г. Пермь |
|
20 сентября 2019 г. |
Дело N А50-12883/2019 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Васильевой Е.В.,
рассмотрел без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заявителя, Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соликамске Пермского края (межрайонное),
на решение Арбитражного суда Пермского края от 19 июня 2019 года
(Мотивированное решение от 26 июня 2019 года).
принятое судьей Шаламовой Ю.В. при рассмотрении в порядке упрощенного производства дела N А50-12883/2019,
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соликамске Пермского края (межрайонное) (ОГРН 1065919024380 ИНН 5919005188)
к обществу с ограниченной ответственностью "Страховая фирма "Адонис" (ОГРН 1025901210543 ИНН 5905013608)
о взыскании убытков в сумме 22016,20 руб. в связи с излишне выплаченной пенсий,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соликамске Пермского края (межрайонное) (далее - фонд, Управление) обратилось в Арбитражный суд Пермского края к обществу с ограниченной ответственностью "Страховая фирма "Адонис" (далее - общество) о взыскании убытков в сумме 22016,20 руб. в связи с излишне выплаченной пенсий.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 19 июня 2019 года (мотивированное решение от 26 июня 2019 года) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
Заявитель жалобы считает, что в связи с тем, что ответчик не представил своевременно сведения, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), его действиями Пенсионному фонду Российской Федерации причинен вред, который должен быть возмещен.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как следует из материалов дела, общество в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N167-ФЗ) является страхователем по обязательному пенсионному страхованию (далее также - ОПС), в силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N27-ФЗ обязано ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представлять о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Фондом указано и обществом не оспаривается, что оно представило сведения о работе у него Реш И.В., Тороповой А.Г., Суворовой Н.М., Семериковой Т.А., Леоновой И.М., Санниковой К.К., Сметаниной Л.П. за август 2016 г. лишь 21.02.2017.
Не получив в сентябре 2016 г. сведения по форме СЗВ-М на данных лиц за август этого года, фонд в сентябре 2016 г. принял решение об индексации им пенсий за период с ноября 2016 г. по март 2017 г., которая составила 22 016,20 руб.
Ссылаясь на излишнюю выплату пенсий физическим лицам в результате несвоевременного представления страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета, фонд обратился в суд за взысканием с общества соответствующей суммы убытков.
Судом принято приведенное выше решение.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат ОПС в соответствии с Законом N 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5-8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пунктом 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ установлено, что пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали ОПС в соответствии с Законом N 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5-8 статьи 18 настоящего закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Согласно статье 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе ОПС.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 28).
Порядок и условия возмещения причиненного ущерба установлены главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) "Обязательства вследствие причинения вреда".
Согласно статье 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В соответствии с пунктами 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Как установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пермского края от 27.07.2017 N А50-17697/2017, имеющим в силу части 2 статьи 69 АПК РФ преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела, общество 13.09.2016 представило необходимую отчетность по форме СЗВ-М на 347 застрахованных лиц за август 2016 г. (в том числе на Реш И.В., Тороповой А.Г., Суворовой Н.М., Семериковой Т.А., Леоновой И.М., Санниковой К.К., Сметаниной Л.П.), однако ошибочно указало, что направляет сведения за июль. Вступившим в законную силу судебным актом установлено отсутствие в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в связи с чем решение фонда от 02.05.2017 N203S19170016434 о привлечении общества к ответственности признано недействительным.
Отсутствие вины общества в непредставлении сведений индивидуального (персонифицированного) учета, которое установлено вступившим в законную силу судебным актом, исключает взыскание с общества убытков, причиненных фонду в результате такого бездействия.
Кроме того, судом верно отмечено, что общество представило 11.10.2016 сведения индивидуального (персонифицированного) учета за сентябрь 2016 г., в том числе о работе у него Реш И.В., Тороповой А.Г., Суворовой Н.М., Семериковой Т.А., Леоновой И.М., Санниковой К.К., Сметаниной Л.П.
Настаивая на наличии причинно-следственной между бездействием ответчика (непредставлением сведений за август 2016 г.) и возникшими у истца убытками в виде излишне выплаченной пенсии за период с ноября 2016 г. по март 2017 г., фонд указывает, что возобновление работы пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности (часть 8 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Однако в соответствии с частью 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
В соответствии со статьей 16 Закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право:
требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом;
в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
После получения от общества 11.10.2016 сведений за сентябрь 2016 г. фонд не предпринял никаких мер для уточнения ранее полученных сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Фондом не поясняется также, почему он не уточнил период представления сведений, полученных от общества 13.09.2016, которые представлялись как "исходные", а не как корректирующие за июль 2016 г.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии причинно-следственной связи между действиями ответчика и причиненным фонду вредом в виде излишне выплаченных пенсий.
Аналогичный вывод сделан, кроме того, вступившими в законную силу судебными актами по делам N А50-40970/2017, А50-16796/2018, А50-8035/2018 (которым отказано во взыскании с общества убытков в результате излишней выплаты пенсий за тот же период, но в отношении иных застрахованных лиц).
Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены апелляционной инстанцией в полном объеме и подлежат отклонению в силу их несостоятельности.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 19 июня 2019 года (мотивированное решение от 26 июня 2019 года) по делу N А50-12883/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-12883/2019
Истец: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. СОЛИКАМСКЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: ООО "СТРАХОВАЯ ФИРМА "АДОНИС"