город Ростов-на-Дону |
|
19 сентября 2019 г. |
дело N А32-16827/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Малыхиной М.Н.,
судей Абраменко Р.А., Галова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Соколовой А.О.,
при участии:
от истца: представителя Товма А.А. по доверенности от 01.01.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.07.2019 по делу N А32-16827/2018
по иску общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал"
к индивидуальному предпринимателю Шпонько Марине Васильевне
при участии третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Минами"
о взыскании задолженности,
принятое в составе судьи Орловой А.В.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к индивидуальному предпринимателю Шпонько Марине Васильевне (далее - предприниматель) о взыскании задолженности за услуги по приему сточных вод с загрязнениями, превышающими предельно-допустимые концентрации загрязняющих веществ за период с 01.04.2017 по 31.07.2017 в размере 97 278,64 руб. и плату за негативное воздействие загрязняющих веществ на систему канализации за период с 01.04.2017 по 30.06.2017 в размере 7 104,22 руб., а также расходов по оплате госпошлины.
Исковые требования мотивированы тем, что в результате произведенных контрольных отборов проб установлено негативное воздействие на централизованную систему водоотведения, в связи с чем ответчик как лицо, допустившее такое нарушение, обязано произвести оплату на основании пункта 123 Правил N 644.
Решением суда от 29.07.2019 в удовлетворении исковых требований судом отказано.
Суд установил факт заключения сторонами договора в 2010 году на отпуск питьевой воды и приема сточных вод, факт отбора проб на объекте предпринимателя 03.04.2017 и выявления лабораторными исследования факта превышения ПДК. Суд установил, что акт составлен в присутствии администратора кафе, который был им подписан. Суд отклонил доводы ответчика об отсутствии пломбировки и о том, что отбор был осуществлен из иного колодца. Суд согласился с доводами предпринимателя об отсутствии правомочий у администратора кафе, поскольку он является представителем арендатора предпринимателя, при этом, предприниматель не был надлежащим образом извещен, к отбору проб не допускался. Ввиду установления нарушения порядка отбора проб, суд отказал в удовлетворении иска.
С принятым судебным актом не согласился истец, обжаловал его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ, просил решение суда первой инстанции отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что ответчик не назначил ответственных лиц, не представил номер телефона для соответствующих уведомлений, кроме того, согласно условиям договора истец мог произвести отбор проб без уведомления абонента.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Ответчик и третье лицо явку представителя в судебное заседание не обеспечили, будучи извещенными надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Апелляционная жалоба рассматривалась в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 01.01.2010 г. между ООО "Краснодар Водоканал" (водоканал) и ИП Шпонько М.В. (абонент) заключен договор на отпуск питьевой воды и (или) прием сточных вод N 1142, согласно которому водоканал обязуется отпускать абоненту воду и принимать сточные воды, а абонент обязуется оплачивать отпущенную воду и сброшенные сточные воды в объеме и сроки в соответствии с условиями настоящего договора (п. 1.1 договора).
Прием сточных вод от абонента осуществляется в канализационную сеть водоканала согласно выданному разрешению органов местного самоуправления на основании выданных условий на подключение, а при их отсутствии - технических условий водоканала на подключение в объеме, установленном приложением N 1 к настоящему договору. Точки приема сточных вод определяются приложением N 3 (п. 1.3 договора).
Согласно п. 7.1 договора абонент имеет право сбрасывать в систему коммунальной канализации сточные воды с содержанием и концентрацией загрязняющих веществ в пределах допустимых концентраций (ДК), установленных Постановлением главы администрации г. Краснодара от 28.06.01 г. N 972 "Об утверждении предельно допустимых концентраций и временно согласованных нормативов загрязняющих веществ в сточных водах предприятий на сбросе в муниципальную хозяйственно-бытовую канализацию г. Краснодара".
Абонент обязан обеспечить лабораторный контроль за качество сбрасываемых в городскую систему фекальной канализации сточных вод проведенной аттестованной или аккредитованной ведомственной лабораторией в соответствии с согласованным с водоканалом графиком лабораторного контроля. В срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным, абонент обязан предоставлять водоканалу результаты этого контроля и расчеты платежей за сброс загрязняющих веществ. В случае не предоставления в указанный срок водоканал самостоятельно производит расчеты платежей по результатам анализов лаборатории водоканала за предыдущий период (п. 7.3 договора).
