г. Саратов |
|
20 сентября 2019 г. |
Дело N А57-25368/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Поливановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу арбитражного управляющего Федоровой Алины Анатольевны (г. Саратов)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 05 августа 2019 года по делу N А57-25368/2018 (судья Огнищева Ю.П.)
по заявлению арбитражного управляющего Федоровой Алины Анатольевны (г.Саратов)
о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Саратовской области,
заинтересованные лица:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 19 по Саратовской области (410049, г. Саратов, ул. им. Пономарева П.Т., д. 24, ОГРН 1046405419301, ИНН 6451707770),
Шапошников Максим Юрьевич (г. Саратов),
Управление Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Саратовской области (410028, г. Саратов, ул. Рабочая, д. 24, ОГРН 1046415400338, ИНН 6454071860),
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Люксжилсервис" (ИНН: 6453102996, ОГРН: 1086453006265, 410056, г. Саратов, ул. им. Пугачева Е.И. 72),
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилась арбитражный управляющий Федорова Алина Анатольевна (далее - заявитель, Федорова А.А.) с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Саратовской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 19 по Саратовской области) по отказу в исключении из Единого государственного реестра юридических лиц сведений о Федоровой Алине Анатольевне как о конкурсном управляющем общества с ограниченной ответственностью "УК "Люксжилсервис" (далее - ООО "УК "Люксжилсервис"); об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Саратовской области исключить из Единого государственного реестра юридических лиц сведения о Федоровой Алине Анатольевнее как о конкурсном управляющем ООО "УК "Люксжилсервис".
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Шапошников Максим Юрьевич, Управление Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Саратовской области (далее - УФНС России по Саратовской области), Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Люксжилсервис".
Решением от 05 августа 2019 года Арбитражный суд Саратовской области в удовлетворении заявленных арбитражным управляющим Федоровой Алиной Анатольевной требований отказал.
Федорова А.А. не согласилась с принятым решением суда первой инстанции и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 28.08.2019, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Саратовской области от 13.11.2015 г. по делу N А57-26739/2014 ООО "УК "Люксжилсервис" признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 01.02.2017 по делу N А57-26739/2014 конкурсным управляющим утверждена Федорова Алина Анатольевна - член СРО "ААУ "Паритет".
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 04.05.2018 производство по делу N А57-26739/2014 о признании ООО "Управляющая компания "Люксжилсервис" несостоятельным (банкротом) прекращено.
09 июня 2018 года Федорова А.А. обратилась в Межрайонную ИФНС России N 19 по Саратовской области с уведомлением о прекращении процедуры конкурсного производства и о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, в части прекращения полномочий руководителя - конкурсного управляющего ООО "УК "Люксжилсервис" Федоровой А.А., восстановлении статуса юридического лица, с приложением соответствующего определения Арбитражного суда Саратовской области.
По состоянию на 10.09.2018, в качестве лица, имеющего право действовать от имени общества, в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) указан конкурсный управляющий Федорова А.А.
Федоровой А.А. 11.09.2018 была направлена жалоба в УФНС России по Саратовской области на бездействие Межрайонной ИФНС России N 19 по Саратовской области.
Решением УФНС России по Саратовской области от 08.10.2018 в удовлетворении жалобы Федоровой А.А. было отказано.
Полагая, что Инспекцией допущено незаконное бездействие, выраженное в неисключении из ЕГРЮЛ сведений о Федоровой А.А. как о конкурсном управляющем ООО "УК "Люксжилсервис", заявитель обратилась в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у налоговой инспекции отсутствовали основания для исключения сведений о Федоровой А.А. как конкурсном управляющем из сведений ЕГРЮЛ о ООО "УК "Люксжилсервис" без заявления о внесении изменений в ЕГРЮЛ установленной формы и без одновременного внесения сведений о вновь назначенном единоличном исполнительном органе юридического лица.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пунктом 1 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом.
Пунктом 2 статьи 127 названного Закона предусмотрено, что конкурсный управляющий действует до даты завершения конкурсного производства или прекращения производства по делу о банкротстве.
Как верно указал суд первой инстанции, в связи с прекращением полномочий конкурсного управляющего ООО "УК "Люксжилсервис" Федоровой А.А. сведения о нем, как о лице, которое имеет право действовать без доверенности от имени общества, а также обладает иными правами и обязанностями, вытекающими из статьи 129 Закона о банкротстве, подлежат исключению из ЕГРЮЛ.
