г. Красноярск |
|
20 сентября 2019 г. |
Дело N А33-26161/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "16" сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "20" сентября 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Радзиховской В.В.,
судей: Бутиной И.Н., Новиковой Д.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каверзиной Т.П.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Ситниковой Е.В. - представителя по доверенности от 23.01.2018 N КРАС-10/Д;
от общества с ограниченной ответственностью "Транс-СибГрупп - Красноярск" - Дорофеева К.П. - представителя по доверенности от 01.01.2019;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транс-СибГрупп - Красноярск" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 09 июля 2019 года по делу N А33-26161/2018, принятое судьёй Антроповой О.А.,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Транс-СибГрупп - Красноярск" (ИНН 2460202176, ОГРН 1072468010207, далее - ответчик) о взыскании недобора тарифа в размере 197278 рублей 30 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 2625 рублей 42 копейки за период с 26.07.2018 по 30.09.2018, проценты, начиная с 01.10.2018, на сумму долга 197278 рублей 36 копеек, по день погашения долга.
Определением суда от 12.10.2018 исковое заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общества с ограниченной ответственностью "Рефрижераторный Экспресс".
Определением суда от 12.12.2018 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 09.07.2019 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы ссылается на несоответствие выводов обстоятельствам дела, указал, что из спорных железнодорожных накладных, дорожных ведомостей следует вывод о том, что ответчиком при сдаче контейнеров к перевозке был заявлен тип контейнеров H5 и представлены контейнеры тип размера контейнера - Н5. Ответчик считает, что доказанным по делу считается то обстоятельство, что заявленный ответчиком в железнодорожных накладных тип контейнеров Н5 соответствовал типу контейнеров, в которых фактически была осуществлена перевозка грузов по спорным железнодорожным накладным. Более того, материалами дела не подтверждено и не доказан факт перевозки груза в термических контейнерах с кодом Rl. Ответчик, как грузополучатель согласовал перевозочные документы на перевозку груза в контейнерах по типу контейнера Н5, в которых груз фактически и перевозился, обратных доказательств истец суду не представил. Груз следовал в режиме "термос" без подключения к поезду, локомотиву. Согласно статье 33 Федерального Закона 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" и статье 792 ГК РФ, именно перевозчик обязан доставить груз в установленные сроки и порядке. Грузоперевозчик (ОАО "РЖД") принял груз к перевозке, то есть взял на себя обязательство доставить груз (рыбу) на запрошенных условиях. Свои доводы и необходимости дополнительного внесения ответчиком провозной платы истец основывает на том обстоятельстве, что ответчик перевозил груз в контейнерах типа Н5, тогда как фактически груз перевозился в контейнерах типа размера -R1. Однако, в соответствии с положениями ГОСТа Р 52524-2005 (ИСО 6346:1995) фактическое различие контейнеров типа Н5 и R1, при том, что оба эти контейнера являются термоизолированными, заключается в том, подключен ли контейнер (R1) или не подключен (Н5) к машинному охлаждению и отоплению(локомотиву), о таком различии типов контейнеров, применительно к спорным контейнерам, свидетельствуют также письма Российского морского регистра судоходства N 382-16-267825 от 01.10.2018. Ответчик считает, что при принятии груза к перевозке по спорным железнодорожным накладным истец имел реальную возможность путем внешнего визуального осмотра контейнера установить то обстоятельство, подключены ли контейнеры к электропитанию или не подключены, то есть, являются ли спорные контейнеры контейнерами с машинным охлаждением, отоплением типа R1. либо контейнерами термоизолированными типа Н5. Однако, в установленном порядке, в соответствии со ст. 119 Устава, п. 4.2.5 Распоряжения истец обстоятельства несоответствия заявленного ответчиком в железнодорожных накладных типа контейнеров фактическому типу контейнеров не выявил, не зафиксировал, доказательства выявления и фиксации такого несоответствия в материалы дела не представлены. При данных условиях, ответчик считает, что доказанным по делу считается то обстоятельство, что заявленный ответчиком в железнодорожных накладных тип контейнеров Н5 соответствовал типу контейнеров, в которых фактически была осуществлена перевозка грузов по спорным железнодорожным накладным. В связи с этим, ответчик полагает, что истец не доказал по настоящему делу выявление им обстоятельств перевозки груза в контейнере иного типа, чем было заявлено ответчиком, что указывает на отсутствие предусмотренного в ст. 30 Устава основания для дополнительного начисления и взыскания истцом с ответчика провозной платы в связ i с приведенными по настоящему делу обстоятельствами. В связи с тем, что грузоотправитель неправильно указал в железнодорожной накладной кода типа контейнера Н5 перевозчик при расчете провозных платежей применил понижающий коэффициент 0,82 и 0,94. Согласно п. 2.13 Прейскуранта N 10-01, данные понижающие коэффициенты применимы только для термоизолированных контейнеров - Н5, так как фактически груз перевозился в контейнерах R1 - это рефрижераторные контейнеры при иных режимах перевозки (охлаждение, отопление и в режиме "термос"), указанные выше коэффициенты применяться не должны. Из железнодорожных ведомостей следует, что груз следовал в режиме "термос" (без подключения к локомотиву) в контейнере типа "Н5". В материалах дела нет подтверждения тому, что ООО "Рефрижераторный Экспресс" исказило сведения в транспортной железнодорожной накладной. Статья 30 УЖТ РФ не исключает возможности перерасчета стоимости перевозки при выявлении обстоятельств, влекущих за собой такую необходимость, однако в рассматриваемой ситуации таких обстоятельств судом не установлено.