Местом отбора проб сточных вод абонента при плановом контроле состава сточных вод является контрольный колодец или иное место отбора проб на выпуске абонента, определенное по согласованию абонента и водоканала и позволяющее учесть влияние сточных вод субабонентов (п. 7.6 договора).
Пунктом 7.7 договора предусмотрена обязанность абонента обеспечить представителю водоканала техническую возможность произвести безопасный отбор контрольной пробы сточных вод, уполномочить своих работников, включая дежурный персонал, присутствовать при проведении обследований, отборе контрольных проб, подписывать соответствующие акты; обеспечить порядок и процедуру отбора параллельной (арбитражной) пробы в соответствии с требованиями, установленными для отбора контрольной пробы.
03.04.2017 г. ООО "Краснодар Водоканал" в присутствии администратора кафе Пунько И.А. на объекте ответчика проведен отбор проб из контрольного колодца за зданием, о чем составлен акт отбора проб N 235 от 03.04.2017 г.
По результатам лабораторных испытаний оформлен протокол испытаний N 235-03 от 10.04.2017 г., из содержания которого следует, что в сточных водах обнаружено превышение предельно допустимых норм концентрации вредных веществ.
В претензии от 21.12.2017 N И.09.КВК.КД.ИВР-0024, направленной ответчику 12.01.2018, истец просил в добровольном порядке внести плату за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения.
Неисполнение требований претензии послужило основанием для обращения в суд с иском.
Суд первой инстанции верно квалифицировал спорные правоотношения сторон, определил предмет доказывания по делу и применимые нормы материального права.
Заключенный сторонами договор по своей правовой природе является договором водоснабжения, отношения по которому регулируются параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Правоотношения сторон по холодному водоснабжению и водоотведению регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ), Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Статья 2 Закона N 416-ФЗ определяет водоотведение как прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Соответствующая услуга оказывается на основании заключаемого между абонентом и гарантирующей организацией, осуществляющей водоотведение, публичного договора водоотведения либо единого договора холодного водоснабжения и водоотведения.
По договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
Согласно статье 14 названного закона по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения. К договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.
До обеспечения надлежащего технологического присоединения к сетям водоотведения заключение договора невозможно (п. 4 статьи 14 Закона N 416-ФЗ).
Согласно правилу, закрепленному статьей 20 Закона N 416-ФЗ, коммерческий учет сточных вод осуществляется в соответствии с правилами организации коммерческого учета сточных вод, утвержденными Правительством Российской Федерации, в узлах учета путем измерения количества сточных вод приборами учета сточных вод или в случаях, предусмотренных данной статьей, расчетным способом.
Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776 утверждены Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод (далее - Правила N 776).
Пунктом 10 статьи 7 Закона о водоснабжении установлено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (Правила N 644).
Указанные правила регулируют отношения между абонентами и организациями водопроводно-канализационного хозяйства, в сфере водоснабжения и водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу.
В силу пункта 111 указанных Правил абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 35 названных Правил абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
Подпунктами "в", "г" пункта 36 Правил N 644 установлено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
В случае если сточные воды, принимаемые от абонента централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами. Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктами 120, 123(1) и 130 настоящих Правил, на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод (пункты 118 и 119 Правил N 644).
В случае непредставления абонентом расчёта платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и декларации о составе и свойствах сточных вод расчёт платы производится организацией, осуществляющей водоотведение, на основании результатов контрольных проб сточных вод. Таким образом, с введением в действие с 1 января 2014 года раздела VII Правил N 644 все абоненты организаций водопроводно-канализационного хозяйства обязаны вносить следующие виды платежей: по воздействию на водные объекты (статья 29 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населённых пунктов"); по влиянию на работу сооружения централизованной системы водоотведения (часть 10 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", разделы VI, VII Правил N 644).
Обе платы взимаются с абонентов организаций водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с установленным законом порядком (статья 36 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
Взимание платы за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ отдельно от платы за негативное воздействие на централизованные системы водоотведения предусмотрено Правилами N 644 (пункт 36).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 утверждены "Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" (далее - Правила N 167).