Однако суд обоснованно учел, что Федорова А.А. не обращалась в налоговые органы с соответствующим заявлением установленной формы.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ).
Необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом (пункт 1.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ).
Руководствуясь вышеизложенными нормами права, принимая во внимание, что положения Закона N 129-ФЗ не содержат иного порядка для регистрации изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ о юридическом лице, в отношении которого прекращено производство по делу о банкротстве, и лице, имеющем право действовать без доверенности от его имени в качестве единоличного исполнительного органа, а также не предоставляют регистрирующим органам право на самостоятельное внесение в ЕГРЮЛ каких-либо изменений вне установленного законом порядка, суд правильно указал, что внесение регистрирующим органом в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, возможно лишь на основании заявления, поданного в установленном законом порядке и подписанного уполномоченным лицом.
Кроме того, согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 22 января 2016 года N 305-КГ15-18162, от 15 марта 2018 года N 308-ЭС18-899, законодательством не предусмотрена возможность отражения в ЕГРЮЛ информации о прекращении полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица без одновременного внесения сведений о вновь назначенном на эту должность лице.
Необходимые сведения указываются заинтересованным лицом при обращении в регистрационный орган в предусмотренном Законом N 129-ФЗ порядке.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Федорова А.А. не обращалась в налоговые органы с соответствующим заявлением установленной формы.
09 июня 2018 года Федорова А.А. обратилась в Межрайонную ИФНС России N 19 по Саратовской области с уведомлением о прекращении процедуры конкурсного производства и о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, в части прекращения полномочий руководителя - конкурсного управляющего ООО "УК "Люксжилсервис" Федоровой А.А., восстановлении статуса юридического лица, с приложением соответствующего определения Арбитражного суда Саратовской области.
Однако данное уведомление не является заявлением установленной формы.
Указанная позиция согласуется с позицией, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 24.08.2018 N 305-КГ18-11882 по делу N А40-98609/2017.
Как указал Арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 29.08.2018 по делу N А57-17332/2012, в случаях прекращения производства по делу о банкротстве должника на основании статьи 57 Закона о банкротстве применимы положения пункта 4 статьи 159 Закона о банкротстве, предусматривающие исполнение обязанностей руководителя должника лицом, исполнявшим обязанности конкурсного управляющего должником - юридическим лицом до даты назначения (избрания) руководителя должника, а также применим пункт 2 статьи 123 Закона о банкротстве, в соответствии с которым внешний управляющий продолжает исполнять свои обязанности в пределах компетенции руководителя должника до даты избрания (назначения) нового руководителя должника, а полномочия иных органов управления должника восстанавливаются, и арбитражный управляющий обязан созвать орган управления должника, к полномочиям которого в соответствии с настоящим Федеральным законом и учредительными документами должника относится рассмотрение вопроса об избрании (назначении) руководителя должника, для рассмотрения вопроса об избрании (назначении) руководителя должника.
При указанных обстоятельствах у налоговой инспекции отсутствовали основания для исключения сведений о Федоровой А.А. как конкурсном управляющем из сведений ЕГРЮЛ о ООО "УК "Люксжилсервис" без заявления о внесении изменений в ЕГРЮЛ установленной формы и без одновременного внесения сведений о вновь назначенном единоличном исполнительном органе юридического лица.
Необходимость соблюдения предусмотренного законодательством порядка обращения за совершением регистрационного действия не может свидетельствовать о нарушении прав и законных интересов арбитражного управляющего, не лишенного права обратиться в налоговую инспекцию в установленном законом порядке.
Поскольку отсутствует незаконное бездействие по не исключению из Единого государственного реестра юридических лиц сведений о Федоровой А.А. как конкурсном управляющем ООО "УК "Люксжилсервис", суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу основаны на неправильном толковании приведенных выше норм права и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену обжалуемого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционную жалобу арбитражного управляющего Федоровой А.А. следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 05 августа 2019 года по делу N А57-25368/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-25368/2018
Истец: Федорова Алина Анатольевна
Ответчик: ФНС России МРИ N 19 по Саратовской области
Третье лицо: ГУ ОАСР УВМ МВД России по Саратовской области, ООО "УК "Люксжилсервис", УФНС РФ по Саратовской области, Шапошников Максим Юрьевич