г. Санкт-Петербург |
|
20 сентября 2019 г. |
Дело N А56-8183/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 сентября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жуковой Т.В.
судей Поповой Н.М., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): Воропай И.В. по доверенности от 20.11.2018;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21870/2019) ФГКУ "УВО ВНГ России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.06.2019 по делу N А56-8183/2019 (судья Герасимова М.С.), принятое
по иску УМВД РФ по Красногвардейскому району СПб
к ФГКУ "УВО ВНГ России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области"
3-е лицо: Главное управление Федеральной Службы Войск Национальной Гвардии России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области
о взыскании,
установил:
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красногвардейскому району г. Санкт-Петербурга (далее - истец, УМВД России по Красногвардейскому району г. Санкт-Петербурга, УМВД, Управление) обратилось в суд с иском о взыскании с Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области" (далее - ответчик, ФГКУ "УВО ВНГ России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области", Учреждение) и Главному управлению Федеральной Службы Войск Национальной Гвардии России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - ГУ Росгвардии по г.СПб и ЛО) 178 125 рублей 83 копеек долга за предоставленные коммунальные и технические услуги за 2017 год, 150 600 рублей штрафа.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции в судебном заседании от 30.05.2019 по ходатайству истца, Главное управление Федеральной Службы Войск Национальной Гвардии России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области исключено из числа соответчиков и привлечено к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (далее - третье лицо).
Решением суда от 05.06.2019 с ФГКУ "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области" в пользу УМВД взысканы 178 125 рублей 83 копейки долга и 20 000 рублей штрафа. В остальной части иска отказано. С ФГКУ "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области" в доход федерального бюджета взысканы 5 771 рубль государственной пошлины по иску.
Не согласившись с решением суда в части взыскания государственной пошлины в федеральный бюджет, ФГКУ "УВО ВНГ России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области" обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на необоснованность взыскания с Учреждения государственной пошлины, просит решение в указанной части отменить.
Отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
12.09.2019 в судебном заседании ответчик поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Истец, третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в судебном заседании апелляционного суда не направили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в настоящем судебном заседании.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции установил следующее.
УМВД России по Красногвардейскому району г. СПб (далее - УМВД) на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул. Передовиков д. 3 лит. А.
08.12.2016 между УМВД и ФГКУ "УВО ВНГ России по г. СПб и ЛО" в лице начальника ОВО по Красногвардейскому району г. СПб - филиала ФГКУ "УВО ВНГ России по г. СПб и ЛО" заключен договор безвозмездного пользования объекта нежилого фонда по адресу: Санкт-Петербург, ул. Передовиков д. 3 лит. А, для размещения ОЛРР по Красногвардейскому району ГУ Росгвардии по г. СПб и ЛО.
Предметом заключенного договора N 1 являлось предоставление ответчику в безвозмездное пользование объекта нежилого фонда, а именно: часть помещения площадью 164,2 кв.м., расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Передовиков д. 3 лит. А (часть помещений на 2 этаже), кадастровый N 78:11:0006102:3021 - на основании приказа МВД России и Росгвардии от 30.029.2016 N105/607 "О некоторых вопросах организации работы по реализации Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации Указа Президента Российской Федерации от 5.04.2016 N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации",, письма МВД России от 28.10.2016 N22/4/1-16620, решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Санкт-Петербурге, для размещения Отдела лицензионно-разрешительной работы (по Красногвардейскому району) ГУ Росгвардии по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
В соответствии с пунктом 2.2.10 договора N 1 ответчик обязуется в течение двадцати дней со дня подписания Договора заключить с истцом (УМВД) договор на возмещение фактических затрат за предоставляемые им коммунальные и технические услуги: отопление, горячее и холодное водоснабжение, электроснабжение, водоотведение, а также эксплуатационные расходы (техническое обслуживание инженерных коммуникаций, обслуживание узла учета, дезинсекцию и дератизацию, вывоз бытового мусора, услуги по уходу за вестибюльными ковриками) и охрану помещения. Обеспечить своевременную оплату в счет возмещения соответствующих затрат.
В мае 2018 года в адрес ОВО по Красногвардейскому району был направлен проект договора о возмещении фактических затрат за потребленные коммунальные и технические услуги в 2017 и 2018 годах. В июне 2018 года со стороны ФГКУ в адрес УМВД России поступил протокол разногласий, согласно которого договор о возмещении коммунальных услуг на период с 01.01.2017 по 31.12.2017 рассмотрению и подписанию со стороны ОВО не подлежат в связи с окончанием финансового года.