Определением третьего арбитражного апелляционного суда от 12.08.2019 апелляционная жалоба принята к производству, ее рассмотрение назначено на 16.09.2019.
В судебном заседании представитель ООО "Транс-СибГрупп - Красноярск" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ОАО "Российские железные дороги" представил отзыв, отклонил доводы апелляционной жалобы, указав на законность решения суда первой инстанции.
Учитывая, что иные лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, а также текста определения о принятии к производству апелляционной жалобы, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью (Федеральный закон Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти"), в разделе Картотека арбитражных дел официального сайта Арбитражные суды Российской Федерации Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (http://kad.arbitr.ru/), в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что, предметом иска является требование о взыскании недобора тарифа, процентов за пользование чужими денежными средствами. Так в накладных грузоотправителем проставлен тип контейнера Н5, фактически груз перевозился в контейнерах типа размера - R1. В связи с тем, что грузоотправитель неправильно указал в железнодорожной накладной код типа контейнера Н5, перевозчик при расчете провозных платежей применил понижающий коэффициент 0,82 и 0,94. Согласно п. 2.13 Прейскуранта N 10-01, данные понижающие коэффициенты применимы только для термоизолированных контейнеров - Н5, так как фактически груз перевозился в контейнерах R1 - это рефрижераторные контейнеры при иных режимах перевозки (охлаждение, отопление и в режиме "термос"), указанные выше коэффициенты применяться не должны. Для определения кода и типа любого контейнера используется национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52524 - 2005 (ИСО 6346:1995).
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из доказанности факта занижения стоимости провозной платы ввиду искажения в перевозочных документах сведений о типах контейнеров, в которых перевозился груз, и наличия основания для взыскания процентов.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не установил оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, между сторонами сложились правоотношения по перевозке, регулируемые главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В силу статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Согласно статье 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Факт оказания услуг по перевозке груза "Рыба свежемороженая", "Мясо домашних животных во всяком виде, кроме консервов", "Соусы всякие" в период с 19.09.2017 по 09.01.2018 ОАО "РЖД" и ООО "Транс-СибГрупп - Красноярск" по накладным N N ЭЙ694899, ЭМ686513, ЭМ686661, ЭМ686801, ЭМ686886, ЭН076168, ЭН403651, ЭО058578, ЭО 300852, ЭО704749, ЭО936484, ЭЛ687528, ЭЛ204850 не оспаривается сторонами.
Статьей 30 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что при выявлении обстоятельств, влекущих за собой необходимость перерасчета стоимости перевозок и размеров иных причитающихся перевозчику платежей и штрафов, перерасчет может производиться после выдачи грузов, грузобагажа.
В соответствии со ст. 8 УЖТ РФ в случаях, если свойства груза, багажа, грузобагажа или их состояние либо предлагаемые грузоотправителем (отправителем) условия перевозок не предусмотрены правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом или правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, в соответствующих договорах перевозчиков с грузоотправителями (отправителями) могут устанавливаться особые условия перевозок таких грузов, багажа, грузобагажа и ответственность сторон за их перевозку и сохранность.
Порядок заключения таких договоров устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом и правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом.
