г. Санкт-Петербург |
|
20 сентября 2019 г. |
Дело N А42-1352/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 сентября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Царегородцевым Е.А.
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от заинтересованного лица: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационные номера 13АП-21032/2019, 13АП-21033/2019) ОАО "Мурманское морское пароходство", ФАС на решение Арбитражного суда Мурманской области от 10.06.2019 по делу N А42-1352/2019 (судья Алексина Н.Ю.), принятое
по заявлению ОАО "Мурманское морское пароходство"
к Федеральной антимонопольной службе
об оспаривании постановления
установил:
Открытое акционерное общество "Мурманское морское пароходство" (адрес: 183038, Россия, Мурманская область, город Мурманск, улица Коминтерна, 15, ОГРН: 1025100864150, ИНН: 5190400250) (далее - заявитель, Общество, ОАО "ММП") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Федеральной антимонопольной службы России (далее - административный орган, ФАС России) от 28.01.2019 N 4-19.8-1914/00-03-18 по делу об административном правонарушении.
Решением суда от 10.06.2019 суд отменил оспариваемое постановление в части взыскания административного штрафа в размере, превышающем 50 000 руб.
Не согласившись с указанным решением суда, Общество обжаловало его в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
ФАС России также обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части снижения размера административного штрафа.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) не является процессуальным препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в связи с рассмотрением заявления ООО "Арктическая горная компания" о нарушении ОАО "ММП" антимонопольного законодательства ФАС России с целью установления злоупотребления ОАО "ММП" доминирующим положением на рынке услуг морских перевозок направила в адрес последнего запрос от 17.08.2018 о предоставлении в срок до 06.09.2018 следующей информации:
1. Учетную политику предприятия (для целей бухгалтерского учета), утвержденную на 2015, 2016, 2017 гг. Информацию надлежит представить в электронном виде в формате PDF.
2. Аудиторское заключение в отношении бухгалтерской отчетности за 2015, 2016 и 2017 годы. Информацию надлежит представить в электронном виде в формате PDF.
3. Утвержденный (принятый уполномоченным органом) финансовый план предприятия на 2017, 2018 годы, включая прогноз показателей бухгалтерского баланса, прогноз финансовых результатов деятельности предприятия в целом и раздельно по каждому виду деятельности, прогноз движения денежных средств. Информацию надлежит представить в электронном виде в формате Excel.
4. Утвержденную (принятую уполномоченным органом) инвестиционную программу развития предприятия на 2017 и последующие года с указанием объектов капитальных вложений, в том числе раздельно по каждому виду деятельности, и источников финансирования (собственные средства, привлеченные средства) с приложением технико-экономического обоснования и пояснительной записки с подтверждением уполномоченного органа об его утверждении (принятии). Информацию надлежит представить в электронном виде в формате Excel.
5. Структуру доходов и расходов предприятия, рассчитанную согласно учетной политике Предприятия, с обязательным выделением доли расходов и доходов, приходящихся на услугу морской каботажной перевозки груза за 2015, 2016 и 2017 годы. Информацию надлежит представить в электронном виде в формате Excel.
6. Методику ведения раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности, принятую на предприятии. Информацию надлежит представить в электронном виде в формате PDF.
7. Расчет по распределению общехозяйственных расходов по видам деятельности предприятия за 2015, 2016 и 2017 годы. Информацию надлежит представить в электронном виде в формате Excel.
8. Анализ динамики доходов, себестоимости, показателей прибыли и нормы рентабельности по каждому виду деятельности (с обязательным выделением услуги морской каботажной перевозки) предприятия за 2015, 2016 и на плановый 2017 год. Информацию надлежит представить в электронном виде в формате Excel.
9. Данные о фактических выплатах работникам предприятия за 2015, 2016 и 2017 годы, осуществляемых за счет прибыли предприятия, по категориям: руководство, административно-управленческий персонал, основной производственный персонал, вспомогательный персонал. Информацию надлежит представить в электронном виде в формате Excel.
10. Данные по объемам морской перевозки грузов (в стоимостном выражении) за 2015, 2016 и 2017 годы в помесячной разбивке с делением по номенклатуре грузов, по виду перевозки - импорт, экспорт, каботаж. Информацию надлежит представить в электронном виде в формате Excel.
11. Данные по объемам морской перевозки грузов (в натуральном выражении) за 2015, 2016 и 2017 годы в помесячной разбивке с делением по номенклатуре грузов, по виду перевозки - импорт, экспорт, каботаж. Информацию надлежит представить в электронном виде в формате Excel.
