г. Владимир |
|
17 сентября 2019 г. |
Дело N А79-14344/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.09.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 17.09.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Москвичевой Т.В., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Тандер" (ИНН 2310031475, ОГРН 1022301598549) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 05.07.2019 по делу N А79-14344/2018,
принятое судьей Щетинкиным А.В.
по заявлению акционерного общества "Тандер" о признании недействительным предписания Управления архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары от 06.09.2018 N 687,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - муниципального бюджетного учреждения "Городская реклама" муниципального образования г. Чебоксары - столицы Чувашской Республики.
В судебном заседании принял участие представитель акционерного общества "Тандер" - Клыгин С.К. по доверенности от 30.07.2019 N 23 АА 9525942 сроком действия один год.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя акционерного общества "Тандер", Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары (далее - Управление) совместно с муниципальным бюджетным учреждением "Городская реклама" муниципального образования г. Чебоксары - столицы Чувашской Республики (далее - Учреждение) 03.09.2018 произведен осмотр информационной конструкции с выездом на место по адресу: г. Чебоксары, ул. Короленко, 14.
В ходе осмотра установлено, что акционерным обществом "Тандер" (далее - Общество) по указанному адресу установлена информационная конструкция следующего содержания: "Магнит у дома".
Результаты осмотра зафиксированы в акте выездной проверки от 03.09.2018 N 1972, в котором отражено, что конструкция не соответствует требованиям, установленным Правилами благоустройства территории г. Чебоксары, утвержденными решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 28.11.2017 N 1006 (далее - Правила благоустройства), а именно пунктам 3.3.9.31, подпункту 1 пункта 3.3.9.34, 3.3.9.21 названных Правил благоустройства.
По итогам произведенного осмотра Управлением 06.09.2018 Обществу выдано предписание N 687, в соответствии с которым последнему надлежит демонтировать установленную с нарушениями требований Правил благоустройства информационную конструкцию в срок до 06.10.2018.
Не согласившись с названным предписанием, Общество обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании его недействительным.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Учреждение.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 05.07.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что обнаруженные в ходе рейдового мероприятия нарушения в силу части 2 статьи 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) могли являться поводом для назначения внеплановой проверки.
Из содержания статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ следует, что предписание может быть выдано только по результатам проведения такого мероприятия, как проверка.
По мнению Общества, выданное предписание придает обратную силу новому регулированию, распространяет свое действие по установлению нового единого порядка содержания территории муниципального образования города Чебоксары на существующие правоотношения. Выданное предписание нарушает нормы Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Общество считает, что судом необоснованно сделан вывод о том, что конструкция "Магнит у дома" не является вывеской.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, а также заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Учреждение отзыв на апелляционную жалобу в суд не представило.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Управления и Учреждения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под благоустройством территории понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий (пункт 36).
Элементами благоустройства являются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений и сооружений, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории (пункт 38).
Пункт 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) возлагает на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг), обязанность размещать по месту их нахождения и осуществления деятельности вывески с информацией о наименовании, виде деятельности, режиме работы.
Согласно пункту 1.4 Правил благоустройства к элементам благоустройства в настоящих Правилах относятся, в том числе средства размещения информации и рекламные конструкции.
Согласно пункту 1.6 Правил благоустройства под информационной конструкцией подразумевается элемент объекта внешнего благоустройства, представляющий из себя как отдельно стоящую, так и размещаемую на опорах, фасадах, крышах, на (в) витринах или на иных внешних поверхностях зданий, строений, сооружений конструкцию, не содержащую сведений рекламного характера, и выполняющую функцию информирования граждан.
При этом фасады зданий, строений, сооружений должны соответствовать требованиям регламента, регулирующего размещение на территории города Чебоксары рекламных и информационных конструкций, формирующих единый стандарт художественно-композиционных требований к информационно-рекламному оформлению зданий, строений, сооружений и объектов благоустройства на территории города Чебоксары, и требованиям регламента для частных домовладений (пункт 3.2.11 Правил благоустройства).
В соответствии с Уставом Учреждение создано администрацией г. Чебоксары в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления г. Чебоксары, в том числе, проведение инвентаризации средств наружной рекламы и информации; осуществление визуального осмотра за своевременной установкой и эксплуатацией средств наружной рекламы и информации в соответствии с выданной разрешительной документацией и принятых обязательств со стороны рекламораспространителей.
В соответствии с Правилами благоустройства при выявлении нарушения настоящих Правил выдачу предписаний, в части, касающейся: средств наружной рекламы и информации; строящихся и реконструируемых объектов; требований к внешнему виду их фасадов и ограждений, земельных участков, на которых они расположены, осуществляет Управление (пункты 10.2, 10.4 Правил благоустройства).