Между ОАО "РЖД" и ООО "Рефрижераторный Экспресс" заключен договор о перевозке груза на особых условиях от 14.01.2014 N 7-оу/афто. Настоящим договором регулируются взаимоотношения сторон по организации перевозок на особых условиях, которые будут осуществляться на основании заключенных между "перевозчиком" и "грузоотправителем" договоров перевозки. Особые условия перевозок грузов, установленные договором и Распоряжением ОАО "РЖД" от 31 декабря 2013 г. N2980р "Об утверждении Положения об организации и условиях перевозок грузов открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" в крупнотоннажных рефрижераторных контейнерах с автономным энергоснабжением от навесных дизель-генераторов общества с ограниченной ответственностью "Рефрижераторный Экспресс" (далее - Положение) подлежат применению в случаях осуществления перевозок грузов, в том числе скоропортящихся (далее - груз), в крупнотоннажных рефрижераторных контейнерах общества с ограниченной ответственностью "Рефрижераторный Экспресс" со станций Предпортовая, Шушары, Санкт-Петербург-Товарный-Витебский Октябрьской железной дороги (станции отправления) назначением на станции Российских железных дорог.
Между ОАО "РЖД" и ООО "Рефрижераторный Экспресс" заключен договор о перевозке груза на особых условиях от 20.05.2013 N 103-оу/афто. Настоящим договором регулируются взаимоотношения сторон по организации перевозок на особых условиях, которые будут осуществляться на основании заключенных между "перевозчиком" и "грузоотправителем" договоров перевозки. Особые условия перевозок грузов, установленные договором и Распоряжением ОАО "РЖД" от 22 апреля 2013 г. N963р "Об утверждении Положения об организации и условиях перевозок грузов открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" в крупнотоннажных рефрижераторных контейнерах общества с ограниченной ответственностью "Рефрижераторный Экспресс" (далее - Положение) подлежат применению в случаях осуществления перевозок грузов, в том числе скоропортящихся (далее - груз), в крупнотоннажных рефрижераторных контейнерах общества с ограниченной ответственностью "Рефрижераторный Экспресс" со станции Предиортовая Октябрьской железной дороги (далее - станция отправления) назначением на станции Российских железных дорог.
Как следует из иска, при оформлении спорных перевозочных документов грузоотправителем неверно указан тип размера контейнеров Н5, когда следовало указать R1.
Для определения кода и типа Н5-Н9 и R1 крупнотоннажного рефрижераторного контейнера для перевозки скоропортящихся грузов используется национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52524 - 2005 (ИСО 6346:1995), где:
К термическому относят по коду типа контейнера:
R0 и R2 - с машинным охлаждением;
R1 и R3 - с машинным охлаждением и отоплением:
НО - охлаждаемый и (или) нагреваемый, со съемным внешним оборудованием, коэффициент теплопередачи - К=0.4;
Н1 - охлаждаемый и (или) нагреваемый, со съемным внутренним оборудованием;
Н2 - охлаждаемый и (или) нагреваемый, со съемным внешним оборудованием, коэффициент теплопередачи - К=0,7.
К термоизолированному относят по коду типа контейнера:
Н5 - термоизолированный, коэффициент теплопередачи - К =0.4;
Н6 - термоизолированный, коэффициент теплопередачи - К =0.7.
В соответствии с Таблицей Е.1 ГОСТа Р52524-2005 типы контейнеров делятся в зависимости от основных характеристик.
Контейнеры типа R (термический, рефрижераторный контейнер) - оборудованы холодильной установкой, требующие подключению к электропитанию.
Контейнер типа Н (термоизолированный) - контейнер без применения холодильных или отопительных установок. Такие контейнеры не подключаются к электропитанию, необходимая температура поддерживается за счет конструкции контейнера.
В соответствие с пунктом 8.9 Правил перевозок скоропортящихся грузов утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 37, перечень, предельные сроки и условия перевозок грузов в рефрижераторных контейнерах устанавливаются перевозчиком, в связи с чем, ОАО "РЖД" может утвердить с различными грузоотпавителями Положение об организации и условиях перевозок грузов в крупнотоннажных рефрижераторных контейнерах в зависимости от типа энергоснабжения.
