
Таким образом, Лицензионное соглашение от 31.05.2011 N БН подлежит учету в уполномоченном банке.
При исполнении, прекращении обязательств, перемене лица в обязательстве, изменении суммы обязательств по контракту (кредитному договору), в отношении которого настоящей Инструкцией установлено требование о его постановке на учет, резидент должен представить в банк УК одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах, заполненной в соответствии с приложением 6 к настоящей Инструкции, следующие документы, подтверждающие исполнение, прекращение обязательств, перемену лица в обязательстве, изменение суммы обязательств по контракту (кредитному договору) способом, отличным от расчетов (далее - подтверждающие документы) (п. 8.1).
В случае выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, - акты приема-передачи, счета, счета-фактуры и (или) иные коммерческие документы, оформленные в рамках контракта, и (или) документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота (п.п. 8.1.3).
Справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, указанные в пункте 8.1 настоящей Инструкции, представляются резидентом в банк УК в следующие сроки (в случае если иные сроки специально не установлены настоящей Инструкцией в отношении представления справки о подтверждающих документах) (п. 8.2).
В срок не позднее пятнадцати рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, указанные в подпунктах 8.1.2 - 8.1.4 пункта 8.1 настоящей Инструкции.
В случае если информация об исполнении обязательств, прекращении обязательств, перемене лица в обязательстве, изменении суммы обязательств по контракту (кредитному договору) содержится в нескольких подтверждающих документах, то срок представления справки о подтверждающих документах, заполненной на основании всех таких документов, установленный настоящим подпунктом, отсчитывается от наиболее поздней по сроку даты оформления соответствующего подтверждающего документа (п.п. 8.2.2).
Датой оформления подтверждающего документа, указанного в подпунктах 8.1.2 - 8.1.4 пункта 8.1 и в пункте 8.7 настоящей Инструкции, считается наиболее поздняя по сроку дата его подписания или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат - дата его составления или дата, свидетельствующая о ввозе на территорию Российской Федерации (получении, поставке, приеме, перемещении) или вывозе товара с территории Российской Федерации (отгрузке, передаче, перемещении), содержащаяся в подтверждающем документе (п. 8.3).
При представлении резидентом в уполномоченный банк документов и информации, требование о представлении которых установлено настоящей Инструкцией, уполномоченный банк должен осуществить следующую проверку, за исключением случая, установленного пунктом 16.6 настоящей Инструкции (п. 16.1).
Соответствия информации (включая код вида подтверждающего документа), указанной резидентом в справке о подтверждающих документах, сведениям, содержащимся в представленных резидентом подтверждающих документах, за исключением информации об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации (п.п. 16.1.3).
Достаточности документов и информации, в том числе представляемых резидентом для постановки на учет (принятия на обслуживание) контракта (кредитного договора), в соответствии с требованиями раздела II настоящей Инструкции (п.п. 16.1.4).
Соблюдения установленного настоящей Инструкцией порядка заполнения, представления резидентом соответствующих документов и информации, требование о представлении которых установлено настоящей Инструкцией (п.п. 16.1.5).
Проверка осуществляется уполномоченным банком в следующие сроки (п. 16.2).
При представлении резидентом справки о подтверждающих документах - в срок не позднее трех рабочих дней после даты ее представления в уполномоченный банк, а в отношении справки о подтверждающих документах, указанной в пункте 8.8 настоящей Инструкции, - в срок не позднее десяти рабочих дней после даты ее представления в уполномоченный банк (п.п. 16.2.2).
При положительном результате проверки, указанной в пункте 16.1 настоящей Инструкции, уполномоченный банк в сроки, установленные для проверки, должен принять представленные резидентом документы и информацию.
Принятая уполномоченным банком справка о подтверждающих документах должна быть направлена резиденту в срок, согласованный с резидентом, с указанием в ней даты ее принятия уполномоченным банком (п. 16.3).
При отрицательном результате проверки, указанной в пункте 16.1 настоящей Инструкции, уполномоченный банк не позднее сроков, установленных для проверки, должен вернуть представленные резидентом документы и информацию с указанием даты и причины отказа в их принятии.
В случае отказа уполномоченного банка в принятии представленных резидентом документов и информации резидент должен устранить замечания уполномоченного банка (п. 16.5).