Абонент обязан соблюдать нормативы предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ, установленные Правилами N 167, нормативно-правовыми актами и настоящим договором.
В соответствии с пунктом 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Краснодарского края установлен Постановлением Главы администрации Краснодарского края от 28.05.2002 N 579 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Краснодарского края" (далее - Постановление N 579).
Согласно пункту 4.3 Постановления N 579, за прием сточных вод взимается дополнительная плата в размере 100 процентов действующего тарифа за услуги канализации за превышение концентрации за каждый ингредиент. Кратность увеличения действующего тарифа ограничивается 500 процентами.
Объем сточных вод, за который взимается дополнительная плата, определяется по фактически зарегистрированному объему водоотведения за период от дня установления факта превышения ДК и ВУП или залпового сброса загрязняющих веществ до устранения загрязнения и получения нормативных результатов нового контроля состава сточных вод (пункт 4.5 Постановления N 579).
В соответствии с пунктом 65 Правил N 167 контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
Согласно пункту 114 Правил N 644 (в редакции, действовавшей в спорный период) состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3.
В силу пункта 118 Правил N 644 в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрены два вида платежей:
- плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (в соответствии с Правилами от 29.07.2013 N 644);
- плата за превышение нормативов по составу сточных вод за негативное воздействие на окружающую среду (в соответствии с Правилами от 12.02.1999 N 167).
Порядок отбора проб установлен Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525.
В соответствии с пунктами 18, 19 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод отбор проб сточных вод осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение. Отбор проб сточных вод осуществляется в присутствии абонента, за исключением случаев его неявки к месту отбора проб. В случае неявки абонента к месту отбора проб сточных вод в течение 15 минут после времени, указанного в уведомлении о проведении отбора проб сточных вод, пробы сточных вод отбираются без абонента.
Организация, осуществляющая водоотведение, обязана любым способом уведомить абонента о проведении отбора проб сточных вод не позднее чем за 15 минут до начала процедуры отбора проб сточных вод. Отбор проб сточных вод осуществляется не ранее чем через 15 минут с момента подтверждения факта получения абонентом такого уведомления (пункт 21 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод).
Согласно пункту 22 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных отбор проб сточных вод проводится из контрольных канализационных колодцев, указанных в программе контроля состава и свойств сточных вод или договоре водоотведения, едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения.
В пункте 27 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод установлено, что по результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, составляет в 2 экземплярах акт отбора проб сточных вод по форме, приведенной в приложении N 2, который подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом.
При несогласии абонента с содержанием акта отбора проб сточных вод абонент обязан подписать этот акт с указанием в нем своих возражений. Акт отбора проб сточных вод в случае отказа абонента от его подписания подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, с отметкой "абонент от подписи отказался". В случае неявки абонента к месту отбора проб сточных вод в установленное время акт отбора проб сточных вод подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, с отметкой "абонент на отбор проб сточных вод в установленное время не явился". Один экземпляр акта отбора проб сточных вод в течение 3 рабочих дней со дня отправки пробы сточных вод в аккредитованную лабораторию направляется абоненту любым способом, позволяющим подтвердить факт получения этого акта абонентом (пункт 28 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод).
Согласно пункту 38 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод результаты анализов отобранных проб сточных вод являются документальным подтверждением факта соблюдения либо нарушения абонентом деклараций о составе и свойствах сточных вод, нормативов допустимых сбросов и (или) лимитов на сбросы, и (или) нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
В обоснование исковых требований в материалы дела представлен акт отбора проб N 235 от 03.04.2017 г., согласно которому лаборанты ООО "Краснодар Водоканал" на объекте ответчика в присутствии администратора Пунько И.А. проведен отбор проб из контрольного колодца за зданием. Акт подписан со стороны потребителя Пунько И.А.
По результатам лабораторных испытаний оформлен протокол испытаний N 235-03 от 10.04.2017 г., из содержания которого следует, что в сточных водах обнаружено превышение предельно допустимых норм концентрации вредных веществ.
При этом, ответчик, возражая против удовлетворения иска, указывал на нарушение истцом процедуры отбора проб и проведение отбора в отсутствии ответчика и без его предварительного уведомления о проведении отбора проб сточных вод.
Довод ответчика о том, что образцы проб, направленные в лабораторию, были не опломбированы, судом отклонен как необоснованный и противоречащий п. 32 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод от 21.06.2013 N 525 и акту отбора проб N 235 от 03.04.2017 г.
Возражения ответчика относительно колодца, из которого взяты пробы, судом первой инстанции не приняты, поскольку ответчиком документально не опровергнуто, что канализационный колодец за зданием, указанный в акте, является единственным местом сброса сточных вод абонента перед врезкой сетей абонента в систему коммунальной канализации.
Вместе с тем, доводы ответчика об отсутствии полномочий у администратора кафе ООО "Минами" Пунько И.А. на представление интересов предпринимателя и присутствие при отборе проб суд счел обоснованными.
В обоснование своего довода ответчик представил договор аренды нежилого здания N 1 от 23.12.2016 г., заключенный между ИП Шпонько М.В. (арендодатель) и ООО "Минами" (арендатор) на спорный объект недвижимости.
Соглашением о расторжении от 18.08.2017 г. к договору аренды нежилого здания N 1 от 23.12.2016 г. указанный договор расторгнут с даты подписания акта возврата нежилого помещения (18.08.2017 г.).
Таким образом, в спорный период времени объект абонента был передан в аренду.
В соответствии с частью 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.
Полномочие может также явствовать из обстановки, в которой действует представитель (продавец в розничной торговле, кассир и т.п.).
Как верно указал суд первой инстанции, наличие правоотношений по договору аренды между ИП Шпонько И.А. и ООО "Минами" само по себе не порождает полномочия работника ООО "Минами" действовать от имени предпринимателя.
Действующее законодательство допускает заключение договоров энергоснабжения между арендатором и лицом, осуществляющим оказание услуг по водоснабжению и водоотведению (гарантирующий поставщик, организация ВКХ и т.д.).
Однако, ООО "Минами" не является стороной договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод N 1142 от 01.01.2010 г., доказательства наличия у администратора ООО "Минами" - Пунько И.А. полномочий на подписание акта отбора проб от имени абонента в деле отсутствуют.
Вместе с тем, третьим лицом ООО "Минами" представлен отзыв на исковое заявление, согласно которому третье лицо указало, что не является абонентом по договору на водоотведение и работники ООО "Минами" никакими полномочиями от ответчика не наделялись, доверенности не получали.
При этом, согласно должностной инструкции в должностные обязанности администратора Пунько И.А. входила исключительно организация обслуживания посетителей. Более того, администратору установлен запрет на покидание территории гостевого зала ресторана в течение рабочего времени.
Иск по настоящему спору предъявлен водоканалом к предпринимателю - как субъекту договорных отношений и собственнику объекта (точки приема сточных вод).
Пунько И.А. является представителем арендатора - самостоятельного субъекта гражданских правоотношений.
В материалах дела отсутствуют доверенность на представление интересов предпринимателя Пунько И.А., равно как отсутствуют сведения о нахождении указанных лиц в трудовых отношениях.
Отсутствие у предпринимателя каких-либо работников, которых ответчик в соответствии с условиями договора мог бы уполномочить присутствовать при проведении обследований, отборе контрольных проб и подписывать соответствующие акты, подтверждается ответом ИФНС России N 1 по г. Краснодару.
При изложенных обстоятельствах, суд, учитывая, в том числе показания свидетеля Куриловой Е.П., предупрежденной об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний и за отказ от дачи показаний, о том, что для отбора проб в телефонном режиме вызвали администратора кафе, приходит к выводу, что полномочия Пунько И.А. не могли явствовать из обстановки по правилам статьи 182 ГК РФ.
Ссылки апеллянта на то, что ответчик не назначил ответственных лиц, не представил номер телефона для соответствующих уведомлений, кроме того, согласно условиям договора истец мог произвести отбор проб без уведомления абонента, не принимаются апелляционным судом.
Частью 1 статьи 30 Закона о водоснабжении также определено, что контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Данный порядок регламентирован Правилами N 525, в силу пункта 3 которых контроль состава и свойств сточных вод включает в себя отбор проб сточных вод и их последующий анализ.
Согласно пунктам 18, 22, 27 Правил N 525 отбор проб сточных вод осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, из контрольных канализационных колодцев, указанных в программе контроля состава и свойств сточных вод или договоре водоотведения, едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения. По результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод составляется два экземпляра акта отбора проб по форме, приведенной в приложении N 2.