В соответствии с п. 1.3 Распоряжением ОАО "РЖД" от 31 декабря 2013 года N 2980р для перевозки скоропортящихся грузов используются крупнотоннажные рефрижераторные контейнеры со встроенным холодильно-отопительным оборудованием энергоснабжение которого осуществляется от навесных дизель-генераторов с кодами типа и размера R1.
В соответствии с п. 1.11 установлены способы перевозки скоропортящихся грузов:
- с охлаждением или отоплением - когда контейнер постоянно подключен к дизель-генератору для поддержания необходимой температуры;
- в совмещенном режиме - когда на первом этапе груз перевозится в режиме подключения к дизель-генератору; на втором этапе в режиме "термос", т.е. когда необходимая температура поддерживается за счет тепловой энергии аккумулированной грузом в процессе перевозки груза на первом этапе;
- в режиме "термос" - за счет тепловой энергии аккумулированной грузом в процессе его термической подготовки до погрузки в контейнер.
Для каждого способа перевозки установлены перечень и предельные сроки перевозки по периодам года и указаны в приложениях N N 1,2,9,10,11,5,6,7 Распоряжения.
В соответствии с п. 1.3 Распоряжения ОАО "РЖД" от 22 апреля 2013 года N 963р для перевозки скоропортящихся грузов используются крупнотоннажные рефрижераторные контейнеры со встроенным холодильно-отопительным оборудованием энергоснабжение которого осуществляется от навесных дизель-генераторов с кодами типа и размера R1.
В соответствии с п. 1.10 распоряжения N 963р в контейнере перевозятся скоропортящиеся грузы с охлаждением, отоплением, а также без охлаждения и отопления с неработающим холодильно-отопительным оборудованием (в режиме "термос").
Исходя из отметок в железнодорожных накладных ЭО704749, ЭОЗ00852, ЭО058578 - груз перевозился в совмещенном режиме. По остальным спорным железнодорожным накладным груз перевозился в режиме "термос" (т.1 л.д. 20-34).
Согласно пояснениям ответчика, скоропортящийся груз, следующий в режиме "термос", фактически был погружен в термический контейнер с кодом R1, который совпадает по параметрам с термическим контейнером с кодом Н5; при оформлении перевозочных документов в железнодорожной транспортной накладной в разделе типоразмер контейнера грузоотправитель указывал код термического контейнера Н5, а также в перевозочных документах указывался конкретный способ перевозки груза - в режиме "термос" без подключения, без охлаждения и отопления, с неработающим холодильно-отопительным оборудованием, без подключения к поезд. локомотиву.
Таким образом, поскольку перевозка скоропортящегося груза была произведена в совмещенном режиме, а также в режиме "термос", что ответчиком не оспаривается и является установленными Распоряжением от 31 декабря 2013 года N 2980р способами перевозки скоропортящихся грузов в крупнотоннажных рефрижераторных контейнерах со встроенным холодильно-отопительным оборудованием энергоснабжение которого осуществляется от навесных дизель-генераторов с кодами типа и размера R1, соответственно тип контейнера должен был быть указан как R1.
В пункте 6.1 Положения "Об организации и условиях перевозок грузов ОАО "РЖД" в крупнотоннажных рефрижераторных контейнерах с автономным энергоснабжением от навесных дизель-генераторов ООО "Рефрижераторный Экспресс", утвержденного Распоряжением ОАО "РЖД" от 31.12.2013 г. N 2980р, установлено, что при перевозке в крупнотоннажных рефрижераторных контейнерах скоропортящихся грузов в режиме "термос" могут считаться как перевозка в термоизолированных контейнерах, соответствующими подробному коду типа Н5 в соответствии с ГОСТ Р 52524-2005 (ИСО 6346:1995).
Распоряжениями N N 2821р от 27.12.2018 и 2221р от 10.10.2018 внесены изменения в Распоряжения NN 2980р и 963р, а именно абзацы 2 п. 6.1 дополнить "Данное соответствие не влияет на условия тарификации таких грузов".
Таким образом, допускается перевозка скоропортящихся грузов в таком виде контейнеров (Н5) в режиме "термос", однако расчет провозной платы должен быть для типа контейнера R1, как установлено в прейскурант 10-01.
Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 N 47-т/5 утвержден Прейскурант N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2).
Указанное Тарифное руководство разработано в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2003 N 17-ФЗ, положениями УЖТ РФ и определяет тарифы на перевозки по российским железным дорогам грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами.
Как следует из иска, по перевозочным документам N N ЭЙ694899, ЭМ686513, ЭМ686661, ЭМ686801, ЭМ686886, ЭН076168, ЭН403651, ЭО058578, ЭО 300852, ЭО704749, ЭО936484, ЭЛ687528, ЭЛ204850 начислена и взыскана провозная плата за перевозку свежемороженых продуктов (тип контейнера Н5) на общую сумму 761609 рублей (без учета НДС) с применением понижающих коэффициентов 0,82 и 0,94.
Согласно п. 2.13 Прейскуранта N 10-01, данные понижающие коэффициенты применимы только для термоизолированных контейнеров - Н5, так как фактически груз перевозился в контейнерах R1 - это рефрижераторные контейнеры при иных режимах перевозки (охлаждение, отопление и в режиме "термос"), указанные выше коэффициенты применяться не должны.
При этом, ссылка ответчика на пункт 6.1 Положения, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД 31.12.2013 N 2980р правомерно признана судом первой инстанции несостоятельной, поскольку в указанном пункте установлено, что при перевозке в крупнотоннажных рефрижераторных контейнерах скоропортящихся грузов в режиме "термос" могут считаться как перевозка в термоизолированных контейнерах. В данном случае речь идет о способе перевозки, т.е. допускается перевозка скоропортящихся грузов в таком виде контейнеров в режиме "термос", однако не указано, что и расчет провозной платы должен быть иной, чем для типа контейнера R1, как установлено в прейскурант 10-01.
Сумма провозной платы (при типе контейнера R1) по перевозочным документам составляет 928794 рубля без учета НДС, вследствие чего, сумма недобора провозной платы (при данном типе контейнера R1), составила 197278 рублей 30 копеек.
Согласно п.11 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов в универсальных контейнерах, утвержденным Приказом МПС от 18.06.2003 N 30 транспортная железнодорожная накладная на перевозку грузов в контейнере заполняется в соответствии с правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом с особенностями, указанными в приложении N 4 к настоящим Правилам.
Разделом 2 приложения N 4 "заполнение накладной грузоотправителем на станции отправления" Грузоотправитель на лицевой стороне накладной заполняет следующие графы:
- Код владельца контейнера
- Номер контейнера
- Коды размера и типа контейнера: для крупнотоннажных контейнеров проставляются четыре буквенно-цифровых символа, содержащиеся во второй строке маркировочного номера; первые два символа являются кодом размера контейнера, а два следующих символа - кодом типа контейнера;
- Типоразмер контейнера
- Отметка о спецконтейнере - проставляется отметка "СК" при предъявлении к перевозке груза в специализированном контейнере, совпадающем по параметрам с универсальным;
В нарушение вышеуказанных требований грузоотправителем неверно указан тип размера контейнеров Н5 (следовало указать R1), что привело к занижению тарифа, взысканного при приеме груза к перевозке.
Статьей 30 УЖТ РФ установлено, что при выявлении обстоятельств, влекущих за собой необходимость перерасчета стоимости перевозок и размеров иных причитающихся перевозчику платежей и штрафов, перерасчет может производиться после выдачи грузов, грузобагажа.
При этом, не уточняется с кого взыскивается указанный перерасчет. В данном случае, перерасчет тарифа был произведен уже после выдачи груза.
В связи с тем, что в железнодорожных накладных указано "с грузополучателем перевозка согласована" суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что истец вправе обратиться с требованием о взыскании недобора тарифа к грузополучателю ООО "Транс-СибГрупп - Красноярск".
Судом апелляционной инстанции повторно проверен расчет истца доначисленного тарифа, расчет произведен верно, арифметика ответчиком не оспорена.
Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела документы, учитывая, что материалами дела подтвержден факт неверного начисления тарифа при осуществлении перевозки грузов, а также с учетом отсутствия доказательств оплаты недобора тарифа, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование истца о взыскании 197278 рублей 30 копеек недобора тарифа.
В связи с неоплатой недобора тарифа ответчиком, истцом в порядке статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации начислены проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 2625 рублей 42 копейки за период с 26.07.2018 по 30.09.2018. Также истец просит взыскать проценты на сумму долга, начиная с 01.10.2018 по день фактической оплаты.