Требования настоящей Инструкции о представлении резидентом в уполномоченный банк документов и информации в установленные настоящей Инструкцией сроки будут выполнены резидентом в случае, если они представлены резидентом в уполномоченный банк в сроки, установленные настоящей Инструкцией, и приняты уполномоченным банком в сроки, установленные пунктом 16.2 настоящей Инструкции (п. 16.7).
Таким образом, несмотря на то, что Инструкция Банка России от 04.06.2012 N 138-И утратила свое действие 28.02.2018, обязанность резидента представлять Справки о подтверждающих документах и подтверждающие документы сохранилась и предусмотрена п. 8.2, п. 8.2.2 Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И, в связи с чем, нарушение данной обязанности не перестало быть противоправным, после изменения правового акта, регулирующего данные правоотношения.
В соответствии с требованиями п.п. 8.2.2 Инструкции от 16.08.2017 N 181-И, АО "ПЭС/СКК" обязано было оформить и представить в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах и подтверждающие документы в срок не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, т.е. не позднее 29.01.2017.
Фактически справка о подтверждающих документах от 16.02.2018 и подтверждающие документы представлены в уполномоченный банк 16.02.2018 и приняты уполномоченным банком в срок, установленный пунктом 18.2 Инструкции, что подтверждается отметками уполномоченного банка на справке. Просрочка составила - 14 дней.
Таким образом, АО "ПЭС/СКК" допущено нарушение п. 2 ч. 2 ст. 24 Закона РФ от 10.12.2003 N 173-ФЗ и п.п. 8.2.2 Инструкции от 16.08.2017 N181-И, выразившееся в несоблюдении установленного срока представления форм учета по валютным операциям.
В связи с чем, 04.12.2018 г. по факту выявленного нарушения в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении (т.1, л.д. 17-26), а 12.12.2018 г. заместитель начальника Межрайонной ИФНС России по Крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области Кириллова И.В., рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении, вынес постановление N 367 о привлечении ООО "ПЭС/СКК", предусмотренной ч. 6.2 ст. 15.25 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. (т. 1, л.д. 8-16).
Считая постановление незаконным, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Часть 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ предусматривает административную ответственность, в том числе за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на десять, но не более чем на тридцать дней.
Порядок валютного регулирования и валютного контроля установлен Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее по тексту - Федеральный закон N 173-ФЗ).
Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям (часть 4 статьи 5 Федерального закона N 173-ФЗ).
В силу пункта 1.5 Инструкции N 138-И справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах, порядок, случаи и сроки представления которых установлены настоящей Инструкцией, являются формами учета по валютным операциям резидентов.
В соответствии с ч. 4 ст. 5 Закона N 173-ФЗ Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.
Исходя из п. 2 ч. 3 ст. 23 Закона N 173-ФЗ, порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
Частью 2 статьи 24 Закона N 173-ФЗ установлена обязанность резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции, в том числе представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных Законом N 173-ФЗ; вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.
Справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах, порядок, случаи и сроки представления которых установлены Инструкцией N 138-И, являются формами учета по валютным операциям резидентов (п. 1.5 Инструкции N 138-И).
Аналогичная норма содержится в п. 1.3 Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления" (действует с 01.03.2018).
В соответствии с п. 9.1 Инструкции N 138-И при исполнении (изменении, прекращении) обязательств по контракту, по которому оформлен ПС, резидент представляет в банк ПС одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах, заполненной в соответствии с приложением N 5 к данной Инструкции, следующие документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств по контракту способом, отличным от исполнения обязательств по контракту в виде расчетов, или документы, подтверждающие изменение обязательств по контракту (подтверждающие документы):
- в случае выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, - акты приема-передачи, счета, счета-фактуры и (или) иные коммерческие документы, оформленные в рамках контракта и (или) в соответствии с обычаями делового оборота, в том числе документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота (пп. 9.1.3 Инструкции N 138-И).
В силу п. 9.2.2 Инструкции N 138-И справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, указанные в п. 9.1 данной инструкции, представляются резидентом в банк ПС в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, указанные в пп. 9.1.2-9.1.4 п. 9.1 данной инструкции.