12. Список заказчиков услуг ОАО "ММП" (с указанием: наименование заказчика, ИНН заказчика, юридический адрес заказчика, номенклатура (вид) перевозимого груза, маршрут перевозки, реквизиты договора) за 2015, 2016 и 2017 годы. Информацию надлежит представить в электронном виде в формате Excel.
13. Копии документов, которыми утверждается тарифная политика (с приложением тарифной политики) ОАО "ММП", действующие в период с 01.01.2015 по настоящее время.
14. Копии внутренних локальных актов, которыми утверждаются цены (тарифы) на все виды услуг, оказываемых ОАО "ММП" (с приложением прейскуранта по всем видам услуг) в период с 01.01.2015 по настоящее время. При наличии комплексного тарифа - указать цену (тариф) каждой услуги, входящей в стоимость комплексного тарифа.
15. Описание условий определения цены договоров морской перевозки грузов. Информацию надлежит представить в электронном виде в формате PDF.
16. Реестр договоров, заключенных на оказание услуг по морской перевозке грузов в 2015, 2016 и 2017 гг. Информацию надлежит представить в электронном виде в формате PDF.
17. Копии договоров со всеми приложениями и дополнениями, являющимися неотъемлемой частью договора, заключенных на оказание услуг по морской перевозке грузов в 2015, 2016 и 2017 гг. Информацию надлежит представить в электронном виде в формате PDF.
18. Перечень услуг, оказываемых ОАО "ММП" в период с 2015 по настоящее время (с указанием технологических операций, которые входят в услугу).
19. Информацию о имеющемся государственном регулировании (в том числе тарифном, таможенном и т.д.) в отношении ОАО "ММП" и сведения относительно барьеров входа (условиях доступа) на рынок услуг морской перевозки грузов.
20. Перечень лиц, входящих в группу лиц с ОАО "ММП" в соответствии со статьей 9 Закона о защите конкуренции, с указанием оснований принадлежности данных лиц к группе лиц ОАО "ММП".
В направленном в ФАС России письме от 29.08.2018 N юр4-916 Общество просило продлить срок исполнения требования до 28.09.2018.
Письмом от 12.09.2018 ответчик продлил срок исполнения запроса до 18.09.2018 и разъяснил основания его направления.
Установив, что по истечении установленного в запросе срока Обществом в нарушение статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрашиваемая информация в адрес ФАС России не поступила, 19.10.2018 заместителем начальника Управления регулирования транспорта ФАС России в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении и составлен протокол N 4-19.8-1914/00-03-18 об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 28.01.2019 по делу об административном правонарушении N 4-19.8-1914/00-03-18 Общество привлечено к административной ответственности по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 100 000 руб.
Считая постановление административного органа незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, признал доказанными событие административного правонарушения и вину Общества, не усмотрел нарушений процедуры привлечения к административной ответственности. Вместе с тем, суд усмотрел основания для уменьшения размера штрафа до 50 000 руб.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В силу части 5 статьи 19.8 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, образует, в том числе непредставление сведений по требованию антимонопольного органа.
В соответствии с частью 6 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон N 135-ФЗ) в ходе рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган вправе запрашивать, в том числе у коммерческих организаций и их должностных лиц, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, банковской тайне, коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне документы, сведения, пояснения в письменной или устной форме, связанные с обстоятельствами, изложенными в заявлении или материалах.
Обязанность означенных лиц представлять по мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях, предусмотрена частью 1 статьи 25 Закона N 135-ФЗ.
Суд первой инстанции установил, что Общество не исполнило обязанность по представлению в федеральный антимонопольный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации.
Вывод суда об отсутствии доказательств принятия Обществом всех, зависящих от него мер по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, а также об отсутствии чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм, соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Таким образом, апелляционный суд находит законным и обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что, в действиях (бездействии) заявителя имеется событие административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции также проверено соблюдение ФАС России процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности и не выявлено существенных нарушений, являющихся безусловным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, объект посягательства и характер совершенного правонарушения, отсутствие исключительности, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности по статье 2.9 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд изменил оспариваемое постановление в части назначенного Обществу наказания.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Применительно к рассматриваемой ситуации законодателем предусмотрена возможность назначения административного наказания в пределах минимального и максимального размеров санкции с учетом характера совершенного правонарушения, данных о правонарушителе, его материального и финансового положения, а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Поскольку отягчающих ответственность обстоятельств не представлено, административный штраф правомерно снижен до минимального размера, предусмотренного санкцией.
В рассматриваемом случае назначенное Обществу административное наказание в виде 50 000 руб. штрафа отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности.
Доводы апелляционных жалоб не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения принятого решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 10.06.2019 по делу N А42-1352/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-1352/2019
Истец: ОАО "Мурманское морское пароходство", ОАО "Мурманское морское пароходство"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА