г. Саратов |
|
20 сентября 2019 г. |
Дело N А06-10954/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Поливановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 22 марта 2019 года по делу N А06-10954/2018 (судья Ковальчук Т.А.),
на дополнительное решение Арбитражного суда Астраханской области от 26 июня 2019 года по делу N А06-10954/2018 (судья Ковальчук Т.А.)
по заявлению Федерального казенного учреждения уголовно-исполнительной инспекции управления Федеральной службы исполнения наказаний по Астраханской области (ОГРН: 1113015005400, ИНН: 3015094705, 414000, г.Астрахань, Набережная 1 Мая, ул. Челюскинцев, 34/9)
о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области (ОГРН: 1023000825220, ИНН: 3017036018, 414024, г. Астрахань, ул. Б. Хмельницкого, д. 11, корп. 5),
третьи лица:
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Астраханской области (ОГРН: 1023000826672, ИНН: 3015028798, 414000, г. Астрахань, ул. Советской милиции, 7),
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Астраханской области (ОГРН: 1043000718200, ИНН: 3015067349, 414000, г. Астрахань, ул. Никольская, 9),
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось Федеральное казенное учреждение уголовно-исполнительной инспекции Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Астраханской области (далее - ФКУ УИИ УФСИН России по Астраханской области, заявитель, Учреждение) с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области (далее - ТУ Росимущества в Астраханской области, Управление, заинтересованное лицо) по неизданию распоряжения об изъятии из оперативного управления неиспользуемого по назначению нежилого помещения (83,1 кв.м), расположенного на 1-м этаже здания по адресу: г. Астрахань, ул. Мехоношина, д.2 и об обязании издать распоряжение.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Астраханской области (далее - УФСИН России по Астраханской области), Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Астраханской области (далее - Управлением Росреестра по Астраханской области).
Решением от 22 марта 2019 года Арбитражный суд Астраханской области обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области в течение месяца с момента вступления решении по настоящему делу в законную силу издать распоряжение об изъятии из оперативного управления у ФКУ УИИ УФСИН России по Астраханской области в состав имущества казны Российской Федерации нежилого помещения (83,1 кв.м), расположенного на 1-м этаже здания по адресу: г.Астрахань, ул.Мехоношина, д.2.
Дополнительным решением от 26 июня 2019 года суд признал незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области, выразившееся в не изъятии из оперативного управления у ФКУ УИИ УФСИН России по Астраханской области в состав имущества казны Российской Федерации нежилого помещения (83,1 кв.м), расположенного на 1-м этаже здания по адресу: г.Астрахань, ул.Мехоношина, д.2
ТУ Росимущества в Астраханской области не согласилось с решением и дополнительным решением суда первой инстанции, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просит решение и дополнительное решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
ФКУ УИИ УФСИН России по Астраханской области представлены возражения на апелляционные жалобы, в которых заявитель просит решение и дополнительное решение Арбитражного суда Астраханской области оставить без изменения.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 23.08.2019, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционных жалоб и возражений на них, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжением ТУ Росимущества в Астраханской области N 83-р от 23 июля 2014 года ФКУ УИИ УФСИН России по Астраханской области для размещения филиала по Трусовскому району г. Астрахани переданы в оперативное управление нежилые помещения общей площадью 83,1 кв.м, расположенные на первом этаже здания по адресу: г. Астрахань, ул. Мехоношина, 2, что подтверждается актом от 12.08.2014 о приеме-передаче объекта основных средств.
10 октября 2014 года ФКУ УИИ УФСИН России по Астраханской области зарегистрировало за собой право оперативного управления в отношении вышеуказанного имущества (свидетельство о государственной регистрации права от 10.10.2014 N 30-АБ 088615).
Впоследствии ФКУ УИИ УФСИН России по Астраханской области было выделено другое административное здание для филиала по Трусовскому району г.Астрахани в оперативное управление по адресу: г.Астрахань, ул.Набережная 1 Мая/Челюскинцев, д.34/9.
Письмами от 12.12.2014 N 30/18/1020, от 09.12.2015 N 30/18-4979, от 31.03.2016 N 30/18-1136 ФКУ УИИ УФСИН России по Астраханской области обращалось с соответствующими заявлениями в ТУ Росимущества в Астраханской области, свидетельствующими об отказе от права оперативного управления на неиспользуемые им по назначению спорные помещения, поскольку необходимость в размещении филиала по Трусовскому району г.Астрахани в нежилых помещениях по адресу: г.Астрахань, ул.Мехоношина, 2, отпала.
В письме от 07.04.2016 N 06-07/3010 ТУ Росимущества в Астраханской области сообщило Учреждению, что в связи с отсутствием заинтересованного федерального учреждения в спорном помещении, а передача объекта в государственную казну РФ нецелесообразна, ТУ Росимущества в Астраханской области принято решение включить в проект прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2017-2019 годы вышеуказанный объект.
В письме от 28.05.2018 N 30/18/4-370 Учреждение просило предоставить информацию о ходе проведения мероприятий по изъятию из оперативного управления ФКУ УИИ УФСИН России по Астраханской области объекта недвижимости, расположенного по адресу: г.Астрахань, ул.Мехоношина, 2.
Письмом от 26.10.2018 N исх-20-78571 ФСИН России согласовал с УФСИН России по Астраханской области передачу федерального имущества (нежилое помещение по адресу: г.Астрахань, ул.Мехоношина, д.2, пом.1), находящегося на балансе ФКУ УИИ УФСИН России по Астраханской области в государственную казну Российской Федерации.
ФКУ УИИ УФСИН России по Астраханской области, считая бездействие ТУ Росимущества в Астраханской области по непринятию мер по возвращению в казну Российской Федерации спорного объекта недвижимости незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявителем.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое по делу бездействие ТУ Росимущества в Астраханской области подлежит признанию незаконным, поскольку оно не соответствует нормам права и нарушает права заявителя в его экономической сфере деятельности.
Кроме того, суд указал, поскольку Учреждение реализовало свое право на отказ от оперативного управления недвижимым имуществом, который согласован с ФСИН России, спорный объект недвижимости подлежит изъятию из оперативного управления заявителя в казну Российской Федерации, и ТУ Росимущества в Астраханской области как уполномоченный орган собственника обязано принять решение об изъятии спорного имущества в казну Российской Федерации и осуществить фактические действия по принятию этого имущества.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Исходя из части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
В соответствии с положениями статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.
Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
По правилам пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
На основании статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Согласно пункту 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Из системного толкования положений пункта 1 статьи 235, статьи 236, пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации суд первой инстанции обоснованно указали на наличие у заявителя права на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
В силу пункта 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение от 05.06.2008 N 432), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Пунктом 4 Положения от 05.06.2008 N 432 предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Из положений пунктов 4.1.2, 4.1.9 приложения N 10 приказа Росимущества от 29.09.2009 N 278 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" (Положение о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае) (далее - приказ Росимущества от 29.09.2009 N 278) следует, что Территориальное управление Росимущества самостоятельно осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в частности осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
При рассмотрении настоящего спора судами установлено, материалами дела подтверждено и не оспаривается сторонами, что на основании распоряжения ТУ Росимущества в Астраханской области N 83-р от 23 июля 2014 года спорное имущество было закреплено на праве оперативного управления за ФКУ УИИ УФСИН России по Астраханской области.
Как усматривается из материалов дела, поскольку спорное имущество не используется заявителем в целях исполнения задач, возложенных на ФКУ УИИ УФСИН России по Астраханской области, указанное лицо неоднократно обращалось к заинтересованному лицу с письмами о прекращении права оперативного управления в отношении нежилых помещений общей площадью 83,1 кв.м, расположенных на первом этаже здания по адресу: г.Астрахань, ул.Мехоношина, 2 (письма от 12.12.2014 N 30/18/1020, от 09.12.2015 N 30/18-4979, от 31.03.2016 N 30/18-1136).
Однако ТУ Росимущества в Астраханской области в письме от 07.04.2016 N 06-07/3010 сообщило Учреждению, что в связи с отсутствием заинтересованного федерального учреждения в спорном помещении, а передача объекта в государственную казну РФ нецелесообразна, ТУ Росимущества в Астраханской области принято решение включить в проект прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2017-2019 годы вышеуказанный объект.
Руководствуясь вышеизложенным, а также по результатам исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств, в том числе переписки сторон, установив наличие у истца права на отказ от закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления и передачу его ответчику по причине неиспользования в соответствии с целями деятельности органа государственной власти, принимая во внимание факт согласования вопроса прекращения права оперативного управления спорного имущества с ФСИН России, в отсутствие доказательств, подтверждающих правомерность бездействия уполномоченного органа по принятию имущества в казну, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для признания незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области, выразившегося в не изъятии из оперативного управления у ФКУ УИИ УФСИН России по Астраханской области в состав имущества казны Российской Федерации нежилого помещения (83,1 кв.м), расположенного на 1 -м этаже здания по адресу: г.Астрахань, ул.Мехоношина, д.2.
Данный правовой подход соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 307-ЭС18-2637.
Ссылка ТУ Росимущества в Астраханской области на то, что спорное имущество в настоящее время находится в неудовлетворительном состоянии, не принимается судом апелляционной инстанции, так как не имеет правового значения при рассмотрении настоящего дела с учетом предмета заявленных требований.
Довод ТУ Росимущества в Астраханской области о пропуске заявителем срока на обращение в суд был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и правомерно судом отклонен.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
28 мая 2018 г. ФКУ УИИ УФСИН России по Астраханской области (исх.30/18/4-370) обратился в ТУ Росимущества в Астраханской области с очередным запросом о ходе проведения мероприятий по изъятию из оперативного управления спорного объекта недвижимости.
В ответ на данный запрос 27.06.2018 г. ТУ Росимущества в Астраханской области проинформировало Учреждение о проведении 16 июля 2018 года осмотра здания. В связи с не проведением после 16 июля 2018 года осмотра здания, Учреждение в октябре 2018 года подало исковое заявление.
Таким образом, трехмесячный срок на обжалование учреждением не пропущен.
Кроме того, бездействие заинтересованного лица носит длящийся характер и не прекратилось на момент рассмотрения судом данного спора, поэтому ограничение срока на обращение в суд повлечет невозможность восстановления прав заявителя.
При изложенных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций, установив, что бездействие Территориального управления Росимущества, выраженное в непринятии в казну имущества, не используемого заявителем, противоречит указанным выше полномочиям в сфере деятельности названного территориального органа, правомерно удовлетворили заявленные требования, так же обязав Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области в течение месяца с момента вступления решении по настоящему делу в законную силу издать распоряжение об изъятии из оперативного управления у ФКУ УИИ УФСИН России по Астраханской области в состав имущества казны Российской Федерации нежилого помещения (83,1 кв.м), расположенного на 1 -м этаже здания по адресу: г.Астрахань, ул.Мехоношина, д.2.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения решения и дополнительного решения суда первой инстанции не имеется.
Апелляционные жалобы ТУ Росимущества в Астраханской области удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 22 марта 2019 года, дополнительное решение Арбитражного суда Астраханской области от 26 июня 2019 года по делу N А06-10954/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-10954/2018
Истец: ФКУ УИИ УФСИН России по Астраханской области
Ответчик: Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Астраханской области
Третье лицо: АО Управление Росреестра по, АО УФСИН России по