12.10.2018 в адрес ОВО по Красногвардейскому району г. СПб - филиала ФГКУ "УВО ВНГ России по г. СПб и Л О" направлена претензия, в которой указано на имеющуюся задолженность со стороны ОВО по Красногвардейскому району г. СПб перед УМВД за фактически произведенные расходы за коммунальные услуги за помещение, занимаемое сотрудниками ОЛРР по Красногвардейскому району ГУ Росгвардии по г. СПб и ЛО, в размере 174 641,24 руб. и за работы по содержанию помещения в размере 3 484,59 руб. на общую сумму 178 125,83 руб. Для погашения задолженности ОВО по Красногвардейскому району г. СПб - филиала ФГКУ "УВО ВНГ России по г. СПб и ЛО" предложено незамедлительно направить в адрес УМВД договоры о возмещении коммунальных услуг.
16.10.2018 в УМВД поступил отказ в возмещении понесенных УМВД расходов.
Оплата за коммунальные услуги и услуги по вывозу мусора, услуг по техническому (аварийному) обслуживанию помещений, занимаемых ОЛРР по Красногвардейскому району ГУ Росгвардии по г. СПб и ЛО по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Передовиков д. 3 Литер А, производилась Истцом (УМВД) по ранее заключенным договорам и государственным контрактам:
- договор электроснабжения N 26925/2 от 01.01.2009 между АО "ПСК" и УМВД на продажу электрической энергии и мощности (приложение А к договору N26925/2, свидетельствует о том, что услуги ответчику оказывались по адресу: Санкт-Петербург, ул. Передовике в д. 3 лит. А) и дополнительное соглашение N 33 от 18.05.2017 и от 07.08.2017 N б/н к договору электроснабжения N 26925/2 от 01.01.2009.
- договор теплоснабжения N 11825.038.1/187 от 01.07.2010 между ГУП "ТЭК СПб" и УМВД о подаче тепловой энергии, дополнительное соглашение к договору от 07.08.2017.
- государственный контракт N 6 от 28.02.2017 между ООО "ОДЭ групп" и УМВД на вывоз и размещение отходов 4-5 классов опасности.
- договор N МО-056-17/54 от 19.06.2017 между ООО "МК-АЭфТ" и УМВД на сервисное обслуживание узлов учета тепловой энергии по адресам, в том числе Санкт-Петербург, ул. Передовиков д. 3 лит. А, свидетельствующее о том, что по данному договору услуги ответчику предоставлялись.
- договор N 11-041223-Б-ВО от 25.05.2017 между ГУП "Водоканал СПб" и УМВД о приеме сточных вод абонента и дополнительное соглашение к договору от 19.07.2017.
- договор N 11-041223-Б-ВО от 25.05.2017 между ГУП "Водоканал СПб" и УМВД о подаче холодной питьевой воды и соглашение о распределении ЛБО ФБ на 2017 год от 22.12.2017.
Подтверждением оплаты, произведенной УМВД ресурсоснабжающим организациям за коммунальные услуги (электроэнергии, водопотребления, водоотведения, и теплоснабжения), услуги по вывозу мусора, услуг по техническому (аварийному) обслуживанию помещений, занимаемых ОЛРР по Красногвардейскому району ГУ Росгвардии по г. СПб и ЛО по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Передовиков д. 3 Литер А, за период 2017 год, являются платежные поручения и счета-фактуры.
Общая сумма затрат УМВД, произведенных в интересах ФГКУ "УВО ВНГ России по г. СПб и ЛО" за 2017 год составила 178 125 рублей 83 копейки (в т.ч. коммунальные услуги - 174 641 рубль 24 копейки, вывоз мусора, работы по техническому обслуживанию и планово- предупредительному ремонту АПС и СОУЭ - 3 484 рубля 59 копеек).
Пунктом 3.2 вышеуказанного договора предписано, что в случае несвоевременного выполнения предписаний в соответствии с п.п. 2.2.2.-2.2.11 договора Ссудополучатель (ОВО по Красногвардейскому району г. СПб) выплачивает штраф в размере 2 установленных федеральным законодательством минимальных размеров оплаты труда, применяемых для исчисления платежей по гражданско-правовым обязательствам на момент нарушения обязательства за каждый день просрочки.
Статьей 5 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" от 19.06.2000 N 82-ФЗ определено, что исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда производится исходя из базовой суммы равной 100 рублям.