При этом, ответчик арифметическую правильность и порядок расчета процентов за пользование чужими денежными средствами не оспорил.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Как следует из материалов дела, претензия направлена ответчику 22.06.2018, ответ на претензию от 25.07.2018. Истец рассчитывает проценты с 26.07.2018, с учетом разумного срока для исполнения обязательства - ст. 314 ГК РФ (т.1, л.д.14, 17-18).
Расчет процентов повторно проверен судом апелляционной инстанции, признан верным. Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 2625 рублей 42 копейки.
В соответствии с пунктом 3 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор вправе взыскать с должника проценты за пользование чужими средствами по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.
Согласно абзацу 1 пункта 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня. Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору. Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства (пункт 3 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом день фактического исполнения обязательства, в частности уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета процентов.
При этом, доказательства оплаты ответчиком недобора тарифа на момент рассмотрения данного требования не представлены.
Учитывая вышеизложенное, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму долга в размере 197278 рублей 30 копеек, начиная с 01.10.2018, рассчитанные по ключевой ставке Банка России, действующей в соответствующие периоды просрочки, по день фактической оплаты долга.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции на основании следующего.
В соответствии с пунктом 8.9 "Правил перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов", утвержденных приказом МПС России 18.06.2003 N 37 перечень, предельные сроки и условия перевозок в рефрижераторных контейнерах устанавливает перевозчик. Так, для ООО "Рефрижераторный экспресс" утверждены следующие положения:
- "Положение об организации и условиях перевозок грузов ОАО "РЖД" в крупнотоннажных рефрижераторных контейнерах с автономным энергоснабжением от навесных дизель-генераторов ООО "Рефрижераторный экспресс", утверждено распоряжением ОАО "РЖД" N 2980р от 31.12.2013 (далее-Положение 2980р);
- "Положение об организации и условиях перевозок грузов ОАО "РЖД" в крупнотоннажных рефрижераторных контейнерах ООО "Рефрижераторный экспресс", утверждено распоряжение ОАО "РЖД" N 963р от 22.04.2013 (далее-Положение 963р).
Согласно пункту 1.3 Положения 2980р для перевозок скоропортящихся грузов используются крупнотоннажные рефрижераторные контейнеры со встроенным несъемным холодильно-отопительным оборудованием, энергоснабжение которого осуществляется от навесных дизель-генераторов.
Согласно пунктам 1.3 и 1.15 Положения 963р для перевозок для перевозок скоропортящихся грузов используются крупнотоннажные рефрижераторные контейнеры со встроенным несъемным холодильно-отопительным оборудованием, без навесных дизель-генераторов на сцепах электрифицированных фитинговых платформах с вагоном дизель-электростанцией со служебным помещением или с рефрижераторной секцией.
Указанные Положения разработаны для крупнотоннажных рефрижераторных контейнеров с различными типами энергоснабжения. Подключение к поездному локомотиву Положениям не предусмотрено.
Пункт 1.11 Положения 2980р предусматривает возможность перевозки скоропортящихся грузов в следующих режимах: с охлаждением или отоплением; в совмещенном режиме; в режиме "термос" без навесного дизель-генератора.
Так, согласно сведений содержащихся в графе "Наименование груза" и "Особые заявления и отметки отправителя" в железнодорожных накладных:
- перевозка скоропортящихся грузов по отправкам ЭО704749, ЭОЗ 00852, ЭО058578 осуществлялась в совмещенном режиме. Совмещенный режим (пункт 1.11 Положения 2890р) состоит из двух этапов: на первом этапе груз перевозится с охлаждением или отоплением, начиная с момента предъявления груза к перевозки до остановки навесного дизель-генератора связи с выработкой топлива; на втором этапе - без охлаждения и отопления с неработающим холодильно-отопительным оборудованием за счет тепловой энергии, аккумулированной грузом в процессе первого этапа перевозки. Таким образом, заявления ответчика, что перевозка по указанным отправкам осуществлялась в режиме "термос" неправомерны.
- перевозка скоропортящихся грузов по отправкам ЭН 403651, ЭО 936484 осуществлялась в режиме "термос" за счет тепловой энергии, аккумулированной грузом в процессе его термической подготовки до погрузки.
Пункт 1.10 Положения 963р предусматривает возможность перевозки скоропортящихся грузов в следующих режимах: с охлаждением или отоплением, а также с неработающим холодильно-отопительным оборудованием, т.е. в режиме "термос".