В соответствии с пунктом 3.3.9.21 Правил благоустройства установка информационных конструкций на территории города Чебоксары осуществляется после согласования дизайн-проекта размещения информационных конструкций с Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары в соответствии с Административным регламентом на предоставление муниципальной услуги "Согласование дизайн-проекта размещения информационных конструкций на территории города Чебоксары", утвержденным администрацией города Чебоксары.
Согласно пункту 3.3.9.31 Правил благоустройства информационные конструкции могут состоять из следующих элементов: 1) информационное поле (текстовая часть) - буквы, буквенные символы, аббревиатура, цифры; 2) декоративно-художественные элементы - логотипы, знаки и т.п.; 3) элементы крепления; 4) подложка.
В случае если информационная конструкция представляет собой объемные символы без использования подложки, высота информационной конструкции не должна превышать 0,75 м (с учетом высоты выносных элементов строчных и прописных букв за пределами размера основного шрифта (не более 0,50 м), а также высоты декоративно-художественных элементов).
В соответствии с подпунктами 1, 7, 10 пункта 3.3.9.34 Правил благоустройства настенные конструкции, размещаемые на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений, должны соответствовать следующим требованиям: настенные конструкции размещаются на поверхности стен над входами в здания, витринами и окнами первых этажей на единой горизонтальной оси с иными настенными конструкциями, установленными в пределах фасада, на уровне линии перекрытий между первым и вторым этажами либо ниже указанной линии; высота информационной конструкции для зданий и сооружений на типовых улицах должна быть не более 0,70 м; по длине 70 процентов от длины фасада, соответствующей занимаемым данным организациями, индивидуальными предпринимателями помещениям, но не более 12,0 м для единичной конструкции.
В силу пункта 3.3.9.70 Правил благоустройства информационные конструкции, не соответствующие требованиям настоящих Правил, подлежат демонтажу в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что Обществом по адресу: г. Чебоксары, ул. Короленко, 14, размещена информационная конструкция: "Магнит у дома", содержащая зарегистрированный товарный знак.
Размещение указанной информации не является для Общества обязательным в силу закона. Данная конструкция не относится к вывескам и указателям применительно к требованиям Закона N 2300-1.
При этом данная конструкция установлена без соответствующего согласования с Управлением в нарушение пункта 3.3.9.21 Правил благоустройства.
Доводы Общества о наличии согласования главного архитектора размещения информационной конструкции правомерно отклонены судом первой инстанции. Как следует из материалов дела, Обществом был представлен проект перепланировки нежилого помещения под магазин товаров повседневного спроса на рассмотрение. Данный проект главным архитектором рассмотрен 21.11.2016 с примечанием, что вывески, режим работы, рекламные конструкции согласовывается отдельно.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства согласования размещения спорной информационной конструкции.
Кроме того данная конструкция, по утверждению Управления, не соответствуют установленным требованиям по высоте и длине.
Конструкция размещена путем закрепления объемных букв на подложке и расположена не на единой горизонтальной оси с иными настенными конструкциями, установленными в пределах фасада. Данное обстоятельство с очевидностью следует из представленных в материалы дела фотоматериалов.
Ссылку Общества о нарушении Управлением положений Федерального закона N 294-ФЗ суд первой инстанции правильно посчитал ошибочной, поскольку процедура выдачи предписания не относится к проверочным мероприятиям предпринимательской деятельности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей и не является муниципальным (надзором) контролем.
Рассматриваемые правоотношения направлены на обеспечение законности размещения информационных конструкций на территории города Чебоксары вне зависимости от того, кто является их владельцем - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо.
В данном случае проверка применительно к положениям Федерального закона N 294-ФЗ не осуществлялась, хозяйственная деятельность юридического лица не проверялась, соответственно распоряжения или приказа на ее проведение не требовалось.
По своему содержанию выданное Управлением предписание отвечает принципам конкретности и исполнимости.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о размещении спорной информационной конструкции до введения в действие Правил благоустройства решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 28.11.2017 N 1006 голословны. На вопрос суда апелляционной инстанции о дате размещения спорной информационной конструкции представитель Общества не смог сообщить точные сведения. Соответствующие доказательства отсутствуют и в материалах дела.
В рассматриваемом случае размещение спорной конструкции с нарушением требований Правил благоустройства выявлено 03.09.2018, то есть в период действия Правил благоустройства, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 28.11.2017 N 1006.
При таких обстоятельствах предписание от 06.09.2018 N 687 соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы Общества, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Общества по приведенным в ней доводам.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на Общество. Излишне уплаченная по платежному поручению от 08.07.2019 N 205607 государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 05.07.2019 по делу N А79-14344/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Тандер" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Тандер" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 08.07.2019 N 205607.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
Т.В. Москвичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-14344/2018
Истец: АО "Тандер"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ
Третье лицо: МБУ "Городская реклама" муниципального образования г. Чебоксары - столицы Чувашская Республика