Таким образом, за период с 28.12.2016 по 20.01.2019 истец начислил ответчику штраф в размере 150 600 рублей.
В связи с оставлением ответчиком претензии без удовлетворения, истец обратился в суд с иском.
Статья 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции, согласно которым при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
На основании пункта 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
В соответствии со статьей 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Как указано в пункте 12 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 1 статьи 100 ГПК РФ, статья 112 КАС РФ, часть 2 статьи 110 АПК РФ). При неполном (частичном) удовлетворении требований расходы на оплату услуг представителя присуждаются каждой из сторон в разумных пределах и распределяются в соответствии с правилом о пропорциональном распределении судебных расходов (статьи 98, 100 ГПК РФ, статьи 111, 112 КАС РФ, статья 110 АПК РФ).
Основания и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статья 102 АПК РФ, глава 25.3 НК РФ).
Для предоставления льготы по уплате государственной пошлины по подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ необходимо и достаточно подтвердить два признака: организационно-правовой статус лица (государственный орган, орган местного самоуправления) и его процессуальное положение (истец, ответчик).
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 15.05.2018 N 215 "О структуре федеральных органов исполнительной власти", пунктам 4, 13 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральная служба исполнения наказаний (далее - ФСИН России) входит в систему федеральных органов исполнительной власти и осуществляет публичные функции по обеспечению исполнения уголовных наказаний, содержанию подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, этапированию, конвоированию, а также контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.
Согласно п.1 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
На основании Указа Президента N 157 образована Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.
Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти.
ФГКУ УВО на основании приказа Росгвардии от 30.09.2016 N 265 "Об утверждении Устава ФГКУ УВО" является некоммерческой организацией, созданной в организационно-правовой форме казенного учреждения, являющегося государственным учреждением и составной частью федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, обеспечивающего охрану имущества и объектов физических и юридических лиц на договорной основе.
Понятие государственные органы содержатся в ст. 333.37 НК РФ и установлено Федеральным законом от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", согласно п.п. 2 ч. 1 ст.1 органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и иные государственные органы, образуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации
Понятие казенного учреждения закреплено в ст. 6 БК РФ. Казенное учреждение государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Статус ФГКУ УВО как органа государственной власти в области охраны имущества и объектов физических и юридических лиц обусловлен наделением ФГКУ УВО властными полномочиями (при определенных обстоятельствах и с соблюдением определенных правил), в частности, правом задержания граждан; правом проникновения на охраняемые объекты; правом ограничения доступа в помещения и объекты; правом об применение оружия и иных специальных средств; правом составления протоколов об административном правонарушении; правом проведения досмотра помещений, личного досмотра граждан; правом на изъятие предметов запрещенных к гражданскому обороту и т.п.
Таким образом, ФГКУ УВО входит в состав государственного органа и является его подразделением.
В соответствии с буквальным изложением подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ для освобождения от уплаты государственной пошлины от истца или ответчика, обращающегося в суд, требуется подтверждение только его статуса государственного органа или органа местного самоуправления. Оснований для ограничительного толкования указанной нормы и установления для применения льготы дополнительных признаков (в том числе цели обращения в суд) по смыслу пункта 7 статьи 3 НК РФ не имеется.
С учетом изложенного, в данном судебном споре в силу статуса ответчика подпункт 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ неприменим.
Указанные выше выводы апелляционного суда соответствует правовому подходу, отраженному в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 11.10.2018 N 306-ЭС18-11592, N 306-ЭС18-11597, N 306-ЭС18-11598, N 309-ЭС18-8673, N 306-ЭС18-7885, N 306-ЭС18-8190.
В связи с изложенным выше апелляционная жалоба ответчика подлежит удовлетворению, решение суда в обжалуемой части подлежит изменению с исключением из резолютивной части решения абзаца касающегося взыскания с ответчика в федеральный бюджет государственной пошлины по иску.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.06.2019 по делу N А56-8183/2019 в обжалуемой части изменить, исключив из резолютивной части решения абзац следующего содержания:
"Взыскать с ФГКУ "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области" в доход федерального бюджета 5 771,00 рублей государственной пошлины".
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Жукова |
Судьи |
Н.М. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-8183/2019
Истец: ОМВД РФ по Красногвардейскому району СПб, УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КРАСНОГВАРДЕЙСКОМУ РАЙОНУ Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Ответчик: Главное управление Федеральной Службы Войск Национальной Гвардии России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Третье лицо: Главное управление Федеральной Службы Войск Национальной Гвардии России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области