Датой оформления подтверждающих документов, указанных в пп. 9.1.2-9.1.4 п. 9.1 Инструкции N 138-И, является наиболее поздняя по сроку дата его подписания или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат - дата его составления либо дата, свидетельствующая о ввозе на территорию Российской Федерации (получении, поставке, приеме, перемещении) или вывозе товара с территории Российской Федерации (отгрузке, передаче, перемещении), указанная в подтверждающем документе (п. 9.3 Инструкции N138-И).
Исходя из изложенного, АО "ПЭС/СКК" необходимо было представить в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах не позднее 29.01.2018 г.
Справка о подтверждающих документах представлена обществом в уполномоченный банк 16.02.2018 г., то есть с нарушением установленного срока на 14 дней.
В обоснование своих доводов общество ссылается на то, что акт приема-передачи услуг от 31.12.2017 г. со стороны АО "ПЭС/СКК" подписан лишь 31.01.2018 г., следовательно, обязанность по представлению в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах возникла только с этой даты.
Данный довод судом отклоняется, по указанным выше основаниям. кроме того, событие вмененного заявителю правонарушения также установлено решением Самарского областного суда от 05.02.2019 по делу N 12-89/2019 о привлечении главного бухгалтера АО "ПЭС/СКК" к административной ответственности по ч. 6.2 ст.15.25 КоАП РФ.
Доводы АО "ПЭС/СКК" о том, что вступившие в законную силу судебные акты судов общей юрисдикции по указанному делу, исходя из положений статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской, не имеют преюдициального значения для настоящего дела, являются верными, однако не исключают возможность учета арбитражными судами оценки, данной судами общей юрисдикции, обстоятельствам, которые установлены в рассмотренном ими деле, в целях реализации принципов стабильности и непротиворечивости судебных актов в соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 16.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
В данном случае судом общей юрисдикции по ранее рассмотренному административному делу установлено, что Кормич Е.А., являясь главным бухгалтером АО "ПЭС/СКК", была обязана не позднее 29.01.2018 осуществить контроль по предоставлению в уполномоченный банк отчетности по валютной операции, имевшей место с нерезидентом в декабре 2017. Однако, отчетность была предоставлена лишь 16.02.2018, т.е. с нарушением установленного срока на 14 р.д. (т. 1, л.д. 137-139).
Таким образом, факт совершения обществом вменяемого правонарушения подтверждается материалами дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что АО "ПЭС/СКК" были предприняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение норм действующего законодательства, за нарушение которых ч. 6.2 ст.15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность, суду не представлено.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6.2 ст. 15.25 КоАП РФ.
Материалами дела подтверждается, что постановление принято уполномоченным органом, порядок привлечения к административной ответственности соблюден, основания для привлечения к ответственности имеются, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, отсутствуют.
Ст. 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом п.п. 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Последствия деяния (при наличии признаков как материального, так и формального составов) не исключаются при оценке малозначительности содеянного. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может заключаться в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
В данном случае отсутствуют основания для признания совершенного АО "ПЭС/СКК" административного правонарушения малозначительным, поскольку выявленные нарушения создают существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, посягают на установленный порядок правоотношений в сфере валютного регулирования и валютного контроля. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении общества к исполнению публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Доказательств исключительности применительно к обстоятельствам совершенного деяния, наличия объективных причин, препятствовавших соблюдению требований законодательства, АО "ПЭС/СКК" не представлено.
Из материалов дела не усматривается оснований для применения в отношении АО "ПЭС/СКК" положений, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4, ч. 3.2 ст. 4.1, ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Одиннадцатого арбитражного суда от 17.05.2019 г. по делу N А55-36839/2018.
С учетом изложенного, в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным постановления N 367 от 12.12.2018 г. о привлечении к административной ответственности по ч. 6.2 ст. 15.25 КоАП РФ в размере 20 000 руб., судом первой инстанции было правомерно отказано.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы арбитражным судом апелляционной инстанции отклоняются, так как они не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции перечисленных выше норм права, по существу, сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом первой инстанции обстоятельств. Наличие в действиях Общества состава вменяемого правонарушения подтверждено материалами дела.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
На основании части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 30.2 КоАП РФ по делам об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается, а потому вопрос о ее распределении не рассматривается.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 03 июня 2019 года по делу N А55-39321/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-39321/2018
Истец: АО "ПЭС/СКК"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N1 по Самарской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области
Третье лицо: ИФНС по Советскому району г. Самары