Согласно сведениям, содержащимся в графе "Наименование груза" и "Особые заявления и отметки отправителя" в железнодорожных накладных перевозка грузов по отправкам ЭМ686801, ЭЛ 687528, ЭН076168, ЭЛ204850, ЭМ686661, ЭМ686886, ЭМ686513, ЭЙ694899 осуществлялась в режиме "термос".
Перевозки грузов в любом режиме по указанным Положениям осуществляются на основании заключенных между ОАО "РЖД" и ООО "Рефрижераторный экспресс" договоров перевозки грузов на особых условиях.
Довод апелляционной жалобы о том, что перевозчик принял и согласовал заявки по форме ГУ-12, в которых был указан маршрут следования, род подвижного состава, наименование груза и способ перевозки ("термос" и иные сведения) отклоняется.
В период с 08.07.2016 по 31.12.2017 ОАО "РЖД" было принято решение в целях привлечения перевозок грузов в контейнерах во внутрироссийском прямом сообщении осуществлять перевозки без подачи и согласования заявок формы ГУ-12 (телеграммы за подписью ЦЗ Бабаева N 11994 от 08.07.2016 г, N 22872 от 09.12.2016). Спорные отправки были приняты к перевозке без заявок ГУ-12.
Положениями 2980р и 963р четко установлены коды типов и размеров крупнотоннажных контейнеров, в которых разрешается перевозить грузы на условиях указанных положений. По Положению 2980р - это контейнеры с кодами типа и размера:
- 22R1 массой брутто 24,00 т и 30,48 т и 25R1 массой брутто 30,48 т;
- 42R1 и 45R1 массой брутто 30,48 т;
- L2R1, L5R1 массой брутто 30,48 т.
По Положению 963р - это контейнеры с кодами типа и размера:
- 20R1, 22R1, 25R1 массой брутто от 24,00 т до 30,48 т;
- 40R1, 42R1, 45R1 массой брутто от 30,48 т до 34,00 т;
- L2R1, L5R1 массой брутто от 30,48 т до 34,00 т.
Пункты 1.7 Положений 2890р и 963р говорит о том, что каждый контейнер должен иметь маркировку установленного образца в соответствии с "Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом в универсальных контейнерах" и "Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов в специализированных контейнерах". В приложении 1 к "Правилам перевозок грузов железнодорожным транспортом в универсальных контейнерах" приведена схема маркировки крупнотоннажных контейнеров. Так, во второй строке маркировочного кода, расположенного на дверях контейнера, указывается код размера и код типа контейнера. Т.е. данные коды являются постоянными и не могут меняться в зависимости от режима перевозки груза в контейнере. Следовательно, грузоотправителем ООО "Рефрижераторный экспресс" в железнодорожных накладных по спорным отправкам неправомерно были указаны коды типа 45Н5.
Пункты 6.1 Положений 2890р и 963р действительно предписывают при перевозке скоропортящихся грузов в рефрижераторных контейнерах в режиме "термос" считать такие контейнеры термоизолированными, соответствующие подробному коду типа Н5. Однако такое соответствие не дает право грузоотправителю указывать код типа Н5 в железнодорожной накладной, как заявляет ответчик. Кроме того, распоряжениями ОАО "РЖД" N 2821/р от 27.12.2018 г. и N 2221/р от 10.10.2018 г. в указанные Положения были внесены уточнения, что -"Данное соответствие не влияет на условия тарификации таких перевозок".
Принимая во внимание указанные выше нормы права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что доводы апелляционной жалобы приведены при неверном толковании норм права, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции не состоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, дал им правильную оценку (с учетом их достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и не допустил нарушения норм материального и процессуального права.
В целом доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, а также выводами эксперта, при этом не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются несостоятельными.
Таким образом, арбитражный апелляционный суд полагает, что доводы апелляционной жалобы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
На основании вышеизложенного, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку и не допустил нарушения норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения Арбитражного суда Красноярского края от 09 июля 2019 года по делу N А33-26161/2018 не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3000 рублей относятся на заявителя апелляционной жалобы (ответчика) и уплачены им при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 09 июля 2019 года по делу N А33-26161/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
В.В. Радзиховская |
Судьи |
И.Н. Бутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-26161/2018
Истец: ОАО "РЖД"
Ответчик: ООО "Транс-СибГрупп - Красноярск"
Третье лицо: ООО "Рефрижераторный экспресс", ООО "Рефрижераторный Экспресс"