При несогласии абонента с содержанием акта отбора проб сточных вод абонент обязан подписать этот акт с указанием в нем своих возражений. Акт отбора проб сточных вод в случае отказа абонента от его подписания подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, с отметкой "абонент от подписи отказался".
В случае неявки абонента к месту отбора проб сточных вод в установленное время акт отбора проб сточных вод подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, с отметкой "абонент на отбор проб сточных вод в установленное время не явился".
Один экземпляр акта отбора проб сточных вод в течение 3 рабочих дней со дня отправки пробы сточных вод в аккредитованную лабораторию направляется абоненту любым способом, позволяющим подтвердить факт получения этого акта абонентом.
Согласно пункту 21 Правил N 525 организация, осуществляющая водоотведение, обязана любым способом уведомить абонента о проведении отбора проб сточных вод не позднее чем за 15 минут до начала процедуры отбора проб сточных вод. Отбор проб сточных вод осуществляется не ранее чем через 15 минут с момента подтверждения факта получения абонентом такого уведомления.
Толкование указанных пунктов в их совокупности, исключает вывод о том, что в уведомлении о проведении отбора проб допустимо указывать время отбора проб, заведомо наступившее на момент доставки данного уведомления, поскольку отбор проб осуществляется не ранее чем через 15 минут с момента подтверждения факта получения абонентом такого уведомления.
Иными словами, пункт 19 Правил N 555 с учетом пункта 21 данных правил, подразумевает, что о времени проведения отбора проб заинтересованное лицо должно быть уведомлено ранее наступления времени отбора проб.
Иное толкование данных норм противоречит логике и прямо позволяет уведомлять абонента о проведении проб фактически после осуществления данного отбора, то есть действовать в обход закона.
Кроме того, уведомление абонента имеет своей целью обеспечить последнему не просто возможность наблюдать за действиями проверяющей организации, но возможность направить такого представителя, который владеет специальными познаниями в сфере как правового, так и технического регулирования соответствующих процедур, способен понимать корректность отбора проб и действий водоканала.
Тот факт, что объект передан в аренду и по указанной причине собственник не обеспечивает своего в нем постоянного присутствия, сам по себе не может быть вменен в вину собственнику и свидетельствовать об уклонении собственника от участия в проверках, поскольку последний вправе ожидать соблюдения истцом требований законодательства о его заблаговременном извещении.
Вопреки доводам жалобы, ответчиком указаны контактные данные в реквизитах договора, в связи с чем истец мог уведомить ответчика о проводимом отборе проб.
Истец вправе был производить отбор проб в отсутствие представителя предпринимателя при предварительном уведомлении абонента.
Вместе с тем, соответствующих доказательств в материалы дела судам первой и апелляционной инстанции не представлено, в связи с чем апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае предприниматель как сторона договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод N 1142 от 01.01.2010 г. к участию в отборе проб не привлечен.
При этом истцом, в свою очередь, не была обеспечена объективная фиксация процесса проверки и обора проб посредством, например, видеосъемки, что исключило бы сомнения ответчика и суда в корректности отбора проб.
В соответствии со статьей 9 АПК РФ, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Ссылка истца на п. 13 постановления Главы администрации Краснодарского края от 28.05.2002 N 579, которым предусмотрено, что отбор проб сточных вод абонента производится в любое время суток без предварительного извещения абонента, не обоснована ввиду установленного Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод от 21.06.2013 N 525 порядка отбора проб.
Принимая во внимание несоблюдение истцом порядка отбора проб, в частности, отсутствие доказательств извещения абонента об отборе проб сточных проб, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что имеющиеся в материалах дела акт об отборе проб и протокол испытаний не являются надлежащими доказательствами превышения ответчиком предельно допустимых норм концентрации вредных веществ.
При таких обстоятельствах, отказ в иске правомерен.
На основании вышеуказанного, суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.07.2019 по делу N А32-16827/2018 оставить без изменения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты изготовления полного текста постановления.
Председательствующий |
М.Н. Малыхина |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-16827/2018
Истец: ООО "Краснодар Водоканал"
Ответчик: Шпонько Марина Васильевна
Третье лицо: ООО Минами